Посмотреть на прагу с высоты колокольни собора святого вита

История собора

Основанию великолепного храма предшествовали интересные исторические события. В 1344 году маркграф Карл IV, один из самых влиятельных будущих чешских королей, начал процесс отчуждения чешской церкви от имперской церкви Римской империи. Это было новаторством, которого Карл смог добиться благодаря дружбе с кардиналом де Росье. Именно кардинал позволил королю учредить в Праге архиепископство.

Сам Папа Римский издал указ по поводу неотчуждаемости чешской короны, сделав пражских епископов митрополитами, а короля – архиепископом. А там, где есть церковная власть такого уровня, требуется и соответствующий величию собор. Так в ноябре 1344 года короля и два его сына торжественно заложили первый камень фундамента будущего собора, одного из самых красивых в Европе. Это не первый храм, который стоит на этом месте. Теперь в подвальных помещениях собора можно увидеть остатки ротонды и базилики старой церкви.

Собор первоначально строился долго (но даже Карл не представлял, что его мечта будет полноценно воплощена в камне только через 600 лет), и первые 8 лет строительством заведовал архитектор Матье из Арраса, официальный мастер двора римских пап. Но Матье успел достроить только до замыкающей части хора, а потом смерть помешала ему. Карл не побоялся доверить строительство Петру Парлержу, молодому гению, который смог превратить Собор Святого Вита в настоящее произведение искусства.

Прозорливый и неординарный правитель, которым и был реформатор Карл, совершенно не побоялся планов Парлержа внести радикальные изменения в проекте. В соборе с легкой руки Петра вместе строгого расчленения пролетов крестового свода появился свод сетчатый, высота которого составляет 30 метром. Для освящения храма в 1385 году воздвигли провизориум, временную стену, чтобы закрыть хор поперек. Она простояла почти 500 лет.

Строительство базилики

Сын Бретислава I и его наследник князь Спытигнев II вместо небольшой ротонды построил гораздо более представительную романскую базилику св. Витуса, Войтеха и Девы Марии. По словам летописца Космы, строительство было начато на праздник Св. Вацлава. С 1060 года на месте ротонды возводилась трехнефная базилика с двумя башнями, которая стала новой доминантой Пражского Града. Это была, по сути, огромная надстройка над святыми могилами.

Вскоре после начала строительства князь Спытигнев II умер, и строительство продолжил его сын Вратислав II, ставший первым чешским королем. Он сам составил проект и расположение здания. Строительство завершилось в 1096 году. В горизонтальном плане базилика представляла собой крест длиной 70 и шириной 35 метров. Постройка имела две башни, ее толстые стены и колонны разделяли темное пространство на три нефа с парой хоров на восточной и западной стороне, и поперечным нефом в западном конце. Проекция базилики хорошо прослеживается в подполье южной части сегодняшнего собора, где сохранились богато украшенные колонны западных и восточных склепов, фрагменты кладки, мощения и опорных столбов.

Капелла

Замечательным творением мастера Парлержа и самым святым местом в храме считается капелла Святого Вацлава. Специалисты считают ее настоящей сокровищницей готического искусства эпохи. Капелла устроена непосредственно над гробницей Св. Вацлава — князя и небесного покровителя Чехии. При нем народ принял христианство. Впоследствии князя убил его младший брат, а после гибели его причислили к лику святых.

Стены украшены росписью и мозаикой из полудрагоценных камней — яшмы, сердолика, агата и аметиста. В центре возвышается статуя самого Св. Вацлава, принадлежащая руке того же Петра Парлержа. Князь во весь рост, в доспехах и в полном вооружении, стоит на фоне росписи на стене, изображающей эпизоды из его жизни.

Здесь же расположена его не менее богато украшенная гробница. А в специальной камере капеллы хранятся многие коронационные регалии и другие реликвии.

Очень красивы боковые изолированные ниши. Это специально устроенные часовни — помещения для семейной молитвы. Здесь общались с Богом представители самых богатых и наиболее знатных родов Средневековья. Ниши словно состязаются между собой в красоте и роскоши отделки. Там же покоятся и останки членов знатных фамилий, а также мощи архиепископов и епископов.

