Warning: mysqli_query(): MySQL server has gone away in /var/www/lira-vrn/data/www/lira-vrn.ru/wp-includes/wp-db.php on line 2024

Warning: mysqli_query(): Error reading result set's header in /var/www/lira-vrn/data/www/lira-vrn.ru/wp-includes/wp-db.php on line 2024
Кафедральный собор богоматери в антверпене, история и описание - planet of hotels

Кафедральный собор богоматери

Статус

В настоящее время Собор Богоматери — главный кафедральный собор Антверпена, один из крупнейших храмов Римско-католической церкви. Собор издавна является символом города, памятником средневековой и готической культуры. Кроме того, это самый высокий Собор Бельгии, имеющий самую высокую церковную башню Бенилюкса (123 метра). Его силуэт виден издалека с любой точки города и давно уже стал неотъемлемой частью городского пейзажа. Церковь Пресвятой Богородицы (то же, что и Собор Богоматери в Антверпене) носит статус кафедрального Собора с по гг. и с 1961 года по настоящее время.

Колокольня башни Собора является одной из 56 колоколен во Франции и Бельгии, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО ID 943—002. Внутри Собора находятся два бесценных творения фламандской живописи XVII века, также входящих во Всемирное наследие: «Воздвижение Креста» и «Снятие с креста» кисти Рубенса.

История возникновения собора Антверпенской Богоматери

Изначально на месте собора находилась часовня Божьей Матери, которая была построена в 9 веке. В 12 веке небольшую часовню заменили большей по площади церковью. Длина нового здания составляла 80 метров, ширина – 42 метра.

В 1352 году было решено построить на месте романской церкви громадный готической собор – самый большой в Бельгии. Работы по его возведению заняли продолжительное время: почти целых два столетия.

Архитекторы

Сначала архитектором был назначен Жан Амель, который посвятил строительству собора 40 лет своей жизни. После смерти зодчего работами занялся его сын Петер.

Далее возведением сооружения поочередно занимались Жан Так, мастер Эврар, Герман ван Вагемакер и затем его сын по имени Доминик.

Завершение строительства

Строительство церкви Богоматери завершилось в 1521 году. Однако фактически работы продолжались по 1616 год. Более того, собор до настоящего времени считается недостроенным.

Разрушение

В результате масштабного пожара в 1533 году храм значительно пострадал: его большая часть была уничтожена. Следующая трагедия произошла в 1566 году во время иконоборчества, когда протестанты разрушили существенную часть интерьера.

Очередной ущерб был причинен храму в 1794 году, когда его разграбили французские революционеры. Французская администрация даже планировала полностью уничтожить сооружение, однако Наполеон не допустил этого.

Некоторые из похищенных шедевров, включая три картины Рубенса, были возвращены церкви из Парижа в 1816 году.

Восстановление собора

После стольких разрушений потребовалось немало времени, чтобы полностью восстановить собор: работы продолжались в течение всего 19 века. Позже, в период с 1965 по 1993 году, в храме провели последнюю реставрацию.

Статус кафедрального Антверпенского собора церковь получила еще в 1559 году, однако в 1801 году была лишена присвоенного статуса. Храм снова стал кафедральным лишь в 1961 году.

Антверпенский зоопарк

Рекомендовать место

1

В Антверпенский зоопарк ежегодно более миллиона людей приезжают с разных уголков мира, чтобы посмотреть на кучерявых пеликанов, комодских варанов, очковых медведей и многих других животных и особей, общее число которых уже превышает 5000. А сама история зоопарка уже насчитывает более 160 лет, и за это время Антверпенский зоопарк зарекомендовал себя, как один из лучших в мире, войдя в тройку лидеров.

Примечательно, что вместе со своей более вековой историей в зоопарке популярны не только местные обитатели, но и здания, в которых они живут, ведь большинство из них стали историческими памятниками.

На территории зоопарка, которая увеличилась почти в 10 раз и сегодня составляет общую площадь 10,5 га, находится зимний сад, зоологический музей, берлоги, океанариумы, есть и собственный Храм Мавров, в котором живут окапи, а в Египетском Храме правят жирафы, слоны и аноа.

Посетив Антверпенский зоопарк вы также побываете в «стране мороза», где вас радушно встретят пингвины и каланы. Некоторые взрослые здесь вспоминают французского писателя Эмиля Золя и его произведение «Остров пингвинов». А дети приходят в восторг от планетария и дельфинария, которые также находятся на территории зоопарка.

Архитектура

Собор являет собой образец крестообразного храма в стиле брабантской или пламенеющей готики. Фасад смотрится особенно грандиозно с западной стороны, а изумительную северную башню видно из любой точки Антверпена.

Здание выполнено в основном из кирпича и белого камня. Для возведения крыши и перекрытий использовалась дубовая древесина.

