Warning: mysqli_query(): MySQL server has gone away in /var/www/lira-vrn/data/www/lira-vrn.ru/wp-includes/wp-db.php on line 2024

Warning: mysqli_query(): Error reading result set's header in /var/www/lira-vrn/data/www/lira-vrn.ru/wp-includes/wp-db.php on line 2024
К золотому храму сикхов в амритсаре (пенджаб), отзыв от туриста arkhip251166 на туристер.ру

К золотому храму сикхов в амритсаре (пенджаб)

Немного из истории города

Основан город Индии Амритсар в 1574 году, когда Рам-Дас (состоятельный гуру-сикх) выкупил под строительство земельный участок у владельцев расположенной на этом месте деревни, заплатив за нее 700 рупий. В последующие годы, город, получивший в честь священного пруда свое название, стремительно рос и развивался. Спустя столетия он преобразился и превратился в главный культурный и религиозный центр сикхов.

После ожесточенных боев в 1849 году город был захвачен англичанами. Лишь спустя сто лет он обрел независимость. Но XX столетие ознаменовалось для города вооруженными конфликтами с большими человеческими потерями: расстрел паломников в 1919 году Реджинальдом Дваером (британский генерал), захват в 1981 году Золотого храма террористами, индо-пакистанские события и пр.

Сегодня этот населенный пункт имеет важное экономическое, религиозное и политическое значение для Индии. Амритсар – развивающийся город

Шум и радость

В конце «братского ряда» два чана. К ним могут стекаться две или три очереди, в зависимости от количества гостей на трапезе. Замыкающий принимает тарелку и ударяет ею о край одного из чанов — вытряхивает остатки еды. Затем бросает тарелку во второй чан, за которым стоит волонтер с опытом футбольного вратаря: его задача — ловить тарелки и укладывать их компактнее. Когда чан заполняется, его относят на мойку.

В помывочном цехе лязг, смех и водяная взвесь. Это самое веселое и шумное место во всем Золотом храме. Вдоль длинных раковин-корыт плечом к плечу стоят женщины и мужчины, перехватывая друг у друга новую посуду.

— Ты почему так тихо работаешь? — кричит мне на ухо соседка по корыту Харжа, жена банкира. — Радость должна быть шумной! И она ударяет железной тарелкой о край чугунной раковины, разбрасывая искорки брызг и маленьких радуг.

Каждая тарелка проходит пять стадий очистки: две ванны со стиральным порошком, одна со средством для мытья посуды и две с прозрачной проточной водой. Раковины стоят параллельно друг другу, и когда одни севадары заканчивают натирать тарелки порошком или мылом, посуду относят в следующее корыто. Тряпочками, губками и просто руками металл надраивают до блеска — десятки солнечных зайчиков гуляют по лицам работников и портретам гуру Нанака, развешанным по стенам. Чистую посуду складывают в металлические клетки и везут обратно в обеденные залы.

— Смотри, у меня недавно была свадьба, — показывает мне свои ладони Харжа, пока мы ждем партию новой посуды. — Видишь узоры хной? Пока они не смоются, я не могу готовить в новом доме, все должна делать свекровь. Здесь же я могу мыть посуду — это святая работа, так что узоры скоро исчезнут, и я буду готовить своему мужу сама!

Вода холодная, но такая приятная в полуденной жаре. Раковины наполнены до краев, и иногда, выискивая посуду на дне, приходится погружать руки в воду чуть ли не по плечи.

— Каждый должен хоть раз поработать вот так, добровольно, — кричит сквозь грохот и плеск Харжа, выхватывая у меня из рук скользкую миску. Прожить день не зря. Понимать: я не приду, ты не придешь, он не придет — кто-то будет голодным. Лангар — умение отдавать. Жертвовать еду, силу и время. Сикхизм — умение служить людям.

Говоря это, Харжа весело смеется. Ведь любая работа должна быть в радость.

А за стенами кухонь раскинулся жаркий полдень в сиянии покрытого золотыми пластинами храма. Его отблески отражаются от воды пруда, в который спускаются для омовения верующие сикхи и где плещутся толстые священные карпы. После того как добровольцы закончат свою работу на сегодня — у кого-то это час, у кого-то сутки, — они выйдут на белые мраморные плиты и не спеша направятся по дорожкам к мосту в Золотую гурдвару — поблагодарить гуру за возможность такого служения. Там, в тени, на шелковых подушках, возлежит священная книга Гуру Грантх Сахиб. Вечером в блеске огней и под пение гимнов торжественная процессия уложит бумажного гуру спать и закроет его страницы до первого рассветного часа. Учитель уснет, а котлы самой большой кухни мира продолжат кипеть. Чтобы каждые полчаса, каждые сутки тысячи и тысячи людей обретали радость.

