Успенский пещерный монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Копать – не строить

История древнего и средневекового мира полна войн. Человек в то время не мог чувствовать себя в безопасности, если его не защищали крепкие стены жилища, а еще лучше – могучей крепости. Но строить такие вещи самостоятельно при тогдашнем уровне развития техники было нелегко

Следовательно, жители Крыма и обратили свое внимание на естественные укрепления – горы и имеющиеся в них гроты

Люди каменного века просто присматривали себе пещерку по вкусу и поселялись в ней – в Крыму известно немало пещерных стоянок, начиная со 100 тыс. лет до нашей эры. Обзаведясь же более совершенными орудиями труда, они стали изменять форму предоставленных им природой жилищ, делая их более комфортабельными и надежными. О наличии на Тавриде поселений в пещерах упоминают еще греческие и римские авторы. Ученые более позднего времени уверены, что традиция их сооружения не прерывалась до века.

Большинство таких жилых комплексов действительно соорудили феодориты, но нередко они приходили на место уже имеющегося городка. Есть мнение, что подобное строительство стимулировало нашествие кровожадных гуннов. Жизнь в пещерах имела, с точки зрения человека Средневековья, целый ряд существенных преимуществ:

  • не приходилось сооружать жилье и укрепления собственными руками от начала и до конца;
  • строение оказывалось очень крепким и надежным;
  • горы, где располагались пещерные полости, служили дополнительным рубежом обороны;
  • вручную невозможно было выстроить стенку, столь же надежную, как каменный монолит.

Поселенцы меняли форму имеющихся полостей (обычно получались прямоугольные или сводчатые комнаты), вырубали в известняке или других мягких породах новые камеры, соединяли их переходами или перегораживали перегородками. Отпадала необходимость в стенах и башнях – рукотворные укрепления обычно устанавливали только со стороны подъезда к населенному пункту, и они были невелики. Строительный материал появлялся в ходе самого строительства – в ход шли вынутые глыбы породы.

Современному человеку не придется по вкусу жить в холодной пещере, пусть и красивой формы. Но он избалован миром, а средневековые люди больше беспокоились о безопасности от врагов, чем о бытовом комфорте.

«Пещерный город» иудеев — Чуфут-Кале

Одним из первых в списке самых интересных «Пещерных городов» Крыма является Чуфут-Кале — средневековый город-крепость, расположенный в 2,5 км к востоку от г. Бахчисарая у села Староселье, которым управляла Джанике, крымская правительница и по совместительству дочь Тохтамыша. Общая площадь его составляет 460 тыс. м2.

История Чуфут-Кале должна заинтересовать туристов количеством осад, которые крепость пережила за всё время её существования. Поселение упоминается в 1254 году как Кырк-Ер или Кырк-Ор, на месте которого, предположительно, был византийский город, возникший в V — VI веках. Крепостью правили предшествующее поколение Джанике, в нём же она прятала своего брата Кадыр-Берды от Едигея, её мужа и по совместительству ордынского полководца. Выжив, брат стал ханом Золотой Орды и пошёл в битву с Едигеем, в ходе которой погибает сам муж Джанике, а позже и её брат.

Это привело к тому, что дочь Тохтамыша взошла на престол и в будущем поддерживала Хаджи Герая в борьбе с потомками Тохтамыша. После смерти правительницы, через четыре года Хаджи Герай основывает Крымское Ханство, а Кырк-Ер становится его первой столицей, в которой он устроил свою резиденцию. В начале XVI века возводиться Бахчисарай, куда хан со свей свитой переезжает, а за ними почти все мусульмане. Ханы ещё долго пользовались крепостью как оружейным складом и убежищем на случай междоусобиц, а оставались жить там в основном караимы и немного крымчаков.

После того, как Крым был присоединён к Российской Империи, караимы и крымчаки стали уходить из крепости, из-за чего город опустел, а к концу XIX века в нём была лишь семья смотрителя. С октября 2015 года «Пещерный город» Чуфут-Кале становится объектом культурного наследия и большинство людей наслаждаются его красотой, необычностью и историей.

