Вулкан эйяфьядлайекюдль

Национальный парк Ватнайёкюдль

Рекомендовать место

3

Ватнайёкюдль – это настоящее царство дикой природы. Парк представляет собой крупнейший европейский заповедник, который придется по вкусу ценителям экологического и спортивного туризма. Добраться сюда можно на корабле из Рейкьявика.

Отличительной чертой национального парка является ледник внушительных размеров. Его длина составляет 50 метров, ширина – 10 метров, а высота – 2 метра. Сюда постоянно стекаются толпы туристов, желающих воочию оценить неповторимую красоту ледника. Гостям этого замечательного места предлагается взять напрокат квадроциклы и снегоходы. Благодаря этому, в любое время года можно свободно передвигаться по территории парка. Надо сказать, что в парке Ватнайёкюдль есть несколько активных вулканов. Чтобы по достоинству оценить всю красоту этого зрелища, надо увидеть его собственными глазами.

Особой популярностью среди туристов пользуются оздоровительные купания в горячих источниках, которые расположились непосредственно в ледяных пещерах. Кроме того, гости национального парка имеют потрясающую возможность отправиться в однодневный увлекательный круиз вдоль побережья Ватнайёкюдль. Любителям экстремального отдыха придутся по вкусу сафари по Ледяной лагуне.

Вулкан Гекла – «Вратами в ад»

Какой вулкан в Исландии самый известный? Конечно, Гекла. Еще во времена Средневековья о нем знали не только жители страны, но и близлежащих государств. Его окрестили «Вратами в ад» наряду с Везувием. По легендам, через жерло горы проходят в преисподнюю души грешников, а ведьмы устраивают там шабаш. Священники, дабы приструнить народ, говорили, что извержение горы – кара за совершенные прегрешения.

Дословно Гекла переводится как «Плащ с капюшоном». Действительно, вершина вулкана под сенью облаков чем-то напоминает монашеские одежды.

Гекла – вулкан в Исландии, к которому не прекращается интерес туристов. Находящийся на горном хребте, высотой 40 километров, он возвышается почти на 1500 метров. Это поистине впечатляющее зрелище!

Не ослабевает к этому объекту и интерес вулканологов. Подумать только: за последние 6 тысяч лет Гекла извергалась около 20 раз. Причем, невозможно угадать, каким по интенсивности будет последующая активность, ведь в его истории были пробуждения на несколько суток, которые повторялись больше года. А те, что происходили в II-I веках до нашей эры, своей пятибалльной силой выбрасывали вулканические породы на 7,5 км. Несколько лет после этого в Европе царствовала вулканическая зима.

Дороги

В Исландии есть три типа дорог: асфальтированные, гравийные и так называемые ф-роудс. Они различаются типом дорожного покрытия.

Асфальтированная дорога проложена вокруг всего острова и обозначена на картах номером 1. Это предпочтительный минимум для туриста, который хочет хоть немного посмотреть Исландию. Длина дороги составляет 1339 км. На ней находятся популярные достопримечательности: гейзеры, водопад Скоугафосс, ледниковое озеро и фьорды.

Гравийные дороги — это хорошо укатанные трассы, которые уходят от дороги № 1 к маленьким деревушкам и фермам. Их не избежать, если соберетесь вглубь острова.

Ф-роудс — это дороги, уходящие далеко вглубь острова, например F210. На них встречаются реки, которые нужно проезжать вброд, крутые подъемы, глубокие ухабы и булыжники. Поэтому туда допускаются только полноприводные джипы. На мой взгляд, это самый интересный вид дорог: там самые потрясающие пейзажи в Исландии.

Съезжать с таких дорог нельзя: это наносит непоправимый вред почве и строго запрещено законом. Если турист решил съехать в сторону и эффектно покрутиться на машине, ему может грозить огромный штраф. Он зависит от оценки ущерба, которую определяет суд. Самый большой штраф, о котором я читал, — 12 000 $. Казалось бы, пустое пепельное поле, а для исландцев — бесценная земля, которую надо уважать.

Типы дорог можно посмотреть на картах. № 1 — это основная асфальтированная дорога, 208 и 209 — гравийные, F210 — ф-роудВсе въезды на ф-роудс обозначены специальными знаками и памятками. На них объясняют, что запрещено на дороге и какие опасности поджидают водителя

Иногда на ф-роудс приходится переезжать через реки. Их глубина зависит от дождей и самой реки. Прежде чем пересекать реку, надо понимать, где находится воздухозаборник у автомобиля. Если его зальет водой, двигатель встанет навсегда.

