Триумфальная арка

Восстановление «царских ворот»

В 2003 году в Благовещенске началась кампания по восстановлению арки. Специальный оргкомитет собирал пожертвования, архитектор Валерий Сикерин готовил проект по архивным записям и фотографиям (оригинальные чертежи арки, увы, не сохранились). Определить место, где стояла арка, тоже помогла фотография.

Когда строители закладывали фундамент новых ворот, они обнаружили остатки старого основания и доставили их в краеведческий музей, а в новый фундамент поместили капсулу с посланием потомкам. Фундамент современной арки собрали из восьми монолитных свай и железобетонной плиты, а сверху выложили цоколь из розового гранита. Благодаря такому основанию арка должна выдержать не одно наводнение. Стены ворот толщиной от 70 до 90 сантиметров возвели из красного кирпича.

История римских триумфальных арок

Триумфальные арки возникли в Древнем Риме. Обычай возведения подобных сооружений восходит к культуре древних этрусков в Италии и народов Ближнего Востока. Согласно обычаю войско после сражения не могло войти в город без очищения от пролитой крови и должно было оставаться вне городских стен на «поле мёртвых» (campus mortius). Для процедуры очищения возводили ворота из двух вертикальных столбов и горизонтальной балки, окрашенных в красный цвет.
Римляне приспособили эту конструкцию для проведения военных триумфов, но вместо ворот использовали арку (также изобретение народов эллинизированного Востока). Арки возводили на перекрёстках дорог и посвящали «божеству входов и выходов» Янусу или Терминусу, охранителю границ. Поэтому не все арки были триумфальными. Всего в древнем Риме их насчитывалось десять.

Стена арки символизировала преграду, разделяющую небесный и земной мир. Арочный проём — ворота в небо, апофеоз (вознесение и прославление). Форму арки уподобляли богине Ирис (небесной радуге). Проход через арку символизировал восход солнца, или выход божества; позднее, в связи с формированием культа императоров — превращение смертного правителя в живого бога. Боковые проёмы арки предназначались для простых смертных. Над проёмами сооружали аттик с памятной надписью. На аттике устанавливали статуи либо триумфальную колесницу с изображением триумфатора или богини Виктории. Символику триумфальной арки также связывают с культом Диоскуров: всадник овладевает конями как могучими силами земли и неба.

Известно, что в 196 г. до н. э. прокуратор Луций Стертиний воздвиг себе в Риме две арки с позолоченными статуями. Официально обычай воздвигать арки магистратам и консулам был оформлен в годы империи при Октавиане Августе. На римском Форуме последовательно возводили две арки, посвящённые Августу: в 29 и 19 гг. до н.э. (не сохранились). К сохранившимся каноническим образцам римских триумфальных арок (однопролётных и трёхпролётных) относятся три великолепных арки римского Форума: однопролётная арка Тита (81), трёхпролётные арка Септимия Севера (205) и Триумфальная арка Константина (за границей форума близ Колизея, 312—315). Также известны арка Траяна в Беневенто (114—117), триумфальная арка в Анконе (115) и многие другие. Изображения триумфальных арок сохранились на многих медалях, отчеканенных в честь побед Августа, Нерона и других.

Арка в честь цесаревича

Триумфальная арка в Благовещенске была построена 4 июня 1891 года к приезду в город цесаревича, будущего императора Николая II. Он плыл до Дальнего Востока по морю и по пути посетил Владивосток, Хабаровск и Благовещенск. В каждом из этих городов к приезду монаршей особы возводили Триумфальные арки — «царские ворота». Из трех городов Благовещенск был самым крупным и богатым, поэтому и арку в нем решили построить выше, чем в остальных. Строительство 20-метровых ворот по проекту местного архитектора Иосифа Буковецкого обошлось городу и его жителям в 10 тысяч рублей.

Место для каменных ворот выбрали историческое: именно здесь в 1858 году архиепископ Иннокентий встретил графа Николая Муравьева-Амурского, когда тот привез подписанный китайской стороной Айгунский договор, по которому современное Приамурье оставалось за Россией и граница между странами проходила по Амуру до Охотского моря.

Смысл книги Триумфальная арка

Символические образы подчёркивают смысл произведения два символа, это ночь и дождь. Сильный ливень, который обрушивается на людей во время праздника, символизирует жизнь. Она зародилась в воде, без благодатной небесной влаги жизнь невозможна. Дождь, всё очищающий, способен возродить человека к новой жизни.

