Никольская церковь, Елабуга, Россия

Никольская церковь

Деревянная Никольская церковь существовала уже в середине XVII в.

В XVIII в. она была заменена каменной, рядом построена деревянная теплая Богоявленская церковь. К началу XIX в. оба храма обветшали, и в 1808-1818 гг. вместо них на средства прихожан был построен однопрестольный каменный храм. В 1848-1852гг. он был перестроен на средства купца Алексея Ивановича Стахеева под наблюдением инженера Олехновича. Храм стал двухэтажным и трехпрестольным. Наверху был главный Никольский престол, внизу — теплые приделы.

Крупный храм нетрадиционной композиции. Он не имеет выступающей апсиды и по композиционному решению напоминает гражданское строение. Памятник архитектуры в стиле строгого классицизма.
Как и другие храмы Елабуги, Никольская церковь была очень богато убрана за счет прихожан — богатых купцов. В 70-е гг. XIX в. в ее росписи принимал участие знаменитый художник Василий Васильевич Верещагин (1842-1904), значительная часть этой росписи сохранилась. В Никольской церкви хранилась икона Святителя и Чудотворца Николая, обретенная в местности Святая Чаша близ Мамадыша в первой половине XVIII в. С ней ежегодно совершались крестные ходы в Мамадыш, собиравшие большое количество богомольцев.

Причт Никольской церкви не получал жалованья, но безбедно существовал за счет доходов от треб, заказных молебнов перед иконой Святого Николая и процентов с капитала (в начале XX в.-более 20000 рублей). Семьи причта жили в доме, построенном в середине XIX в. (ул. Гоголя, 6).

В 1814-1844 гг. настоятелем храма был протоиерей Максим Иванович Замятнин (1764-1844), выпускник Казанской духовной семинарии, который пользовался большой популярностью в городе, славился честностью, аскетизмом и благотворительностью.

В декабре 2003 года храм возвращен Казанской Епархии.

Богослужения проводятся в воскресные и праздничные дни.

Клир: настоятель — прот. Геннадий Колесников. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.

Архитектурное описание.

Церковь состоит из двухэтажного бесстолпного храма,перекрытого куполом на светлом барабане, трапезной, притвора и колокольни, которые скомпонованы «кораблем» — в общих линиях фасадов. Классицизм.

Климат и экология

Расположен удивительный город Елабуга в умеренно континентальной зоне. Лето тут, как правило, жаркое, но властями предусмотрены места, где люди смогут перенести жару. Так, в 20 минутах езды есть специально обустроен пляж, расположенный на берегу Камы. Дожди в летнее время встретишь в этих краях нечасто, а вот осенью и весной, наоборот, погода дождливая. Зимой устанавливается морозная погода.

Экология в этих краях относительно чистая, поскольку отсутствуют крупные объекты, которые могли бы загрязнять. Наоборот, здесь возведён национальный парк «Нижняя Кама», цель которого заключается сохранение природной красоты.

О городе Елабуга

Ярким примером старинного уездного городка, отличающиеся особой атмосферой и спокойствием, является город Елабуга. Такой небольшой, но уютный городок окружают леса, которые придают данному региону особое очарование

Ещё туристов со всех регионов Российской Федерации манят удивительные достопримечательности, которые делают колоссальное внимание на необычайной красоте и самобытности Елабуги. История даже до сегодняшнего времени умалчивает о точных временных рамках формирования города, однако атмосфера, а также историко-архитектурное обличие дают возможность понять, что старинный уездный городок Елабуга сформировалась много столетий тому назад

Невзирая на отсутствие достоверных источников знаний, официальной датой считается, что первое поселение в этих краях появилось в период с 1005 по 1010 год. Сегодня Елабуга привлекает туристов со всех регионов страны своими достопримечательностями, а также музеями и удивительной природой.

Так, среди знаменитых историко-культурных достояний можно выделить:

  • «Чёртово» городище;
  • Музей-дом И. Шишкина;
  • Дом-музей Н. Дуровой;
  • Музей М. Цветаевой;
  • Шишкинские пруды;
  • Спасский собор;
  • Казанская улица;
  • Святой ключ.

Как можно добраться до Елабуги?