Чтобы пересечь реку, я советую двигаться по течению немного под углом. Следы проехавших ранее машин на берегу не гарантируют безопасной переправы, поэтому выбирайте собственный маршрут. Для этого можно перейти реку вброд. Если человек не может добраться до другого берега, то машина, скорее всего, утонет или ее понесет течением.

Глубокая река попалась нам только один раз. Мы не знали о ней, когда выстраивали маршрут. Пересекать реку, мягко говоря, неприятно: всегда есть риск отправить джип в круиз по горным рекам, которые заканчиваются водопадом. Мы могли выбрать альтернативную дорогу, но для этого пришлось бы сделать крюк и потратить еще шесть часов. При этом мы бы все равно не избежали рек, просто они были бы не такие глубокие. Мы решили рискнуть.

Воды в реке было ниже колена — и чуть выше порога автомобиля. Для нашего Мицубиси это неглубоко, но нам все равно было страшно. Боялись зря: мы пересекли реку быстро и без последствий. Когда поехали дальше, то ни капли не пожалели, что рискнули: пейзажи вокруг были невероятно живописными и запоминающимися.

В нашем договоре было указано, что реки пересекать нельзя. Штрафа нет, но страховки не покрывали ущерб. Если бы машина утонула, мы купили бы новый автомобиль. Он стоит минимум 3,2 млн рублей.

Чтобы не встретить реку на своем пути, стоит выстраивать маршрут по спутниковым картам и читать форумы

Когда ехать

Исландцы шутят: «Если тебе не нравится погода, подожди 15 минут — и она станет еще хуже». Это правда. Вне зависимости от сезона в Исландии почти постоянно дует сильный ветер и идет дождь. Погода непредсказуема: даже если прогноз обнадеживающий, не стоит ему доверять.

Мы ездили в Исландию в августе. На мой взгляд, конец лета и начало сентября — лучшее время для поездки. На это есть ряд причин.

Август — самый теплый месяц. Днем температура доползает до +15 °C, а ночью опускается до +8 °C. Во время нашей поездки две недели светило солнце, мы чудесным образом не застали дождей. Это огромное везение: до нашего путешествия дождь лил три месяца без остановки. Единственной проблемой для нас был сильный ветер, который поднимался ночью и задувал в палатку.

Летом проще проехать в глубину острова

Это важно для туриста: главные красоты Исландии расположены вдали от туристических дорог. С сентября по июнь поездке в центр острова могут помешать бурные реки из-за обильных дождей или закрытие дорог, а зимой — снег

Некоторые кемпинги работают только с мая по сентябрь. Благодаря им можно сильно сэкономить на жилье: отели в Исландии дорогие.

В конце лета и начале осени в Исландии больше шансов увидеть то, ради чего туристы едут на остров. Во фьорды заплывают киты, айсберги откалываются от ледников и выходят в океан, а на берегу гнездятся тупики — красивые птицы, больше похожие на рисунок из детской книжки.

Самостоятельно лезть на ледник не стоит: без гида и специальной экипировки можно погибнуть

Минус поездки летом — высокие цены. Один и тот же автомобиль стоит 990 € (71 280 Р) в марте и 1500 € (108 000 Р) в августе. Разница в цене авиаперелета может достигать 10 000 Р в зависимости от рейса.

Альтернатива августу — начало лета. Вы не увидите птиц, зато сэкономите. Еще надо быть готовым к холодам. Шерстяной свитер не хочется снимать даже в августе, а в июне еще холоднее. В другие месяцы — без солнца и под проливными дождями — в Исландии должно быть совсем некомфортно.

Исландия

Это островное государство часто называют ледяным царством, оно расположилось между Гренландией и Норвегией в непосредственной близости от полярного круга. Основная часть Исландии находится на вулканическом плато, поэтому землетрясения и извержения здесь — обычное дело. Несмотря на географическое положение, климат в регионе отнюдь не арктический, а умеренно-прохладный, с сильными ветрами и повышенной влажностью.

