Одесский кафедральный спасо-преображенский собор

История строительства

Почтовая открытка с видом собора в XIX веке

Почтовая открытка с фотографией собора в начале XX века

18 февраля 1800 года храм святого Николая был назван соборным. Значительные средства были отпущены императрицей Екатериной II на строительство общественных сооружений в Одессе, в том числе и соборного храма. На его сооружение выделили 24 135 руб.

Подрядчики обязались закончить все работы в августе 1797 года. В течение нескольких месяцев они работали и успели возвести сооружение лишь до цоколя. Но вскоре, из-за смерти Екатерины II по приказу Павла I сооружение храма, как и другие строительные работы в Одессе, прекратились.

27 января 1803 года градоначальником Одессы был назначен герцог де Ришельё, который подал в Петербург для утверждения и ассигнования соответствующих средств из шести предусмотренных церквей только планы двух — Николаевской и Екатерининской. Чертежи утвердили, с государственной казны выделили на сооружение собора в 1804 году 40 000 руб., а в 1805 году сумму увеличили до 100 000 руб.

Работы начались 8 апреля 1804 года. Именно тогда Ришельё издал приказ

Возведение собора было возобновлено и надзор за работами доверено архитектору Фр. Фраполли.

20 мая 1808 года завершили строительство нового каменного храма — главный массив собора. Однако внутреннее оборудование шло очень медленно, не хватало средств на создание нового иконостаса.

25 мая 1808 года архиепископ Екатеринославский Платон (Любарский) освятил главный алтарь собора во имя Преображения Господня, правый — во имя святителя Николая Мирликийского, а левый — во имя святителя Спиридона и с тех пор собор начал именоваться не Николаевским, а Спасо-Преображенским.
Посетив приморский город в 1810 году, князь И. Долгоруков так описал своё впечатление от храма:

Строительство колокольни

В 1825 году был утверждён проект колокольни, разработанный Д. Франолли. Колокольня разместилась западнее церкви. Строительство колокольни было завершено в 1837 году.

Реконструкции

Вид на собор от дома Руссова в начале XX века

Учитывая то, что Одесса в 1837 году стала епархиальным центром Херсонской епархии, Спасо-Преображенский собор стал кафедральным. Возникла потребность в его расширении.

По заказу архиепископа Херсонского и Таврического Гавриила (Розанова) в 1841 году архитектор Д. Гейденрейх разработал проект трапезной части, объединившей колокольню и старую церковь. Частичные реконструкции собора производились в период —1880 годов, а в 1894 году был осуществлен капитальный ремонт собора.

Архитектурные недостатки собора, возникшие при многократных достройках, были исправлены при последней реконструкции в —1903 годах, на которую было потрачено 220 000 рублей из городской казны. Реконструкция предусматривала не только изменение фасадов, но и значительную перестройку интерьеров. В этот период были построены два боковые купола, а к восточному фасаду — портик. Была украшена и колокольня.

Внутренний вид храма был великолепен. Первое, что поражало при входе в храм — обилие света и простор. Колонны в интерьере в коринфском ордере были облицованы искусственным мрамором белого цвета. Пол выложен из плит белого мрамора. Новый иконостас — из серовато-белого полированного мрамора. Над престолом возвышалась куполообразная сень на самостоятельных колоннах.

После реконструкции 1903 года собор стал одним из крупнейших храмов Российской империи и вмещал до 9000 человек. Его размеры в плане составляли 90х45 метров, а высота колокольни — 72 метра.

Святыни и некрополь храма

Чтимой святыней собора была чудотворная икона Касперовской Божьей Матери, которая доставлялась ежегодно в Одессу из села Касперовка 25 сентября и оставалась в Преображенском соборе до праздника Пасхи (ныне находится в Успенском соборе Одессы).

В соборе были захоронены архиепископы Иннокентий (Борисов) (1857), Иоанникий (Горский) (1877), Димитрий (Муретов) (1883), Никанор (Бровкович) (1890). Мощи святителя Иннокентия с июня 2007 года покоятся в нижнем храме, освященном в честь него; останки прочих одесских святителей ныне покоятся в некрополе одесского Успенского монастыря.

В соборе также находилась могила светлейшего князя М. С. Воронцова и его супруги. По разрушении собора, прах князя Воронцова и его супруги был перенесён на Слободское кладбище Одессы, а в ноябре 2005 года возвращён в восстановленный собор, в нижний храм.

Мощи святых в Свято-Успенском соборе Одессы

В нижнем храме Свято-Успенского кафедрального собора находятся мощи праведного Ионы, явившего, по словам современников, множество различных образов святости. Отец Иона обладал даром пророчества и целительства душевных и телесных ран. Крест, которым он святил воду, до сих пор хранится в соборе и является одной из наиболее почитаемых в народе святынь.

