Аничков мост (anichkov bridge)

Мост через Фонтанку, один из самых известных мостов города

1 оценило

Аничков мост — это мост через реку Фонтанку, один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.

Аничков мост в Санкт-Петербурге

История Аничкова моста

История моста начинается с постройки Невского проспекта, когда возникла необходимость обустроить переправу через Фонтанку (в то время — Ерик).

В 1716 году был построен деревянный мост, в 1721 году перестроен и расширен. Среднюю часть сделали подъёмной, так как появилась необходимость пропускать суда.

Этот мост реконструировался в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м по проекту архитектора Семёна Волкова был построен новый деревянный мост, который был уже неразводным. У моста в то время находился пропускной пункт.

Каменный мост через Фонтанку по линии Невского проспекта был построен 1785 году и был разводным.

В 19-м веке Невский проспект был расширен, поэтому потребовалось расширение и мосту. В 1841 году старый мост был разобран, а на его месте за 7 месяцев построили новый. В январе 1842 года новый Аничков мост был открыт.

В 1843 обнаружилось, что мост разрушается из-за ошибок в расчетах, в 1902 году мост был признан аварийным.

В 1906—1908 проходила реконструкция моста под руководством архитектора П. В. Щусева.

Скульптуры Аничкова моста

Скульптуры на Аничковом мосту

На мосту в 184 году были размещены конные скульптуры, созданные скульптором Петром Клодтом:

  • «Конь с идущим юношей»
  • «Юноша, берущий коня под уздцы»

В настоящее время на мосту 4 парных скульптуры.

Название Аничкова моста

Своим названием мост обязан Аничковой слободе, которая была названа в честь подполковника-инженера Михаила Аничкова, чей чей батальон во времена Петра Великого находился за Фонтанкой (Ериком).

  • Россия
  • Санкт-Петербург

«Сыскать мне сейчас же пятую ж…»

Эту легенду мы взяли из книги «История Петербурга в городском анекдоте» известного петербургского историка и писателя Наума Синдаловского, чьи произведения мы крайне рекомендуем. Когда их читаешь, начинаешь понимать, что историю Северной столицы если до этого и знал, то только по верхам.

Так вот.

Один умник в царствование Николая I как-то написал на одном из коней:

«Барон фон Клодт представлен ко кресту За то, что на Анúчковом мосту На удивленье всей Европы Поставлены четыре жопы…»

Николай I прямо на полицейском рапорте написал поручение:

«Сыскать мне сейчас же пятую жопу И расписать на ней Европу!»

Кстати, в наши времена обнаженные мужчины с конями у некоторых петербургских политических деятелей явно вызвали бы нездоровый интерес. Вообще, даже странно, что пока никто из местных политиков, которые уже сами по себе в силу своей придурковатости стали анекдотами, не потребовал демонтировать скульптуры Клодта и переплавить их, допустим, на памятник Путину. Видимо, опасаются, что памятнику достанется. Точнее, тому месту, где Николай I предполагал начертить карту части континента.

Если есть конь – на нем можно сидеть

Однажды вечером 20 ноября какого-то недавнего года (конец 90-х – начало 2000-х) один известный петербургский бизнесмен из Морского порта Санкт-Петербурга, потом занимавший руководящие федеральные должности, праздновал свой день рождения.

Праздновал так хорошо, что к тому моменту, когда его машина проезжала по Аничковому мосту, он смог лишь промычать, что ей надо остановиться. Слава богу, водитель был трезвый и притормозил. Бизнесмен показал своим помощникам с использованием мычания и жестов на коня. Те удивились. Потом поняли, чего же хочет шеф. Через некоторое время он уже восседал верхом и, наверное, в мыслях даже куда-то мчался рысью или галопом. Милицейская (тогда еще была милиция) машина тоже припарковалась рядом, но стражи порядка быстро успокоились тем, чем они обычно успокаиваются. Собственно, серьезного нарушения порядка все равно не было.

Что интересно: день рождения Аничкова моста в его современном прочтении, то есть с конями, тоже приходится на 20 ноября. Он был открыт в этот день в 1841 году. Кто его знает, может быть, дух Петра Карловича, вселившись в нетрезвого петербургского бизнесмена, пришел поздравить свое самое знаменитое детище.