Башни

Собор украшают три башни: Северная, Южная и Фонарная. Изначально задумывалось, что собор будет увенчан двумя равновеликими башнями. Однако Южная башня так и не была завершена: она гораздо меньше Северной, а на ее вершине установлен небольшой шпиль.

Величественная Северная башня имеет высоту 123 метра. На ее вершине виднеется восьмиугольная надстройка с элегантным крестом. В серединной части можно рассмотреть циферблат, выполненный из золота.

Колокольня башни состоит из карильона и 40 колоколов. Наверх можно подняться по однопролетной лестнице: всего придется преодолеть около 515 ступенек.

Небольшая Фонарная башня с тремя этажами окон по окружности находится над трансептом. Она служит для освещения внутреннего помещения.

Внутри собора

Храм состоит из семи нефов с поперечным трансептом. Огромное внутреннее пространство имеет строгое, но вместе с тем величественное оформление.

От оригинального интерьера мало что осталось: уж слишком много разрушений пришлось пережить собору. Однако древняя статуя Мадонны, считающаяся главной святыней Антверпена, уцелела.

Кроме того, в интерьере можно увидеть сохранившиеся старинные фрески, на которых запечатлен готический собор.

Поскольку на протяжении истории храма неоднократно проводились работы по реставрации его интерьера, на сегодняшний день в нем сочетаются элементы готики, барокко, рококо, неоготики и ренессанса.

Кафедра

Особый интерес представляет пышная кафедра, выполненная в барочном стиле. Ее оформлением занимался скульптор Адольф Ван дер Воорт в 18 веке. Резная кафедра украшена изумительным орнаментом, изображениями птиц и деревьев.

Другие элементы интерьера

В соборе имеется множество капелл: в них погребены епископы, государственные деятели, именитые горожане.

Над главным входом можно увидеть многоярусный рельеф Страшного суда. Напротив алтаря, выполненного в стиле позднего рококо, находится фреска Братства Святого Причастия.

В передней левой части храма расположены темные панели с исповедальнями, над которыми виднеются изображения Двенадцати апостолов: их сопровождают женские фигуры.

Купол расписывал мастер Корнелиус Схют в 17 веке. Окна украшены великолепными витражами на религиозную тематику.

Скульптуры

Важное место в интерьере занимают скульптуры. Одной из самых известных является Мадонна с младенцем, выполненная из каррарского мрамора анонимным мастером в 14 веке

Еще одной уцелевшей скульптурой является Антверпенская богоматерь, созданная в 16 веке из полихромного ореха.

Значимые художественные произведения

Прогуливаясь по собору, обратите внимание на картины. Здесь представлены многие шедевры, в том числе знаменитые работы Рубенса (Pieter Paul Rubens), которые великий фламандский художник выполнил специально для собора:

  • «Воздвижение Креста Господня»,
  • «Снятие с креста»,
  • «Успение Пресвятой Девы Марии»,
  • «Воскрешение Христа».

Кроме того, в интерьере примечательны другие картины:

  • «Смерть Мари» Абрахама Матиссена (Abraham Janssens van Nuyssen),
  • «Успение Богоматери» Корнелиуса Схюта (Cornelis Schut),
  • «Судный день» Якоба де Бакера (Jacob Adriaenszoon Backer).

Орган

В Антверпенском соборе имеется два органа: главный Schyven-orgel и новый, выполненный в необарочном стиле швейцарской компанией Metzler.

Основной орган был установлен еще в 1891 году. Его изготовлением занималась Брюссельская фирма Schyven Walcker & Cie, по наименованию которой и назван музыкальный инструмент. Он достигает 10 метров в длину и включает 90 регистров.

Орган неоднократно восстанавливали, однако основное количество деталей являются оригинальными.

Дом Рубенса

Рекомендовать место

4

Дом Рубенса был приобретен мастером в 1611 году, после чего семь лет на этом месте длились строительные работы. Годами позже один из друзей художника открыто заявил, что дом вызывает не только удивление, но и восхищение у многих иностранцев, прибывающих в Антверпен. В этом имении прошла практически вся жизнь автора. Родился его первый сын Николас, умерла во время чумы любимая жена Изабелла. Позже, обвенчавшись со второй супругой Еленой Фоурмен, здесь родились еще пятеро их совместных детей.

Городской собственностью дом Рубенса стал в 1937 году, а в 1946 году был открыт в качестве музея. До этого была произведена объемная работа по реставрации здания и внутренних помещений. До настоящего времени не сохранились ни личные вещи художника, ни какие-либо предметы быта, одним из немногих ценных экспонатов можно считать кувшин в столовой комнате, на котором имеется пометка «1593 год». Зато с максимальной точностью восстановлена атмосфера патрицианского имения, присущая XVII веку.