Несмотря на суровую природу, здесь живут очень позитивные и доброжелательные люди. Исландское гостеприимство известно по всему миру. Ежегодно в эти суровые края приезжают тысячи туристов, чтобы познакомиться с уникальной природой и, конечно же, увидеть самый знаменитый вулкан в Исландии — Эйяфьятлайокудль. После 2010 года поток желающих собственными глазами наблюдать это чудо света заметно увеличился.

Что взять с собой

Источники всех бед для туриста в Исландии — дожди и ветер. Если что-то может промокнуть, оно обязательно промокнет. Ветер сорвет и унесет легкие вещи, которые не закреплены, поэтому не стоит оставлять их без прищепок. Мы сушили вещи днем в машине, натянув веревку под крышей автомобиля.

У палатки должно быть непромокаемое дно и крепкие штормовые растяжки. Я советую не экономить на ней, иначе может быть очень некомфортно. Мы одолжили палатку фирмы «Талберг» у друга. По словам владельца, она стоила около 8000 Р. У палаток этой фирмы адекватные характеристики, качество и цены.

У палаток обязательно должна быть «юбка» на штормовой накидке: она спасет от ветра. У нас такой не было. В одну из ночей ветер был настолько сильный, что гнулись дуги палатки. Продрогнув насквозь, я пошел спать в машину. В ней особо не согреешься, но хотя бы не дует.

«Юбка» защищает палатку от продувания
«Юбка» защищает палатку от продувания
Перед поездкой обязательно потренируйтесь ставить палатку. Потом вас, вероятно, будет хлестать дождь и сдувать ветер. Наш рекорд сборки палатки — две минуты

Спальник. Мы купили спальные мешки «Снугпак» за 6300 Р, они очень компактные и легкие для своего температурного диапазона. В комплекте идет хороший компрессионный мешок, который сжимает спальник до размера небольшого кокоса. Это очень удобно.

Я советую взять спальник потеплее, например с температурой комфорта до −2 °C. В наших мешках с минимальной температурой до +2 °C под утро было прохладно.

Туристический коврик нужен, чтобы смягчить поверхность и сохранять тепло, когда вы спите на земле. Не берите завалявшийся ковер для фитнеса: он не держит тепло, впитывает влагу и тяжелее туристического. В среднем коврик для кемпинга стоит 500 рублей.

Вещи для готовки. С собой стоит взять котелок, кружку, тарелку, ложку, нож. Опытные туристы покупают легкосплавную посуду, чтобы экономить на весе. У нас был старый армейский котелок, в который влезало две хороших порции макарон. Чаще всего готовить придется на горелке, для нее пригодится экран от ветра.

Трекинговые ботинки должны хорошо держать голень, не скользить на мокрых камнях и не промокать. Армейские берцы с водоотталкивающей пропиткой вполне подойдут как бюджетный вариант. Они стоят 1200 Р. Я ездил с хайкинговыми кроссовками стоимостью 6000 Р.

Одежда. Непромокаемые штаны продают в «Декатлоне» за 600 Р. Ветровка должна не продуваться, не промокать и при этом максимально дышать. Даже если едете летом, стоит взять теплую одежду: комплект термобелья, шерстяные носки, шапку, перчатки и шарф. Плавки пригодятся для купания в геотермальных источниках и, возможно, в водопадах.

Двух комплектов одежды достаточно: часто стирать не получится, много взять тоже. Все вещи мы закинули в походные рюкзаки. Несмотря на то что чемодан проще дотащить до машины, рюкзак больше подходит для путешествия по Исландии. Если с машиной что-то случится, вы сможете спокойно продолжить путешествие с рюкзаком. Чемодан по пересеченной местности долго не протащишь — его придется нести на себе.

Все вещи на две недели поместились в одном большом рюкзаке, а в маленьком — техника

Историческая справка

Исландия находится на стыке двух континентальных плит, Евразийской и Северо-Американской, и считается страной с самым большим количеством геотермальных источников, лавовых полей, льдов и вулканов. Их более ста, причем двадцать пять – действующие. У туристов наиболее популярные вулканы – Лаки и Гекла, они имеют почти сто кратеров и представляют собой уникальное зрелище.

Но в 2010 году весь мир узнал о еще одной достопримечательности Исландии – это вулкан Эйяфьятлайокудль. Фото извергающейся из-под ледника лавы облетели все мировые новостные ленты, возможно, это событие не имела такой популярности в средствах массовой информации, если бы не проблемы с авиаперелётами, возникшие в большей части Европы.

