Золотые ворота

История

При Ярославе Мудром территория Киева активно разрасталась, что требовало возведения новых оборонительных укреплений — возводятся мощные валы с армированными деревянными клетями, глубокие рвы. Новый окольный город, называемый историками городом Ярослава, окружали земляные валы общей протяжённостью 3,5 километра, проходили они по нынешним улицам центра Киева — от Львовской площади (где находились Львовские ворота) вдоль улицы Ярославов вал до Золотых ворот, спускались до площади Независимости (где стояли Лядские ворота) и снова поднимались вверх к Михайловской площади.

Своё название новый главный въезд в город получил от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Строительство ворот вместе с Софийским собором упоминается в летописи под 1037 годом. В «Повести временных лет» упоминается:

С киевскими Золотыми воротами связана польская легенда, согласно которой щербина на коронационной регалии польских королей — мече Щербце — образовалась, когда король Болеслав Храбрый ударил по ним мечом, въезжая в Киев в 1018 году. Эта легенда, тем не менее, противоречит как дате заложения Золотых ворот, так и оценке возраста самого меча.

В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя.

Золотые ворота на рисунке Абрахама ван Вестерфельда (1651)

Из записей путешественников XVI-XVII вв. и рисунков А. Ван Вестерфельда (1651) известно, что уже к этому времени Золотые Ворота были полуразрушенными. После 1654 года русская администрация при создании на месте старых укреплений Старокиевской крепости предпринимала несколько попыток починить ворота. До 1699 года на Золотых воротах находился древний образ Казанской Божией Матери, перенесенный потом в Троицкую церковь. В середине XVIII века Золотые ворота были признаны опасными для проезда и закопаны в вал. Новый въезд в Киев был вырыт рядом.

Остатки Золотых ворот. Фотография конца XIX века.

В 1832 году, накануне приезда Николая I в Киев, были проведены раскопки и киевляне снова увидели Золотые ворота, вернее — две сильно разрушенные параллельные стены. Николай I, увидевший ворота, отдал распоряжение о сохранении исторического памятника. Чтобы исполнить его волю, стены были скреплены металлическими стяжками, укреплены подпорами, выровнены кирпичной кладкой и покрыты листами железа. Впрочем, узнать в этом сооружении когда-то величественные ворота оставалось крайне сложно.

В 1970-е гг. возле руин ворот был построен павильон, в котором располагался небольшой музей, посвящённый истории Золотых Ворот, впоследствии музей перенесли в реконструируемое по сохранившимся рисункам здание самих Золотых Ворот, где он и находится по сегодняшний день.

В 1982 году, к празднованию 1500-летия Киева, по требованию В. В. Щербицкого Золотые ворота были полностью реконструированы, несмотря на то, что не сохранилось достоверных изображений или планов того, как они выглядели в древности. Золотые ворота были воспроизведены в предполагаемом первоначальном виде. Работа проводилась в спешке, и сама конструкция имела ряд недостатков. Некачественный бетон и деревянные укрепления стали быстро разрушаться, и здание утратило первоначальный вид.

В 2007 году была закончена очередная реконструкция, в ходе которой была проведена консервация и реставрация сохранившихся ещё со времен Ярослава Мудрого частей ворот, обновление внешнего вида и замена деревянной облицовки. В просторных интерьерах восстановленной достопримечательности посетитель может ознакомиться с экспозицией музея, рассказывающей об истории и архитектуре Золотых ворот, посмотреть древние стены проезда ХІ века, подняться по лестнице в церковь Благовещения, осмотреть сверху Киев.

Описание конструкции

Памятник, проект которого был создан архитектором Е. Вучетичем, был построен коллективом украинских скульпторов в середине 70-х годов прошлого века. Скульптура представляет собой женщину, которая в одной руке держит меч, а во второй – большой щит.  Обшивка статуи Родина-мать была создана в Запорожье, но в единое целое листы нержавеющей стали были сварены специалистами института имени Е. Патона уже в Киеве.

Внутри скульптуры есть два лифта — вертикальный и наклонный. Также имеются лестницы, которые ведут в узкопроходные места монумента, в том числе и на самую верхнюю смотровую площадку.

Высота и вес скульптуры Родина-мать

Общая высота монумента вместе с мечом составляет 102 метра. Сама скульптура достигает 62 м, а ее постамент — 32 м. Общий вес сооружения составляет более 450 тонн, из них 9 тонн весит меч, расположенный в правой руке, и еще 13 тонн – щит в левой руке.