Другой символический образ книги — ночь. Она связана с двумя постоянными. Ночь в книге — это и любовь, и война. Под покровом ночи совершаются самые ужасные преступления. А война и есть самое тяжёлое, самое кошмарное преступление. Но в темноте ночи и влюблённые находят свой временный приют. И две константы яснее и глубже показывают всю несовместимость любви и войны.

Сила сочувствия

Смысл романа заключается и в сочувствии к беззащитным людям, несчастным, гонимым, униженным. Сострадание отражено в каждой строчке произведения. Ради этого прекрасного качества можно пойти на ложь, преступление, вытерпеть жестокие муки, как физические, так и духовные.

Важно помочь другому человеку пережить самый страшный период в жизни, поддержать, успокоить, утешить. И тогда собственная жизнь тоже наполнится такой нужной частью тепла другого человека

Любовь и дружба

Эти два родственных чувства способны родиться под влиянием истинного духовного родства.

Люди одинокие, лишённые корней, затерянные в пучине жизни, остро чувствуют бессмысленность собственного существования. Их движения доведены до автоматизма, жизнь разъедает душу. Но приходит истинное чувство, и всё меняется.

Любовь становится жизнью, она поглощает всю душу, занимает все мысли, наполняет существование особым смыслом. Любовь и дружба способны воскресить человека.

Добро и зло

Важно разделять эти два понятия. Но в некоторых случаях добро и зло сливаются, соединяются, и уже невозможным становится существование одного без другого

Убийство — несомненное зло, но для главного героя это необходимый, естественный поступок. Он отнял жизнь у человека, он дал её сотням людей

Это очень тонкая грань, важно не перейти через неё

Ничего нельзя исправить

Автор пытается показать читателям, что ошибки, совершённые человеком в жизни, уже нельзя исправить. О них можно только забыть.

Но ошибки, которые совершены, можно закрыть. Сделать это можно большим количеством добрых дел, бескорыстной помощью людям, а также настоящей любовью.

Смысл финала

Конец произведения показывает, как тонет во мраке небытия главный герой. Он исчезает в кромешной тьме, и даже символ победы невозможно разглядеть. Человек многое может выдержать, а потом спокойно уйти туда, где нет волнений.

Сюжет

Действие происходит во Франции в 1938—1939 годах. Равич, участник Первой мировой войны, немецкий хирург, не имеющий гражданства, живёт в Париже и оперирует пациентов вместо менее квалифицированных французских хирургов. Он один из множества эмигрантов без паспортов или каких-либо иных документов, постоянно находящихся под угрозой ареста и высылки из страны. На родине Равич помог бежать двум невиновным, пережив после этого пытки в гестапо и гибель своей девушки в застенках. Затем он перебрался во Францию, так как там эмигрантам легче всего жить.

Равич случайно знакомится с итальянской актрисой Жоан Маду и завязывает с ней роман. Влюблённые то ссорятся, то мирятся. Равичу удаётся заманить в лес и убить своего главного мучителя — гестаповца Хааке, пообещав ему визит в элитный бордель.

В конце романа начинается война, Жоан получает смертельное ранение от пули ревнивого актёра, Равич отказывается скрыться под личиной русского эмигранта и спокойно отдаётся в руки полиции, устроившей облаву в отеле, где он живёт.

После этого Равич эмигрирует в США. И работает там хирургом под настоящим именем (Людвиг). Об этом можно узнать из романа «Тени в раю».

Об авторе

Писатель родился в 1898 году. Родной город Ремарка – Оснабрюк. Уже в ранние годы Эрих проявлял любовь к литературе. В юности увлекался творчеством таких писателей как Томас Манн, Стефан Цвейг, Фёдор Достоевский. В 1904 году Ремарк поступил в церковную школу. Спустя пять лет – в учительскую семинарию.

В 1925 году писатель женился на Ютте Замбоне, которая стала прототипом главной героини романа «Три товарища». Девушка в течение многих лет болела чахоткой. Этот брак продлился около четырех лет. Правда, позже Ремарк снова женился на Ютте. Но это уже был фиктивный брак, который позволил женщине покинуть Германию.

Произведения Ремарка пронизаны ненавистью к фашистам. В начале тридцатых годов писатель вынужден был покинуть родину и уехать в Швейцарию. В Германии его книги были не только запрещены, но и публично сожжены. Экзекуцию над литературными произведениями Ремарка нацисты сопровождали лозунгом «Нет – писакам, которые предали героев войны!».