Каждая из капелл собора, а их всего двадцать три, одновременно являются и сокровищницей, и произведением искусства, и носителем истории. Статуи и старинные плиты надгробий, изысканные витражи и роскошная отделка камнями, многие религиозные реликвии – все это можно увидеть на экскурсии, посетив Собор Святого Вита.

Безусловно, многих впечатляет и капелла св. Яна Непомуцкого — чешского священника и великомученика, надгробие которого отлито из двух тонн чистейшего серебра, а местами оно имеет золотое и платиновое покрытие.

Внешний вид храма

Главный неф имеет высоту 34 метра, самая высокая Южная башня – 96 метра.

С запада возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Однако собор отнюдь не «подавляет» своими размерами – напротив, согласно средневековым готическим представлениям о присутствии в храме anima mundi, или «мировой души», связующей Бога и человека, создает впечатление гармонизирующего и легкого устремления в небо.

Такой эффект достигается за счет четко выверенных пропорций и ажурной кружевной резьбы, покрывающей его каменные стены.

На одной из башен – характерная фигурка петуха, который символизирует благовестие и по легенде считается «спутником» святого Вита.

На них шесть святых покровителей Чехии умоляют Христа помиловать души грешных. Шедевр создан из миллиона фрагментов венецианского стекла более чем 30 оттенков. Мозаика придает порталу характерное золотистое сияние.

А в нише этих ворот можно увидеть мозаичное распятие, выполненное по канонам православия. На это указывают четыре гвоздя, которыми Спаситель был прибит к кресту (католики считают, что их было три). Наличие православного распятия в этом воплощении католицизма – одна из многочисленных загадок собора.

Особенности Архитектуры

Длина главного нефа собора составляет 124 метра. Неф – это вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих сторон рядом столбов или колон. Такие интерьерные особенности присущи соборам или базиликам.

Высота большой южной башни составляет 96.5 метров.

С западной стороны собора расположились две башни пониже, 80 метров.

Весь собор украшен красивейшими скульптурами и орнаментом. Кроме того, некоторые декоративные балки украшены ажурными элементами.

Я была на многих обзорных площадках города, оттуда прекрасно просматривается это здание. Но самое примечательное, что Собор Святого вита видно почти из любой точки исторического центра Праги, даже находящейся не на возвышении. В основном это связано с тем, что сам Пражский Град, где расположился собор, находится на горе. К тому же, благодаря длинному шпилю на башне-колокольне это здание вот уже много лет остаётся самым высоким сооружением Праги.

Интерьер и убранство

Внутреннее трёхнефное пространство собора с 28 колоннами по всему периметру опоясывает галерея-балкон (трифориум). Вверху него – средневековая готическая «небесная» сфера, а внизу – отлично гармонирующая с ней неоготическая «земная». На трифориуме установлены бюсты не только монархов и высших церковных иерархов, но и архитекторов, участвовавших в проектировании и строительстве этого великолепного сооружения.

Льющийся через большие витражные окна свет и напоминающая кружева каменная резьба создаёт ощущение лёгкости и устремлённости к небу.

В области хоров находятся 23 капеллы – изолированные часовни для семейной молитвы знатных родов. Каждая капелла – настоящее произведение искусства, соперничающая с другими красотой и роскошью. Здесь, помимо статуй святых, витражей и декора, находятся также надгробия светской и религиозной знати. Следует отметить, что справедливость соблюдена и здесь: в капелле Марии Магдалены захоронены и творцы собора – Матиас Аррасский и Петер Парлержа.

Осмотр Svatováclavská kaple туристами производится только на расстоянии – через дверные проёмы.

Перед главным алтарём находится королевская усыпальница, состоящая из надгробия и крипты – подземного помещения для погребения. В нём находится 16 захоронений королевских особ. В крипте сохранились остатки фундамента ротонды, по времени предшествовавшей базилике, которую, в свою очередь, сменил собор.

Над усыпальницей – балкон королевской капеллы для монарших семей. Он украшен лепниной из переплетённых ветвей. В соответствии с демократичной концепцией интерьера на колонне королевской молельни изображены и простые рудокопы, добывавшие серебро – средство финансирования строительства.