Стоит отметить, что сам постамент — это сложное  инженерное сооружение, он углублен в землю почти на 20 метров. А его дренажный инженерный колодец углубляется в сложные по строению грунты днепровских склонов на 34 метра.

Загадки истории сборки

История сборки памятника до конца неизвестна – некоторые исследователи полагают, что уникальный кран, использованный для сборки, был разрезан и сброшен в Днепр, другие считают, что кран был использован и на многих других стройках Украины, особенно при реставрационных работах.

Сейсмические опасности и ветровые колебания

Многолетние геодезические изыскания и работа большого коллектива ученых, архитекторов и скульпторов позволили создать уникальное сооружение – памятник сможет выдержать землетрясение силой более 8 баллов. На верхней части памятника расположено устройство, созданное для подавления ветровых колебаний, особенно движений щита и меча.

Как добраться в Киев

  1. Прямое авиасообщение с Россией прервано, так что все летят через аэропорт Минск-2. Подобрать подходящую стыковку помогут поисковики Skyscanner и Aviasales.
  2. Аэропорты Киева. Отдельную статью я посвятил Аэропорту Борисполь, так как он находится за городом, а вот аэропорт Жуляны расположен в самом городе, поэтому с транспортом проблем нет. Такси в Жуляны ездит по городским тарифам. Самые доступные — Яндекс.Такси (промокод dtukcaqm), UBER (промокод uberlivetripsby), Uklon (промокод RNYMxELP) и Bolt (промокод HRYTC).

Для наземных туристов пригодятся статьи Минск-Киев, Гомель-Киев и Варшава-Киев с бюджетными вариантами

История

Скала «Золотые ворота» неподалеку от Коктебеля оторвалась от массива Карадаг несколько миллионов лет назад. То есть она также имеет вулканическое происхождение. Со временем ее форму сформировали морские волны и ветер.

Сейчас у скалы красивое название, связанное с тем, что в солнечную погоду хорошо виден ее золотой окрас. Лучше всего наблюдать это в промежуток времени с 12:00 до 15:00 часов. Это происходит из-за игры света на желтых лишайниках, покрывающих арочную скалу.

Однако во времена, когда в Крыму жили древние греки, скалу наименовали «Чертовыми воротами». Считалось, что именно здесь герои мифов спускались в подземное царство мертвых. Среди местных жителей известно много рассказов об аномальности этого места: как под воротами останавливаются часы, не работает навигация, в эфире слышатся помехи и голоса. Говорят также, что возле скалы летают неопознанные объекты, а под ней живет чудовище. Поэтому и сейчас скалу «Золотые ворота» некоторые называют «Чертовы ворота».

«Золотые ворота» Крыма изображены на рисунке, сделанном А. С. Пушкиным на полях рукописи «Евгений Онегин» после поездки по крымскому побережью.

Природный заповедник Карадаг

История Золотых ворот

Строительство оборонительного сооружения

Парадные ворота Киева возводились во времена одного из самых ярких правителей Руси – Ярослава Мудрого. По летописи Нестора Летописца, дата завершения строительства – 1037 год. Основной задачей была оборона главного въезда в город от татаро-монголов. Поэтому ворота были укреплены, изготавливались с применением камня, обожженной глины. Немного позже над оборонительным сооружением появилась Благовещенская церковь.

Специалисты так и не пришли к единому мнению, почему же воротам, в изготовлении которых не использовалось золото, было дано такое название. По одной из версий, «золотыми» их прозвали из-за медной обивки, которая давала отблеск, когда на нее падали лучи солнца. Еще одно предположение – название связано с константинопольскими Золотыми воротами, через которые в Иерусалим вошел Иисус.

Разрушение Золотых ворот

В 1240 году, во время нападения татаро-монгол, у Золотых ворот состоялись бои, о которых свидетельствуют археологические раскопки. Исследователи нашли большое количество скелетов, метательных ядер. Но все же взять защитное сооружение завоеватели не смогли. Затем два века о въездных воротах нигде не упоминается.

Только в 1499 году в грамоте Великого князя Литовского Александра содержится ведомость о воротах, которые и в дальнейшем оставались главным въездом в город. К сожалению, там не указывается, в каком состоянии они находились. Уже в 1594 году памятник Киевской Руси был руиной. Об этом пишет Эрих Лясота в своем дневнике: «…руины красивых ворот, которые и теперь еще служат воротами… Это было красивое и величественное здание, как можно заключить из уцелевших остатков».

