Руины мохенджо-даро, pakistan

Версии гибели

Гипотеза нашествия

См. также: Индоарийские миграции

Мохенджо-Даро, по-видимому, не угасал как культурный центр постепенно, его конец наступил по историческим меркам почти мгновенно. Существуют различные теории относительно причин, по которым это произошло. По версии ряда исследователей, самым известным из которых был английский археолог Мортимер Уилер, обитатели Мохенджо-Даро подверглись истреблению во время нашествия ариев. Эти версии связываются с отрывками из «Ригведы», где фигурирует разрушение Индрой и его божественным огнём крепостей противников ариев.

Однако с гипотезой гибели хараппских городов от нашествия индоевропейцев плохо согласуется тот факт, что почти за десятилетие раскопок на обширной территории Мохенджо-Даро было найдено менее сорока скелетов, причём часть из них, по-видимому, относятся к эпохам, когда великий город был уже заброшен. Если захватчики-арии брали его с боем, останков погибших должно было быть намного больше. К тому же, дальнейшие исследования скелетов, проведённые в 1994 году, показали что «травмы» на черепах, это не травмы, а следы от эрозии.

Естественные причины

См. также: Засуха 2200 года до н. э.

Поскольку в городе есть район, где кирпичи оплавлены, указывая на воздействие высоких температур, появился ряд фантастических гипотез гибели Мохенджо-Даро, связанных с использованием современных или будущих технологий — от ядерной бомбардировки до старта или посадки инопланетного космического корабля. Альтернативная катастрофическая теория рассматривает как причину уничтожения города некое природное явление, связанное с высокой естественной концентрацией плазмы, подобной шаровым молниям. Эта гипотеза, изложенная в конце 1980-х годов в журнале «Вокруг света» учёным-химиком М. Т. Дмитриевым, предполагает единовременное образование в атмосфере над городом тысяч «холодных» и активных шаровых молний.

Также природными причинами объясняет упадок Мохенджо-Даро теория, впервые выдвинутая участником раскопок 1926—1931 годов . Согласно этой теории, гибель города стала результатом наводнений. Эту теорию развивает руководитель последней крупной экспедиции в Мохенджо-Даро . Согласно теории Дейлса, регион Мохенджо-Даро, изначально подверженный наводнениям из-за близости реки Инд, стал непригоден для обитания после поднятия уровня Аравийского моря в середине второго тысячелетия до н. э. Сельское хозяйство в русле Инда, ресурсы которого были уже подточены излишне активным выпасом скота и обезлесением, было уничтожено почти мгновенно, и народы Индской цивилизации были вынуждены массово мигрировать в более плодородные районы на юго-востоке, в окрестностях современного Бомбея, где оказали влияние на развитие специфической энеолитической цивилизации Центральной Индии.

Учитывая исследования палеоклиматологов, современная модификация этой гипотезы об экологических причинах коллапса Мохенджо-Даро указывает, что наряду с Индской цивилизацией в этот же период произошёл резкий упадок Древнего царства Египта (Первый переходный период) и шумеро-аккадской цивилизации. В итоге произошло обмеление рек, климат подвергся аридизации — засушливости — по всему Ближнему Востоку. Многие учёные XXI века считают, что именно засуха и последовавший спад в торговле с Древним Египтом и Месопотамией привели к краху Мохенджо-Даро и других городов долины Инда.

Ядерный взрыв

Широко распространена теория уфологов о том, что причиной гибели Мохенджо-Даро стал ядерный взрыв. В качестве доказательства указывают на оплавившиеся камни, последствия пожаров и исключительно мощного взрыва. Следы оплавления при температуре, намного превышающей 1000°С, сохранились на камнях в радиусе 400 м от центра города.
Куда более реалистичной кажется версия о резком изменении русла Инда, вызванном сильным тектоническим сдвигом. Геологические исследования показали, что землетрясения не раз тревожили Мохенджо-Даро. Вода не раз затопляла город, и стена была построена как раз для защиты от наводнений.
В 1980 г. руины Мохенджо-Даро были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Общая информация

Крупнейший центр первой цивилизации Южной Азии — Хараппской.Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1980 г.Местонахождение: запад Южной Азии, правобережье нижнего Инда.Административное местонахождение: округ Ларкана, провинция Синд, Пакистан.Основан: XXVI-XXV вв. до н. э.Заброшен: XIX-XVII вв. до н. э.Обнаружен: 1911 г., начало археологических раскопок 1922 г.Современные языки региона: урду, синдху, балучи.Этнический состав: синдхи, белуджи.Религии: ислам, индуизм.Денежная единица: пакистанская рупия.Аэропорт: международный Джинна (Карачи).