Эйяфьятлайокудль относится к стратовулканам, конус которого образован слоями затвердевшей лавы и горной породы, оставшихся там после многочисленных извержения. Официально это – не вулкан, а ледник, шестой по величине на острове, расположен он в 125 километрах от столицы Исландии Рейкьявика. Высота вершины – 1666 м, площадь вулканического кратера составляет 3–4 км, до 2010 года он был скрыт под толстым слоем льда. Предыдущее извержение вулкана Эйяфьятлайокудль происходило с 1821 по 1823 г., и вот уже двести лет он считался спящим.

Бензин

Каждый день мы передвигались по дорогам и бездорожью. В общей сумме проехали 4300 км и заплатили за топливо 38 000 Р.

Бензин в Исландии дорогой: литр 95-го стоит 213 kr (111 Р), литр дизеля — 214 kr (112 Р). Заправок много: N1, Olis и Orkan. Они равномерно распределены в населенных местах — у нас не было проблем с их поиском. Но я все равно старался заправляться заранее, когда бензина оставалось полбака. В глубине острова дороги труднопроходимые, поэтому расход увеличивается вдвое или даже втрое.

У всех топливных компаний есть системы скидок, но просто так они цену не снизят. Самый простой способ получить скидку — заказать кемпинг-карту, к которой прилагают скидочную карту в 10 kr (5,2 Р) с каждого литра на заправках «Оркан». Благодаря ей мы сэкономили на топливе 2000 Р за всю поездку. О кемпинг-карте подробнее расскажу в разделе «Жилье».

Мы не видели топлива дешевле, чем на «Оркане». На ключе нашей машины был брелок, по которому давали скидку 4 kr (2,1 Р) за литр на заправках «Олис». Но по сравнению с «Орканом» заправляться на «Олисе» все равно было невыгодно.

Почти на каждой заправке можно бесплатно помыть машину

Жилье

Перед поездкой мы посмотрели предложения на Booking.com и Airbnb.com и поняли, что арендовать жилье в Исландии дорого и непрактично. Стартовая цена за одну ночь на двоих — 7000 Р. Более того, нам это просто не подходило: жилье привязывает ко времени и месту.

Большинство туристов ночует в кемпингах. На острове их около двухсот. Ночь на человека обычно стоит 1500 kr (783 Р). Дополнительно нужно заплатить налог в 333 kr (174 Р) с палатки за весь период в кемпинге. Если турист остановился в одном кемпинге на три дня, он заплатит 4500 kr (2376 Р) за палатку и 333 kr (175 Р) налога.

Сэкономить на жилье можно с кемпинг-картой. Она позволяет двум людям бесплатно останавливаться в популярных кемпингах. Остается только заплатить налог. Карта стоила нам 160 € (11 520 Р), с ней мы сэкономили 3000 Р.

Карту продают на сайте, в кемпингах, на почте или в супермаркетах «10—11». Мы заказывали ее заранее по почте, чтобы не искать на месте.

Скидочная карта на заправку и кемпинг-карта. Ее необходимо подписать на обратной стороне

Кемпинги выглядят как большое поле, где туристы ставят машину и палатку. Некоторые бронируют места заранее, но мы так и не поняли, зачем это делать. Свободные места в кемпингах были всегда.

Минимальные удобства вроде туалета есть в любом кемпинге. Почти везде были кухня, душ, вайфай и розетки. Душ обычно платный. Посещение стоит пару крон, вода включается на 5 минут. Стирка в машинке обойдется в 500 kr (261 Р).

Чтобы оплатить пребывание, нужно найти администратора с терминалом. Обычно он сидит в вагончике или делает обход по расписанию. Если администратора нет, на ресепшене будет указано время, когда он вернется. После оплаты администратор выдаст стикер, который нужно положить под стекло машины.

Самый крутой кемпинг — в Рейкьявике. В нем есть абсолютно все, что нужно туристу: бесплатный душ, туалеты, умывальники, грили, информационный центр, экскурсии и многое другое. Он не входит в список кемпинг-карты — за ночь придется заплатить 2400 kr (1253 Р) с человека. Туда стоит заехать в первый день. Многие туристы оставляют там продукты, которые не хотят брать в самолет, и газовые баллоны.

