Памятник э.и. тотлебену в севастополе: фото, описание

Чем интересна для туристов Чертова лестница?

Чертова лестница в Крыму подразумевает только способ перемещения настоящих легионеров – по ней возможен лишь пеший поход. Отчаянные велотуристы нередко пытаются преодолеть ее на горных «байках», но это требует и наличия особо породистого «железного коня», и хорошей спортивной подготовки.

Собираясь посмотреть на памятник природы, следует позаботиться об удобной нескользкой обуви и спортивной одежде

Важно, чтобы в распоряжении туриста была карта – тропа очень извилиста, местами теряется, часто путника соблазняют на неправильный путь сухие русла горных потоков. Еще лучше взять с собой опытного человека в качестве проводника или войти в состав организованной группы

Высота перевала – около 600 м, а главная прелесть прогулки – природа. Наблюдательные туристы делают здесь замечательные по красоте фото, причем практически в любое время года. Заслуживают внимания и виды с такой высоты, в частности сверху вы сможете увидеть знаменитую Форосскую церковь.

Проходя по маршруту, можно попробовать определить, где римляне укрепляли и расширяли тропу – это не так-то просто, но возможно. На одной из скал расположены остатки средневековой крепости, контролировавшей когда-то проход через горы – археологами обнаружены фундаменты дозорной башни и часовни.

Также на тропе через Чертову лестницу расположены два памятника партизанам, сражавшимся в горах с завоевателями во время Великой Отечественной войны (так называемые «верхний» и «нижний»). Памятки эти не только напоминают об исторических событиях, но и служат ориентирами для путешественников.

Перевал близ Фороса в легендах

Свое название Чертова лестница в Крыму, предположительно, получила от крымских татар. Они называют ее «Шайтан-Мердвен», что в точном переводе как раз и означает современное наименование. Насчет того, откуда взялось такое нелицеприятное имя, существует две версии.

Согласно первой, частые ветры создают в ущелье сквозняки, громко завывающие в скалах и небольших пещерках. В итоге получается настоящий чертов концерт.

Вторая версия более практического толка. Несомненно, многочисленные путники, особенно с тяжелым грузом, проходя через перевал и постоянно спотыкаясь и оскальзываясь на камнях, нередко поминали нечистого, не потрудившегося обеспечить их более удобной дорогой.

История памятника затопленным кораблям

Открытие монумента состоялось в 1905 году. Его установили в честь 50-летней годовщины Первой обороны Севастополя.
События, в честь которых поставили памятник, разворачивались во время Крымской войны. В те дни (середина XIX века) бои шли на нескольких морях, в том числе на Белом, Баренцевом и побережье Камчатки. Однако именно в Крыму сражения стали самыми жестокими, а противостояние самым продолжительным.

Российской империи пришлось вступить в противостояние с армией коалиции, состоявшей из британских и французских войск. На стороне союзников сражались также королевство Сардиния и Османская империя.

В сентябре 1854 года флот врагов грозил подойти вплотную к берегам крымского города. Тогда командир российского корабля «Селафаил» капитан А.А. Зарин озвучил идею — затопить перед входом в бухту часть устаревших судов. Первым он предложил пустить на дно свой корабль.

Через два дня потопили семь единиц флота. Всего же за годы Крымской войны на дно легло около двух десятков русских кораблей. Их мачты, выступавшие над волнами, не пускали врагов в бухту. Экипажи при этом, с пушками и снаряжением, сошли на берег и героически сражаться на бастионах и редутах города.

Выдержал революцию, войну и землетрясение

После революции 1917 года по стране прошла волна смены памятников, напоминающих об императорском прошлом. Однако бронзового двуглавого орла, всматривающегося в морскую даль с колонны, никто не тронул. Впрочем, как-то раз прозвучало предложение вместо короны водрузить над головой у птицы пятиконечную звезду.

Памятное сооружение  устояло во время землетрясений 1927 года в Крыму, не получило повреждений и в годы Великой Отечественной войны, хотя сам город был практически разрушен.

Как добраться до памятника затопленным кораблям?

Место это знаковое, сердце Севастополя. Здесь полно исторических и памятных мест, всегда много людей. Поэтому общественный транспорт ходит активно, а вот найти место для парковки автомобиля довольно сложно. Чтобы посмотреть памятник затопленным кораблям в Севастопольской бухте, необходимо добраться до центра города. Затем от площади Нахимова нужно пройти пешком в сторону моря. При среднем темпе ходьбы вам понадобится всего несколько минут.

