Памятник волчице

Скульптура римской волчицы в Капитолийских Музеях

Одну из самых важных скульптур легендарной волчицы в Риме можно увидеть, посетив знаменитые Капитолийские Музеи. Не смотря на то, что относительно ее возраста уже на протяжении десятилетий ведутся споры, данное произведение считается древнейшим из всех известных на сегодняшний день.

Бронзовая скульптура волчицы появилась на Капитолии благодаря Сиксту IV. Данное изваяние изначально украшало фасад дворца. Позже, в связи с работами по реставрации здания, порученной Микеланджело, волчицу переместили внутрь. Тогда же к ней добавили и скульптуры близнецов. Так римская волчица, являвшаяся до этого «перевоплощения» символом справедливости, стала «Матерью Римлян» (на лат.Mater Romanorum). Данное произведение, изначально не имевшее ничего общего с легендой об основании города, вероятней всего было создано этрусками или греками предположительно в V веке до нашей эры.

Вокруг Капитолийской волчицы уже многие десятилетия не утихают споры. Некоторые исследователи предполагают, что эта скульптура является той самой, пораженной молнией, располагавшейся в Луперкале. Доказательством этому служат повреждения на лапах волчицы, появившиеся в результате удара разряда атмосферного электричества. Другие же придерживаются мнения, будто представленная в городском музее римская волчица была изготовлена в средневековье как копия древнегреческой или этрусской скульптуры.

Копии Капитолийской волчицы в мире

Копия Римской Капитолийской волчицы в Сеговии (Испания)

Изображения капитолийской волчицы, вскармливающей близнецов, можно встретить во многих городах мира. Бенито Муссолини, идеей которого было основание «Нового Рима», относился к образу волчицы довольно трепетно. При нем были изготовлены и отправлены несколько копий главного символа Рима в Грузию и многие города Америки.

На сегодняшний день репродукций римской Капитолийской волчицы можно увидеть в Австралии, Бразилии, Лесото, Мексике, Перу, Румынии, Испании, США и Швеции.

Автор статьи: 39rim.ru

Предыдущая статья

Камень Дьявола в Риме: история уникального артефакта

Следующая статья

Рим в мае: погода, праздники, концерты

История

Бронзовая реплика статуи, размер 72 см

Впервые Капитолийская волчица упоминается в «Естественной истории» Плиния; по его словам, скульптура стояла на Римском форуме около священной смоковницы. Цицерон пишет, что скульптура располагалась на Капитолийском холме и однажды была поражена молнией; также он упоминает скульптуру «младенца, питающегося молоком волчицы».

Монах-летописец Бенедикт c горы Соракт (X век) пишет о «судилище, устроенном в Латеранском дворце, в месте, называемом , а иначе — Матерью римлян», это позволяет делать предположение о нахождении скульптуры в Латеранском дворце с IX века. Суды и казни «у Волчицы» упоминаются вплоть до 1450 года. По распоряжению Сикста IV изваяние перенесли в Палаццо-деи-Консерватори (1473). В конце XV века были отлиты бронзовые фигурки Ромула и Рема; работа приписывается мастеру Антонио дель Поллайоло. Гравюра на дереве, сопровождающая издание популярного в Средние века сборника «Чудеса града Римского» (лат. Mirabilia Urbis Romae, 1499), изображает Капитолийскую волчицу уже с мальчиками.

Во времена Бенито Муссолини Капитолийская волчица использовалась как пропагандистский символ, воплощавший стремление фашистского режима возродить Римскую империю. В 1960 году изображения скульптуры использовались на плакатах и эмблеме прошедших в Риме Олимпийских игр.

Копии скульптуры установлены в США, Испании, Бразилии, Македонии, Румынии, Молдове, Таджикистане, Швеции (в Миллесгордене, Стокгольм), Франции (Париж) и других странах.

Статуя

Капитолийская волчица, но без младенцев, упоминается в документах с самых древних времен. Долго полагали, что ее отлили в V веке до н. э. этруски, тогда же ее установили в Риме в знак объединения римлян, сабинов и этрусков. Однако последние исследования, которые в 2006 г. проводила реставратор Анна Мария Карруба, сдвинули момент создания статуи на VIII-X века нашей эры.

Фигуры близнецов отлиты явно в другом стиле и появились у сосков волчицы в конце XV века. Автором их назван скульптор Антонио дель Поллайоло.

Из записок Х века, принадлежащих перу летописца-монаха Бенедикта, известно, что капитолийская волчица стояла в Латеранском дворце на месте судилища. Это был не памятник, а скорее божество – «матерь римлян», следящая за поведением своих детей. Упоминания о судах и казнях «у волчицы» встречаются до середины XV века. В 1473-м Сикст IV приказал перенести статую на Капитолий, в Палаццо-деи-Консерватори (Palazzo dei Conservatori), где она находится до сих пор.