В 1939 году писатель уехал в США. Гражданство ему удалось получить лишь спустя восемь лет. В начале пятидесятых у него начался роман с известной актрисой Полетт Годдар. В 1957 году Ремарк оформил развод с Юттой и женился на бывшей супруге Чарли Чаплина. Остаток жизни провел в Швейцарии, куда уехал в 1958 году. Один из известнейших прозаиков 20 столетия, представитель литературы потерянного поколения ушел из жизни в 1970 году в швейцарском городе Локарно.

О чём книга Триумфальная арка

Действие романа происходит в Париже. Главный герой — беженец, носящий вымышленную фамилию.

В прошлом Равик был ведущим хирургом, а теперь вынужден работать за скромную сумму, которую выделяет ему владелец клиники. Этот человек многое вынес в своей жизни. Однажды он укрыл от гестапо двух людей, которых знал с хорошей стороны.

Прекрасный человек заплатил за свою доброту дорогую цену. Он пережил жестокие пытки в застенках гестапо, самоубийство любимой девушки, существование в концлагере. Несчастный человек сбежал из ужасного места, и этот побег стал шагом и привычной жизни.

Равик живет в Париже пять лет. Эта жизнь наполнена привычной работой. Равик устал, он живёт по инерции, а память регулярно возвращает его в прошлое. И в последний год своей жизни в Париже Равик встречает женщину, которой помог пережить самую страшную ночь в её жизни. Равик помог женщине уладить проблемы с любовником, который неожиданно скончался.

И между Жоан и Равиком вспыхивает любовь. Главный герой понимает, что их отношения не продлятся вечно. Влюблённые пережили болезненное расставание. Но любовь возродила Равика. Только перед смертью он понял, что его чувство к Жоан стало жизнью.

А ненависть к мучителю и жестокому убийце, гестаповцу Хааке, заставила его забыть о прошлом. Этого человека, который мучил врача и довёл до самоубийства Сибиллу, Равик встретил в Париже. Долго доктор выслеживал своего врага, в этом ему помогал друг, выходец из России. Борис Морозов тоже одержим жаждой мести. Он надеется разыскать убийцу отца. Поэтому Борис помогает Равику. Доктор убил Хааке, обезобразил тело врага, уничтожил документы.

В Джоан стреляли, она умирает. Равик и несчастная женщина обменялись признаниями в любви. А потом врач сделал любимой смертельный укол. Врача арестовали, он назвал своё настоящее имя. Грузовик увёз бывшего Равика за Триумфальную арку.

Главные герои

  • Равик — хирург-беженец из Германии, не имеющий гражданства (настоящее имя — Людвиг Фрезенбург);
  • Жоан Маду — актриса, певица. Её отец — румын, мать — англичанка. Детство провела в Италии.
  • Хааке — немецкий гестаповец, который пытал Равика и довёл до самоубийства его любимую девушку Сибиллу;
  • Вебер — гинеколог из клиники Дюрана, товарищ Равика; семьянин, любит ухаживать за собственным садом;
  • Дюран — знаменитый врач, владелец клиники. Хороший диагност, но плохой хирург, нанимает других врачей, которые оперируют больных вместо него;
  • Эжени — медсестра клиники.
  • Кэте Хегстрем — американка, первая пациентка Равика. Больна раком. Вернулась в Штаты на корабле «Нормандия»;
  • Борис Морозов — высокий и крепкий 60-летний бородач, эмигрант из России; работает портье в заведении «Шахерезада». Мечтает отомстить коммунистам, которые замучили его отца;
  • Аарон Гольдберг — сосед Равика в гостинице «Интернасьональ», повесился на окне;
  • Рут Гольдберг — жена Аарона Гольдберга. После смерти мужа продала его паспорт другому нелегальному эмигранту;
  • Эрнст Зейденбаум — доктор филологии и философии, нелегальный мигрант, 6 лет жил в «Интернасьональ»;
  • Розенфельд — эмигрант, который продаёт уникальные картины (Ван Гога, Сезанна, Гогена, Сислея, Ренуара, Делакруа), чтобы выжить;
  • Жанно — 13-летний мальчик, попавший в ДТП, которому Равик ампутировал ногу;
  • Люсьенна — неудачно сделала аборт у непрофессиональной акушерки, после чего попала в клинику, где её оперировал Равич. После удаления матки продолжила зарабатывать проституцией;
  • Роланда — распорядительница публичного дома «Озирис». Получила наследство от родственников и открыла собственную кофейню.

Как добраться до Триумфальной арки Лиссабона

Триумфальная арка расположена в самом центре Лиссабона, на пересечении большого количества маршрутов городского общественного транспорта.