P. S. Мы не рекомендуем залезать на коня Клодта ни в какой день и ни в каком виде. Особенно мужчинам. Помните: конь – бронзовый, а в Петербурге обычно прохладно.

Интересные факты

  • Чтобы сохранить скульптурные композиции в годы войны, их закопали на территории Аничкова дворца
  • В создании скульптур Петр Карлович опирался на натуру. Ему позировал жеребец Амалатбек, а нужные позы коня заставляла принять дочь Клодта
  • Русалки на ограждениях моста необычны. У них есть не только хвост, но и ножки с копытцами
  • Некоторые находят сходство складок на гениталиях одной из скульптур с силуэтом самого Наполеона. Клодт таким образом, по мнению некоторых отомстил не за измену жены, а захватчику за страдания целого народа
  • В годы войны немецкая пропаганда распространяла ложные снимки с немецкими солдатами вблизи лошадей Клодта, чтобы показать, что северная столица захвачена
  • Неподалеку от Аничкова моста расположены Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний и Михайловский сады, а также скульптура Чижика-Пыжика

Легенды

Аничков мост, как всякое красивое и старинное место, овеян преданиями. Четыре из них связаны с самим создателем скульптурных композиций и государем.

  • Николай I страстно любил верховую езду. В этом они совпадали с П. К. Клодтом. Однажды государь пригласил скульптора на конную прогулку. Там лошадь Петра Карловича внезапно понеслась вперед и он обогнал лошадь царя. Это было строжайшим нарушением этикета, но Николай I лишь заметил, что управлять лошадьми у Клодта получается не так хорошо, как ваять их.
  • Повторно такой ошибки никто бы не совершил, но Петру Карловичу однажды удалось и это. На Сенатской площади он однажды обогнал шествие государя. Царь вновь помиловал его, однако предупредил, указывая на скульптуры: — Только ради этих!
  • Государь также нередко хвалил скульптора за то, что Клодт делает лошадей лучше, чем любой жеребец.
  • За свои композиции архитектор заслужил место в народной частушке непристойного содержания. Когда о ней доложили государю, он немедленно приказал найти автора частушки и сурово его наказать.

Популярен миф о том, что у двух лошадей на мосту нет языков. Обнаружив это, Петр Карлович скончался.

Не обошлось и без легенды о топонимике места.

Когда мост назвали по фамилии батальонного командира, некоторые ошибочно полагали, что это связано с любовной историей самого архитектора или одного из строителей. Предполагали, что девушка несчастно погибла на этом мосту.

Миф последних лет гласит о том, что в конце 90-х годов прошлого века один из бизнесменов в нетрезвом виде в день своего дня рождения, 20 ноября, оседлал одного из бронзовых коней. Примечательно, что по новому стилю день рождения Аничкова моста приходится на 20 ноября. После инцидента поползли слухи о том, что сам Клодт вселился в выпившего бизнесмена, чтобы поздравить мост с именинами.

Скульптура «Днепр» у основания Ростральной колонны

Рекомендовать место

7

2

У подножия Ростральных колонн восседают величественные скульптуры, созданные в начале XIX века, одновременно со всем архитектурным ансамблем Биржевой площади. Четыре аллегорических статуи из пудожского камня (известковая порода, добываемая Ленинградской области) символизируют четыре великие реки: Волхов, Неву, Волгу и Днепр. Скульптуры были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо.

По поводу авторов скульптурного убранства здания Биржи и Ростральных колонн до недавнего времени почти не было точной информации. Известно, что когда Комиссия по постройке биржевого здания и облицовке берега Невы камнем обратилась с заказом в Академию художеств, Совет Академии определил коллектив лучших скульпторов того времени. Однако академические скульпторы запросили столь высокую цену за свою работу, что Комиссии пришлось отказаться, снизить цену и провести торги. В результате проект выиграли французские скульпторы, работавшие в то время в Петербурге.