Согласно координатам, город на карте расположен в северо-восточной части Татарстана. Многие туристы, те, кто едет впервые раз, нередко задаются вопросом – как добраться до Елабуги и какой маршрут будет самым коротким?

На самом деле, добраться до этого удивительного старинного городка можно следующим образом:

1. На самолёте. Самого́ аэропорта в Елабуге нет, но он есть в Нижнекамске, находящийся в 44 км. Сюда можно добраться из следующих городов: Питера, Москвы, Н. Новгорода, Сочи, а также Симферополя. Но напрямую доехать до Елабуги не получится. Для этого нужно будет пересесть на автобус в Нижнекамске либо Набережных Челнах и уже оттуда добраться до пункта назначения.

https://youtube.com/watch?v=37iE9-ybz2U

2. На поезде. Чтобы добраться до пункта назначения, необходимо следовать маршруту до Набережных Челнов, однако такой способ не является удобным. Это обусловлено тем, что из Москвы, Адлера, Ижевска и Краснодара ходят не так много поездов. Поэтому оптимальным вариантом станет поездка до Казани, а оттуда уже в саму Елабугу.

3. На автомобиле. Маршрут от Москвы в Елабугу пролегает по трассе М7. Добраться до необходимого пункта назначения можно за 15 часов. Весь путь составляет около 1043 км. А также по этому шоссе сюда можно добраться из Казани за 3 часа, Уфы – за 3,5 часа и Н. Новгорода – за 9 часов.

4. На автобусе. Прямые автобусные рейсы существуют только в ближайших городах Татарстана. Самым лучшим маршрутом является поездка до Казани и потом только до Елабуги. Туристов интересует вопрос, сколько по времени и цене займёт дорога из Казани до Елабуги? Так, в среднем дорога займёт около 3 часов и стоимость билета составит около 600 ₽.

речной порт

5. Но также в Елабуге работает речной порт, из которого можно по реке добраться до Нижнекамска и обратно.

После революции

23 января 1918 года советские власти издали декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», ставший основным программным документом во взаимоотношениях власти и религии в Советской России. Провозглашенные в нем независимость церкви от государства и его невмешательство в ее дела в реальности обернулись ожесточенной борьбой, которую власти развернули против верующих и духовных институтов.

Уже в 1920-е годы стали закрываться церкви, а протесты прихожан власти попросту игнорировали. К 1926 году в Елабужском районе осталось всего 14 храмов, где проводили богослужения три десятка священников. Но наступление воинствующих атеистов продолжалось. Процесс закрытия храмов проходил в районе крайне болезненно, как и по всей стране в целом. К тому же в дело вмешались всесильные ОГПУ и НКВД, проводившие массовые конфискации церковного имущества и предметов религиозного культа.

В Спасском соборе Елабуги было незаконно изъято огромное количество золотых и серебряных изделий. В 1930-е годы вопросы закрытия храмов в СССР были возложены на специально организованные комиссии по вопросам культа. В Советской Татарии такая организация существовала с 1931 года при Президиуме ТатЦИКа.

Спасский собор Елабуги был закрыт в 1930-е годы, но, к счастью, избежал разрушения. Удалось сберечь и главную святыню — икону чудотворного образа Спаса Нерукотворного, которая сегодня находится в городском Покровском соборе.

В 1961 году Постановлением Совета Министров Татарской ССР Спасский собор получил статус памятника архитектуры местного значения, в 1980-е годы был отреставрирован и в 1997 году передан верующим.

Спасский собор строительство

В Елабуге испокон веку считают, что Спасский собор возведен по воле Божией на месте, указанном иконой Чудотворного Образа Спаса Нерукотворного. История нынешнего Спасского собора, построенного в 1816 году, началась еще в XVI веке.

Тогда в самом центре седа Трехсвятского стояла деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, построенная незадолго до 1648 года, когда рядом с ней возвели каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1714 году Спасский храм разобрали, а на этом месте возвели новый, каменный, оставив прежнее освящение. Большая по размерам Казанская церковь стала его теплым приделом.

Главной елабужской святыней уже тогда была чудесным образом обретенная икона Спаса Нерукотворного, датируемая серединой XVII века. Горожане считали ее своей покровительницей и целительницей. Примечательно, что на этой иконе Спаситель был изображен необычно: его лицо выражало «скорее суровость, чем кротость и милосердие».