Ориентировка на местности
Амритсар, Пенджаб, Индия

Площадь Амритсара 114 км² Население 1 132 000 чел.Плотность населения 9930 чел/км²Площадь Индии 3 287 263 км² (7-е место в мире)Население 1 324 460 000 чел. (2-е место)Плотность населения 403 чел/км²ВВП 2,454 трлн долл. (7-е место)

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ храм Mandir Mata Lal Devi с пещерными лабиринтами, церемония спуска флага на границе между Индией и Пакистаном.ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА лепешки чапати, чикен-тикка (кусочки курицы, запеченные на углях), гаджар халава (морковный пудинг с орехами и изюмом).ТРАДИЦИОННЫЙ НАПИТОК ласси — коктейль из взбитых фруктов, йогурта, специй и воды.СУВЕНИРЫ сикхская косынка, купленная у ворот Золотого храма, гребень для бороды, металлический сикхский браслет.

РАССТОЯНИЕ от Москвы до Амритсара — 3950 км (от 10 часов в полете без учета пересадок)ВРЕМЯ опережает московское на 2,5 часаВИЗА оформляется в консульском отделеВАЛЮТА индийская рупия (100 INR ~ 1,5 USD)

Фото: HEMIS / LEGION-MEDIA, LAIF / VOSTOCK-PHOTO(X2), ALAMY / LEGION-MEDIA, AP / EAST NEWS, HEMIS / LEGION-MEDIA, GETTY IMAGES (X3), AP / EAST NEWS (X2), HEMIS (X2), ALAMY / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2018 г.

Золотой дворец в Амритсаре

Рекомендовать место

2

Этот дворец, который также называется Хармандир Сахиббыл, в начале XVII века возвел гуру сикхов Арджун Джи. Каждый год к этому святилищу тянутся тысячи паломников, чтобы соблюсти ритуал и почтить светлую память духовных наставников сикхов.

Воды озера вокруг храма считаются священными и также притягивают многочисленных паломников.

Как правило, ворота дворца всегда открыты для всех желающих его посетить — для этого достаточно только проявить свое уважение храму, просто накрыв платком голову и сняв обувь. Архитектура внутренних помещений храма поражает своей красотой и магией, здесь можно отдохнуть в освежающей тени древнего дерева, можно окунуться в священные воды. Кроме того, можно понаблюдать за людьми, которые готовят блюдо «дал махани» – традиционное для области Панджаб.

Но самое главное: отправившись посмотреть на Золотой дворец, расположенный в городе Амритсар, вероятнее всего, вы сможете избежать шумной толпы туристов, потому что эта уникальная достопримечательность не пользуется чрезмерным спросом в различных путеводителях.

Паломничество в Золотой Храм

Золотой храм получил своё название неслучайно — его центральный купол облицован медными плитами, покрытыми позолотой. Храм соединён с берегом озера узким мраморным мостом, символизирующим путь, который предстоит пройти душе после того, как она покинет бренное тело. Стены храма украшены росписями и орнаментами, инкрустациями из драгоценных камней. На 2-ом этаже святилища специально обученный чтец с восхода и до заката солнца молча читает старинный экземпляр «Гуру Грантх Сахиб», изредка перелистывая гигантские страницы. Любой человек, вне зависимости от вероисповедания, может посетить Золотой храм в Индии.

Перед входом в храм паломники совершают ритуальное омовение в водах священного озера и снимают обувь. Мужчины, женщины и дети покрывают голову платком. Можно подняться в молитвенный зал и посидеть на ковре, читая молитвы и вознося личные просьбы к Всевышнему. Для паломников предусмотрены различные блага — бесплатная столовая, бесплатные комнаты для ночлега и медпункт, где врачи-сикхи безвозмездно оказывают медицинскую помощь всем нуждающимся.

Золотой дворец

Главный значимый объект Амритсара – прекрасный Золотой храм, в котором хранится «Гуру Грант Сахиб» (священная книга), с учениями десяти Гуру, являющихся проводниками сикхской религии. Находится храм в центре оз. Амрита-Сарас («Озеро бессмертия»). Считается, что омовение в его водах дарует просветление и исцеляет людей, совершивших его.