Холл и большинство комнат украшены работами именитых художников, которые провели с Рубенсом не один вечер. Особого внимания заслуживает и кабинет мастера, который при его жизни стал местом хранения коллекций работ Рафаэля, Тициана, Брейгеля и многих других.

История

Собор. Иллюстрация XVIII века

Первый камень в основание этой готической церкви заложен в XIV веке и только два века спустя работы завершены. Там, где сейчас стоит кафедральный собор, с IX до XII века находилась небольшая часовня Божьей Матери, которая приобрела статус приходской церкви в 1124 году. В течение двенадцатого столетия она заменена большой романской церковью (длиной 80 метров и шириной 42 метра). Только после раскопок, проведённых в 80-х годах прошлого века[уточнить], выяснилось, как выглядела церковь-предшественница, однако от прежнего интерьера не осталось почти ничего.

В 1352 году началось строительство нового собора, которому суждено стать самой большой готической церковью Бельгии, а также крупнейшим готическим костёлом в Нидерландах. Первым строителем храма был мастер Жан Амель из Булони. Зодчий отдал этому сооружению сорок лет жизни, но умер, так и не увидев собор возведённым хотя бы на четверть и завещал своё дело сыну Петеру. Строители один за другим сменяли друг друга — Жан Так, мастер Эврар, Герман ван Вагемакер, его сын Доминик. Собор строился медленно, неторопливо, впитывая в себя черты новых эпох.

В начале сооружение по плану должны были увенчать 2 башни равной высоты, но задуманное не осуществилось. В 1521 году новая церковь Богоматери была готова. Возведение южной башни достигло только третьего яруса. Строительство храма было закончено после почти 170 лет работ, однако собор строился гораздо дольше, чем указано. Строительные работы над зданием велись на протяжении двухсот пятидесяти лет — с 1352 по 1616 годы и по сей день его считают недостроенным.

Вид собора со стороны «Зеленой площади» (на первом плане памятник Рубенсу)

В ночь с на 6 октября 1533 года новый храм сильно повреждён пожаром, уничтожившим большую часть здания, поэтому завершение второй башни велось с опозданием, которое в дальнейшем привело к его отсрочке, как оказалось, навсегда — она вполовину меньше северной и её увенчивает невысокий шпиль.

Кроме того, церковь стала кафедральным собором Антверпенской епархии только в 1559 году, но потеряла этот статус с 1801 года (после конкордата 1801 года или Конкордата Наполеона) и вновь восстановлена в нём только с 1961 года. Во время иконоборчества 20 августа 1566 года (приходившееся на начало Восьмидесятилетней войны), протестанты уничтожили большую часть интерьера собора. Позже, в 1581 году, во время протестантской администрации, многие церкви Антверпена подвергнуты конфискации имущества. Эти меры не обошли и главного собора. Множество художественных сокровищ разрушено, удалено или продано. Власть Римско-католической церкви вновь восстановлена в 1585 году с падением Антверпена.

Собор Антверпенской Богоматери кисти Йоганна Доменикуса Квальо,

В 1794 году французские революционеры, захватившие область, разграбили Собор Богоматери в Антверпене и нанесли ему серьёзный ущерб. Приблизительно в году французская администрация намеревалась снести здание, но эта идея отменена указом самого Наполеона. На протяжении всей своей истории собор претерпел множество бедствий, но после каждого удара его удавалось восстанавливать. В 1816 году собору из Парижа возвращен ряд важных произведений искусства, похищенных из него ранее, в том числе 3 шедевра Рубенса. В течение всего XIX века храм полностью восстановлен и обновлён; отец бельгийской неоготики Франсуа Андре Дюрле, в частности, построил новые хоры.

Последние реставрационные работы собора проводились с по 1993 годы. За это время проделана большая работа по сохранению уникальной архитектуры и интерьера здания, в конечном итоге удалось сохранить его неповторимый облик.

Легенды и мифы Антверпенского Собора

Существует легенда, что в далёкие времена на том месте, где теперь стоит Антверпен, возвышался замок злобного великана Друона Антигона, который обложил всю округу непосильной данью, а недоимщикам отрубал руку. Так продолжалось до тех пор, пока не явился доблестный воин Сальвий Брабо, который вызвал великана на бой, отрубил ему руку и бросил её в реку Шельду. Отсюда, как рассказывают, и произошло название города — «Бросить руку». С высокой часовни Антверпенского Собора хорошо видна река и небольшой постамент в честь Сальвия Брабо.