Цифры

Площадь: 2,6 км2.Население в период расцвета: около 40 тыс. чел.Высота цитадели: 10,7 м.Главная улица: длина — 80 м, ширина — 10 м.Высота жилого дома: 7,5 м.Удаленность: 510 км к северо-востоку от Карачи.

Климат и погода

Тропический.Очень жаркое лето, прохладная зима.Средняя температура января: +15°С.Средняя температура июля: +35°С.Среднегодовое количество осадков: 120 мм.Относительная влажность воздуха: 30-50%.

Достопримечательности

Руины города

  • Городская стена с башнями
  • Жилые постройки
  • Цитадель
  • Общественная баня
  • Гипостильный зал (Зал заседаний)
  • Системы водопровода и канализации (XXVI-XVII вв. дон. э.)

Археологический музей

  • Мохенджо-Даро был тщательно распланированным городом. Его улицы шли строго с севера на юг и с востока на запад. Таким образом, они были хорошо защищены от ветра. Ни один дом не выступал за общую линию.А чтобы в жилище не попадала пыль с главных улиц, вход в него делался в переулке.
  • Одна из версий гибели города — физико-химические образования (ФХО). Они появляются в атмосфере под воздействием космических лучей и электрических полей, создавая химически активные частицы, способные образовывать аэрозольные скопления. Они движутся в атмосфере в виде гигантского светящегося шара, активизируя появление токсичных веществ, отравляющих воздух. Сначала могли погибнуть жители Мохенджо-Даро, отравленные ядовитым газом, а потом над городом произошел мощный взрыв, разрушивший его до основания.
  • Когда начались раскопки на холме, где были обнаружены руины города, на самой его вершине стояла буддийская ступа, построенная во времена существования Кушанского царства, спустя 1500 лет после гибели города.
  • Судя по найденным среди руин статуэткам, женщины города носили только короткие юбки с приколотой к ним брошкой, жемчужным поясом или лентой и еще веерообразный головной убор. В прохладную погоду этот скромный наряд дополняла накидка. Мужчины вполне довольствовались лишь набедренной повязкой. Обувь вообще никто не носил, но прически делалась самые умопомрачительные.
  • Сторонники версии о том, что причиной гибели Мохенджо-Даро был мощный взрыв, в качестве подтверждения своей теории указывают на его описание с последовавшим ослепительным небесным сиянием и «огнями без дыма», содержащееся в древней индийской поэме «Махабхарата». Там же рассказывается, что от высокой температуры окрестные воды вскипели, а «рыбы выглядели, как обгоревшие».
  • Сторонники версии об атомном взрыве, уничтожившем город, утверждают, что он произошел при запуске или маневре инопланетного космического корабля,посетившего в далеком прошлом нашу Землю.
  • В ходе раскопок, что ведутся с 1960-х гг., археологи спускались все ниже, но навстречу стала подниматься засоленная вода.По всей территории раскопок на кирпичах проступил налет, соль разъедала все, что осталось от города. По решению ЮНЕСКО раскопки были законсервированы.

Мохенджо-Даро и секретное оружие древних

Но возможно ли, чтобы в те далекие времена кто-то знал секрет ядерного оружия?.. Правда, английский исследователь культуры и языков Древней Индии Дэвид Девенпорт, комментируя вышеприведенную ссылку на «Махабхарату», говорил следующее: «…В основе этого описания разрушительного сражения, вероятно, кроется какая-то тайна. Еще большее удивление вызывают те места, где говорится о странном оружии не общими словами, а конкретными терминами». В «Махабхарате» упоминаются такие слова: «моха» — оружие, приводящее к потере сознания; «шатани» — оружие, убивающее одновременно сотни людей; «тващар» — средство, рождающее хаос в рядах противника; «варша-на» — средство, вызывающее проливные дожди. Если все это так, то под ударами такого оружия едва ли устоял бы какой-нибудь город.  Авторы высказанной атомной гипотезы допускают, что противники Мохенджо-Даро не только были знакомы с атомным взрывчатым веществом, но и располагали техническими средствами для доставки бомбы и подрыва ее в воздухе. Таким транспортным средством вполне могли быть известные по индийскому эпосу летательные аппараты «виманы». Существуют и другие гипотезы, пытающиеся объяснить гибель Мохенджо-Даро. Однако, большинство из них игнорирует древние тексты, тем самым, отвергая свидетельства очевидцев. Пока же, ни одна из гипотез не подкреплена достаточно вескими доказательствами. Будем надеяться, что в ближайшем будущем они появятся…