Ближайшая к арке станция метро называется «Terreiro do Paço». На ней останавливаются поезда, следующие по линии Az.

Схема метро Лиссабона

Недалеко от арки находится несколько остановок наземного транспорта, имеющих общее название — «Praça do Comércio» (Площадь коммерции). Здесь останавливаются трамваи маршрутов № 15E и 25E, а также автобусы № 207, 732, 736, 774.

Схемы движения общественного транспорта Лиссабона

Можно также добраться до Триумфальной арки Лиссабона на такси, воспользовавшись приложением Uber или услугами местных перевозчиков: Radio Taxis Lisbon, Táxi Lisboa, Cooptáxis, Eurocoope, Auto taxis andrafer, Praça de Táxis do Lumiar, Auto Táxis Serra d’Arga, Taxis Vieitas Marques, Taxi Valentim Simões, Taxi Rank Jerónimos Monastery, Tempovip Luxury Transport, Auto Taxis, Táxis Janeca, Taxi-Link, Cooperativa Rádio Táxis, Digital National Central Taxis, Izzymove и многими другими.

Триумфальная арка Лиссабона на google-панорамах

Видео о Триумфальной арке в Лиссабоне

История

Возведение этой величественной триумфальной арки, обращенной благородными воротами во внутреннюю часть центра города, было запланировано в 1759 году во времена маркиза де Помбала, чтобы закончить северную сторону Площади Коммерции. Первоначально спроектированное как колокольня, сооружение было, в конечном итоге, преобразовано в сложную арку спустя много лет.

Проект арки был выполнен известными архитекторами Эугенио душ Сантуш и Вериссимо Хосе да Коста. Строительство было только начато в 1862 году, а закончено лишь в 1873. Официальное открытие Триумфальной арки Лиссабона состоялось в 1875 году.

Aleks Sandra

Триумфальная арка сегодня

История Триумфальной арки в Париже богата яркими событиями, но и сегодня это величественное строение, достигающее в высоту почти пятидесяти метров. Известный архитектурный памятник выполнен в античном стиле.

Прекрасные девы с крыльями, трубящие в фанфары – символ славы и триумфа. Также на арке можно увидеть скульптуру «Марсельеза», которая выражает протест волонтеров против прусской армии, захватившей Лотарингию.

Среди других украшений – скульптура Корто «Триумф 1810 года», посвященная подписанию Венского мира, скульптуры «Мир» и «Сопротивление» работы Этекса – малоизвестного французского архитектора.

На стенах одной из известнейших Триумфальных арок мира можно увидеть названия кровопролитных сражений, в которых в разные времена Франция одержала победу. Здесь же присутствуют имена великих французских полководцев.

Другие наиболее известные арки

Из триумфальных арок нового времени знамениты Арка на площади Карузель в Париже (1806—1808, архитекторы Ш.Персье и П.Фонтен), арка в Париже на площади Звезды (Шарля де Голля) (1806—1836, архитектор Ж.-Ф. Шальгрен). Триумфальные арки имеются во Флоренции, Вероне, Милане, Мюнхене

В России триумфальные арки по случаю военных побед устраивал Пётр Великий. Они были временными, деревянными. Первые триумфальные ворота были устроены в 1696 году по возвращении войск из-под Азова и в 1703 году, когда Пётр I чествовал Шереметева, Репнина и Брюса, своих сподвижников по завоеванию Ингерманландии, а также праздновал закладку новой столицы. Тогда же в Москве было устроено трое ворот:

  • у Заиконоспасского монастыря,
  • у Ильинских ворот и
  • у Мясницких ворот.

Все они были украшены живописью, аллегорическими фигурами и статуями, с надлежащими надписями. В честь Полтавской победы, было устроено в Москве 7 триумфальных ворот. Триумф длился целый месяц, с 18 декабря 1709 года по 17 января 1710 года. В третий раз триумфальные ворота воздвигнуты были в новой столице, в Санкт-Петербурге, 9 сентября 1714 года, по случаю празднования морских побед Петра; в триумфе участвовали и корабли. Ворота были украшены разными символическими изображениями, а главная картина изображала слона, поражённого орлом, с надписью: «Орёл не мух ловит», что должно было напоминать взятие самим государем шведского фрегата «Элефант». По случаю заключения мира со Швецией в конце 1721 года, в Москве также были устроены триумфальные ворота, причём целая флотилия, на санях, подвигалась от петербургского въезда через всю Москву. В царствование Анны Иоанновны построено трое триумфальных ворот, по случаю прибытия государыни из Москвы в Санкт-Петербург в начале 1732 года, после коронации:

  • против церкви на Троицкой пристани,
  • Адмиралтейские (сломаны в 1742 году) и
  • Аничковы ворота (см. Аничков мост).