Близ памятника затопленным корабля находится драконий мостик (мост влюбленных), солнечные часы, мемориал «С пользой и во славу России». Всего в нескольких минутах ходьбы от берега расположены такие популярные достопримечательности Севастополя как:

  1. Графская пристань.
  2. Музей-аквариум.
  3. Музей ВМФ.

Напротив, по другую сторону бухты, находятся Константиновский и Михайловский равелины, немые свидетели затопления кораблей русского флота в 1854 году. Равелины отреставрированы и в каждом работает музей. Попасть туда можно, купив билет на катер или паром, пересекающий бухту.

Летом набережная превращается в импровизированный пляж. Несмотря на несмолкающие разговоры о том, что купание здесь стоит запретить, севастопольцы не собираются отказываться от старой традиции — сбегать искупаться в море в обеденный перерыв или прийти сюда на весь день с детьми и внуками, так же как когда-то их самих водили в детстве.

История музея

Во время Крымской войны, в 1854 году, объединенные силы флота Англии и Франции подступили к берегам Севастополя. В то время город был главной базой Черноморского флота в России. Вражеская эскадра должна была в течение двух недель полностью уничтожить Черноморский флот, захватить Севастополь и другие крупные города Крымского полуострова. Во главе защиты Севастополя стояли вице-адмирал В.А.Корнилов и вице-адмирал П.С.Нахимов. При согласии и поддержке последнего и было принято решение затопить часть наиболее устаревших кораблей, чтобы защитить фарватер и не допустить,чтобы флот неприятеля прорвался в бухту. Главнокомандующий князь А.Меньшиков приказал прямо у входа в бухту затопить несколько кораблей, создав при этом под водой баррикаду. Корабельные мачты, покоящиеся теперь под водой, должны были препятствовать прохождению вражеских судов. Экипажи затопленных кораблей защищали город уже на берегу. Они вошли в состав двенадцати гарнизонов батальона.

После осенней-зимней непогоды часть заграждения разрушилась. Поэтому вскоре пришлось затопить еще два корабля. А в феврале 1855 года образовалась новая линия, из шести судов. Она выросла между Николаевской и Михайловской батареями. На исходе военных действий, в августе 1955 года, был затоплен и остальной флот. Оборона Севастополя шла на протяжении 349 дней. Всего на дно Черного моря легло порядка 90 судов.

Монахи, дачи и пляжники

На вершине мыса Фиолент расположены дачные кооперативы – «фазенды» жителей города Севастополь. Еще там находится Георгиевский мужской монастырь, ныне действующий. Обитель является историческим местом, пользуется уважением у верующих, там бывает много приезжих.

У подножия мыса расположены достопримечательности другого рода – там протянулись знаменитые севастопольские пляжи. Фиолент почти официально является «вотчиной» нудистов, от монастыря длинная лестница позволяет спуститься к одному из самых популярных пригородных пляжей – Яшмовому.

Очевидно противоречие. Богомольцам не нравится постоянный поток пляжников в шортах в районе святыни, те тоже не настроены на общение с монахами. А дорога для тех и других оказывается неудобной – подъезды к комплексу разбиты, машину оставить негде, спуск на пляж неудобен, территория вокруг заросла дикими деревьями и кустарником.

Так выглядели окрестности Георгиевского монастыря, когда осенью 2017 г. руководство Севастополя объявило тендер на их реконструкцию. Выиграла его столичная «Ривьера», что уже занималась обновлением сквера Ахматовой.

Стахановские темпы

Перед подрядчиком была поставлена задача: облагородить монастырский периметр, создав там зону для цивилизованного отдыха, сделать более комфортными перемещения пляжников и паломников. Финансировался проект щедро, а срок на выполнение задач был положен до начала туристического сезона 2019 г.

Впрочем, московские строители вспомнили, что такое стахановское движение и почему его участники некогда были знамениты на всю страну. Запланированные труды в основном объеме были выполнены уже в начале года. 1 февраля в присутствии севастопольского губернатора Д. Овсянникова состоялось торжественное открытие нового парка.