Примечания

  1. .
  2. , с. 339.
  3. Иран, Афганистан, Пакистан // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 1999 г. ; отв. ред. Т. Г. Новикова, Т. М. Воробьёва. — 3-е изд., стер., отпеч. в 2002 г. с диапоз. 1999 г. — М. : Роскартография, 2002. — С. 168—169. — ISBN 5-85120-055-3.
  4. Антонова Е. В., Вигасин А. А., Васильев К. В. и др. История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй. — М.: Восточная литература РАН, 2004. — С. 86. — 895 с. — ISBN 5-02-018388-1.
  5. Hermann Kulke, Dietmar Rothermund. A History of India. Routledge, 2004. Page 19.
  6. Edwin Bryant (2001). The Quest for the Origins of Vedic Culture. pp. 159-60.
  7. «Indus Collapse: The End or the Beginning of an Asian Culture?». Science Magazine. 320: 1282-3. 6 June 2008
  8. John Roach. . National Geographic. Дата обращения 14 августа 2015.
  9. Gregory L. Possehl. The Indus Civilization: A Contemporary Perspective. ISBN 0-7591-0172-8. Page 61.
  10. ↑ — статья из Британской энциклопедии
  11. . AFP. Daily Dawn (30 January 2014). Дата обращения 31 января 2014.
  12. Fred S. Kleiner, Christin J. Mamiya, Helen Gardner. Gardner’s Art Through the Ages, p. 168. ISBN 0-15-505090-7

Загадочный взрыв в Мохенджо-Даро

Мохенджо-Даро, имевший периметр около 10 километров, погиб около 3,5 тысяч лет назад в результате катастрофы. Погибли все жители города, были разрушены здания. Обнаруженные группы скелетов свидетельствуют, что перед своей гибелью люди свободно ходили по улицам и были застигнуты смертью внезапно. Сохранившиеся скелеты, кроме одного-единственного, не имеют следов ударов или воздействия какого-либо оружия. Не найдено в Мохенджо-Даро и никаких признаков наводнения, извержения вулканов или падения крупных метеоритов. История Древнего мира преподносит зачастую загадки, которые невозможно объяснить, исходя из традиционных представлений. Такие загадки порождают противоречивые гипотезы и догадки. Одна из этих гипотез кажется совершенно невероятной, если исходить из современных представлений об истории человеческой цивилизации, однако она наиболее точно объясняет имеющиеся факты. Эта гипотеза возникла из-за странного сходства характера разрушений в Мохенджо-Даро и… японских городах Хиросима и Нагасаки, подвергшихся атомной бомбардировке в 1945 году. В старинном индийском эпосе «Махабхарата» повествуется о взрыве, который вызвал «слепящий свет, огонь без дыма», при этом «вода начала кипеть, а рыбы выглядели обуглившимися». Эту старинную цитату из текста, датированного 1600-1500 гг. до н.э., некоторые ученые относят к области мифологии. Однако, в Мохенджо-Даро произошел взрыв особого рода. При внимательном осмотре разрушенных зданий выяснилось, что имеется типичный и четкий эпицентр взрыва, в радиусе которого все строения стерты с лица земли. В радиальном направлении от указанного эпицентра к периферии степень разрушения зданий постепенно уменьшается. Среди руин в районе с радиусом свыше 400 метров разбросаны куски глины и некоторых минералов, которые подверглись быстрому оплавлению при температуре порядка 1400°-1500°С. В те времена такую температуру можно было получить только в горне металлургической печи, а не на обширной открытой территории. После такой тепловой вспышки глина и минералы, естественно, быстро затвердели. Однако повышенной радиоактивности в Мохенджо-Даро обнаружено не было.