Что ж, может, отчасти и своим грозным видом она не раз спасала Елабугу от напастей. Так, в 1739 году в округе взбунтовались башкиры во главе с их предводителем сельским феодалом Акаем Кусюмовым. Когда местные жители встретили его отряды с иконой Спаса Нерукотворного, неожиданно поднялась буря. Восставших буквально разметало ураганным ветром, и они обратились в бегство. В благодарность за чудесное спасение вплоть до революции елабужане совершали в мае ежегодный крестный ход с образом Спаса Нерукотворного, причем икона была столь тяжела, что ее поочередно несли на руках четыре прихожанина.

В 1780 году село Трехсвятское получило городской статус: согласно указу императрицы Екатерины II, оно стало уездным городом Вятской губернии — Елабугой. К тому времени новоиспеченный город состоял из четырех сотен домов, в которых жили около тысячи человек. Старые церкви становились тесны для растущего числа прихожан. Сказалось и их географическое расположение. Елабуга, согласно регулярному проекту XVIII века, по большей части делилась на прямоугольные кварталы со взаимно перпендикулярными улицами, в свою очередь окруженными по периметру двух — и трехэтажными зданиями. В центре города при этой планировке как раз и оказалась территория, где стоял Спасский храм.

Обе церкви, Спаса Нерукотворного Образа и Казанской Иконы Божией Матери, были разобраны, и на их месте с 1808 года началось строительство кирпичного храма за счет государственных средств. Уже в 1811 году освятили его Казанско-Богородицкий и Михаило-Архангельский приделы, а в 1816 году — главный престол. Спасский собор о трех приделах был «освящен в 1821 году.

Храм получился представительным: большое четырехстолпное двусветное здание, возведенное в традициях классицизма, венчалось пятью красочными куполами на восьмигранных барабанах. Старый храм в 1820 году полностью разобрали, а в 1877-м на его месте возвели небольшую часовню Святого Благоверного Князя Александра Невского. Она построена на благотворительные средства и к сегодняшнему дню неплохо сохранилась.

В августе 1850 года огромное бедствие постигло город: сильнейший пожар уничтожил более полутысячи деревянных зданий, в том числе и жилых домов. Это стало дополнительным стимулом к интенсивному каменному строительству. С 1855 по 1864 год серьезной реконструкции подвергся и Спасский собор. В ходе ее значительно расширили в западном направлении помещение трапезной, приделы которой были освящены в честь Михаила Архангела и чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость», а самое главное — возвели новую колокольню в целых пять ярусов. Если прежняя звонница была встроена в трапезную, то новая колокольня соединялась с ней теперь уже весьма протяженной галереей. Тогда же у собора появилась и красочная ограда, существующая и поныне.

В результате этой кардинальной перестройки, проведенной на частные пожертвования прихожан храма и городских меценатов, Спасский собор Елабуги обрел свой нынешний облик. Теперь это был целый храмовый комплекс, здесь органично объединялись три основных компонента: просторная и теплая церковь, длинная одноэтажная трапезная и высокая колокольня. Внутреннее убранство собора также обогатилось: появился новый иконостас тонкой резной работы, сделанный на заказ мастерами из Арзамаса за 12 тысяч рублей.

Интерьер Спасского собора Елабуги

Интерьеры и внутреннее убранство Спасского собора Елабуги никогда и ничем не уступали красоте его внешних фасадов, поражая воображение посетителей и прихожан.

Благодаря щедрым, прежде всего, купеческим пожертвованиям, Спасский собор имел богатое и даже роскошное внутреннее убранство. Здесь были дорогая церковная утварь, образа в окладах из благородных металлов, предметы для богослужения из чистого серебра. Одних лишь серебряных изделий, принадлежащих храму, согласно описи, в советские времена было конфисковано 273 килограмма, не считая золотых украшений или дорогих иконных риз, украшенных драгоценными и самоцветными камнями. Все это после Октября 1917 года было хищнически разграблено и исчезло без следа.

Сегодня внутри собора мало что уцелело из старинных раритетов и церковной утвари прошлых лет. Как свидетель эпохи минувшей, кое-где сохранилась напольная плитка образца XIX века с клеймом, свидетельствующим, что она произведена на химических заводах Капитона Яковлевича Ушкова. Примечательно, что процесс ее создания консультировал друг Ушкова, великий химик Дмитрий Иванович Менделеев.

