Набережная зимней канавки на карте санкт-петербурга

История

Вид с Невы

Небольшой канал, соединивший Неву и Мойку, был прорыт в 1718—1719 годах. Работами руководил известный строитель-подрядчик Василий Озеров. В 1720 году подпорная стенка у Палат Петра I была облицована камнем (проект архитектора Н. Ф. Гербеля, каменщики Ярославского уезда Иван Фёдоров и Борис Тиханов). Таким образом, эта часть набережной стала одной из первых каменных набережных в городе.

В 1783—1787 годах на месте Зимнего дворца Петра I было построено классицистическое трёхэтажное здание Эрмитажного театра, автором которого стал выдающийся архитектор Джакомо Кваренги. Одновременно с ним на противоположном берегу канала было завершено строительство Большого Эрмитажа (1771—1787, архитектор Ю. М. Фельтен). Два здания были связаны переходом на уровне второго этажа, опирающимся на мощную арку, перекинутую через канавку.

В 1782—1784 годах набережные канавки были закованы в традиционный для города гранит и украшены строгими решетками, выполненными по проекту скульптора И. Ф. Дункера.

История названия

Первое название — Старый Дворцовый канал — было присвоено в 1738 году, однако фактически оно не употреблялось. В обиходе канал называли Зимнедомский (Зимнедворцовый) или просто Зимний. С 1768 года правый берег именовался Почтовой улицей, так как неподалеку, на нынешней Миллионной улице, располагался Почтовый двор, который в начале XIX века переехал в район нынешней Почтамтской улицы. Современная форма названия известна с 1801 года.

Мосты через Зимнюю канавку

Первый деревянный подъёмный мост по голландскому образцу через канавку был перекинут в 1718—1720 годах, сразу после прорытия канала у Зимнего дворца Петра I.

Через небольшую Зимнюю канавку (её длина — 228 метров, а ширина не превышает 20 метров) перекинуто три моста: Первый Зимний, Второй Зимний и Эрмитажный, бывший Зимнедворцовый. Первый Зимний и Эрмитажный мосты были построены в XVIII веке, причем Эрмитажный мост стал первым каменным мостом в Петербурге. Второй Зимний мост был сооружён в 1960-х годах, но тем не менее он не производит впечатления современной конструкции, а напротив, полностью соответствует старинному стилю. Это было сделано специально, чтобы не разрушить атмосферу пушкинского Петербурга.

Напоследок

Я думаю, что для любителей фототворчества и селфи это место подойдёт как нельзя кстати.

Хорошие снимки вам обеспечены здесь в любую погоду и время года. Я помню, как бродила тут морозным зимним днём после мероприятий Международного культурного форума, прошедших в Главном штабе, который расположен поблизости от Зимней канавки. Даже поэтично как-то звучит — зимой, у зимней канавки…

Здесь хорошо думается, и вас внезапно посещает ощущение, что ход времён замер. Есть только вы и имперский Петербург, его гранитные берега и великолепные здания… Кстати, под аркой – эрмитажным переходом — находится спуск к воде, откуда также можно сделать интересные фотографии.

Я буду рада, если вам понравится этот интересный уголок нашего сказочного города.

Странички истории

Этот канал появился не естественным природным путем, как многие водные артерии в Санкт-Петербурге, а был искусственно прорыт в 1718 году у Зимнего дворца Государя Петра I.

Отсюда и такое название. Руководил данной работой строитель Василий Озеров. Отмечу, что уже через два года с одной стороны подпорная стена у Первого Зимнего дворца Петра Великого была оформлена в камне (по эскизу Н. Ф. Гербеля). То есть мы с вами можем считать это место за одну из первых городских каменных набережных.

Я читала, что официально в самом начале этот канал именовался как «Старый Дворцовый». Но в обиходе горожане говорили «Зимнедворцовый». Правда, и это название упростилось в 1755 году до краткого «Зимнего». А вот слово «канавка» прибавляется к его имени в документах лишь в 1801 году. Почему же не «канал»? Мне думается, что словом «канавка» хотелось подчеркнуть именно рукотворность её происхождения, «выкопанность». Хотя, это лишь — моя версия. Причина же появления этой протоки проста. Царю Петру Великому она значительно облегчила жизнь.

Ведь с появлением Зимней канавки он мог запросто садиться в лодку и отбывать по делам прямо от своего дворца.

Как добраться

Подскажу вам, что набережная Зимней канавки граничит с центральной — Дворцовой площадью Петербурга, которую мы с вами и выберем за ориентир. Добраться сюда лучше всего на метро. Выходим на станции «Адмиралтейская» (1).

Кстати, именно эта станция замечательно подойдёт, если вы решили побывать в Александровском саду (2), пройти под аркой Главного штаба (4), оказаться в Эрмитаже (3).