Столица княжества Феодора — Мангуп-Кале

Последним в списке «Пещерный город» Мангуп-Кале в Крыму расположен на плато возвышенности, сохранившейся от разрушения, под названием Баба-Даг в Бахчисарайском районе вблизи села Хаджа-Сала. В Крыму его считают самым крупным «Пещерным городом». Сама гора представляет собой возвышение, которое резко обрывается к югу. С севера у горы имеются четыре мыса: Чамны-бурун, Чуфут-Чеарган-Бурун, Элли-бурун, Тешкли-бурун. На его территории находятся два больших родника с необычным названием: Мужской и Женский.

Изначально в первом тысячелетии до н.э. плато заинтересовало таврские племна, они то и дали ему название — Мангуп. Следом его населяли скифы, аланы, готы и сарматы. Но только в V веке здесь стали появляться первые укрепления, и уже в VII веке убежище разрослось. Была возведена крепостная стена, а следом базилика.

Сам город стал центром Готской епархии в Крыму, но ненадолго. В конце VII века приходит Хазарский каганат и подчиняет Мангуп, что послужило толчком к началу восстания. С XII по XV века город стал столицей православного княжества Феодора, который находился под влиянием Византии. С этого века сохранились многие пещеры, стены и руины. В 1475 году территория подверглась захвату османскими войсками. Они перестроили крепость и назвали её Мангуп-Кале, которая вплоть до 1774 года была центром самой мелкой административно-территориальной единицы Османского государства. Затем она была брошена турецким гарнизоном, а в 1790 году полностью опустел.

Так как Мангуп-Кале расположен на высоте 583 м, а плато площадью около 900 тыс. м2, он впечатляет своими размерами и потрясающими видами, которые открываются с него. Поэтому этот «Пещерный город» пользуется большой популярностью у туристов.

Все перечисленные «Пещерные города» Крыма находятся в г. Бахчисарай

Туристам на заметку

Туристы, отправляясь в Крым ради того, чтобы самим лицезреть данные чудеса природы и архитектуры, должны понимать, что такие путешествия будут достаточно не просты и надо будет подготовиться к большим расстояниям и трудностям в передвижении по скалистым горным вершинам. Но это однозначно стоит того.

Чаще всего посещают в Крыму «Пещерные города» Бахчисарайского района и Севастополя, также для их посещения выбирают самые благоприятные месяцы, а именно сентябрь и октябрь. Удачно вам посетить «Пещерные города» и монастыри Крыма, а также приятного отдыха.

Как добраться до Успенского монастыря из Бахчисарая

Лавра находится на расстоянии около трех километров от города Бахчисарай. Пройти такое расстояние можно и пешком (например, дорога от Ханского дворца займет около получаса, но вдоль всего пути обеспечены живописные пейзажи), но в монастырь также ходит и общественный транспорт.

Автобус и маршрутное такси под номером 2 довезет вас до остановки «Староселье». Отсюда нужно будет подняться в горы по асфальтированной дороге около 600 метров.

Если вы едете в монастырь на автомобиле, то ориентируйтесь на улицы Ленина и Розы Люксембург, а далее — по указателям. На перекрестке с улицей Басенко нужно будет повернуть направо, а далее, недалеко от сувенирного рынка, бесплатная стоянка, от которой следует подняться в горы пешком. Также можно доехать на автомобиле почти до самого монастыря, но в таком случае стоянка будет уже платной. Также можно воспользоваться услугами такси: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Maxim и другие.

Skif-Kerch

Интересные факты

Пещерные помещения монастыря обладают чудесными акустическими качествами. На площадке перед пещерной церковью шумят голоса посетителей, но стоит сделать пару шагов к северу и этот шум исчезает практически полностью. Так известняк со своей пористой структурой интенсивно поглощает шумы. Зная об этом, строители храма увеличили размеры помещений храма святых Константина и Елены, стены которых отражали звук.

Благодаря этому алтарь оказался в центре объёмного резонатора, и звуки молитв достигали до Чуфут-Кале, где попадая в пещерные рупоры, отражались и вновь возникали в монастыре. За счёт этого эффекта у молящихся христиан возникало впечатление, что вместе с ними молитву производят и близлежащие скалы.

О появлении храма бытует несколько красивых легенд. Так, молодой пастух, проводя стадо мимо одной из пещер, заметил в ней яркий свет. Внутри пещеры он с удивлением обнаружил освещённую пламенем свечи, парящую в воздухе икону Пресвятой Богородицы. Восхищению его не было предела, тем более что эпизод произошёл 15 августа — именно в День Успения Богородицы. Взяв икону домой, утром пастух обнаружил, что её нет.

