Дом рубенса

Что посмотреть внутри?

Жилые помещения

В доме-музее прекрасно и до деталей воссоздан быт богатой бюргерской семьи 17 века. Над камином висят картины Иорданса «Сретение» и учителя Рубенса Адама ван Ноорта «Поклонение волхвов». Посетители могут заглянуть на кухню и в буфетную. В столовой, где за трапезами собиралась семья художника, можно увидеть картины друзей Рубенса —  Ф. Снейдерса и Д. Сегерса. Но из оригинальной утвари в столовой сохранился лишь кувшин с выгравированной надписью «1593 год». Лестница ведет на второй этаж, где располагались жилые комнаты

Особое внимание следует обратить на персональное кресло Рубенса, которое находилось ранее в гильдии святого Луки Антверпена. На задней стенке стула имеется тисненная золотом надпись:«Петер-Пауль Рубенс, 1633 г.»

Мастерская

Жилые комнаты с ателье мастера соединяет небольшая галерея. Сама мастерская небольшая, но высокая, в два этажа. Большие окна обеспечивали солнечным светом рабочее пространство

Стоит обратить внимание на узкую и высокую дверь, через которую выносили готовые картины большого формата. Из оригинальной обстановки здесь сохранился камин из черного мрамора

Стены мастерской украшают два полотна Рубенса – «Мавританский царь» (один из волхвов) и «Благовещение», соединяет жилые комнаты с мастерской, высота которой занимает два этажа. Наверху мастерской имеется небольшая комната для учеников. К ателье примыкает гостиная, где мастер принимал именитых заказчиков и покупателей. Стены этой залы обиты темно-красной кожей с орнаментом, тисненным золотыми виньетками.

Ротонда

Кабинет Рубенса – это средоточие всего дома. Именно здесь, в большой комнате и примыкающей к ней ротонде, хранилась уникальная коллекция художественных ценностей. Согласно описи, прикрепленной к завещанию художника, в ней были полотна Тициана, Тинторетто, Рафаэля, Питера Брейгеля Мужицкого, Гуго ван дер Гуса, Яна ван Эйка, 17 работ А.Брауэра и других выдающихся художников. Страстный коллекционер, Рубенс не ограничивался живописью. В ротонде хранилось собрание скульптур из мрамора и слоновой кости, монет, медалей, камей, драгоценных камней, древних рукописей.

Павильон

В саду стоит небольшое строение, задуманное Рубенсом как маленький храм времен античности

Здесь следует обратить внимание на статуи Геркулеса, выполненную  Лукасом Фейдербе по рисунку Рубенса, и Вакха с виноградной гроздью в руке. Раньше в павильоне находилась еще и статуя Цереры

После разрушения обветшалой церкви в аббатстве святого Михаила, сюда перенесли надгробные плиты с захоронений брата и племянника Рубенса.

GeniusMinus — stock.adobe.com

Запись о крещении дочери Рубенса в Антверпенской церкви Св.Иакова

18 январи 1632 г. 

Младенец: Клара Иоанна.
Родители: господин Пьетро Пауло Рубенс, Елена Фоурмент.

Рубенс. Елена с Кларой Иоанной  и Франциском. 113х82 см. 1635-1636 годы.
Лувр, Париж, Франция.

На этом портрете
Клара-Иоанна выглядит странновато, она как будто не связана с другими
персонажами картины. И невозможно сказать, была ли она на самом деле такой:
других портретов  Клары-Иоанны нет или
они недоступны.

Рубенс. Елена с Кларой Иоанной  и Франциском. 113х82 см. 1635-1636 годы.
Лувр, Париж, Франция. Фрагмент. Клара Иоанна.

Картина не закончена, не
все детали прорисованы до конца, что совершенно несвойственно Рубенсу. Может
быть, художник посчитал это полотно своей неудачей и рассчитывал поправить его
позднее?

Запись о крещении сына
Рубенса в Антверпенской церкви Св.Иакова

12 июля 1633 г.
Младенец: Франциск.
Родители: Господин Петро Пауло Рубенс, госпожа Елена Фоурмент.

Рубенс. Елена Фоурмент со своим старшим сыном Франциском.

1635 год. 146х102 см. Старая Пинакотека, Мюнхен,
Германия. 

Рубенс. Елена Фоурмент со своим старшим сыном Франциском.
1635 год. 146х102 см. Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия. Фрагмент. Франциск.

Когда
рассматриваешь этот портрет, возникает вопрос: а почему на голенького ребенка
надели шляпу? Вероятно, сначала на портрете должна была быть только Елена. И
пока шел сеанс, мальчик проснулся и запросился к маме. Его как есть принесли в
студию и посадили маме на колени.