То есть, сегодня эта станция — самая удобная для посещения данных примечательных мест. От неё надо следовать, как указано на вышепредложенной мною карте.

От станции метро «Невский проспект» (1) идти будет чуть дольше. Правда, и тут есть и свои плюсы.

Для туристов-автомобилистов

Хочу привести информацию для туристов-автомобилистов, любящих кататься, как говориться «с ветерком». Не надо ни в коем случае перенимать наши неважнецкие питерские привычки. Если вам кто-то подскажет, что особенно в пору белых ночей замечательно промчать по Дворцовой набережной, не поддавайтесь соблазну. Да, многие наши горожане знают об особенности этой дороги. Мало того, что виды тут открываются потрясающие, так ещё быстрая езда над мостиками создает секундное ощущение полёта. Есть даже выражение, понятное питерцами, — попрыгать на мостиках на Дворцовой набережной.

Но вот «долетаться-допрыгаться» так можно и до беды. Дело в том, что при проезде именно над Эрмитажным мостом машину несколько заносит (из-за сужения или какой-то иной особенности дороги).

И можно, не зная такой вот «заковыки», получить «свидание» автомобиля со зданием Эрмитажа. Ему-то (зданию) всё нипочём, а вот машине и пассажирам… К сожалению, мне такой случай, произошедший с нашим знакомым, известен. К счастью, обошлось без больниц, но вот «железный конь» пострадал изрядно… Потому и решила на всякий случай предупредить о коварстве этого своенравного моста над Зимней канавкой.

Легенды о Зимней канавке

Переход над Зимней канавкой, возводимый между двумя дворцовыми зданиями, был готов к 1837 году.

Недоброжелатели его создателя — архитектора Кваренги — тут же распространили сплетни о непрочности постройки. Мол, она может в любое время попросту рухнуть. А ведь ходить то здесь намеревались не кто-нибудь, а сами царственные особы! Чтобы отстоять честь архитектора (да и на всякий случай для проверки) императрица Екатерина повелела провести в этой галерее «пир на весь мир», куда пригласила множество высокопоставленных гостей.

Те на свой страх и риск, а также из-за боязни ослушаться своенравную государыню, конечно явились. И арочный мост-галерея, несмотря на все наветы, с успехом выдержал гулянья. Кстати, до сих пор ходят споры насчёт истинного авторства Эрмитажного перехода. Теперь историки приписывают его скорее всего Ю. Фельтону.

Что касается рассказанной мною истории, то это всего-навсего городской анекдот.Но именно подобные байки расцвечивают и оживляют для нас с вами сухие исторические страницы.

И раз уж речь пошла о легендах, то имеет свою и горбатый Эрмитажный мостик-котик над Зимней канавкой. Если вы слушали оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама», то, разумеется, знакомы с её либретто. В него Пётр Ильич внёс свою долю фантазии, не довольствуясь лишь пушкинским произведением.

В какой-то из газет времён 1868 года композитору попалась на глаза заметка о произошедшей в Петербурге трагедии. Сообщалось, что некая Юлия Перова из-за несчастной любви учинила над собой убийство именно у Эрмитажного моста Зимней канавки. И, видимо, маэстро очень посочувствовал этой девушке, так как спустя годы, при создании в 1890 году своего гениального произведения попросил автора либретто (своего брата Модеста) включить в сюжет этот факт, только соотнести его теперь с судьбой Лизы.

Вот в финале оперы пушкинская героиня, после побега помешавшегося на картах Германа и бросается в тёмные воды с Эрмитажного моста. Не зря говорят, что искусство — мощная сила. С тех пор те, кто слушал данную оперу, а вслед за ними и прочие горожане, стали звать этот мост «Лизиным». А сама я из-за внешнего вида этой переправы называю её «кошачьей».

Второй Зимний мост

Второй Зимний мост, пересекающий Зимнюю канавку у Мойки, очень похож на своих старших братьев — Эрмитажный и Первый Зимний. Однако, сооружен он уже в советское время и в его конструкции использован железобетонный свод. Мост оформлен серовато-розовым гранитом, благодаря которому он напоминает двух других своих собратьев.

В узкую горловину гранитных берегов канала один за другим поворачивают с Мойки многочисленные теплоходы и кажется, что все они связаны между собой веревкой и плывут как один длинный состав.

Набережные Зимней канавки очень живописны для фотографий, а под Эрмитажным переходом есть спуск к воде, откуда можно сделать фото с расстояния вытянутой руки до проходящего экскурсионного теплохода.

Зимняя канавка в Санкт-Петербурге – это популярное место романтических свиданий, а вид Эрмитажного моста вместе с арочной галереей со стороны Миллионной улицы считается одним из символов Санкт-Петербурга.

Литература

  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 446. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 311—312. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 49. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
Это заготовка статьи о Санкт-Петербурге. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Ссылка на основную публикацию