Один из самых унылых кемпингов, в которых нам довелось побывать, был расположен в Вогаре, по пути из аэропорта Кеблавик. Он представляет собой большой газон рядом с футбольным полем. Из общественных помещений — маленький домик с туалетом, раковиной и парой розеток. Мы не задержались в этом кемпинге: приехали ночью, поставили палатку, рано проснулись и уехали. Администратора с терминалом для оплаты так и не встретили.

В глубине острова вообще нет кемпингов. Однажды мы уехали к горячим источникам и поняли, что не успеем вернуться к заходу солнца. По пути увидели домик лесника. Тот разрешил поставить палатку на газоне и пользоваться удобствами дома, за это взял с нас 1500 kr (783 Р).

Аскья — красавец среди вулканов Исландии

В самом сердце Исландии находится полный тайн вулкан Аскья. Местность здесь необитаема, потому что ландшафт испещрен лавовыми полями, ледниками, извергающимися геотермальными источниками, да и в воздухе витают испарения. Настоящая апокалиптичная картина! Неспроста именно в предгорьях Аскьи тренировали астронавтов.

Вулкан еще и необычайно красив, особенно идеально круглое озеро, находящееся в его кратере. Туристам, которые не побоятся взглянуть на Аскью, нужно идти по узкой тропке, опоясывающей кратер. Купаться в мутноватой голубой воде можно, но нежелательно. Это грозит потерей сознания от вдыхаемых газов, которые источает вулкан.

Бывали и мистические истории, связанные с Аскьей: бесследно пропадали ученые, изучавшие эту местность.

Последнее извержение этого вулкана было сравнительно недавно, в 1961 году. Однако сейчас активность Аскьи настораживает ученых, продиктовано это тем, что лед в кратерном озере полностью тает к лету (обычно часть его остается даже в июле). Отчасти это объясняется тем, что на Аскью повлиял Эйяфьядлайекюдль, извергающийся вулкан в Исландии в 2010 году.

Отражение в культуре

Сегодня история семилетней давности на далеком острове Исландия несколько позабылась, тогда же это событие произвело на многих сильное впечатление, ведь не каждый день в прямом эфире можно увидеть, как извергается настоящий вулкан. Общество по-разному отреагировало на событие. В интернете появились ролики, в которых люди пытались выговорить непривычное название, а в народе сочиняли анекдоты на эту тему.

Канал National Geographic снял документальный фильм, повествующий о событиях весны 2010 года, а сюжеты некоторых художественных лент связаны с исландским вулканом, например, французская лента «Вулкан страстей» и некоторые эпизоды фильма «История Уолтера Митти» американского производства.

Пожалуй, самую милую нотку в повальное увлечение исландским явлением природы внесла уроженка этой страны, певица Элиза Гейрсдоттир Ньюман. Она сочинила задорную песенку про Эйяфьятлайокудль, помогающую научиться правильно произносить экзотическое название.

Интересные факты

О вулкане с «витиеватым» названием существует целый ряд занимательных фактов:

  • Исследование лингвистов Америки показало: название ледника способны произносить правильно лишь 1/5000 доля населения земного шара.
  • По мнению британских специалистов частицы вулканического пепла достигли некоторых регионов России. Однако, российские вулканологи данную информацию не подтвердили.
  • Исландская исполнительница Элиза Гейрсдоттир Ньюман написала незамысловатую песню, призванную помочь выучить сложное наименование природного объекта.
  • Русский вариант фонетической транскрипции слова «Eyjafjallajkulll» не передает произношение корректно.
  • Об извержении 2010 года компанией National Geografic снят документальный фильм, а в 2013 году появилась французская художественная кинокартина с участием вулкана. Также гигант запечатлен в американской трагикомедии «Невероятная жизнь Уолтера Митти».
  • Южный склон пару тысяч лет назад являлся фрагментом береговой линии Исландии. В дальнейшем море отступило, а расстояние до линии берега составило примерно 5 километров.
  • Сила извержения выражается в баллах от 0 до 8. По шкале вулканической активности (VEI) Эйяфьятлайокудль находится на отметке «4». 6-балльное извержение может привести к сильному похолоданию на Земле.
  • В ходе последнего извержения в апреле 2010 года Великобритания закрыла свое воздушное пространство для гражданской авиации из-за вулкана Эйяфьятлайокудль. Европейские авиакомпании понесли огромные убытки, ведь облако вулканического пепла привело к отмене рейсов. Частично растопились льды, а концентрация дыма и пара в воздухе вынудила сотни людей покинуть дома.