Мохенджо-Даро – город мертвых

Древнейшей из известных археологических культур северо-западной части Индостана считается Хараппская цивилизация. Она находилась в долинах рек, протекающих сейчас по территории Пакистана и Индии, а существовала она с середины III до первой половины II тысячелетия до нашей эры. Область хараппской цивилизации была более обширной, чем районы цивилизаций Месопотамии и Египта вместе взятых. Она простиралась на 1600 километров с юга на север и на 800 километров с востока на запад. С начала 20-х годов XX века было открыто более пятисот памятников этой древней культуры, в том числе ее столичные города, морские порты, пограничные крепости и т.д. Во время раскопок буддийского храма в 1922 году индийский археолог Р.Д.Банерджи обнаружил руины более древней эпохи. Это были стены домов и улицы удивительного города, названного Мохенджо-Даро (на языке синдхи — «холм мертвых»), который находится в Синде. Несмотря на то, что археологи, раскопавшие Мохенджо-Даро, назвали его «городом мертвых», в его руинах человеческих останков нашли очень мало, – возможно, жители сжигали своих усопших или хоронили их в водах Инда. В каждом городе хараппской цивилизации, имелся укрепленный район, располагавшийся на высокой платформе. В этом районе Мохенджо-Даро жили правители. Здесь были найдены такие сооружения, как Большая баня, Большой амбар, Зал пилястров и другие здания, разделенные узкими проходами. Над руинами города возвышается 23-метровая буддийская ступа, построенная во II веке нашей эры. Нижняя часть города, где обитал простой народ, простирается к востоку и включает развалины обширных жилых кварталов, четко разделенных на улицы, вдоль некоторых из них тянутся высокие массивные стены. Вызывает удивление продуманность конструкции домов в Мохенджо-Даро

Очевидно, строители уделяли первостепенное внимание удобствам повседневной жизни: в каждом доме — прихожая, гостинная, спальня, лестницы, дворик со скамейками. В большинстве жилищ Мохенджо-Даро имелись туалеты с душем

Верхний и нижний города были обнесены высокими стенами, но, судя по форме и отсутствию рвов, они, видимо, не предназначались для защиты от врагов. Стены ограничивали территорию города. Города сооружались по строгому плану, в основу которого был положен принцип прямоугольного строительства. Улицы Мохенджо-Даро были прямыми и пересекались друг с другом под прямыми углами. Главные улицы имели ширину до десяти метров, на окраинах она уменьшалась до трех метров. Здания были построены из кирпича на каменных фундаментах и имели высоту, как правило, до 2 этажей. В городе работали водопровод и канализация.        В эпоху процветания Мохенджо-Даро вокруг простирались плодородные земли, а полноводные реки являлись транспортными каналами. Население занималось земледелием и выращивало пшеницу, ячмень, кунжут, финики и хлопок. Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли жителям города обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи из Средней Азии, Афганистана, Персии и Южной Индии. Среди развалин Мохенджо-Даро было найдено множество мужских и женских фигур из терракоты и миниатюрные изображения различных животных, а также глиняные печатки с пиктографическими надписями.

История

См. также: Индская цивилизация

Мохенджо-Даро возник около 2600 года до н. э. и был покинут приблизительно девятьсот лет спустя. Предполагается, что во времена расцвета город являлся административным центром цивилизации долины Инда (известна также как Хараппская цивилизация) и одним из наиболее развитых городов Южной Азии. С внезапным упадком Индской цивилизации с XX века до н. э. к XVIII веку до н. э. был оставлен и Мохенджо-Даро. Всего в истории города выделено 7 периодов, причём исследованные постройки в основном датируются позднехараппским периодом (ок. 2200—1900 до н. э.).

В более ранних исследованиях «холм мертвецов» описывался как пограничная крепость месопотамской цивилизации, однако попытки идентифицировать Мохенджо-Даро и другие центры Хараппской цивилизации с восточными городами-государствами, упоминаемыми в шумерских текстах, пока что не увенчались успехом; распространён взгляд, что в шумерских текстах Хараппская цивилизация предположительно носила название «Мелухха».

Ссылка на основную публикацию