Он прижался к маме,
обхватил ее двумя руками, но продолжал плакать, и тогда отец надел на него
шляпу и попросил повернуться к нему, посмотреть на него. Что и произошло,
причем настроение мальчика сразу поменялось на смешливое.

Изабелла Елена родилась в
1635 году.

Рубенс.
Елена Фоурмент с Изабеллой Еленой. 
204×158см. 1637-1638 год.   Metropolitan museum, New-York,
USA. 

На этом полотне все персонажи
существуют как бы отдельно друг от друга, такое ощущение дают их взгляды.
Каждый смотрит в какую-то свою точку: Рубенс смотрит поверх головы Елены, Елена
смотрит куда-то за Изабеллу. Только взгляд Изабеллы устремлен на попугая (что
вполне естественно). Возможно, каждый них был написан в разное время, что
называется, подрисован.

Рубенс.
Елена Фоурмент с Изабеллой Еленой. 
204×158см. 1637-1638 год. Metropolitan
museum, New-York, USA.
Фрагмент. ИзабеллаЕлена.

Рубенс. Изабелла Елена на поводке. Лувр

На этом рисунке она уже
постарше: 

Рубенс. Изабелла Елена. 1639-1640 год. Лувр, Париж,
Франция.

Рубенс, похоже, сделал
этот набросок в преддверии картины, но портрет так и не был нарисован. Может
быть, из-за большого количества заказов, которые Рубенс выполнял с опозданием
из-за подагры.

Рубенс. Елена Фоурмент с сыном Франциском. 1639 год. 195х132
см.

Лувр, Париж, Франция.

Петер Пауль – родился в
1637 году.

Констанция Альбертина –
родилась в 1641 году.

Годы жизни детей Рубенса
от Елены Фоурмент:

Клара Иоанна 1632-1689

Франциск 1633-1678

Изабелла Елена 1635-1652

Питер Пауль 1637-1684

Констанция Альбертина
1641-1709

В 1746 году мужская линия
Рубенса прервалась. В 1923 году Британская энциклопедия сообщала, что по
женской линии более сотни семей в Европе носят его фамилию и происходят от
него. В 2004 году в Антверпене состоялась встреча 650 потомков и однофамильцев
Питера Пауля Рубенса.

Дом-музей Рубенса — отели рядом

Количество отелей
163
Среднее количество звёзд
2,1
Средняя стоимость
12560 руб
Рейтинг
8,17
Количество отзывов
16

Дом-музей Рубенса построен в Антверпене, по соседству с Королевским Дворцом. Прославившийся фламандец лично создавал для него чертежи и эскизы. Дом числился и местом жительства в одной части особняка, и мастерской – в другой. Рубенс был дипломатом с призванием художника, ему заказывали картины храмы и монархи многих государств. На этом он зарабатывал достойные средства, которые позже вкладывал в обустройство дома. Мария Медичи, инфанта Изабелла приезжали сюда, имея цель отдохнуть и полюбоваться роскошью сада и изяществом жилья Рубенса. В доме-музее гости могут оценить мастерскую художника, спальни, столовую, кухню. Свою личную коллекцию полотен любимейших итальянских и фламандских мастеров он хранил в кунсткамере. Многие экспонаты были проданы вдовой Рубенса и вернуть их в кунсткамеру не удалось, но стараниями реставраторов, она имеет вид, соответствующий первоначальному. Портик и сад, спроектированные художником, встречающиеся на его этюдах, сохранены и сейчас. Музей в доме открылся в середине 1946 года, до этого особняк считался собственностью разных владельцев, пока его не приобрела городская власть.

Гостиницы рядом с Домом-музеем Рубенса располагаются в историческом центре Антверпена, потому пользуются высокой популярностью среди туристов. В этом районе сосредоточены лучшие достопримечательности и музеи Антверпена, и от гостиниц рядом с Домом-музеем Рубенса удобно добираться до каждого интересного для туриста объекта. Ближе всего к достопримечательности располагаются в основном трехзвездочные гостиницы, которые предлагают оптимальный комфорт по приемлемой цене. В этом же районе достаточно много апарт-отелей, в которых можно забронировать просторные апартаменты для независимого проживания. В 760 метрах от музея располагается отель Leonardo Hotel Antwerp категории 3 звезды. Романтичный интерьер и уютная атмосфера – главные отличительные особенности этого отеля

Если нужны не гостиницы, а апартаменты рядом с Домом-музеем Рубенса, можно обратить внимание на Budget Flats Antwerpen (900 метров от музея). Название этого апарт-отеля говорит само за себя – гостям он предлагает комфортные и бюджетные апартаменты без особых изысков, но включающие все необходимые для отдыха удобства

Портик и сад дома Рубенса

Со времен Рубенса сохранился портик, спроектированный художником в стиле итальянского барокко. Его изображение неоднократно встречается на картинах мастера. Этот портик соединяет жилой дом с мастерской и украшен фризом со сценами из древнегреческих мифов.