На территории страны, лежащей на Срединно-Атлантическом хребте, извержения – далеко не редкость. В Исландии собрались различные типы вулканов со всего света, а ледники покрывают площадь почти 12 000 квадратных километров. Полюбоваться природными достопримечательностями – мечта многих туристов.

Страховка

В Исландии туристы ездят по бездорожью. Там легко повредить машину: вылетевшие из-под колес камни могут оставить сколы, а булыжники — проколоть колесо. В некоторых частях острова бывают песчаные бури. Судя по рассказам прокатчиков и блогам путешественников, после таких бурь машины остаются без покраски. Возможный урон оценивают до 20 000 € (1 440 000 Р).

Для каждого страхового случая в Исландии предусмотрен отдельный вид страховки. Сначала мы в них запутались, но потом оказалось, что все легко. Расскажу о них вкратце.

Страховка на случай ДТП (CDW) включена в стоимость аренды каждого автомобиля. Если по вине водителя произойдет авария, он заплатит до 3490 € (251 280 Р). Это так называемая франшиза. Остальные расходы понесет страховая компания.

Другие виды страховок исландские прокатчики продают пакетами. Это дешевле, чем покупать их по отдельности. Есть три типа пакетов: бронзовый, серебряный и золотой.

Бронзовый пакет стоит 27 € (1944 Р) день. В него включают:

  1. Страховку от ДТП со сниженной до 690 € (49 680 Р) франшизой — SCDW.
  2. Страховку от повреждений гравием (GP) с франшизой до 98 € (7056 Р).
  3. Защиту от угона (TP). Если машину действительно угнали, водитель ничего не заплатит.

В серебряный пакет входят все страховки бронзового пакета, а также страховка от песчаных бурь (SAAP) и разрыва покрышек (TIP). Шиномонтаж в Исландии дорогой: 130 € (9360 Р). Серебряный пакет стоит 37 € (2664 Р) в день.

В золотом пакете не предусмотрена франшиза — всю финансовую ответственность берет на себя страховая компания. Приятно, но дорого: в день он обойдется в 48 € (3456 Р).

Когда мы бронировали машину, взяли бронзовый пакет. Дополнительно на месте купили страховку шин за 99 € (7128 Р) на две недели. Это было ошибкой: безопаснее взять серебряный пакет. После поездки я понимаю, что все страховые случаи реальны. Встречные автомобили запросто могут окатить машину гравием, побить краску и сколоть лобовое стекло. Нам повезло, что этого с нами не произошло. Но если вы чуть менее удачливы, приготовьтесь много платить.

Исключение — угоны. На форумах рассказывают: местные оставляют зимой заведенные машины на парковке, чтобы быстро забежать в магазин. Машины в Исландии не угоняют: каждый автомобиль связан со спутником, а остров маленький и уехать с него не получится.

Вулкан Эйяфьядлайекюдль

Герой недавних выпусков новостей – вулкан в Исландии – Эйяфьядлайекюдль. Фото его находится ниже. Он своим извержением почти на неделю парализовал работу аэропортов не только Исландии, но и континентальной Европы. Пепел распространился даже до берегов Северной Америки.

Примечательно, что у самого геологического образования нет названия. Вулкан в Исландии – Эйяфьядлайекюдль перевод имеет очень сложный. Он состоит из названия местности, ледника и, собственно, обозначения горы, на которой расположился. Самое длинное название вулкана в Исландии, в произношении которого даже проводятся соревнования, на самом деле топоним, обозначающий

Расстояние от столицы Исландии до вулкана Эйяфьядлайекюдль всего 125 километров. Сама гора имеет высоту 1666 метров выше уровня моря. Находится вулкан под одноименным ледником. Кратер геологического образования впечатляет: самый большой зафиксированный показатель – 4 километра.

Вулкан спал после последнего своего извержения длительностью почти год в конце XIX века. То, что гора скоро проснется, выяснили экологи, тем самым удалось избежать жертв. Было эвакуировано около 1000 человек из местности, прилегающей к леднику. На данный момент исследователями вновь зарегистрирована активность вулкана Эйяфьядлайекюдль.