Для посещения храма следует соблюдать некоторые правила, например, снимать обувь. Комплекс, состоящий из нескольких зданий, по внешнему облику многие сравнивают со знаменитым Тадж-Махалом. Он восхитителен благодаря обилию мрамора, сусального золота и бронзы, использованных при его строительстве и оформлении.

Важная особенность храмового комплекса – в его стенах ежедневно бесплатно могут покормиться около 30 000 людей. Происходит это прямо на бетонном полу в столовых помещениях. Волонтеры разносят желающим вегетарианскую пищу (пшеничный хлеб, бобовый суп, овощи и рис). Кроме всего, любой желающий может остаться в храме на ночлег, устроившись также на бетонном полу.

Этот храм является, пожалуй, единственной яркой достопримечательностью города Индии Амритсара (фото представлено в статье). Других значимых объектов в городе почти нет. Однако обычная прогулка по городским улицам тоже может подарить достаточно яркие и незабываемые впечатления.

Особенности

Амритсар не особо популярен среди туристов, и иностранные гости бывают здесь лишь проездом. В основном в городе среди жителей преобладают индийцы, которые относят себя к сикхам. Они верят в Единого Бога, у которого, по их мнению, настоящее имя неизвестно никому. Единственная форма их поклонения – медитация. Таким способом они выражают верность и преданность своим идеологическим взглядам.

Следует отметить, что как и большая часть индийских мегаполисов, город Амритсар тоже подвержен достаточно сильному социальному расслоению. Выражено это в довольно резком делении на богатых и бедных. Здесь множество грязных кварталов с полуразвалившимися домами, по улицам которых бегают бедные босоногие дети, и тут же находятся прекрасно благоустроенные здания, окруженные высокими пальмами и живописными лужайками.

Движение городского транспорта очень хаотичное и небезопасное для пешеходов. Часто на улицах можно встретить коров, оставляющих за собой яркие следы с неприятным запахом. И отели в городе Индии Амритсар соответствуют качеству инфраструктуры и, в целом, образу индийской провинции.

Гипермаркет Alfa One

Рекомендовать место

Alfa one — это торговый центр, расположенный в Индии в городе Амристар. Он впечатляет своим внушительным размером и интерьером. Общая площадь — 2 миллиона квадратных футов. В нем находится 170 магазинов, предлагающих бренды местных и международных дизайнеров. Также имеется большое количество ресторанчиков, где можно отведать блюда на любой вкус, но большой популярностью пользуется местная кухня.

Туристы могут посетить кинотеатры и насладиться великолепным качеством фильмов в формата 4d и 5d. Дети могут провести время в игровой комнате.

Рядом находится базар ,состоящий из более чем 51 магазинов, предлагающих изделия народных ремесел.

В торговом центре Alfa one действует множество эскалаторов, лифтов, которые облегчают передвижение для покупателей.

Здесь же расположена удобная парковка для машин.

Координаты: 31.61978500,74.90694100

Золотой храм Хармандир-Сахиб

Рекомендовать место

1

Хармандир-Сахиб (Дарбарасахиб или Золотой Храм) — один из древнейших и почитаемых храмов Индии. За свою отделку золотыми пластинами храм получил название Золотого. Этот храм считается одним из старейших и священнейших в Индии — время его строительства – 1589 год.

Большей частью золотых пластин, которыми сегодня отделан храм и благодаря которым здание производит впечатление, сделанного из цельного куска золота, храм был отделан в начале и первой половине XIX века, когда под патронажем махараджи сикхской империи в Пенджабе, императора Ранджит Сингха, были произведены декоративные работы по отделке священного комплекса золотом и мрамором.

Золотой храм стоит в центре искусственного озера, и дорога к нему лежит по узкому мраморному мосту – прежде считалось, что пройти в святилище могут только праведники и путь через озеро приравнивался к очищению души. Дорога по мосту символизирует путь от грешного к праведному. Храм символично открыт для входа с четырех сторон, со всех сторон света. Таким образом, гурварда доступен для всех национальностей и вероисповеданий.