Но, следуя на выпас, около той же самой пещеры он вновь увидел свет и икону. Пастух снова отнёс образ домой, но история повторилась. Односельчане, узнав об этом событии, догадались, что Дева Мария желает, чтобы на этом месте был выстроен храм в её честь.

Свято-Успенский монастырь посещали венценосные особы: императоры Александр I и II, Николай I. Происходящие здесь чудесные события и явления постоянно влекли и влекут сюда как христиан, так и просто любознательных людей, верящих в чудеса.

Главные святыни обители.

  • Икона Успения Богоматери в ризе из серебра – пожертвование коменданта Бахчисарая Тотовича. Верующие получают от этого дара исцеление душевных и физических заболеваний. Свидетельством тому – множество привесок из золота и серебра, как даров за избавление от неведомых хворей.
  • Дубликат иконы Божьей Матери в ризе из серебра, с драгоценностями. Пожертвование супруги генерала Мартынова в 1856 г.
  • Дубликат иконы Божьей Матери Киево-Печерской, в позолоченной ризе – дар митрополита Филарета по случаю торжества, посвящённого открытию скита.
  • Икона Спасителя с 84 фрагментами мощей святых – дар Корсунского Богородичного монастыря.
  • Крест с образом распятия Иисуса Христа. Композиция из трёх ценных пород древесины. Дар Старого Афона в 1850 г.
  • Образ Богоматери с младенцем. Отображён на скальных породах.

Достопримечательности окрестностей Бахчисарая

Очень советуем попутешествовать в долине реки Кача, где находятся:

  • скала Таш-Аир с рисунками древних людей;
  • пещерный монастырь Качи-Кальон;
  • пещерный город Кыз-Кермен;
  • пещерный город Тепе-Кермен;
  • Алимова Балка;
  • монастырь св.апостола и Евангелиста Луки в селе Лаки.

Помимо этих рукотворных достопримечательностей, здесь сама природа создала немало удивительного. В первую очередь живописные скалы, обрамляющие долину с обеих сторон. Не менее красивы горы вдоль реки Бельбек, где тоже есть популярные туристические объекты:

  • Сюйреньская крепость;
  • Большой каньон;
  • Пещерный монастырь Федора Стратилата;
  • водопад Серебряные струи.

Также в Бахчисарайском районе советуем посетить:

  • военно-исторический мемориал «Поле Альминского сражения» (Вилино);
  • пещ. город Бакла (Скалистое);
  • пещ. монастырь Челтер-Коба (Малое Садовое);
  • сфинксы Каролезской долины (Залесное);
  • пещ. город Эски-Кермен (Красный Мак).
  • пещ. город Мангуп-Кале. (Ходжа-Сала)

Любой из данных маршрутов, путешествие на целый день, причем незабываемое путешествие, где красоты природы скрывают остатки древних цивилизаций, настолько уже слившиеся с ними, что отделить одни от других, практически невозможно.

Развлечения, питание и проживание

Если памятники старины вас несколько утомили, то в Бахчисарае есть достопримечательности и развлечения другого плана. В распоряжении поклонников активного отдыха — катание на джипах, конные прогулки, рыбалка, пешие походы по окрестностям. Любители хорошей кухни оценят по достоинству чебуреки, янтык, шашлык, пахлаву и другие блюда восточной кухни в многочисленных кафе и ресторанах.

Чебуреки и Янтык в кафе крымско-татарской кухни

Проблем с размещением отдыхающих в Бахчисарайском районе и самом городе нет. Семьям с детьми стоит остановиться в оздоровительном комплексе “Привал” или в одном из гостевых домов. Тех, кто нацелен прежде всего на общение с природой, ждут современные турбазы. А любителям сэкономить лучше всего снять комнату в частном секторе.

Больше информации об отдыхе в Бахчисарае, жилье и экскурсиях можно узнать тут.

Святыни монастыря

В 1908 г. появился документ с описанием всех святынь храма. Одна из них – «Успенья Богоматери». Образ чудотворный, оформлен в серебряную рамку и многим дала желанное исцеление. Копию иконы «Панагия» когда-то нашли на скальной стене. Образ оформили в серебряную ризу, украсили драгоценными самоцветами и жемчугом. На стене находился образ Богородицы – как раз на месте появления «Панагии». Здесь всегда была неугасимая лампадка.