Подрядчики и городское руководство признали, что работы не завершены на 100%. Однако они окончены на 80%, а такая степень готовности уже позволяет пользоваться парком, не испытывая неудобств. Строители специально отметили, что хотят, чтобы гости новой зоны отдыха «протестировали» ее и можно было выяснить, каких дополнений требует проект. Овсянников заверил, что предложения севастопольцев и приезжих обязательно будут учтены.

А пока уже с началом весны на Фиоленте стало можно полюбоваться окрестными красотами с удобных смотровых площадок, отдохнуть на стильных лавочках и выпить кофе в крытом павильоне.

История: 35 лет строительства

Именно столько времени потребовалось, чтобы памятник обрел современный вид. В дело вмешались технические неувязки, нехватка средств, излишний размах планов, рекомендации «экспертов» и просто отсутствие желания работать.

В 1972 г. появился проект сооружения в Севастополе большого мемориального комплекса, посвященного Второй обороне и Освобождению полиса во время Великой Отечественной. В его составе должны были быть музей, Вечный огонь и памятник. Под объект выбрали участок на Хрустальном мысу, поскольку он хорошо просматривается практически из любой точки городской черты и близок к его историческому центру.

Памятник предполагалось строить с советским размахом. Он и сейчас принадлежит к числу наиболее грандиозных военных монументов на территории бывшего СССР (высота 40 м). Масштабы потребовали серьезного обследования грунтов. Трудности были с и идеей скульптуры. Над ней работало даже слишком много людей (художников и архитекторов), но все равно концепция несколько раз пересматривалась и изменялась. В результате реальные работы были начаты только в 1981 г.

Но далее грянула перестройка, соответственно, исчезли деньги. В 1988 г. строительство приостановили, после вовсе заморозили. В 1990 г. городской совет города-героя вовсе попросил разрешения на снос почти готового памятника как «творческой неудачи», но за дальнейшими событиями, связанными с распадом СССР, об этом деле позабыли. А в 1992 г. украинские власти не нашли ничего лучшего, как выставить почти готовое здание музейного учреждения на аукцион, продав его за сумму, эквивалентную сегодняшним 50 гривням (немногим более 100 рублей). Вмешательство ветеранских организаций пресекло это безобразие. И тогда строение просто бросили на произвол судьбы.

Только 60-летие освобождения Севастополя в 2004 г. сдвинуло дело с мертвой точки. Было принято решение достроить незавершенный комплекс. На следующий год даже было обеспечено финансирования – 5 млн. гривен, чего по определению не могло хватить на реализацию в полном объеме, но доработку памятника и обустройство площади возле него все же удалось осуществить. Официальное открытие состоялось 8 мая 2007 г., накануне Дня Победы и Дня освобождения Севастополя (это одна дата).

Изобретательные критики

Надо сказать, что для аргументации необходимости заморозки проекта памятника Солдату и Матросу в Севастополе никто не пользовался постулатом «денег нет». В ход шли «возвышенные» материи.

Находились «знатоки искусства», заявлявшие, что фигуры на монументе грубы и выглядят гротескно. Критики с особо развитым воображением даже разглядели в общем силуэте скульптурной группы сходство с огромным пауком (арахнофобию, то есть боязнь пауков, вовремя не лечили!).

Подоспели и «исторические эксперты», заявившие, что изваяние неправильно расположено. Дескать, Солдат и Матрос почему-то смотрят в сторону Румынии, повернувшись спиной к немцам, наступающим на город, при этом эти специалисты напрочь забыли, что и в 1941-42 гг. и в 1944 г. страна эта имела прямое отношение к событиям в Севастополе – здесь действовали несколько румынских дивизий, выступая союзниками гитлеровской Германии.

Памятник же изначально задумывался как дань уважения освободителям, пришедшим в него в 1944 г., а не героям Второй обороны 1941-42 гг. А в то время остатки разгромленных частей противника улепетывали от наступающей Красной армии именно в Румынию.

И хорошо, что этих «знатоков» не послушали! В результате севастопольские достопримечательности пополнили свои ряды еще одним узнаваемым монументом, все чаще появляющимся на фото.

История появления в Севастополе

Фамилия инженера Э.И. Тотлебена неразрывно связана с таким феноменом российской истории, как защита Севастополя. Хотя он и жил в эпоху Первой Обороны, спроектированные им защитные сооружения пригодились и во Вторую (в годы ВОВ).