Покровительницей города издавна считалась Дева Мария и главная святыня города — древняя статуя Мадонны — долгие века хранилась в маленькой часовне на городской площади. Именно эта статуя осталась единственной нетронутой во время бедствий и разграблений храма. Многие верят, что за своё «чудесное» спасение статуя, как и Собор, обязана своей покровительнице. На этот счет существует поверие, что до тех пор, пока статуя сохранна и на своём месте, то и город будет в безопасности. Антверпенцы безумно любят свою Мадонну и ценят её превыше всего.


Панорама Антверпена с левого брега Шельды. В центре выделяется высокий шпиль Собора Богоматери.

Церковь святого Карла Борромео

Рекомендовать место

4

Костел в стиле Барокко с великолепным фасадом, построенный в Антверпене орденом иезуитов между 1615 и 1621 годами. Примечателен тем, что к оформлению его фасада и большой части интерьера приложил руку известный живописец Питер Пауль Рубенс.

18 июля 1718 года в церковь ударила молния. Это вызвало сильный пожар, в котором погибли 39 бесценных шедевров Рубенса. Большинство оригинальных мраморов были также уничтожены. Сохранились в первоначальном виде лишь апсиды главного алтаря и часовня Марии. Ими можно любоваться и сейчас.

Интересная деталь и достопримечательность храма — оригинальный механизм, который меняет картины за алтарем. С XVII века он сохранился в рабочем состоянии и действует до сих пор, что очень впечатляет туристов и посетителей храма.

Координаты: 51.22101700,4.40473300

Интерьер

Неф Антверпенского собора

Антверпенский собор многократно ремонтировался и заново обставлялся, впитывая в себя черты новых эпох. Из оригинального интерьера почти ничего не сохранилось. Во время иконоборческих восстаний времен Реформации пострадала большая часть интерьера. Витражи, статуи, памятники, десятки алтарей, усыпальниц, могил и святынь осквернены и разрушены десятками кальвинистов, навсегда утрачены многие картины и реликвии, от оригинального убранства осталось только изображение Мадонны из мрамора XIV века и несколько старинных фресок, свидетельствующие о поздней готической структуре здания. Позднее Собор восстановлен в стиле барокко и, спустя век, снова достиг былой красоты, только уже в неоготическом стиле. Интерьер церкви множество раз воссоздавался заново и это именно то, что делает её такой особенной: в церковном убранстве переплетены элементы самых разных стилей: готика, барокко, рококо, ренессанс и неоготика.

Внутри Собор наполнен светом и поражает своей огромностью и пустотой. Это впечатление сохраняется даже тогда, когда во время торжественных богослужений он заполняется до отказа — никакая масса людей, кажется, не в состоянии заполнить его. Интерьер Антверпенского собора строг и торжественен. Росписи купола сделаны в 1647 году мастером Корнелиусом Схютом. Архиепископская кафедра в пышном барочном стиле изготовлена скульптором Адольфом Ван дер Воортом[источник не указан 1111 дней] в 1713 году. Её украшает обильная резьба: деревья, птицы, многочисленные фигуры, орнамент. Оконные витражи, изображающие библейские сюжеты, выглядят так же роскошно, как и убранство алтарей.

Главный вход в собор отмечает могучий стройный портал. Его украшает сложный, в три яруса, рельеф Страшного суда. В передней части Собора изображена сцена с Ковчегом Завета. Сам алтарь выполнен в стиле позднего рококо, напротив него изображена фреска Братства Святого Причастия. Передняя левая часть собора имеет ряд красивых темных панелей с девятью исповедальнями. Над ними изображены Двенадцать апостолов, сопровождающих двенадцать женских фигур. В купольной части часовни находится картина Божьей Благодати, в честь которой будет названа церковь в Антверпене. Некоторые фрески были восстановлены из первоначальных (до иконоборчества 1566 года), другие полностью заменены. Собор имеет также несколько витражей с религиозными изображениями.

Карл V, император Священной Римской империи отметил, что шпиль должен находиться в стеклянной оправе. Наполеон сравнивал шпиль собора с брабантским кружевом. Для обслуживания самого большого колокола в башне требуется 16 звонарей.
Западный вход обставлен статуями миссионера св. Виллиброда. Он, как полагают, мог находиться в Антверпене в XVII веке.

Собор окружают многочисленные капеллы, в которых погребены антверпенские горожане, епископы, государственные деятели. Здесь находится мраморный саркофаг епископа Амброзио Мариуса Капелло, бронзовое надгробие Изабеллы Бурбонской — жены бургундского герцога Карла Смелого. На территории Собора также находится стела, богато украшенная скульптурами и скиния в форме Ковчега Завета.

В настоящее время за определённую плату, можно посетить внутренние помещения Собора и все произведения искусства в его интерьере. В центре Антверпена есть также сувенирные магазины, где можно купить путеводители и книги о соборе на нескольких языках (в том числе на русском).

Ссылка на основную публикацию