В 1928 году была проведена реставрация скульптур Ростральных колонн. Исследователи, занимавшиеся реставрацией, обнаружили, что за годы после Октябрьской революции, скульптуры пережили непростые времена — «псевдореставраторы» красили их масляной краской, мазали гипсом, цементом и штукатуркой. В течение длительного времени скульптуры находились в аварийном состоянии, и были полностью восстановлены только в конце 1990-х годов.

Аничков мост — история

При строительстве Невского проспекта возникла необходимость соорудить переправу через реку Ерик или как раньше называли Фонтанку – Безымянный Ерик. «За Большою Невой на Фантанной реке по першпективе зделать мост», — приказал Петр I и в 1715 году деревянная переправа была сооружена. Назвали ее Аничков мост — по имени инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался в этом месте и строил эту переправу. Длина ее была более 150 метров и перекрывала всю заболоченную пойму реки.

Тогда это была окраина Санкт-Петербурга  и здесь находилась пограничная застава, на которой  проверяли паспорта  и брали плату за въезд в город. Платить можно было и деньгами и булыжниками, которыми мостили дороги. На ночь шлагбаум опускали и караульные укрывались в шалаше, а позже для них построили караульный дом, где они проверяли документы и прятались от непогоды.

В 1726 году переправу сделали разводной и открывали ее для прохода судов с высокими мачтами, а чтобы волки не смогли пройти в город, ее открывали и на ночь.

В 1749 году по проекту архитектора Семена Волкова был построен новый деревянный мост. По одной из версий его специально укрепили, чтобы провести слонов, подаренных императрице Елизавете Петровне в дар от персидского шаха Ирана. Переправа не имела разводного пролета и была обшита досками, оформленными под гранит.

Как добраться

Аничков мост находится в Центральном районе Санкт-Петербурга. С западной стороны от него располагается Аничков дворец с садом, а с восточной — дворец Белосельских-Белозерских.

Ближайшая станция метро — «Гостиный двор» (560 метров), также можно пройти от станции «Маяковская» (700 метров), от «Достоевской» или «Владимирской» (840 метров).

Схема метро Санкт-Петербурга

Общественный транспорт останавливается на Невском проспекте: возле Аничкова дворца (ост. «Дворец творчества юных») и на перекрестке с Литейным и Владимирским проспектами (ост. «Литейный проспект»).

До остановки «Дворец творчества юных» довезут автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 181, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22, а до «Литейного проспекта» — автобусы № 15, маршрутки № К-177, К-258, К-90, троллейбусы № 3, 8, 15.

Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга

С началом летнего сезона и открытием периода навигации по реке Фонтанке начинают курсировать лодки и катера. Пирсы располагаются с двух сторон от Аничкова моста.

Передвигаться по городу с комфортом вам помогут службы такси Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.

Аничков мост: видео

Каменный мост с башенками

К середине 18 столетия город вышел за пределы своей естественной границы, начали застраиваться пригородные территории. Этим можно объяснить широкую деятельность государственных учреждений Российской империи, которые занимались вопросами планировки и застройки городов, урегулирования небольших рек и каналов.

Согласно проектам Комиссии о каменном строении Москвы и Санкт-Петербурга, в 1780-1789-х годах проводились работы по обустройству Фонтанной реки. В этом участвовала специально учрежденная комиссия, которая до 1783 г. находилась под руководством генерала Ф.В. Бауэра. В ходе проведенных работ были построены каменные береговые стены, имеющие спуск к воде, и 7 однотипных мостов из камня с деревянными разводными пролетами посредине и башнями на быках.

Аничков мост перестраивался с 1783 по 1787 гг. Бытует мнение, что автор этого проекта – известный мостостроитель Франции Ж.Р. Перроне. Но это не подтверждено документально. Переправы школы знаменитого француза продолжали строить до 19 века.

Аничков мост, история создания которого исчисляется десятилетиями, обрел новый вид. Боковые пролеты переправы сделали одинаковыми по величине и перекрыли коробовыми сводами из камня, средний пролет был деревянным и подъемным. Между четырьмя надстроенными башнями протянули тяжелые цепи, при помощи которых и поднимались полотна разводной части.

Ссылка на основную публикацию