Во время национально-освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого руины Золотых ворот были местом встречи восставших сил. Об этом свидетельствуют рисунки голландского художника Абрахама ван Вестерфельда. Впоследствии эти рисунки были использованы для реставрационных работ.

А когда Киев находился в составе Российской империи, то остатки Благовещенской церкви уничтожили полностью, а руины ворот в 1755 году засыпали землей, для сохранения. И так они пролежали более 80 лет.

Восстановление памятника

Археологи решили откопать памятник архитектуры в 1830-х годах, тогда же были проведены и первые реставрационные работы. За это дело взялся археолог Кондрат Лохвицкий. Вокруг руин проложили ограждение, и Золотые ворота стали популярной достопримечательностью. Так оставалось до начала 20 века. Люди пытались уберечь памятник от пагубного влияния дождей и морозов, но ничего не получалось.

В связи с этим в середине 70-х годов 20 века был объявлен конкурс на проект павильона над руинами. Было два основных варианта павильона, первый – прозрачный купол, но его отвергли, а второй – это возведение саркофага в первоначальном виде Золотых ворот.

Строительные работы завершились в 1982 году, к 1500-летию Киева, и Золотые ворота были официально открыты.

Город

Коктебель Крым
​Коктебель — это курортный поселок городского типа, который находится на берегу Коктебельского залива в восточной части Крымского полуострова. Ближайший населенные пункты: город Феодосия и поселок городского типа Орджоникидзе.
Географические координаты поселка городского типа Коктебель: N 44.9631 E 35.2499
Местоположение Коктебеля интересно тем, что он…

Поселок Орджоникидзе
Поселок Орджоникидзе расположен на восточном берегу Крыма на мысе Киик-Атлама, с трех сторон окружен морем, а с четвертой защищен — горной местностью, что делает его одним из удивительных мест Крымского полуострова.

Географические координаты Орджоникидзе на карте GPS 44 57.855 N 35 21.312 E

Добраться к Орджоникидзе можно как от города Феодосии (13 км) так и от поселка…

Поселок Приморский в Крыму
Поселок Примосрокий до 1952 года назывался «Южная точка», глядя на карту, название становится весьма очевидным. В 1938 году был построен небольшой поселок для работников завода ПО «Море». На заводе делают одни из лучших кораблей и катеров в мире, гражданского и военного назначения. Знаменитая Комета, Гриф, Антарес и Зубр, сошли именно с конвейере ПО «Море». В…

Армянск Крым
Армянск располагается в северной части Крымского полуострова. Это первый город, который вы увидите при въезде в Крым. Местонахождение Армянска – Перекопский перешеек, который выполняет соединяющую функцию: континента с Крымом.
Чтобы доехать до столицы Крыма (города Симферополя) из Армянска необходимо преодолеть расстояние по трассе 130 км. А до южного берега Крыма…

Как добраться до скалы «Золотые ворота» в Крыму

Чтобы посмотреть на арку «Золотые ворота», нужно добраться до природного заповедника «Кара-Даг», который находится по адресу: поселок Курортное, ул. Науки, 24. Доехать сюда можно на общественном транспорте:

  • Из Феодосии: автобус № 101, выходить на конечной остановке «Биостанция» (время в пути — около 1 часа).
  • Из Симферополя: с автостанции «Курортная» на автобусе «Симферополь — Феодосия» ехать до поворота на Коктебель в селе Насыпное, пересесть на автобус № 101 до конечной. Дорога займет около 2,5–3 часов.

Расписание автостанции «Курортная» в Симферополе

Если вы выбрали морскую прогулку от частных перевозчиков или турагентства, то нужно ехать сразу в Коктебель. С автовокзала Феодосии туда почти каждый час ежедневно отправляются автобусы.

Расписание автобусов с автовокзала Феодосии

Можно доехать на такси до одного из мест отправления на экскурсию к скале «Золотые ворота»: в Феодосии работают сервисы «Десяточка», «Копейка», «MegaTaxi».

Как добраться до «Золотых ворот» на машине

Чтобы доехать из Феодосии до заповедника на своем автомобиле, нужно следовать по Симферопольскому шоссе (трасса Р-29), повернуть направо перед постом ГИБДД в селе Насыпное, проехать Подгорное, Коктебель, въехать в поселок Щебетовка, свернуть налево перед храмом Вознесения Христова и по указателям доехать до поселка Курортное.