Копия с картины Божьей Матери Киево-Печерской появилась в храме в качестве подарка от митрополита Филарета. Этому предшествовало всенощное бдение. Также в храме хранился образ Спасителя с частичками мощей 84 святых. Икона была прислана из Корсунского монастыря. Еще одна святыня – крест с изображенным на нем Христом. Предмет был выполнен из кедра, кипариса. На одной стороне креста – надпись о том, что это – подарок со Старого Афона.

Во время Святой власти почти все реликвии оказались уничтожены, а уцелевшие отправлены в Мариупольский музей, но остались копии некоторых образов. Со временем восстановили и главную – икону Успенской богоматери.

Где находится мужской Успенский монастырь в Крыму?

Одна из достопримечательностей, приютившаяся среди Крымских гор, Успенский монастырь расположена в небольшом расстоянии от города Бахчисарай. Конкретнее, Свято-Успенский монастырь находится в глубоком ущелье Марьям-Даре. Окружают храм высокие крепкие неприступные скалы, высота которых здесь достигает 140 метров. 

Почему эта святыня приобрела такую популярность?

Древнейшей постройкой монастыря считается пещерный храм Успения. Одновременно был создан дом настоятеля. В недавнее время профессионалами была отреставрирована вырубленная в скалах церковь св.Марка. На сегодняшний день здесь продолжается активная реставрация присутствующих монастырей, включая храмы Елены, Константина. Подавляющее большинство реликвий, имеющихся в местных церквях, было ликвидировано в советские времена. Немногие сохранившиеся иконы привезены в г.Мариуполь. 

Приехать сюда стоит для рассмотрения непосредственно самих построек, архитектуры сооружений. Величественный Свято-Успенский монастырь вырублен в стенке высокого, выпирающего вперед горного массива. Храм являет собой привлекательное зрелище. Окна монастыря покажут роскошные крымские горы. С обратной стороны ущелья присутствует навес с вырубленными кельями, небольшими подсобными помещениями.  

Интересным для путешественников окажется двухэтажное сооружение, ранее служившее местом пребывания приезжающих к храму паломников. Поблизости присутствуют остатки ранее существовавшего селения Саланчик, постройки Крымских татар. Кроме того, на территории можно наблюдать старинной офицерское кладбище, могилы советских солдат. 

Для какой цели были в скале были вырублены кельи и кто это сделал?

Начало строительства древнего города Бахчисарай было организовано в 16 веке. Основание Успенского монастыря приходится на ранние даты. К сожалению историков, до нынешних пор неизвестно — кто именно был организатором строительства всех, расположенных поблизости Бахчисарая монастырей. Подобные данные не сохранились. В конце 20в. появилось предположение следующего характера — прорубленные в скалах храмы были сделаны византийскими монахами-иконопочитателями. 

Это люди, спасшиеся бегством от противников идолопоклонства правителей Льва III, а также императора Константина V. Известный факт — многие историки с недоверием относятся к этой версии. Причина недоверия — несоответствие архитектурных форм монастырей стилю монахов-идолопоклонников. Одной из традиций византийских монахов было проживание в помещениях с общими спальнями. Крымские монастыри характеризуются наличием значительного количества индивидуальных келий. Когда строились Крымские храмы в скалах еще имели место языческие культы. Кроме того, был распространен иудаизм, который признали основной религией. Таким образом, монастыри могли быть выстроены кем угодно. 

Знак от Бога

Успенский пещерный монастырь — достаточно необычное в плане архитектурных форм сооружение. Побывавшие здесь путешественники рассказывают о незабываемых впечатлениях. О строительстве Успенского монастыря имеется несколько легенд. Есть предание о неожиданном появлении страшного ужасного змея, пристрастившегося к поеданию скота, местных людей. Утомленные бесчинствами пожирателя жители молились богородице. Однажды люди увидели свечу, которая стояла на скале. Молящиеся поднялись, и увидели там мертвого змея. Рядом был образ Божьей Матери. 