По случаю въезда в Санкт-Петербург императрицы Елизаветы Петровны, после коронации, Адмиралтейские и Аничковы ворота были возобновлены, а в 1751 году вновь разобраны. Екатерина II также повелела соорудить триумфальные ворота из мрамора позади Калинкина моста, при въезде из Петергофа в Петербург. Из постоянных триумфальных Ворот к началу XX века в Москве сохранились — Красные ворота, в Петербурге двое постоянных ворот: у Нарвской и Московской застав, а в Москве — у Петровской заставы. Нарвские ворота были сначала временными и воздвигнуты были по случаю возвращения в столицу гвардии из похода 1815 года, по рисунку знаменитого Кваренги. Вследствие спешности работы ворота были выстроены из дерева, оштукатурены и украшены атрибутами победы. В 1830 году, по желанию императора Николая Павловича, деревянные Нарвские ворота были заменены бронзовыми. Ворота открыты в 1833 году; одна металлическая работа их обошлась около 800 000 руб.

По архитектурному типу следует различать триумфальные арки и триумфальные ворота, имеющие не арочные, а горизонтальные, архитравные перекрытия. Первые восходят к римскому обычаю, а вторые — к традициям древанегреческой архитектуры. Так Дж. Кваренги создал свой первый проект 1814 года именно Нарвских ворот, а второй, в том же году, в форме триумфальной арки. В.П. Стасов спроектировал на Московской дороге в Санкт-Петербурге Московские триумфальные ворота с горизонтальным перекрытием (1834—1838). Архитектор К.Г. Лангханс создал в Берлине Бранденбургские ворота (1789—1791). Бранденбургские ворота имеются близ Берлина в Потсдаме (1770), но они арочные.

Первая Триумфальная арка

Арка представляла собой каменные ворота с надписью «В память пребывания государя наследника цесаревича Николая Александровича». Ее украшал герб Приамурья, а над карнизом в нишах висели иконы: со стороны Амура — лик Николая Чудотворца, со стороны городской площади — икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Два шатра венчали гербовые орлы.

В 1923 году памятную надпись уничтожили, герб Приамурья и орлов на шатрах сбили. Триумфальную арку Губернский исполнительный комитет переименовал в арку имени 5-й Краснознаменной армии.

В 1928 году Триумфальная арка сильно пострадала во время наводнения: воды Амура подмыли фундамент. Денег на восстановление памятника не было, и в 1936 году каменные ворота разобрали, а на их месте залили каток.

Прошлое Равика

Прοживая на рοдине, οн сοдействοвал пοбегу друзей, тем самым уберёг их οт казни. Сам же Равик провел несколько недель в гестапο. Вместе с ним была арестована его возлюбленная. Сибилла погибла. Эту смерть Равик никогда не простит гестаповцам.

Книгу немецкого писателя можно разобрать на цитаты. Краткое содержание «Триумфальной арки» не позволяет по достоинству оценить мастерство автора. Сюжет романа трагичен, но герои его не произносят патетических слов. Равик холоден и сдержан. Кажется, он лишен способности переживать. Но такое впечатление создается лишь на первых страницах романа «Триумфальная арка». Ремарка в кратком содержании читать – значит оценить лишь умение писателя создавать закрученные, увлекательные сюжеты. Ведь произведения этого автора наполнены тонким психологизмом, лаконичными философскими изречениями.

Триумфальные арки, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне

Традиция возведения триумфальных арок была продолжена и в Ленинграде. После грандиозного празднования 9 мая 1945 года Дня Победы и проведения 24 июня Парада Победы на Красной площади в Москве, в Ленинграде началась подготовка к исторической встрече Гвардейского Ленинградского корпуса с жителями города, которая состоялась 8 июля. Для торжественного прохода подразделений Красной армии были установлены три триумфальных арки: в Автове, на Средней Рогатке и у завода «Большевик» на проспекте Обуховской Обороны. В декоре всех арок использовали барельефы, лепные гирлянды и надписи, прославляющие героев-победителей.

Эти арки считались временными и были разобраны через три года после установки.

В 2007 году Международный фонд имени Лихачёва в лице председателя Даниила Гранина обратился к губернатору города Валентине Матвиенко с предложением восстановить одну из них, построенную по проекту архитектора А. И. Гегелло.
Возможное место установки ворот — Комсомольская площадь.

Ссылка на основную публикацию