Как добраться до Хармандир-Сахиб в Амритсаре

Добраться до Амритсара и Золотого храма лучше всего из Дели. Здесь доступны все виды транспорта:

  • Самолёт летает каждый день по 8–10 рейсов, начиная с раннего утра и до вечера. Есть прямые рейсы и с пересадкой через Мумбаи. Стоимость билета от 40 до 70 долларов. Время полёта от 1 часа 5 минут до 1,5 часов.
  • В священный город ходят поезда. Они ездят почти круглосуточно, отправляясь со всех трёх вокзалов Дели. Путь займёт 7–13 часов в зависимости от типа поезда. Цена меняется от класса обслуживания от 10 до 27 долларов. Расписание можно посмотреть на официальном сайте.
  • Ещё между населёнными пунктами постоянно курсируют автобусы. Путь на нём займёт около 10 часов. Цена от 4 до 10 долларов. Уточнить расписание лучше на автобусной станции.

От городского вокзала до Хармандир-Сахиб ходят бесплатные автобусы жёлтого цвета. На них всегда большие очереди, поэтому есть второй вариант. Добраться можно на такси или рикше за 1–3 доллара, которые стоят на выходе и предлагают свои услуги. Также работают приложения для онлайн-заказа такси Uber и Ola Cabs.

Каждый сикх считает своим священным долгом посетить Золотой храм в Амритсаре хотя бы единожды в своей жизни.

Поэтому в окрестностях святыни с одинаковой вероятностью можно повстречать, как важных докторов наук и успешных бизнесменов, так и нищих пилигримов из индийской глубинки.

Наподобие другим сикхским духовным сооружениям, в Золотом храме в Амритсаре не проводят каких-то специально организованных служений. Священное действо совершается здесь практически круглосуточно, за исключением перерыва в несколько часов ночью. Одних паломников можно узреть в умиротворённой прогулке вокруг святого озера Амрит-Саровар, других долго и задумчиво созерцающих на Золотой храм, а третьих застать прямо в священных водах озера во время ритуального омовения. Последняя церемония считается крайне символичной, и согласно древним сказаниям приносит много счастья и удачи её совершившим. Подобное можно увидеть только во время празднования дня Макара-санкранти на острове Сагар.

Советы туристам Амритсара

1. Добираться до города Амритсар удобнее всего на самолете из Дели (время в пути примерно один час). Так же можно добраться до Амритсара на поезде из того же Дели, а так же из других городов Индии — Варанаси, Мумбая, Калькутты и т.д. Не редко туристы пользуются автобусами, однако стоит учесть, что поездка может стать довольно длительной (из Дели — 6-7 часов).

2. Город Амритсар считается довольно безопасным для туристов, однако стоит быть весьма бдительным в местах с большим скоплением людей, поскольку там промышляют карманные воры.

3. Те, кто захочет посетить исторический памятник Джаллианвала-багх стоит знать, что летом он открыт с 6-ти утра до 7-ми вечера, а зимой с 7-ми утра до 6-ти вечера.

4. Великолепные блюда Амритсара (как и всего штата Пенджаб) очень вкусные. Эта кухня знаменита обилием пряностей и щедрым использованием топленого масла. Кухня Пенджаба предлагает изумительные блюда и деликатесы с горчичной подливой сарсон-касаг, кукурузными лепешками макки ки роти и специями тандури для калорийной пищи. Непременно стоит попробовать традиционный сладкий напиток Пенджаба — ласси, который делают из йогурта.

Внутреннее убранство храма сикхов поразит ещё больше, чем фасад.

Чего только стоит тот факт, что в мраморные плиты пола и стен инкрустированы драгоценными камнями! Поспорить с таким интерьером под силу разве что Тадж-Махалу. Один за другим, сменяя друг друга, в главном зале появляются священнослужители. Их основная миссия – чтение текста священной книги сикхов «Грант Сахиб». Чтобы прочесть её всю потребуется 2 дня, поэтому служители Всевышнего делают это попеременно. Параллельно тексты читаются в маленькой часовенке на крыше и на втором этаже главного зала.

Действо происходит дважды в день: книгу утром выносят, а вечером заносят на место.

Если вы немного устали от лицезрения восхитительной сикхской святыни, можно просто присесть на берегу целебного озера или прогуляться по мраморной набережной. Кстати, не дай Бог, вам вздумается направить ноги в сторону Золотого храма или, куда хуже, опустить их в озеро – такой поступок расценят не иначе как оскорбление, но вы ведь этого не хотите, правда? Местные священнослужители, да и просто паломники могут одарить вас таким взглядом, что свою напуганную душу вы будете долго искать, как говориться, «в пятках». Правда, сикхи настолько дружелюбны, что тут же сменят суровость милой ласковой улыбкой.