Другое предание свидетельствует о когда-то найденной на скале иконе Девы Марии. Нашедший икону местный житель взял ее, и отнес в поселение. На удивление, утром следующего дня икона была найдена на прежнем месте. Жители это происшествие посчитали особенным знаком, впоследствии вырубив здесь пещерный храм.

Следующая легенда говорит о том, что к ущелью византийских монахов направила икона Божьей Матери. Таким образом, было указано конкретное место для создания пещерного храма.  

Географические координаты Свято-Успенского монастыря в Крыму на карте GPS N 44.744096, E 33.910369.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае — один из древнейших храмов Крымского полуострова. В разные времена он носил множество названий: Крымская Лавра, пещерный монастырь, пещерный город и другие. Первое упоминание о Свято-Успенском монастыре относится к концу 8-го века. В одной из пещер ущелья Девы Марии поселился монах, который позже и основал монастырь. Существует две версии основания монастыря:​

Первая версия берет свое начало в 754 году. Именно в этом году в Византии состоялся церковный собор, на котором иконы приравняли к идолам, а молитва у иконы стала считаться идолопоклонничеством. В том же 754 году началась борьба с иконами. Один из монахов Михаил решил спасти икону, забрав ее из монастыря. Он начал скитаться по миру и искать новое пристанище. И вот, спасая икону, Михаил добрался до Крыма, и у подножья ущелья ему во сне пришла Дева Мария и сказала, что гонения скоро закончатся, а ему следует поселиться в одной из пещер в ущелье, где вскоре появится большой монастырь. Пророчество сбылось: в 780 году борьбу с иконами закончили, а пещера с монахом превратилась в большой монастырь. ​

Вторая версия основания Свято-Успенского монастыря также связана с иконой и Михаилом. В ней Михаил был простым пастухом и каждый день выгуливал свое стадо в ущелье. И вот однажды в одной из пещер Михаил увидел огонек. Пастух заинтересовался и пошел на свет. Зайдя в одну из пещер, он увидел, что свет идет от иконы Девы Марии. Обрадовался пастух и решил икону с собой забрать. Принес ее к себе домой, поставил на видное место. На утро проснулся пастух, а иконы нет в доме. Все обыскал и снова скот на прогулку повел, и снова свет в пещере увидел. Несколько раз он икону забирал, несколько раз он друзей приводил и показывал это место святое и чудо с иконой. Вскоре, посовещавшись с друзьями, решил икону Девы Марии в пещере оставить и храм там построить. Место стало настолько благодатное, что за несколько лет целый пещерный город получился.
Первое явление иконы произошло 15 августа, в день Успения Божьей Матери, так монастырь и получил свое название — Свято-Успенский монастырь. ​

Какая бы версия не оказалась правдивой, чудеса на этом не закончились.
В 1475 году Османская империя захватывает город Чуфут-Кале. Вырезает половину его жителей и основывает новый город Бахчисарай. Все это происходит в радиусе 2-3 км от Храма. Во время боевых действий и во время строительства Бахчисарая, Свято-Успенский монастырь не только остается в целости и сохранности, но и становится центром христианства в Крыму. ​

Существует множество легенд о том, что Крымские ханы перед важными событиями приходили в монастырь к святой иконе и просили помощи. И, судя по тому, что монастырь не пропал в средневековья, икона Божьей Матери помогала всем.
Следующие трудные времена для храма наступили в 1778 году. Крымские ханы начали гонения на христиан и на веру. Большая часть православного населения перебирается к берегам Азовского моря, где основывает множество сел и будущий город Мариуполь. Крымский хан не останавливается на внутренних чистках на полуострове, делает набеги на материковую часть Российской империи, что приводит к войне с Россией.
В 1783 году Крымский полуостров переходит под управление Российской империи, а Свято-Успенский монастырь вновь наполняется прихожанами и верующими со всех уголков России. ​

Следующие тяжелые времена пришли после революции 17- года. Храм был закрыт и разграблен. Восстановление храма началось в 1993 году. Территорию храма передали Крымскому патриархату, и начались долгие годы восстановления этих древних святынь.
На сегодняшний день Свято-Успенский монастырь открыт для всех. Посещение монастыря разрешается строго по церковным канонам: мужчинам не разрешается входить в шортах, женщины должны быть в юбках и косынках. Если Вы планируете посещение Бахчисарая, то оденьтесь соответственно или возьмите необходимое с собой. ​

Обычно посещение Бахчисарая начинают с посещения Ханского дворца, потом Свято-Успенского монастыря, после монастыря начинается подъем на Чуфут-Кале. Второе посещения Бахчисарая можно посвятить Бахчисарайский парку миниатюр, посещению пещерного города Тепе-Кермен и Марсианского озера. Достопримечательности Бахчисарая довольно обширны и интересны. Посещение всех исторических мест обычно занимает около 2-3 дней.