Эдуард Иванович вырос в семье балтийских («курляндских») немцев, получил блестящее техническое образование в инженерном училище Санкт-Петербурга (лучшем на тот момент специализированном заведении для русской императорской армии). Будучи его отличником, назначался в несколько инженерных команд, а во время Крымской войны оказался в Севастополе. Здесь он разработал схему и чертежи всех бастионов и траншей.

Благодарные горожане настояли на возведении памятника этому генерал-лейтенанту. Он был установлен еще в 1903 г. Скульптором выступил Шредер. Та статуя сильно пострадала – в годы Великой Отечественной войны. Ее восстанавливал уже советский мастер монументальной пластики – Писаревский. Открытие ознаменовали митингом.

Своеобразный музей в Севастополе

Музей получился необычным, но не уникальным – мемориальные кладбища редкостью не являются. Посетить его можно свободно. На территории (ограда и ворота сохранились, только пушки того временного отрезка исчезли) проложено несколько аллей. Братские могилы, где лежат воины Севастополя, отмечены большими плитами. Отдельного памятника удостоены солдаты Волынского пехотного полка.

Надгробия важных личностей представляют собой произведения искусства, каждое в своем стиле. Ближе всего ко входу расположено таковое генерала Хрулева, а самым красивым и впечатляющим отзывы всякий раз называют разные скульптуры – дело вкуса и исторических предпочтений. Ко многим из них неравнодушные люди приносят цветы – и в дни исторических реконструкций, и просто так.

Уникальным является также Храм Святого Николая Чудотворца. Он выполнен в виде условной пирамиды высотой 27 м, его крест – один из наибольших из числа установленных на православных церквях. Сейчас крышу венчает второй экземпляр, а первый уложен на землю у входа. Внутри строения по стенам размещены плиты с именами офицеров, участвовавших в пресловутой 1-й обороне – почти 1000 имен.

Древний Херсонес. История

Юлия

Древнегреческий полис Херсонес (в распространенном переводе — «полуостров») основан в 422–421 годы до н. э., его покровителем была Артемида. Черноморский город быстро развивался, уже в IV–III веках до н. э. выпускал серебряные монеты. Однако в II веке до н. э. был втянут в войну со скифами, долго и усиленно оборонялся, объединившись с понтийцами, но не смог сохранить автономность, вошел в Боспорское царство.

В I веке до н. э. в городе, уже под властью Рима, утвердилась олигархическая республика. С началом нашей эры в Херсонесе появились первые последователи христианства. Из-за утверждения религии безжалостно разрушались античные памятники, на территории строились новые храмы.

В V веке Херсонес был присоединен к Византии, вскоре переименован в Херсон, спустя еще четыре столетия стал ее военно-административной единицей и оставался таковым до XIII века, даже после взятия в 988 году Херсонеса (Корсуни — для славян) войском князя Владимира.

С развалом Византийской империи и при постоянных набегах на южный берег Крыма разных народов на протяжении XIII–XIV веков город постепенно угасал, дважды был разорен, но восстанавливался местными жителями. Полный крах настиг Херсонес в 1399 году — с нашествием войска Золотой Орды под началом темника Едигея. Сказалась и невозможность конкуренции с генуэзскими городами в Крыму. До середины XV века не территории продолжал существовать лишь небольшой рыбацкий поселок.

Как добраться до Роман-Кош?

Добраться до горы на машине впритык не получится, да и нет в этом смысла – она предназначена для пеших походов, увлекательных и длительных. Начинать путь лучше всего от упомянутой выше Краснокаменки. До нее доехать из Ялты можно и на общественном транспорте (троллейбус №60), и на автомобиле — за 20 минут:

Затем нужно подняться вверх после заброшенного карьера, а дальше, мимо соснового леса, следовать по специальным красным меткам – общее расстояние в пути где-то 11 км. На карте маршрут выглядит приблизительно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: Городской округ Ялта, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°36′49″N (44.613657), 34°14′31″E (34.242077).

Согласно одной легенде, на склонах Роман-Кош издавна живет таинственный серебряный олень. Говорят, кто увидит его, тому судьба принесет счастье и благополучие. Как бы там ни было, но человек, однажды взошедший на эту вершину, уже не забудет ее! Она будет жить в его сердце маленькой капелькой радости и света. В дополнение к этому рассказу предлагаем небольшое видео. Приятного просмотра!