История Базилики святого Георгия

В 973–976 годах Млада, сестра князя Болеслава II, совершила дипломатическую поездку в Рим, где приняла христианское имя Мария, получила согласие Папы Римского на учреждение пражского епископства и благословение на создание в чешских землях первого монастыря. По возвращению в Прагу при Базилике святого Георгия Млада основала женский Монастырь святого Георгия для Ордена святого Бенедикта. Вскоре монастырь и базилика переросли в единый архитектурный комплекс, в дальнейшем их история будет неразрывно связана.

В 1142 году базилика сильно пострадала от пожара (следствие осады Праги Конрадом II Зноемским), однако уже в 1145–1151 годах под руководством аббатисы Берты была полностью восстановлена (поэтому Берта почитается на равне с Младой). В конце XII века пристроили две башни. Более узкую северную башню назвали Евой, более широкую южную — Адамом. В конце XIV века создали , в XVII веке западный фасад перестроили в стиле барокко, а в начале XVIII века справа от главного входа пристроили .

План-схема базилики и монастыря

Экстерьер базилики

Фасад Базилики украшают статуи князя Вратислава I и княжны Млады, а также рельеф святого Георгия, убивающего змея. Над порталом Капеллы святого Яна Непомуцкого расположены статуи святого и двух ангелов. Со стороны Йиржской улицы находится старый (южный) ренессансный портал, тимпан которого также украшен рельефом святого Георгия.

фотогалерея #1 — экстерьер

Внутреннее пространство базилики

Внутреннее пространство базилики представляет собой типичный образец романского стиля XII века и считается её главной ценностью, поскольку в Праге почти не сохранилось романских достопримечательностей. В центре можно увидеть надгробия князей Пржемысловичей: справа деревянный расписной саркофаг князя Вратислава I, слева — надгробие князя Болеслава II. За ними находится двойная полукруглая лестница начала XVIII века, ведущая к алтарной (восточной) части. Так как базилика не является действующей церковью, то сам алтарь отсутствует. На его месте можно увидеть современный рельеф святого Георгия, убивающего змея. Свод апсиды сохранил фрагменты романской росписи.

Под алтарной частью базилики находится Крипта XII века с крестовым сводом, где хоронили аббатис Монастыря святого Георгия. Вход в крипту украшен колоннами и кованной решёткой. Здесь хранится одна из главных реликвий — святоиржский рельеф XIII века. В центре рельефа на троне восседает Дева Мария с ангелами. С обеих сторон её окружают коленопреклонённые Млада и Берта. По бокам изображены король Отакар I и его сестра аббатиса Агнесса.


Ванитас

В Крипте находится статуя, известная как Ванитас. Она представляет собой труп красивой девушки, облепленый змеями, ящерицами и лягушками. Ванитас — аллегория мирской суеты. Легенда гласит, что статуя изображает прекрасную девушку Бригитту, убитую своим возлюбленным из ревности. Сразу после смерти выяснилось, что её оклеветали и убийца, будучи скульптором, успел выполнить перед казнью свою последнюю работу. Он создал статую такой, каким нашли спрятанный труп девушки в зарослях. Ванитас — напоминание о смерти, символ раскаяния, а также предупреждение всем влюблённым о хрупкости любви и жестокости слепой ревности. По другой версии, автором статуи является итальянский каменотёс Спинетти. Он воздвиг статую как покаяние за насилие, совершённое им в костёле (пытался убить свою любовницу).

Капелла святой Людмилы создана в конце XIV века в готическом стиле и посвящена , которая сыграла важную роль в процессе христианизации чешских земель. Капелла украшена росписью на тему жизни святой мученицы, также здесь находится надгробие Людмилы, созданное мастерской Парлержа.

Капелла святого Яна Непомуцкого — главная художественная достопримечательность Базилики святого Георгия. Возведена в 1718–1722 годах в качестве отдельной пристройки справа от главного (западного) портала и посвящена викарию пражского архиепископства. Интерьер капеллы полностью выполнен в стиле барокко, что на фоне романского интерьера базилики и готической Капеллы святой Людмилы позволяет сравнить разные эпохи развития христианской архитектуры.