Рис и хлеб

В огромном зале на полу расстелены ковровые дорожки. Таких залов в Золотом храме два. Каждые полчаса двери открываются и места занимают новые едоки. В один зал помещается до 5000 человек, обычно свободного места не остается. На входе гость получает металлическую тарелку с четырьмя отделениями, ложку и миску для воды. Севадары — мальчишки и мужчины — разносят еду в помятых ведрах и черпаками раскладывают в расставленные на полу миски. Лепешку надо принимать двумя руками как дар от великого гуру — ее протянет разносчик, который придерживает у бедра корзину, полную чапати.

Когда все готово, служитель произносит: «Джо боле со нихаль». Преданные отвечают: «Сат сри акаль». Все вместе это означает на пенджабском: «Блажен человек, говорящий: „Бог есть истина“». Затем все приступают к трапезе.

Еда выглядит не очень аппетитно: раита — смесь йогурта и овощей, дал — бурый суп-пюре из бобовых, кхир — комья рисового пудинга. Но на вкус она гораздо лучше, чем на вид. Я смело отправляю ложку дала в рот и чувствую, как вспыхивает пожар — специи тут добавляют не скупясь.

Иногда между рядами сидящих провозят бидон с водой. Из крана вода течет постоянно: если захочешь пить — подставляй миску. Остальная вода собирается ручейками на полу, когда же гости покинут зал, мальчишки швабрами соберут ее вместе с упавшим рисом и хлебными крошками.

— Гуру Нанак сделал великое дело — уравнял всех индийцев, — говорит мне сосед, пришедший с трехлетней дочкой. — Посмотри: достаток человека все равно можно определить. Вон у того чалма из очень дорогой ткани, а вон тот косынку свою купил на развале перед храмом. Но они сидят вместе, и никто ни над кем не возвышается. Знаешь, почему здесь подают только вегетарианскую еду? На самом деле сикхи едят мясо. Но ведь есть и те, кто его не употребляет. Никто не должен уйти обиженным.

В обычные дни блюда в меню стандартные — все те же раита, дал и кхир. Но в праздники, когда ковры для трапезы расстилают даже на улице, местные повара готовят сладости и салаты, стараясь удивить десятки тысяч паломников.

На выходе грязную посуду отдают в руки новых добровольных помощников. Приборы собирают отдельно — сбрасывают в чан, возле которого стоит размахивающий ложкой сикх. А тарелки пускают по длинной веренице из рук в руки. Сикх в гигантской чалме передает посуду старику без зубов и волос, прикрывающему тонким платком голову, тот — красивой, но усталой женщине с золотыми браслетами, она — мне, стоящей тут же, в брюках и с фотоаппаратом. Беру у нее тарелку двумя руками и передаю парню в футболке супермена слева от себя.

— Знаешь, что все здесь — братья и сестры? — спрашивает меня этот подросток, приехавший сюда с родителями из США на каникулы. — У большинства этих людей одно отчество: у женщин — Каур, у мужчин — Сингх. Когда люди становятся сикхами, они берут себе новое отчество. А если ты работаешь на благо людей — ты уже сикх.

Статистика

Съедено — сделано

В сутки храмовые кухни расходуют:

65 000 кг муки

15 000 кг риса

18 000 кг чечевицы

2000 кг овощей

500 кг топленого сливочного масла

700 л молока

25 000 кг сахара

100 газовых баллонов по 25 литров

5000 кг дров

В 2001 году для изготовления лепешек использовалось 35 кг муки ежедневно, в 2017-м — 65 000 кг. За 16 лет потребление муки выросло в 1857 раз.

100–150 000 человек посещают храм ежедневно. В дни религиозных праздников число паломников возрастает до 1,5 миллиона.

В среднем в год Золотой храм собирает пожертвований на сумму до 50 миллионов долларов.

1500 кг карах паршада в среднем каждый день раздается прихожанам.

Золотой храм был покрыт золотом в 1830 году, через два с лишним века после завершения строительства. Первоначально на отделку храма ушло 162 кг золота, а во время ремонта в 1990-е — еще 500 кг. Золото использовали 999-й пробы, покрывали им стены в 24 слоя.

О месте Золотой Храм — Хармандир-Сахиб

Хармандир-Сахиб является главным храмом сикхов – одной из многочисленных народностей Индии. Он находится в городе Амритсар, построенном вокруг святого места – одноименного водоема, который выкопал духовный лидер сикхизма Гуру Рам Дас.