Строительство крепости «Керчь»

В конце 1856 г. генерал-адъютант Эдуард Тотлебен внес в первоначальный проект существенные поправки, предложил перенести строительство крепости непосредственно на побережье пролива – в место, где располагалась Павловская батарея. Идея понравилась Александру II, лично дополнившему план фортами на Ак-Бурунском рифе и северной оконечности Тузлинской косы, после чего в 1857 г. начались интенсивные работы по созданию грандиозных сооружений. Назначенный царем директором инженерного департамента Тотлебен прибыл в Керчь осенью 1859 г. и с того момента лично руководил строительством форта, впоследствии получившего второе название по его имени.

Памятник Нахимову – объект для фото, экскурсий и не только

Сегодня площадь Нахимова – одно из самых посещаемых мест в Севастополе, а памятник – главный ее смысловой акцент. Он стоит на старом, изначальном пьедестале, хотя восстановленный вариант все же отличается от исходного.

Бронзовая фигура стала немного выше, чем была до революции, но адмирал также стоит, заложив одну руку за спину и держа во второй подзорную трубу. На нем – форменный китель с эполетами. Памятник повернут лицом к городской черте, хотя изначально «смотрел» на Графскую пристань. Говорят, моряки-черноморцы поначалу обиделись на такое «пренебрежение», но потом привыкли и решили, что Севастополь Нахимов оборонял больше с суши.

На перевязи у него висит морской палаш – это тоже новинка, изначально там была турецкая сабля, долженствовавшая изображать оружие турецкого паши, проигравшего Синопское сражение. Но новым монументов хотели подчеркнуть иные детали биографии героя, вот и была произведена замена.

На каменном мостке можно видеть старые сколы – это следы пуль и осколков, оставшиеся от Второй обороны, времен Великой Отечественной. Они пришлись к месту, удачно подчеркнув характер.

Постамент также снабжен тремя бронзовыми горельефами, изображающими эпизоды из биографии деятеля: участие в Синопском сражении, пребывание на 4-й севастопольской батарее, беседу с матросами. Это факт – Нахимов умел находить общий язык с нижними чинами и пользовался у них большим уважением. Присутствует тут и бронзовая табличка, где выгравирован фрагмент одного из его приказов, призывающий атаковать неприятеля.

Рядом находится:

Бронепоезд «Железняков» — легендарный бронепоезд № 5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», активно участвующий в героической обороне Севастополя 1941÷1942 гг. Немецкие со…

Исторический бульвар находится в центре города, над Южной бухтой, на высоте 80,8 метра над уровнем моря. Холм, на котором располагается бульвар, называют Бастионной, или Бульварной…

Этот бастион входил во вторую дистанцию оборонительной линии, начальником которой был вице-адмирал Ф. М. Новосильский — участник боя брига «Меркурий» в 1829 г. В системе сухопутных…

Расположен неподалеку от памятника Тотлебену, там, где находился Язоновский редут. Его построила команда брига «Язон» в октябре-ноябре 1854 г. для усиления оборонительной линии 4-г…

Неподалеку от памятника защитникам 4-го бастиона установлена стела из полированного гранита с барельефом из белого мрамора, изображающим Льва Николаевича Толстого. Надпись на стеле…

Панорама «Оборона Севастополя» — музей-панорама, посвящённый первой обороне Севастополя. В середине XIX столетия у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. Англия и Франция…

Это — третья из площадей центрального кольца и самая большая из них. С восточной стороны она не застроена, и с площади открывается вид на Корабельную сторону, Южную бухту и зеленые…

Неуловимый мститель

Впрочем, бронепоезд с собственным именем «Железняков» (в честь известного многим по советской песне «матроса Железняка, партизана») в севастопольской истории был. Сыграл в ней он немаловажную роль – оказался одним из наиболее эффективных и боеспособных соединений периода Второй обороны.

Поезд был построен 4 ноября 1941 г. на городском морском заводе, а уже 7 ноября вступил в бой у деревни Дуванкой. Боевой путь маневренной крепости закончился 27 июня 1942 г., уже после приказа об оставлении Севастополя – остатки экипажа, сняв уцелевшее вооружение, покинули блокированный в Троицком тоннеле поврежденный бронепоезд.