В советское время, к 1930-м годам, Спасский собор почти полностью утратил былую гордость — уникальные росписи на стенах и потолках, созданные выдающимися российскими мастерами живописи. Над его красочными фресками работали специально приглашенные в 1861 году И. В. Шишкиным, отцом будущего художника, живописцы братья Верещагины, Василий и Митрофан, однофамильцы известного баталиста, а также художники Ф. А. Бруни, К. Ф. Гун, И. А. Осокин.

Также существует версия, что художников для росписи внутренних интерьеров Спасского собора специально пригласили местные меценаты, купцы Стахеевы.

Оформители Спасского собора были авторитетными мастерами, к примеру, Василий Петрович Верещагин в свое время расписывал знаменитый московский храм Христа Спасителя, позднее уничтоженный советскими властями.

Чем интересен Свято-Никольский храм для туристов?

Во-первых, конечно же, архитектурой, столь же необычной, сколь и прекрасной. Построен Свято-Никольский храм в Севастополе из белоснежного инкерманского камня, представляя поразительный контраст с утопающим в зелени кладбищем. Усеченная пирамида церкви возвышается над этим тихим, скорбным местом, достигая в высоту 27 м и увенчиваясь многотонным гранитным крестом.

Основание пирамиды имеет идеальные пропорции 20,25 на 20,25 м и покоится на высоком цоколе с оправой из рустованных плит из тщательно отполированного гранита и того же камня из Инкермана. На каждой из граней расположены прекрасные ризалиты с фронтонами, увенчанные двускатной кровлей, с южной и северной сторон в них зияют круглые флорентийские окна. Вход в собор расположен на западе, он имеет форму арки и богато оформлен мозаичными изображениями и ажурным литьем.

Внутренний объем выполнен в крестово-купольном византийском стиле, а все пространство его заполнено мозаичными панно, частично аутентичными, частично отреставрированными Смоляниновым. Нижняя часть стен облицована плитами из отполированного черного мрамора, где начертаны имена почти 1000 русских офицеров, погибших за время обороны. И внутреннее, и внешнее убранство, и оформление Храма Николая Чудотворца – это дань памяти погибшим героям, все здесь говорит об этом!

Возникновение собора Святого Николая

Чтобы почтить память погибших бойцов, сразу же по завершению войны приняли решение о возведении православного храма на территории Братского кладбища.

Сбор средств на его постройку инициировал Александр II, сам выделивший немалую сумму.

Первоначально разработкой проекта занимался Андрей Иванович Штакеншнейдер, бывший в то время придворным архитектором. Главной составляющей в его разработках являлась форма строения, по виду напоминавшая египетские пирамиды. По какой-то причине летом 1857 г. он передал проект на доработку Алексею Александровичу Авдееву, почти полностью перекроившему его на свой лад, но оставив неизменной пирамидальную форму.

Храм Николая Чудотворца Севастополь воспринял с горячей благодарностью, а первый его камень заложили в том же 1857 г., после окончательного утверждения проекта. Возведением от начала и до конца руководил сам Авдеев, бесстыдно приписавший себе идею необычной для православных церквей пирамидальной формы, за что впоследствии удостоился звания академика архитектуры. Строительство продолжалось два года – уже в 1859 г.

Свято-Никольскую церковь открыли, но отделочные работы внутренней части продолжались еще почти 11 лет. Только в 1870 г. его освятили, что и считается официальной датой окончания строительства достопримечательности Севастополя.

Дальнейшая история достопримечательности

В 1886 г. Свято-Никольский храм удостоил высочайшим посещением император Александр III, собственно приехал он в Севастополь, чтобы почтить могилы павших героев и Братское кладбище, но попутно не мог не посетить и саму церковь. Увиденным государь остался чрезвычайно недоволен.

Все дело в том, что соленый морской воздух оказал разрушительное влияние на фрески внутри, как следствие, росписи в момент посещения находились в ужасном состоянии.