Северный «Пещерный город» — Бакла

Следующим в списке Бакла — «Пещерный город», расположенный так же, как и Чуфут-Кале в Бахчисарайском районе, но уже на крутом южном склоне внутренней гряды недалеко от села Скалистое. Он привлекает обнажением горных пород, где проходят практику будущие геологи из России и Украины. На полуострове это пещерное поселение находится на самой северной стороне, и географическое положение сильно влияло на его будущее. Он был хорошо защищён от ветров и имел лёгкий путь, по которому можно было без труда подойти к нему.

История «Пещерного города» Бакла не такая богатая как у Чуфут-Кале, но тоже достаточно интересная

Изначально Бакла был мирным городом с возможностью земледелия, а его немало важное значение как укреплённой крепости было мало. Археологи доказали, что люди заселялись здесь ещё в начальные стадии каменного века, но первые постройки появились в IV веке

Первыми были аланы, готы и самарты, которых позже Византия активно направляла их на веру в Иисуса Христа. Город погиб от рук Золотой орды в 1299 году.

Сейчас можно увидеть следы остатков Баклы. Где-то сохранилась остатки большой церкви, крепостной стены и башни, где-то сохранились высеченные в скалах могилы и зерновые ямы. Также сохранилось около 100 пещер, вырубленных в известняках. Пещеры можно увидеть уже издалека, но стоит подняться ближе, как в глаза бросается большое количество отверстий, формой напоминающих сосуды для вина.

Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь

Ученые полагают, что монастырь выстроили в 8-9 веке нашей эры, когда на крымской территории еще был феодализм. В это же время в Византии, основоположнице православной веры, протекала иконоборческая эпоха, монастыри уничтожали. Монахи мигрировали в Крым, и уже здесь строили монастыри и храмы, писали иконы. Успенский монастырь был заложен византийскими беженцами.

С 15 века Бахчисарай стал столицей Крыма. Тогда же Успенский собор и был признан центром крымского православия, а также одним из самых значимых православных монастырей на Руси. Этому монастырю покровительствовали Борис Годунов и Феодор Блаженный (Федор Иоаннович) в период ханства на территории Крыма. Успенский монастырь часто защищал верующих в то время, когда Крым был во власти мусульман. Монахи всегда давали приют людям, оставшимся без дома, ищущих крышу над головой.

В 18 веке Бахчисарайский Успенский монастырь был покинут его обитателями, но лишь на время. Переселение было вызвано протестом законам Крымского ханства. Однако вскоре в обитель прибыл священник Константин Спиранди, родом из Греции. Случилось это событие в 1781 году. Так как в самом комплексе еще проживали отдельные православные послушники, греческий священник решил возобновить службы в Успенской церкви. В то время территория монастыря была единственной православной точкой на карте Крыма, потому местные жители и оставшиеся после войны с турками русские солдаты стали посещать службы, в монастыре начали появляться и паломники. В это же время в комплексе появилась икона Успения Богоматери.

В начале 20 века Бахчисарайский Успенский монастырь разросся в огромный пещерный комплекс. Здесь было отстроено множество келий, несколько церквей, а также помещения для приема гостей и паломников. К сожалению, после прихода советской власти комплекс был разорен и перестроен в колонию. Постройки монахов постепенно разрушались, особенно это затронуло церкви святых Константина и Елены. Но Успенский храм чудом сохранился.

В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря был приют для раненых и оставшихся без крова. Несмотря на запрет религии, в этом месте молилось каждый день огромное количество людей.

Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь в советское время и сейчас

Монастырь начали восстанавливать в 1993 году, инициативу тогда взял на себя отец Силуан. На сегодняшний день восстановлены храмы, иконы и большинство росписей со внешней стороны скал. Отреставрированы фрески и выбитые в камне религиозные картины.

Ссылка на основную публикацию