Рекомендуем экскурсии:

Как понять Прагу и получить от неё удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 20 евро

Другая Прага — прогулка по малоизвестным, но интересным уголкам Праги вдали от туристических маршрутов, чтобы почувствовать настоящий дух города — 4 часа, 30 евро

Средневековые замки Карлштейн и Конопиште — автобусная экскурсия для тех, кто хочет с головой погрузиться в атмосферу чешского Средневековья — 8 часов, 30 евро

Как добраться

Удобнее всего воспользоваться популярным в городе трамваем. Его маршрутом № 22 нужно доехать до остановки Pražský hrad. Пражский Град – пешеходная зона. За его Картинной галереей нужно свернуть на восток, и пройти около 300 м в южном направлении.

Другой вариант – доехать на метро до остановки Malostranské náměstí, откуда с постоянным потоком туристов дойти пешком, ориентируясь по башням.

В пик туристического сезона – апрель – октябрь, собор принимает посетителей с 9:00 (в воскресенье – с 12:00) до 17:00 часов. В остальные месяцы храм закрывается на час раньше. Собственно вход – бесплатный, но посещение зоны алтаря и капелл возможно только в группах платных экскурсий по Pražský hrad. Есть 2 варианта: стоимость «Малого круга A» – 250 CZK, а «Большого B» – 350 CZK.

Составляющие храмового комплекса

В этой части города в прежние века многие объекты принадлежали церкви. Это канцелярия прелата и дом капеллана, иезуитская семинария и церковный театр, приходская школа и общежитие. Некоторые из них и сейчас принадлежат церкви, но часть переданы городу.

Общий вид всего комплекса удобно осмотреть, если спустится к реке, перейти через мост и пройти в сторону парка, занимающего обширную территорию напротив скального берега. Здесь очень красивые виды, живописные места, и я настоятельно рекомендую путешественникам, заехавшим в Чески Крумлов, прогуляться на этот берег Влтавы. В просторном парке можно осмотреть синагогу, часовню Св. Мартина, или же просто передохнуть:

Дело в том, что эта территория Чески Крумлова не относится к проторенным туристическим маршрутам — все торопятся к Крумловскому замку и не многие сворачивают со стандартного пути. Мы спустились на низкий берег Влтавы полюбоваться речными порогами и осмотреть храмовый комплекс, а по сути, увидели еще один облик городка.

Но вернемся к осмотру костела

Обратите внимание на высоченные готические окна костела, благодаря которым так светло в храме:

Башня, перестроенная в стиле новой готики в XIX веке, кажется несколько хрупкой и утонченной для такого мощного сооружения…

С костелом соединена бывшая канцелярия прелата или Прелатура:

Изначально здание было построено в стиле готики, и неоднократные его перестройки сохранили готические окна, но большая часть строения все же изменена. Особенно претерпел изменения северный фасад. И если мы сейчас переместимся на улицу Horni и посмотрим на это же строение, то увидим вот такой парадный вход и внутренний двор:

Мимо этого парадного входа посетители города проходят стопроцентно. Можно завернуть в небольшой прямоугольный двор строения, откуда есть вход в бывший иезуитский театр. Во дворе установлены театральные реквизиты, где можно сфотографироваться в образе герцога или герцогини. К слову, это развлечение предоставляется бесплатно)

А мы в своем виртуальном путешествии вновь вернемся в парк и продолжим осмотр бывших церковных владений со стороны Влтавы.

К Прелатуре присоединено еще одно здание, построенное в 1586-90 гг. как иезуитский колледж:

В то время иезуитский орден прочно закреплялся в Чехии, благодаря чему был создан и Клементинум в Праге, и открыты колледжи в нескольких городах Чехии – например, в Градец Кралове.

Иезуиты находились в этом здании до момента роспуска ордена в 1773 году. А в 1889 году здание переоборудовали под отель, присвоив ему символическое для Крумлова название – «Роза». Отель, как видим, размещен в очень красивом месте. Влтава как раз поворачивает на свою очередную петлю, создавая великолепные пейзажи.

Друзья, представляете, какие потрясающие виды открываются из окон гостиницы… Неплохо было бы остановиться на сутки здесь, например, во время праздника «Пятилепестковой розы». Было бы больше времени и городок посмотреть, и полюбоваться пейзажами. Правда, стоимость проживания в этом отеле высока… А вот апартаменты в здании неподалеку, где находится музей влтавина, гораздо доступнее и очень привлекательны для проживания.