По указанию императора их заменили более стойкой к климатическим условиям Крыма мозаикой. Занялся этим военный инженер Яков Петрович Семенов, блестяще справившийся с возложенной на него миссией. Мозаику изготовил венецианский мастер Антонио Сальвиати, а сюжет для панно представил художник Михаил Николаевич Протопопов.

Но по-настоящему черные дни настали для сакрального места после Октябрьской революции, но все же ему повезло гораздо больше, чем многим другим культовым объектам Крыма. В г. Севастополь Свято-Никольский храм просто закрыли – даже безбожники-большевики не осмелились осквернить память погибших при обороне города воинов, опасаясь волны народного гнева.

В ходе Второй обороны Севастополя во время Великой Отечественной войны здание получило серьезные повреждения, утратив большую половину мозаики. Реставрационные работы начались только в 1971 г. и продолжались 3 года, до 1974 г. Руководил ими Василий Степанович Смолянинов, сумевший за этот период вернуть храмовому комплексу прежний вид настолько, что должно быть сам Святитель Николай остался доволен.

История появления собора

Инициатор строительства данной церкви Евпатории – протоирей Яков Чепурин. Возведение началось в начале 90-х гг. позапрошлого века. Пожертвования предоставили Чепурину четыре религиозные общины. Хорошо вложилась казна города, к тому же император Александр III пожаловал на благое дело 36 тыс. руб. Собор заложили 11 июля (по старинному стилю).

В торжественной церемонии принял участие Преосвященный Мартиниан.

На тот момент он значился епископом Таврическим и Симферопольским. Работы велись пять с половиной лет. Участок для строительства предоставила могущественная греческая диаспора. К слову, рядом стояла церковь этой общины, названная в честь известного святого – Николая. Данный факт – причина посвящения нового собора этому же святителю. До освящения строящегося храма Яков Чепурин, к прискорбию горожан, не дожил.

Осталось отметить, что грандиозное сооружение проектировал руководитель технического общества Одессы. Эту должность тогда занимал муниципальный архитектор Алексей Бернардассис. Здание было задумано в византийском ключе – оно почти точно копирует Айя-Софию (собор в центре Стамбула). Строителей возглавил очередной грек – купец из Севастополя Ананий Пасхалиди. Контролировал процесс инженер Слава Гиринек. Новатор увеличил в два раза количество граней в верхнем ярусе барабана. На каждой стороне он предложил вставить окно (световое). Впервые в России тут был сооружен купол из бетона, имеющий диаметр 18 м. Весило это чудо почти 157 тонн.

Что касается внутреннего убранства архитектурного шедевра, то его создание связано с эскизами двух преподавателей местной гимназии – Виталия Соколовского и Сергея Строева. Они же сами и расписывали своды храма, его стены и купола. Их работу туристы могут оценить и сегодня. Внимательно осмотревшись, посетитель заметит здесь три разновидности крестов. Он также увидит георгиевские знаки, призванные напомнить о смелых воинах, которые пали в Крымскую войну – в ходе ее сражений церковь лишилась почти всего своего ценного имущества, даже колокольни. А вот христианские символы, придуманные еще в Восточной Римской империи, изображены в честь античного наследия.

Во времена СССР страдала от антирелигиозных погромов и Евпатория. Собор святителя Николая Чудотворца то закрывался, то открывался. Когда-то здесь даже располагались конюшни, зернохранилище и мастерская для местных художников агитпропа. В период ВОВ гитлеровцы хотели его подорвать, но не успели – наступление Красной армии было слишком стремительным. До нынешнего облика храм был восстановлен в 90-е гг. XX века.

Под сенью Яблочного Спаса

В XIX веке площадь Спасского собора была местом проведения одного из важнейших мероприятий в жизни города — знаменитой елабужской Спасской ярмарки. Ее название происходит как от места проведения торгов, так и от престольного праздника Всемилостивейшего Спаса: ярмарка проводилась с 15 по 26 августа, и ее посещало множество торговцев и покупателей как из округи, так и со всей России. Еще в 1818 году возле собора начали строить деревянные торговые лавки, и губернский архитектор Н. В. Андреевский даже подготовил проект торгового обустройства соборной площади. А с 1850 по 1868 год в соответствии с генпланом города именитые купцы Стахеевы построили на площади возле Спасского собора два каменных торговых корпуса. Отныне именно тут шел основной торг веселой, шумной, красочной и, конечно, весьма прибыльной Спасской ярмарки.