ПДД

Скоростной режим в Исландии непривычен для россиян. Максимальная допустимая скорость вне населенных пунктов на асфальтированных дорогах — 90 км/ч. В пределах населенных пунктов скорость падает до 30—50 км/ч. Я не рекомендую превышать эти лимиты: штрафы начинаются от 72 € (5184 Р) и достигают 1000 € (72 000 Р). Нашей целью было изучить остров, поэтому мы никуда не спешили.

На гравийных дорогах Исландии часто встречаются слепые холмы. Это участок трассы после подъема или перед спуском, за которыми не видно дорогу

Перед ним необходимо сбросить скорость и соблюдать осторожность. Встречные потоки ничем не разделены, за холмом может быть поворот, машина или кювет, полный булыжников

Не думайте, что если вы в глуши, то там никого нет. У нас был случай, когда мы несколько часов ехали по пустой дороге, но встретили другую машину именно на слепом холме.

Знак предупреждает о переходе асфальта в гравий. Нужно сбросить скорость до 80 км/ч Знак «Мост». Кто к нему ближе, тот и проезжает первый

Знак предупреждает о переходе асфальта в гравий. Нужно сбросить скорость до 80 км/чЗнак «Мост». Кто к нему ближе, тот и проезжает первый

Предупреждение о въезде в тоннель Знак «Слепой холм». Здесь надо быть внимательным и сбросить скорость

Предупреждение о въезде в тоннельЗнак «Слепой холм». Здесь надо быть внимательным и сбросить скорость

Виза и перелет

Исландия не входит в Евросоюз, но подписала шенгенский договор. Это значит, что для въезда туристам достаточно шенгенской визы. У меня и моего товарища были шенгенские визы других стран.

Девушка, которая ездила с нами, получала исландский шенген. Для этого у нее потребовали план поездки, билеты в обе стороны, брони отелей и выписку из банка. Мы планировали ночевать в кемпингах, поэтому в консульстве нас попросили указать их GPS-координаты. Визу дали только на период отдыха. Она стоила 60 € (4320 Р).

В Рейкьявик летают авиакомпании «Эйрбалтик», «Финнэйр», «Норвегиан». Мы летели S7. Прямой перелет туда-обратно в Рейкьявик с багажом и питанием стоил 43 000 Р. Учитывая, что ехать мы собрались в августе, а перелет покупали в мае, такая стоимость показалась нам адекватной. Если планировать поездку заранее, можно приобрести билеты на 15 000 Р дешевле.

В апреле 2019 года билеты на август с пересадкой в Хельсинки стоили 19 500 Р. За багаж придется доплатить еще 4000 Р, но цена все равно низкая

История названия вулкана

Название Eyjafjallajökull может показаться сложным, но его значение очень простое и может быть разбито на три части:

  1. Eyja означает остров.
  2. fjalla означает горы.
  3. jökull означает ледник.

Таким образом, Eyjafjallajökull, при общем сочетании слогов, означает «ледник на островных горах».Хотя перевод не так уж и сложен, произносить название этого вулкана очень сложно. Стоит разделить это трудное слово на слоги: AY-yah-fyad-layer-kuh-tel, а затем несколько раз повторить, чтобы выучить. В исландском языке есть много слов, которые звучат странно и чуждо носителям других языков. И этот вариант не исключение: десятки журналистов по всему миру попадали в неловкое положение, пытаясь в новостных репортажах об извержении выговорить это название. Даже самые красноречивые телевизионные журналисты доказали, насколько сложно даже приблизиться к правильному произношению этого слова.

Хроника событий

20 марта 2010 года поздним вечером началось извержение вулкана Эйяфьятлайокудль. Из появившегося в леднике разлома повалил дым и пепел, первые выбросы были небольшими и не достигали в высоту более одного километра. Через пять дней активность значительно снизилась. Причиной стало то, что в жерло хлынула растаявшая вода и частично погасила очаг.

Но 31 марта образовалась новая трещина, и несколько дней лава обильно вытекала сразу из двух отверстий. Как оказалось, это было только начало. 13 апреля исландский вулкан Эйяфьятлайокудль очередной раз сотрясся от подземных толчков, в результате чего появилась новая трещина в 2 км, а столб дыма поднялся на высоту восьми километров. Пятнадцатого и шестнадцатого апреля эта цифра составляла уже 15 км, а вулканический пепел достиг стратосферы, откуда распространение веществ уже происходит на большие расстояния.

Ссылка на основную публикацию