Гостиница «Роза» стоит на краю скалы не только со стороны Влтавы, но и со стороны глубокого рва, отделяющего Старе Место от другого квартала Чески Крумлова:

Боюсь, вы сейчас не тот дом за отель приняли))) Смотрите не на маленький домик внизу рва, а на едва просматривающиеся очертания отеля вверху. Ряд окон над каменным ограждением принадлежит отелю «Роза».

Это здание начинает группу строений, принадлежавших ранее церкви и составлявших храмовый комплекс. А находится все это сразу же за мостом, ведущим на улицу Horni:

Мы сейчас только одному комплексу уделили внимание, а вот так пристально хочется рассматривать почти весь Чески Крумлов. Как вы думаете, друзья, хватит на подобную экскурсию одного дня? Точно не хватит, скажу вам, опираясь на собственный опыт

Потому что в Чески Крумлове не только Старе Место и костел Святого Вита интересно увидеть, но и замок, и квартал Латран. А еще в замке есть уникальный барочный театр с декорациями XVII века, и его посещение потребует отдельного времени. Поэтому, планируйте поездку в Чески Крумлов на 2-3 дня и неспешно знакомьтесь с этим удивительным городком.

Ваш euro-проводник Татьяна

О месте Собор Святого Вита

Кафедральный собор Святого Вита возвышается над Пражским Градом и всем городом, отражаясь в водах Влтавы. История храма началась в 1344 году, а завершилось строительство только в ХХ веке. Каждый архитектор стремился привнести все новые и новые элементы, поэтому собор получился не похожим ни на одно другое строение не только в Чехии, но и во всей Европе.

Как добраться до собора Святого Вита

Найти его несложно — он возвышается над всеми другими постройками в историческом центре столицы и является самой высокой точкой Пражского Града. Добраться до него можно разными способами, но, пожалуй, интереснее всего будет пройти так называемым «Королевским путем», по которому следовали монархи. Сегодня на нем располагается более 30 исторических памятников. Он начинается на площади Республики, ведет к Староместской площади, потом по узким улочкам приводит на Карлов мост, после которого начинается восхождение по Малой Стране к Пражскому граду. Это не самый короткий, но наиболее интересный маршрут во всей Праге. Чтобы не заблудиться по пути к собору Святого Вита и сделать фото всех достопримечательностей «Королевского пути», пользуйтесь картой или ищите серебряные указатели под табличками с адресами на зданиях.

Особенности архитектуры

Строительство собора в Праге, внесенного сегодня в список культурного наследия ЮНЕСКО, началось в 1344 году и длилось … 585 лет. Закончилось оно только в 1929 году. За это время им занимались многие архитекторы, которые находились под влиянием различных архитектурных течений. Собор сочетает в себе элементы готики, неоготики, барокко, ренессанса, рококо. Можно смело сказать, что второго такого строения нет нигде в мире.

Западный фасад

Место, где и находится главный вход в собор Святого Вита. Чтобы попасть внутрь, необходимо пройти через один из трех величественных порталов. Храм потрясает своей массивностью. На боковых вратах изображены сцены из чешских легенд о короле Вацлаве, а также сцены этапов строительства. Над центральным порталом находится витражное окно, в котором можно увидеть картину «Сотворение мира». Поражают воображение и две башни собора Святого Вита, уходящие в высоту на 82 метра. Их спроектировал Петр Парлер — один из первых зодчих, работающих над костелом.

Южный фасад

Здесь расположены Золотые ворота, через которые в собор входили священники верховного сана. Над решетками вы увидите астрологические изображения, а также мозаичное распятие. Главным украшением ворот является мозаика «Страшный суд», которая содержит более миллиона элементов.

С южной стороны находится и колокольня. Ее высота — более 95 метров. В 1597 году на ней появились два циферблата: один из них показывал часы, второй — минуты. Там же располагается смотровая площадка, к которой ведут 298 ступеней. Если у вас хватит сил на такой подъем, вы сможете насладиться одним из лучших видов на чешскую столицу. Вход на площадку платный, билеты приобретаются как заранее, так и на месте. Колокола, которые звонят сегодня, были установлены в 1541 году.

Внутри собора Святого Вита

Убранство храма поражает своим великолепием. 28 колонн поддерживают высокие своды. Их строительством занимались разные мастера на протяжении поколений. Еще одна достопримечательность собора — старинный орган. Его считают одним из лучших в Европе.