Как добраться

До Амритсара вы сможете добраться по воздуху или на наземном транспорте:

  • Самолет из Дели ежедневно летает до аэропорта Раджа Санси. Билеты стоят около пятидесяти долларов, а полет длится не больше полутора часов.
  • Из столицы регулярно ходят поезда до Амритсара. Переезд займет десять-двенадцать часов, поэтому лучше ехать ночным рейсом. Отправляться нужно от железнодорожной станции «Нью-Дели».
  • Добираться автобусом проще и дешевле. На билеты придется потратить от 500 до 2000 рупий (в зависимости от типа автобуса), а дорога займет примерно девять часов.

После прибытия в город можно нанять рикшу или сесть на бесплатный туристический автобус, следующий от центрального автовокзала. Его легко узнать благодаря ярко-желтой окраске. Храм расположен в самом центре города, близ парка Jallianwala Bagh.

Интересные факты

Началом строительства Золотого храма принято считать создание искусственного водоема, который индусы называют сегодня “источником нектара бессмертия”. Верхние ярусы храма покрыты золотыми листами. В нем до сих пор хранится оригинал священной книги сикхов – «Ади Грантх».  Чтобы увидеть его, придется пройтись по узкому мостику из мрамора. Это символизирует пропасть между раем и адом.

В конце XIX века Хармандир-Сахиб посетил российский император Николай II. До 1984 года храм использовался в качестве базы для сикхских сепаратистов. В нем производилось огнестрельное оружие и гранаты. Только ценой многочисленных жертв со стороны мирного населения индийская армия решила эту проблему.

Советы туристам

Перед посещением храма требуется омыть ноги и покрыть голову – поэтому возьмите с собой панамку, шляпу или платок

Также обратите внимание на свою одежду. Не стоит надевать мини-юбку, шорты или майку без рукавов

Два раза в день (04:00 и 21:40) проводятся ритуальные церемонии. В дневное время посетителей бывает достаточно много: приготовьтесь к длительному ожиданию в очереди. В столовой можно бесплатно попробовать блюда национальной кухни: ежедневно здесь угощают до ста тысяч человек.

Устройство храма

Золотой храм Хармандир-Сахиб работает каждый день с рассвета до 23:00. Около него постоянно слышны песнопения, которые служители читают из священной книги. Дважды в день происходит церемония её перенесения: летом в 4:00 и 22:30, зимой в 5:00 и 21:40. Это действо могут увидеть все желающие. Вход бесплатный.

По правилам здесь запрещается

  • громко говорить;
  • ходить с непокрытой головой;
  • курить и пить алкоголь.

На центральном входе в архитектурный ансамбль есть туристический центр. Здесь лежат буклеты, продаются книги о религии и предоставляются услуги гида за дополнительную плату. Офис работает с 7:00 до 20:00.

Посетители храма,  Елена Шишков

Чтобы войти в сам комплекс необходимо провести ритуал

  • абсолютно все люди должны покрыть голову, на этот случай рядом лежат косынки;
  • затем оставить обувь в специальной ячейке;
  • далее пройти босиком через углубление с водой.

Полы на территории постоянно протирают, а по центровым дорожкам расстелены ковры. Перемещаться внутри следует по часовой стрелке. Паломники перед тем, как зайти в главное здание обходят весь пруд.

На служение сюда приходит много волонтёров. Они убирают помещения, моют и готовят. Здесь есть столовая (лагар), которая кормит всех людей безвозмездно. Любой посетитель храма может прийти и поесть по соседству с верующими национальную индийскую кухню. Сидеть будете на коврике в позе лотоса. В комплексе всегда доступна вода и чай. Волонтёры кормят в день до 80 тыс. человек.

Виртуальный тур по храму

Помимо бесплатной еды, турист или паломник может переночевать в Амритсар в отдельных комнатах без оплаты. В них нет удобств и кроватей. Все спят на полу, укрывшись пледом. Это позволяет лучше понять принципы бескорыстия сикхов. Договориться о ночлеге нужно в туристическом центре на входе заранее.

На территории также расположился музей истории религии. Он является главным музеем Сикхизма. Здесь на мемориальных досках записаны все важные религиозные даты. Входные билеты сюда не нужны. Также установлен памятник в честь погибших в бою в Первой Мировой войне солдатов-сикхов.

Золотой храм Хармандир-Сахиб,  Елена Шишкова

Ссылка на основную публикацию