История — памятник минину и пожарскому

Памятник отобрала Москва

Для сбора денег в 1809 году по стра­не был разослан выгравированный рисунок будущего монумента. Имя каждого жертвователя, даже если он давал всего пять рублей, указывалось в специальном списке. Первым номером шел император, который пожертвовал 20 тысяч рублей. К 1810 году деньги собрали. Тогда же и решили, что Минин и Пожарский должны находится в Москве.

Памятник создавался, когда вновь предстояло спасать Оте­чест­во от иноплеменников — началась война с Наполеном. Нес­мотря на трудности военного вре­мени, скульптор работал не покладая рук, и уже в начале 1813‑го большая модель монумента была готова и открыта для показа публике.

Как добраться до площади Минина и Пожарского

Добираться от ж/д вокзала удобно на автобусах и маршрутках, в нужном направлении следует несколько регулярных городских рейсов: автобус № 3, маршрутные такси т6, т41, т47, т71, т72.

Сразу из аэропорта до площади Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде доехать не получится, в пути нужно будет совершить минимум одну пересадку. Один из вариантов: ехать на маршрутке т46 до площади Лядова, где пересесть на т47 до площади Минина и Пожарского. Время в пути — больше часа.

От Стрелки до площади Минина транспорта всегда достаточно: автобусы № № 3, 38, 61, маршрутки № № т6, т7, т34, т41, т47, т71, т72.

От станции «Нижегородская» канатной дороги до площади — около 2 км, для скорости передвижения можно сесть на Сенной площади на автобус № № 4, 40, 45, 52, 58 или 90 либо на одну из маршруток — т2, т24, т40, т45, т60, т85, т90, т97, т98.

Остановки общественного транспорта располагаются с разных сторон площади, носят ее название, на месте можно сориентироваться по кремлевским стенам или памятнику Минину.

В Нижнем Новгороде работают мобильные приложения такси Uber, Gett, Яндекс. Такси, «Везет», «Максим».

История

В Нижнем Новгороде, основанном в 1221 году на месте впадения Оки в Волгу, пересекались основные пути купеческих караванов. Облик площади, сохранившийся до наших дней, сложился в XVI веке после постройки Кремля.

В Древней Руси торгово-ремесленная территория за пределами крепостных стен именовалась посадом, отсюда возникли первоначальные названия: Верхнепосадская или Верхнебазарная. Здесь же располагалась таможенная изба. В XVII веке площадь получила новое имя — Благовещенская, поскольку на ней возвели собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С 1743 года расположенный рядом участок с духовной семинарией стал называться Семинарской площадью.

Масштабные градостроительные преобразования произошли с приходом к власти большевиков. Своеобразная конфигурация, с высоты птичьего полета похожая на ковш с длинной ручкой, объясняется объединением в 1917 году Благовещенской и Семинарской площадей с присоединением прилегающего проспекта. Тогда же главная площадь Нижнего Новгорода (с 1932 по 1990 гг. — город Горький) стала Советской, с Дмитриевской башни был сброшен двуглавый орел, а вместо него водрузили красный флаг.

nat538

Об уроженцах нижегородской земли, положивших конец Смутному времени и спасшим страну от уничтожения, в СССР вспомнили в разгар Великой Отечественной войны. Вдохновляющий пример сплочения народа перед лицом опасности оказался как нельзя кстати для укрепления духа патриотизма в борьбе с фашистами. Скульптор Александр Колобов изобразил К. Минина в полный рост с поднятой рукой, призывающим сограждан идти на битву с врагом. Монумент открыли к ноябрьским праздникам в 1943 году, а площадь по поводу знаменательного события переименовали.

Горожане всегда чтили подвиг прославленных земляков. Так, в 1913 году, накануне празднования 300-летия Дома Романовых, на гранитном пьедестале установили временный макет освободителям России от иноземного вторжения. На открытии памятника присутствовал лично царь Николай II. Но увековечить национальных героев в камне не удалось. Грянула Первая Мировая война, за ней последовала революция. Гранит использовали в качестве стройматериала в период разрухи, а фигуры Минина с Пожарским исчезли.

Сложная судьба выпала и на долю второго изваяния. Поскольку весь металл в военные годы поступал на заводы для нужд фронта, скульптуру пришлось создавать из бетона, а сверху наносить бронзовую краску. Дешевый и недолговечный материал быстро разрушился. В 1985 году памятник Минину демонтировали для реставрации, а потом отправили на малую родину патриота, в Балахну.