Это был настоящий общегородской праздник, и в Спасском соборе в дни проведения ярмарки всегда было особенно людно. Торговцы тоже стремились расположить свои лавки поближе к громаде красавца-собора, желая находиться под его сенью как под благословением. В храм люди шли от мала до велика, и хотя стояли дни Яблочного Спаса, иной раз на богослужениях было столько прихожан, что буквально негде было яблоку упасть. Общую атмосферу радости дополняли торжественные колокольные звоны храма, слышные далеко вокруг.

Шли годы, территория торгов неуклонно росла, и скоро рамки соборной площади стали им тесны. С 1895 года Спасская ярмарка стала проводиться за городом, на так называемых Шишкинских прудах, где она проходит и поныне.

Где находится храм в Севастополе?

Как было сказано выше, этот необычный, даже Крыма, архитектурный памятник, находится на юго-западном побережье полуострова, в Севастополе. Возвышается он на вершине холма, на Северной стороне города, посреди Братского мемориального кладбища, расположенного на улице Богдановича.

Предпосылки к постройке церкви

Сейчас уже совершенно очевидно – не будь Крымской войны, не было бы и этого замечательного сооружения. Беспримерное мужество и отвага русских солдат и матросов Черноморского флота, а также простых граждан Севастополя, не менее стойко защищавших населенный пункт все 349 дней, стали легендарными. Пока шли беспрерывные бои, защитники сосредотачивались только на обороне, не было времени горевать о погибших товарищах, но когда стихли последние выстрелы и развеялся пороховой дым, масштабы потерь ужаснули всех. Павших в боях и умерших от ран было столько, что их хоронили в огромных могилах, сначала на Михайловском кладбище, а когда места там не осталось – на склонах и вершине холма, возвышающегося над Куриной балкой.

Интересные факты о Храме Николая Чудотворца

Здешние старожилы до сих пор верят, что немцам помешал подорвать церковь сам Николай Чудотворец. Откуда прихожане взяли такую феноменальную информацию неизвестно, но она имеет место быть.

Близ северных ворот сакрального сооружения был похоронен Николай Оже – врач, который первым научно обосновал полезность сакских грязей для оздоровления людей.

Данный факт стал причиной спасения множества человеческих жизней.

Еще одним любопытным уголком можно назвать крест, «спрятанный» в глубине храмового двора. Он установлен в память о бывшем престоле греческой церкви – она существовала тут задолго до постройки Свято-Николаевского собора.

XX век

Начало XX века Спасский собор встретил обновленным. В последний год уходящего столетия произвели внутренний ремонт холодной части храма, после чего установили духовое (воздушное) отопление. Это обошлось в 15000 рублей и удалось во многом благодаря труду и неуемной энергии тогдашнего церковного старосты собора, купца из Елабуги Николая Николаевича Замятина, и, конечно же, помощи меценатов.

Елабуга вообще считается в Поволжье едва ли не столицей благотворительности, трудно указать другой уездный город, где бы благотворительность проявлялась в таких широких размерах как в Елабуге

Состоятельные купцы никогда не оставляли своим вниманием и Спасский собор

Слава о Спасском соборе, его внутреннем убранстве и великолепном хоре давно вышла за рамки города, и храм стремились непременно посетить все приезжие, среди которых было немало известных исторических личностей. Так продолжалось до октября 1917-го, когда в ворота собора постучались новые, суровые реалии безбожного социалистического бытия, в которое надолго погрузилась многострадальная Россия.

Какие достопримечательности посмотреть за один день

Начнем с прогулки по Казанской улице, здесь находятся все знаменательные красивые памятники историко-культурного наследия. В первой очереди посетим Троицкое кладбище, тут захоронена кавалеристка и писательница Дурова.

Одно из старейших поселений Татарстана с 1000-летней историей

Затем пройдемся по Александровскому парку, посмотрим на «Дерево потомков» и насладимся живописными местами. Плавно перейдем на улицу Шишкина, пройдя непременно наткнемся на памятник художнику Шишкину. Пройдя дальше найдем церковь Святого Николая Чудотворца, Спасский собор и часовню Александра Невского.

Ссылка на основную публикацию