Чтобы доехать до Коктебеля, нужно также следовать по трассе Р-29, проехать Подгорное и дорога приведет в поселок.

Карта-схема проезда на машине из Феодосии до Коктебеля, откуда отправляются морские экскурсии к скале «Золотые ворота»:

Панорамный вид на «Золотые ворота» («Чертовы ворота») в Крыму:

Видео о скале «Золотые ворота» Карадага:

Сквер у Золотых ворот

Основная статья: Золотоворотский сквер

Памятник Ярославу Мудрому в Золотоворотском сквере

Чтобы облагородить такой ценный исторический памятник, как Золотые ворота, возле них в 19 веке был разбит сквер: насажены деревья, установлены скамейки. В 1899 году здесь состоялось грандиозное событие — был установлен чугунный фонтан, форма которого напоминала вазу для фруктов. Это был один из шести фонтанов, которые планировалось установить по всему городу. В течение нескольких лет, вплоть до 1902 года, в Киеве работала Садовая комиссия, которая уберегла от застройки несколько парков, садов и скверов. Среди прочих был и Золотоворотский сквер.

В 1997 году, у павильона со стороны улицы Лысенко, был открыт памятник Ярославу Мудрому, созданный по эскизу скульптора Ивана Кавалеридзе, в 1998 году — парковая бронзовая скульптура кота.

На сегодняшний день фонтан расположен в самом центре сквера, здесь собираются туристы, отдыхают киевляне, бегают дети. Часть сквера ближе к Владимирской занята летней площадкой кафе, обустроенной вокруг фонтана. Дорожки сквера, вымощенные брусчаткой, с лавочками, расположены ближе к улице Лысенко.

Подъем на Родину-мать в Киеве

Максимальное количество людей при подъеме: 2 особы.

Время подъема: 12 минут (в одну сторону).

Форма одежды: удобная, не сковывающая движений (по технике безопасности в каблуках, например, не пустят). На выходе с первого лифта можно сдать вещи в камеру хранения.

Путь к обзорной площадке на щите Родины-мать: с помощью первого лифта вы доберетесь до пояса монумента. Далее надевается страховочный пояс, инструктор расскажет правила безопасности и вы следуете во второй лифт, который довезет вас до лестницы. Здесь начинается самостоятельный подъем сначала вверх по металлической лестнице, а затем — по круговому тоннелю (которым является рука монумента Родина-мать).

Выход на смотровую площадку через люк (здесь нужно отстегнуть страховочный пояс) и вы попадаете в железную клетку — это и есть обзорная точка с щита Родины-мать.

Какой открывается вид с щита Родины-мать: часть левого и правого берега Киева, Днепр, Южный мост, а также видна правая рука монумента с мечом.

https://youtube.com/watch?v=snxsDaxmjeo

Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне

В комплекс Музей Великой Отечественной войны, помимо памятника Родина-мать, включены Аллея, посвященная всем городам-героям, существовавшим во времена Советского Союза, чаша «Огонь Славы». Здесь же размещены открытые площадки, демонстрирующие технику времен Второй Мировой войны, скульптурные композиции, посвященные разным этапам войны.

Часы работы музея: ежедневно с 10:00 до 18:00 (кассы закрываются в 17:00).

Контактный телефон: +38 (044) 285-94-52

Цена билета в музей: взрослый — 30 грн; для студентов — 10 грн; для школьников — 5 грн.

Стоимость экскурсии: для взрослых — 70 грн; для студентов и учеников — 50 грн; на иностранном языке — 200 грн.

Цена аудиогида — 50 грн. Разрешение на фотосъемку — 39 грн; на видеосъемку (непрофессиональную) — 50 грн.

День открытых дверей (бесплатный вход в музей) — 9 мая; для учащихся — 1 сентября; для пенсионеров — 1 октября.

Информация для посетителей

Адрес монумента Родина-мать: ул. Запечерная, 33

Вход на территорию: доступен круглосуточно и бесплатно.

Как добраться: доехать до станции метро «Арсенальная», от нее далее ехать автобусом №24 или троллейбусом №38 до остановки «Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне» (конечная).

Стоимость подъема на щит: 300 грн (для лиц от 18 лет).

Ближайшие интересные места — Национальный ботанический сад в Киеве и Киево-Печерская лавра.

Ссылка на основную публикацию