Особенности древнеримской скульптуры

Авторы научных исследований (Оскар Вальдгауер, Грант Майкл, В.Д. Блаватский) считают, что скульптуру древнего Рима нельзя назвать слепым подражанием эллинским образам, т.к. памятники культуры отличаются особенностями, характерными для каждой эпохи развития.

Римские мастера отошли от традиций греческих скульпторов и не создавали образы идеального человека. Индивидуальность проходит через всю историю римского портрета, в основе которой лежит религиозный обычай создавать посмертные маски.

Патриции имели право хранить в домах облик умершего предка. Чем больше портретов, тем знатнее род. Этим объясняются характерные черты римской скульптуры: реалистичность, конкретность, знание мимики и мускулатуры лица.

Греческий скульптор, вдохновляясь идеями гуманизма, воспевал своих богов в мраморе по образу совершенного человеческого тела. Древнеримские мастера предпочитали работать с камнем, глиной и бронзой. Их боги имели непредсказуемый характер, внушали страх стать жертвой гнева высших сил. В скульптуре преобладает аллегория и символика. Только в I веке до н.э. в Риме начали использовать мрамор.

Работы отличает эмоциональная холодность и отстранённость. Открытой пластике греческих скульптур противопоставляется образ римлянина, накрывшего голову краем одежды при молитве.

Эллинские мастера видели тип человека: атлет, философ, полководец. Римские скульпторы создавали портреты в духе предельного натурализма, конкретизировали качества характера человека, его индивидуальные особенности.

К греческим образцам пластического искусства (статуе, герме) ваятели Рима добавляют новую форму портретных изображений − бюст.

Скульптор-эллин связывал творчество с поэтическим мифом. Римский ваятель воспринимает мир в отчётливых формах.

В отличие от греков, в период Поздней Республики (264 − 27 гг. до н.э.) римляне мало занимались монументальной скульптурой. Предпочтение отдавали бронзовым статуэткам выдающихся деятелей и богов.

Постановления Сената регламентировали размер, материал, характер статуи. Конный и панцирный портрет мог устанавливаться только в случае военного триумфа. Задача скульпторов состояла в необходимости запечатлеть фамильные, родовые черты, социальный ранг и статус римлянина.

Многие произведения идентифицированы или имеют надпись на постаменте с информацией о модели, но имена древнеримских портретистов не сохранились.

Капитолийская волчица: легенда

Согласно древнейшей легенде, весталка Рэя Сильвия родила от бога войны Марса двух близнецов – Ромула и Рэма. Дедом этих близнецов был Нумитор – свергнутый своим собственным братом Амулием правитель Альба-Лонги – городка, располагавшегося вблизи современного Рима. В страхе, что близнецы, являясь законными наследниками трона, повзрослев, могут вернуть власть себе, Амулий приказал положить малышей в корзину и выбросить в Тибр. Течением корзину с Ромулом и Рэмом прибило к берегу у Палатинского холма, где близнецов и нашла волчица, которая, согласно легенде и вскормила их. Спустя некоторое время малышей обнаружил пастух Фауст, который принес их домой и вырастил как собственных сыновей.

Советуем прочитать:

Ромул и Рэм: легенда об основании Рима

Становление римского искусства (VIII − I вв. до н. э.)

В VIII в. до н. э. древнеримские мастера оттолкнулись от традиций эллинских ваятелей и начали осваивать самостоятельное творчество.

История древнеримского искусства делится на четыре этапа:

  1. Древнейшая эпоха (VIII–V вв. до н. э.)
  2. Республиканская эпоха, период становления (V — I вв. до н. э.)
  3. Расцвет римского имперского искусства (I − II вв. н.э.)
  4. Эпоха кризиса (III − IV вв. н.э.)

Истоки древнеримской скульптуры − искусство италиков и этрусков, создавших своеобразные памятники культуры. Самый известный артефакт − воин из Капестрано (Guerriero di Capestrano).

Любите Италию? Приглашаем подписаться на наш Instagram, а также скачать лучшее приложение для телефона с советами перед поездкой в Италию. Ждём вас в стране солнца и вина, Артур и Яна.

Ваятели древнейшей эпохи создавали портретные образы, каменные барельефы, которые отличались от греческих произведений средним качеством исполнения.

Получила развитие храмовая терракотовая скульптура с декоративной и культовой функциями. Появились крупные статуи богов, превосходящие размерами греческие изваяния. В 1916 году на территории древнего города этрусков Вейи (Veii) были найдены великолепные терракотовые статуи Аполлона, Гермеса, Венеры, которые создавались для наружного украшения храма Аполлона (550 − 520 года до н.э.).

Ссылка на основную публикацию