Интерьер собора украшают статуи королей и архиепископов. С ними в ряд стоят зодчие. Витражи пропускают в помещение свет, поэтому кажется, что внутри собора всегда солнечно.

Собор Святого Вита — это еще и музей. В капелле Святого Вацлава покоится тело монарха, а также драгоценности, которые вручались правителям прошлого на коронациях. По легенде, тот, кто отважится надеть их не по праву, не проживет и года. Стены часовни украшены резьбой, золотом и самоцветами, а посередине стоит статуя короля в боевом обмундировании.

В других часовнях покоятся короли, королевы и епископы. Отдельная капелла отведена для Матье Арасского и Петра Парлера.

Из часовни Святого Креста можно попасть в крипту. Там покоятся саркофаги Карла IV, Вацлава IV и других правителей чешской земли.

Кафедральный собор в Праге поражает своей неземной красотой. Сам город спланирован так, чтобы собор Святого Вита можно было увидеть практически из любой точки и заснять с самых необычных ракурсов.

На нашем сайте вы можете почитать отзывы посетителей, а также найти отели, расположенные рядом.

Из истории костела Святого Вита

Высокое место  на берегу Влтавы было предопределено для храма. С начала образования поселения Чески Крумлов на природной скальной террасе построили церквушку. Но городок разрастался, и маленькая церковь уже не могла вмещать прихожан.

За века костел Св. Вита несколько раз перестраивался, прирастал новыми архитектурными деталями. Но его основа сохранялась. Если посмотреть на фасад костела, то очевидно, что нынешняя башня значительно моложе несущих стен сооружения:

Как видно по фотографиям, высокий костел окружен довольно тесным пространством. Сфотографировать костел со стороны улицы Верхней можно только в деталях

Обратите внимание, над входом в костел, слева, изображена Пятилепестковая роза – символ рода Рожмберков, представители которого долго правили в Чески Крумлове и внесли значительный вклад в строительство храмового комплекса:

В первой половине XVIII века к костелу пристроили часовню Яна Непомуцкого – она выступает полукругом слева на фотографии. А новая неоготическая башня костела сменила предыдущую барочную в 1893-94 годах:

Внутри храма просторно и светло. Главный алтарь посвящен Святому Виту и Деве Марии. На левой стороне бокового нефа сохранились настенные росписи XV века. На боковых хорах над входом в костел размещен орган 1716 года, украшенный позолоченным орнаментом.

Мне хотелось при посещении костела сделать несколько кадров, но запрет на фотографирование и какая-то особенная атмосфера тишины и умиротворения в храме не позволили воспользоваться фотокамерой.

Цены в Пражском граде 2020

Решив увидеть Пражский град своими глазами, вам нужно определиться какие достопримечательности вы обязательно хотите посмотреть. От этого будет зависеть выбор билета, ведь замок разделен на округа.

Округ A включает в себя Старый Королевский дворец, Рожмбергский дворец, Базилику св. Георгия, Қафедральный собор св. Βита, экспозицию «История Пражского грaдa», Золотую улочку:

  • полный 350 крон;
  • льготный 175 крон;
  • семейный 700 крон.

Билет для Округа B позволит увидеть Старый королевский дворец, Базилику св. Йиржи, Золотую улочку и Далиборку, Кафедральный собор св. Вита, Вацлава и Войтеха:

  • полный 250 крон;
  • льготный 125 крон;
  • семейный 500 крон.

Округ C — экспозиция «Сокровищница Кафедрального собора св. Вита», картинная галерея:

  • полный 350 крон;
  • льготный 175 крон;
  • семейный 700 крон.

Семейный билет могут приобрести супруги или один родитель, сопровождающие от 1 до 5 детей возрастом до 16 лет.

Любой билет действует 2 дня. Полный прейскурант на все услуги и экспозиции Пражского града можно найти на официальном сайте.

Цены на билеты в Пражский град

Интерьер собора

Внутри стены главного нефа вертикально разделены трифориями (галереей из узких проемов). На столбах хора установлен 21 бюст епископов, монархов, королев и мастеров Петра Парлера. За главным алтарем расположились гробницы первых чешских епископов и статуя кардинала Шварценберга работы Мысльбека.