За эти месяцы история «Железнякова» оказалась просто-таки переполнена уникальными по дерзости и результативности операциями. Он уничтожил минимум 3 танка, ряд самолетов, 9 дзотов, тяжелую батарею, не менее 1,5 тыс. фашистских солдат и пр. В его активе – дерзкий налет на станцию «Мекензиевы горы» в середине ноября 1941 г., когда экипаж буквально в упор расстрелял большое скопление гитлеровцев и их имущество у железнодорожных путей.

Вражеское командование более всего раздражала неуловимость «Железнякова» – он появлялся из ниоткуда и исчезал в никуда. Он обладал поразительной способностью оказываться именно там, где гитлеровцы менее всего его ждали, и полностью игнорировать проблему повреждений путей. Уничтожить его врагу удалось только с помощью авиаударов.

Решив не бросать зря добро, они раскопали заваленный Троицкий тоннель, извлекли уцелевшие платформы «Железнякова» и составили из них собственный бронепоезд. Но даже советское железо не желало служить оккупантам – немецкий поезд «Ойген» ничем, кроме происхождения, не прославился и был взорван гитлеровцами при отступлении.

Секрет призрака

За неуловимость фашисты окрестили бронепоезд «Железняков» из Севастополя «Зеленым призраком». Но тут налицо признаки дальтонизма – разгадка неуловимости состава кроется в том числе в том факте, что таковым по цвету он не был.

У него вообще не было постоянного оттенка. Команда его занималась малярными работами практически непрерывно, перекрашивая паровозы (их было два) и платформы в разнообразные разводы камуфляжа. В результате поезд мгновенно приспосабливался к особенностям местности, где находился, и не обретал узнаваемого облика.

Второй секрет «Железнякова» состоял в наличии на нем дорожной группы из железнодорожников высочайшего профессионального уровня. Они буквально на ходу чинили поврежденные пути и механизмы, проводили состав вспомогательными туннелями, загоняли его в скальные выемки, где его нельзя было заметить с воздуха.

Они знали все стрелки и маневровые пути, все второстепенные ветки и позабытые тупики – вот как «Железняков» проходил через любые кордоны и оказывался там, где поезда не могло быть по определению.

Наконец, огромную роль сыграла разведка. «Железняков» работал по целеуказаниям разведгрупп морской пехоты – а эти плохого не посоветуют. Кроме того, в составе экипажа были связисты, способные чуть ли не «на ходу» подсоединяться к телефонным линиям – информация поступала бесперебойно.

Вот почему сейчас памятник поезду является монументом не только военным морякам и артиллеристам, но и (и даже в первую очередь) железнодорожникам.

Чем еще интересна гора?

На вершине установлен деревянный крест и триангуляционный пункт, именно по ним можно узнать Роман-Кош, двигаясь по яйле. Вопреки распространенной в интернете информации, моря с вершины почти не видно, потому что гора находится в северной части яйлы. Далекую синюю полоску увидишь разве что в бинокль.

Хотя вид отсюда и так впечатляет! Северные дали просматриваются до самого Симферопольского водохранилища, а огромная котловина, отделяющая Главную гряду от Внутренней, кажется могучей впадиной, почти полностью покрытой лесом. Там, на мощных склонах впадины, скрываются среди лесных массивов таинственные пещерные города – Чуфут-Кале, Кыз-Кермен и другие.

Белеет на синеватом от воздуха лесном одеяле яркий купол Крымской астрофизической лаборатории в Научном. А посмотришь направо, на восток, — видна холмистая, убегающая к Алуште Бабуган-Яйла. Чуть ниже, если посмотреть на юг, в сторону моря, можно увидеть одну из крымских достопримечательностей — так называемую Беседку ветров, установленную на перевале Гурзуфское седло. До нее егеря пускают туристов без проблем.

На горе Роман-Кош в Крыму обязательно ощущается особая мощь этой местности, ее спокойная сила. Зачастую здесь дуют холодные, пронзительные ветры, а высоко над головой, ловя крыльями струи воздуха, парят горные орлы. Здесь нет людской сутолоки, присущей Ай-Петри или Димерджи.

Ссылка на основную публикацию