Летом 1989 года пустующий постамент в сквере заняла скульптура, отлитая из бронзы. Автор проекта — Народный художник СССР Олег Комов. Козьма Минин снова поднял руку в призыве сплотиться и встать на защиту Отечества.

Есть в Нижнем и уменьшенная копия известного всему миру памятника, стоящего на Красной площади перед собором Василия Блаженного. Работа Зураба Церетели расположена на Зеленском съезде у подножия Кремля. Обелиск Минину и Пожарскому находится напротив Вечного огня. А на самой площади возвышается статуя еще одного славного сына Нижегородской губернии — летчика Валерия Чкалова, совершившего первый в мире беспосадочный перелет через Северный полюс.

Украшение и одна из достопримечательностей — фонтан, построенный в 1847 году. Старинное сооружение прошло комплексную реконструкцию и сейчас оснащено световым и музыкальным оборудованием.

Уникальная отливка

5 августа 1816 года (по старому стилю) скульптура была готова. Отлив­ка столь колоссального монумента «одним разом» проводилась впервые в Европе. Для этого привезли 1100 пудов меди (более 18 тонн), из которых 500 пудов были запасными. По рассказам очевидцев, «медь плавилась 10 часов, течение ее продолжалось 9 минут благополучно, после сего она пробила форму и стену снизу, так что выбежало 60 пудов». К счастью, медь остановили и залили в форму до конца. Из-за этого происшествия мастера опасались, что не все полости удалось заполнить, и монумент будет иметь дефекты. Как только медь остыла, форму разбили в некоторых местах и убедились, что все получилось, как и было задумано.

Это интересно:

Гранит вместо мрамора

Подбор пьедестала стал серьезной проблемой. Изначально для этого был запланирован сибирский мрамор, но подходящую глыбу таких размеров не нашли. Тогда скульптор предложил гранит — наподобие пьедестала «Медного всадника». Император одобрил идею, и каменотесы вывезли из Финляндии огромный гранитный камень.

Скульптору позировали сыновья

На переднем горельефе Мартос изо­бразил граждан, жертвующих имущество на благо Родины. Слева скульп­тор изобразил себя, отправляющего двух сыновей на войну с французами (один из них погиб в 1813 году). Кстати, именно сыновья позировали Ивану Мартосу, когда он создавал скульптуры Минина и Пожарского.

Материал из выпуска №18 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Петербург vs Москва».Еще больше о знаменитых памятниках читайте в нашей специальной подборке «Знаменитое место > Памятники» — https://history1.ru/places

Кто автор памятника Минину и Пожарскому

Идея увековечить в камне память людей, некогда спасших Отечество, впервые пришла в голову участникам Вольного общества любителей словесности. В начале XIX века они предложили объявить всенародный сбор денег для установки монументального исторического памятника, который будет напоминать грядущим поколениям о подвиге их предков. Первоначально он должен был украшать центр Нижнего Новгорода – города, где были сформированы первые отряды русского войска.

Автором памятника Минину и Пожарскому в Москве стал Иван Мартос. Его проект должен был символизировать отвагу народа в борьбе за освобождение Отчизны от чужеземного ига. Через 5 лет после этого эскиз зодчего победил в конкурентной борьбе. При полной поддержке царя Александра I был организован сбор средств на практическую реализацию проекта.

Работы по возведению монумента начались только после знаковой победы над французами и завершения Отечественной войны. Собственно отливку скульптурной композиции выполнил Екимов – талантливый литейщик Академии художеств.

Постамент изначально собирались изготовить из сибирского мрамора, но это оказалось невозможно из-за его внушительных размеров. По этой причине использовали глыбы гранита, доставленные по реке с финского побережья.

В 1818 году в центре Красной площади (напротив нынешнего ГУМа) памятник был представлен вниманию общественности. В церемонии приняли участие российский монарх и члены его семьи. В начале 1930-х советское правительство посчитало, что монумент мешает проведению торжественных парадов, поэтому его передвинули ближе к храму Василия Блаженного.

«Предвидя разорительные убытки»

Для завершения работ был приглашен литейный мастер Академии художеств Василий Екимов. Ему предстояло отлить монумент за свой счет и закончить работы к 1816 году, получив за это 60 тысяч рублей. Неожиданно дело застопорилось — и Екимов, и Мартос отказались работать дальше, «предвидя для себя разорительные убытки». «Беспрерывное повышение цен на вещи и чрезвычайная разность в курсе монеты показали, что при производстве работы никак невозможно изместиться той суммой, которая была по смете 1808 года», — писал в обращении к попечителям Иван Мартос. Император пошел навстречу и отпустил из казны еще 20 547 рублей.

Ссылка на основную публикацию