Также в Свято-Успенском кафедральном соборе Одессы находится икона святителя Иннокентия с частицей его мощей. Архиепископ Иннокентий вложил немало своих сил, чтобы икона Божьей Матери из Касперово оставалась в соборе Одессы. Он благословлял ей солдат на войну в Севастополь, а медные монеты, за которые военные покупали свечи, собрал воедино и отлил из них медный крест, который защитил Одессу от разрушений в Крымской войне. Помимо забот о храме, Иннокентий проявил свое мужество, благословляя и отпевая солдат во время жарких битв, не боясь ни поля боя, ни обстрелов (под которые он попадал довольно часто, вытаскивая солдат).

Irene Kuzyak

Реставрация

Таким образом, в 1837 году Спасо-Преображенская церковь превратилась в кафедральный собор. Его реконструкция длилась десять лет, в ходе нее были объединены здания церкви и колокольни, а также осуществлён капитальный ремонт храма.

Последние масштабные реставрационные работы проводились здесь в начале двадцатого столетия, благодаря им были исправлены многие архитектурные недостатки сооружения, возникшие впоследствии его неоднократных перестроек. После этого одесский кафедральный собор стал одним из главных храмов Российской империи, он вмещал более двенадцати тысяч прихожан. Он имел восьмидесятиметровую колокольню и таким образом мог служить ориентиром для всех судов, которые направлялись в одесский порт.

Храм поражал своей великолепной архитектурой всех без исключения. Также сильное впечатление на местных жителей и гостей города производило и внутреннее убранство. Помещения храма были огромны и будто излучали свет изнутри благодаря тому, что пол и колонны данного сооружения были сделаны из белого мрамора. В этом соборе были захоронены многие личности, сыгравшие не последнюю роль в становлении и развитии города.

История постройки Спасо-Преображенского собора

В 1794 году Одесса была освящена, а на Соборной площади освятили место для строительства будущего собора. В следующем году был заложен первый камень церкви Николая Чудотворца. Именно эта церковь стала прародительницей будущего собора. Церковь была закончена только спустя 14 лет — торжественное открытие состоялось 25 мая 1809 года. После освящения, церковь получила название Спасо-Преображенской, так как ее главный престол был освящен в честь Преображения Господня (остальные два престола — в честь Николая Чудотворца и Святого Спиридона).

В последующие годы церковь претерпела множество изменений — в 1837 году была пристроена колокольня. В этом же году Одесса стала епархиальным центром, а собор получил гордое звание Кафедрального. Новое звание требовало большего пространства — собор принялись расширять. Была пристроена трапезная часть, соединяющая колокольню и старую церковь. В 1894 году в соборе был проведен капитальный ремонт, а 6 лет спустя, в ходе глобальной реконструкции, стоимостью 220 тысяч рублей, были изменены фасады (приведены к единому стилю) и внутренние интерьеры, построены два боковых купола и портик у восточного фасада.

Иннуся Дымко

Икона Касперовской Божьей Матери в Одессе

Главная ценность храма — икона Касперовской Божьей Матери, которая считается исцеляющей. Ее выносят каждое утро, чтобы каждый православный мог коснуться ее губами и попросить об исцелении близких.

История иконы началась в XVI веке, когда ее ввезли в Россию трансильванские сербы. В имение Касперово икона попала только через три века, когда ее приобрела жена штабс капитана И. И. Касперова. Икона, написанная на простом холсте и наклеенная на обычную доску, к тому времени была уже значительно обветшалой, но что-то заставило жену Касперова ее купить и молиться перед ней каждый вечер.

И в один день случилось чудо — икона обновилась, и лик ее просветлел.

После этого события люди из близлежащих деревень стали слышать во сне, что им необходимо прийти и помолиться в дом Касперовых. Первой была дворянка Вера Бурлеева, у которой после молитвы перед этой иконой прошел паралич левой руки. После нее так же на глазах окружающих исцелились 13-летний мальчик, страдающий эпилепсией, Мария Смешная с параличом половины тела, сумасшедшая Парасковья Семипудова.

Была созвана комиссия, которая официально признала икону чудотворной, и ее перенесли в сельский храм, где прийти к ней и исцелиться смогли простые люди и паломники из окружающих городов.

В Одесский Свято-Успенский собор икона попала в 1852 году, во время блокады города британским флотом. Жители города просили архиепископа: «От всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Её Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения». И их просьба была удовлетворена, и Одесса осталась невредимой в этой войне.

По сей день к иконе ездят паломники, и каждый день в 8 утра можно прикоснуться к чудотворной иконе.

Mr Shak

Ссылка на основную публикацию