Южная галерея содержит монументальное серебряное надгробье 1736 года, установленное Св. Яну Непомуцкому по проекту Э. Фишера. С двух сторон высокого хора стоят две большие барочные статуи, изображающие разорение храма 1619 года и побег Зимнего короля (1620). В середине нефа расположен ренессансный мавзолей Максмилиана II и Фердинанда I с супругой Анной работы Александра Коллина 1589 года. На сторонах мавзолея изображены персоны, которые захоронены под ним.

Разрушенный во время прусской бомбардировки (1757) ренессансный орган в соборе Святого Вита заменен инструментом периода барокко.

Капелла Св. Вацлава

Из всего венца капелл часовня Св

Вацлава является наиболее важной в соборе. Это отдельное святилище, построенное над местом захоронения основателя церкви, причисленного к лику святых

Капелла сразу планировалась как хранилище королевских драгоценностей и одна из точек коронационной церемонии. Небольшое, почти кубической формы помещение, встроенное в стены церкви, было спроектировано до Парлера. Зодчий создал в святилище неизвестный прежде архитекторам свод, переплетения ребер которого напоминали очертания звезд. Удерживающие конструкции смещались от углов комнаты до третей стены, что было непривычно по сравнению с традиционными сводами. Помимо часовни, Парлером построена южная прихожая в 1368 году, а на ее полу была устроена потайная камера, в которой хранилась корона и чешские королевские драгоценности. Часовня Святого Вацлава была освящена в 1367-м и украшена в 1373 году.

Аритектура

Окружающая плотная застройка несколько скрадывает внушительные размеры собора. Его центральный неф имеет длину 124 м, а большая южная башня достигает высоты в 96,5 м. Необычны находящиеся на ней часы. Они имеют одну стрелку и два циферблата – для часов и минут соответственно. Выстроенный в стиле барокко шпиль башни выглядит органично и не вносит диссонанса.

В нише ворот находится другая мозаика – распятие. Удивительно, что в католическом храме Спаситель изображён прибитым к кресту четырьмя (а не тремя) гвоздями, что соответствует трактовке православной конфессии.

На западном фасаде выделяются две 82-метровые неоготические башни, между которыми находится круглое окно-розетта диаметром 10 м. Эта часть собора построена последней. Здесь расположен нынешний главный вход, на рельефах дверях которого изображены эпизоды жизни Вацлава и Войтеха, а также сцены строительства. Витражное окно над порталом расписано на тему сотворения мира.

Находящиеся на стенах фасада химеры с высунутыми языками являются оригинальными водостоками. Одновременно они отпугивают нечистую силу.

История строительства собора

Первоначально на этом месте находилась церковь-ротонда, основанная в 930 г. Вацлавом в честь св. Вита. Убитый собственным братом, Вацлав был похоронен в ротонде, а затем канонизирован. В XI в. ротонду перестроили в базилику. В 1344 г. король Карл IV повелел вместо неё построить главный храм страны. Он должен был стать местом коронации и захоронения чешских монархов, а также сокровищницей страны.

Масштаб строительства часто не соответствовал возможностям государства и политической обстановке. Этот собор, как и знаменитый Кёльнский, строился 6 веков с длительными перерывами.

Автор первоначального проекта – фламандский архитектор Матиас Аррасский. Под его руководством были построены аркады и галереи. После смерти Матиаса в 1352 г. строительство продолжил немецкий архитектор и скульптор Петер Парлерж, много работавший в Чехии (он автор знаменитого Карлова моста). Он внёс существенные изменения в первоначальный проект, став его полноправным соавтором. Скульптурные мотивы, внесённые Парлержом, явственно ощущаются в спроектированном им своде и во внутреннем убранстве храма.

Петер Парлерж к моменту смерти в 1399 г. успел закончить хор и часть трансепта. Продолжили строительство сыновья зодчего – Вензел и Ян. Под их началом возвели южную часть собора и, частично, башню. Вспыхнувшие гуситские войны остановили дальнейшие работы. В этот смутный период внутреннему убранству сооружения был нанесён существенный ущерб.

Две последующие попытки достроить собор были предприняты на рубеже XV–XVI вв. и во второй половине XVI в. В ансамбле появились элементы, выполненные по канонам барокко. Была возведена северная часть собора, после чего в незавершённом храме стало возможным проводить религиозные церемонии. Но из-за отсутствия финансирования строительство вновь останавливалось, во второй раз – почти на 3 века. За это время собору пришлось пережить протестантское разграбление начала XVII в., австрийские артобстрелы войны 1740 г., и мощный удар молнии в купол 3 года спустя.

Очередное возобновление строительства датируется серединой XIX в. Масштабные работы сверялись с сохранившимися чертежами Петер Парлержа. Весомым и ценным оказался вклад чешского архитектора Йосефа Моцкера. Под его началом в 1861–66 гг. из интерьера были убраны чужеродные частицы барокко, и выстроена неоготическая западная сторона собора. Архитектор добился стилевого единства с существовавшим сооружением.

Уже в XX в. в палитру собора были внесены два ярких штриха. Чешский художник-модернист Альфонс Муха в 1920 г. создал витражи на новых окнах, выходящих на северный фасад. А эффектное окно-розетту между башнями в 1925-27 гг. украсил художник Франтишек Кисела. На этом, почти через 6 веков, история строительства собора в Праге завершилась.

Фотообзор Собора Св. Вита

Самое время прогуляться по Собору и посмотреть на него изнутри и снаружи.

3.1. Внешний вид

Вид на величественную башню:

Южный фасад с Золотыми воротами, на солнце они просто невероятно сияют:

Здесь всегда очень многолюдно:

У часов 2 циферблата – один показывает часы, а второй – минуты:

Гаргульи так и норовят сорваться со стен собора:

Присмотритесь к мозаике:

Она выполнена в 1370—1371 годах и изображает сцену Страшного Суда. Конечно же, по центру отображен тогдашний король Карл IV со своей супругой, над ними – Иисус Христос и 6 чешских святых. По бокам ангелы возносят праведников к небесам. А на заборчике у входа можно увидеть астрономические мотивы.

3.2. Интерьер

Центральный неф собора выполнен в неоготическом стиле, посмотрите, насколько он огромный:

Свод храма поддерживают 20 таких колонн:

Великолепные витражи:

В этом храме обязательно нужно сделать много фото, чтобы запечатлеть такую красоту:

Внутри можно долго стоять на месте, рассматривая величественные своды:

Этот балкон называется «Трифориум»:

Он делит собор по горизонтали – на часть «небесную» и «земную».

И вот мы видим витражи и надгробие одного из деятелей церкви:

Тут повсюду усыпальницы известных людей – епископов, князей и королей:

Старинное изображение Праги:

Сцены из истории Чехии на религиозный манер:

Чье же это надгробие? Подойдем поближе:

Это надгробие к могиле Яна Непомуцкого, установленное по приказу Марии Терезы:

Вид на его саркофаг:

С другой стороны:

Надгробие на памятнике:

Стенд с информацией о капелле святой Марии:

Сама капелла:

Стенд о капелле святого Вацлава, помните, полное название храма — Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха:

Вход в капеллу:

Вид на орган:

Еще один витраж:

Завершение строительства

Под влиянием романтизма и в связи с экономическим ростом Чехии было принято решение возобновить строительство. Проект 1844 года по реконструкции собора был представлен архитекторами Ворцлавом Песиной и Йозефом Краннером, последний руководил работами до 1866 года. Его сменил до 1873 года Йосеф Моцкер. Был восстановлен интерьер, демонтированы элементы барокко, сконструирован западный фасад в стиле поздней готики. Удалось достичь гармоничного композиционного единства всей постройки. Последним архитектором был Камил Гильберт, проработавший до момента завершающих работ 1929 года.

Выводы

Очень популярное место в Праге, поэтому здесь всегда очень многолюдно. Лучше сразу купить билеты на смотровую площадку, и уже спокойно на нее подниматься. Кстати, приходите лучше не к самому открытию собора – смотровая площадка открывается чуть позже. На посещение собора с учетом подъема на смотровую площадку потребуется около 1,5 – 2 часов, если на площадку не идти, то хватит и часа.

 Можно прийти с детьми старшего школьного возраста. Очень рекомендуем воспользоваться аудиогидом – так будет гораздо интереснее и познавательнее.

Кстати, если вы только собираетесь в Прагу, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать отель прямо через эту форму:

Ссылка на основную публикацию