Во время его реставрации использовалась гравюра 1684 г. В 1939 г. для украшения портика были изготовлены бронзовые фигуры Меркурия и Минервы, а также овальные картуши с цитатами из «Сатир» Ювенала.

Воссоздание сада в 1977 г. проводилось в соответствии с картиной Рубенса «Прогулка в саду». Здесь произрастают те же растения, что и в XVII в. Павильон в глубине сада сохранился с момента постройки.

Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы — воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30.
Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 17:00 по субботам.Отзывы наших клиентов приведены здесь

Дополнительная информация:

  •  горящие туры и предложения, цены на авиабилеты Аэрофлота Москва — Будапешт;
  •  горящие путевки и скидки на туры в Германию и Венгрию, бронирование авиабилетов;
  •  недорогой  активный отдых в Австрии и Нидерландах, аренда автомобиля онлайн;
  •  цены и скидки на новогодние туры в Бельгию в этом году.

Labels

  • . живопись
  • . Кастор
  • . Орфей
  • . Свадьба Пелея и Фетиды
  • .наслаждение
  • «Возвращение Брисеиды Ахиллу»
  • «Встреча Давида и Абигайль»
  • «Союз земли и воды»
  • «Четыре философа».
  • Daniel
  • Garden of Love
  • Pieter Paul Rubens
  • Susanna and the Elders
  • Аврам
  • Агамемнон
  • Агарь
  • Адонис
  • Альбоин
  • Амур и Психея
  • Андромеда
  • античность
  • Аргус
  • арки Рубенса
  • Аталанта
  • Афина
  • Афродита
  • Ахилл
  • барон Де Вик
  • баронесса Де Вик
  • Бахус
  • Бедствия войны
  • библия
  • Борей
  • Брисеида
  • Вакханалия
  • Ван Дейк
  • Венера
  • Вертумнус
  • Вирсавия
  • воинская доблесть
  • Ганимед
  • география
  • Гера
  • Геракл
  • Геро
  • герцог Букингем
  • гобелен
  • Далила
  • Даная
  • Девкалион
  • дети Рубенса
  • Деций Мус
  • Дециус Мус
  • Джованни Боккаччо
  • Джованни Магнини
  • Диана
  • Древнегреческие мифы
  • Елена Фоурмент
  • живопись
  • Зевс
  • инфанта Изабелла
  • Иоанн Креститель
  • Иорданс
  • Иродиада
  • Исаак
  • искусство
  • исторические сюжеты
  • Италия
  • Ифигения
  • Калидонская охота
  • Каллисто
  • кардинал Ришелье
  • картография
  • Катарина Маннерс
  • кентавр
  • Кефал
  • Кимон
  • Кир
  • ковроткачество
  • королевская семья
  • Леандр
  • любовь
  • Мантуя
  • Мария Медичи
  • Марс
  • массагеты
  • Медуза Горгона
  • Мелеагр
  • Меркурий
  • мифология
  • Монтеверди
  • Обнаружение Ахилла среди дочерей Ликомеда
  • Обнаружение принца Эрихтония
  • Овидий
  • Олоферн
  • Омфала
  • Орифия
  • Отцелюбие римлянки
  • Отшельник и спящая Анжелика
  • Падение Фаэтона
  • Пан и Сиринга
  • Пелей
  • Персей
  • Пир Ахелоя
  • Пир Терея
  • Пирра
  • Питер Пауль Рубенс
  • Поллукс
  • Помона
  • портрет
  • Портрет Шарля де Лонгваля
  • Портрет Яна ван Монфора.
  • Портрет Яна Нейена
  • Посейдон
  • Поурбус-младший
  • Похищение Ганимеда
  • Похищение Гипподамии
  • Похищение дочерей Левкиппа
  • Похищение Прозерпины
  • Прадо
  • Прокна
  • Прокрида
  • Прометей
  • пророк Даниил
  • Рем
  • Рим
  • римские портреты
  • Розамунда
  • Рококс
  • Ромул
  • Рубен
  • Рубенс
  • РубенсЭ «Смерть Гиацинта»
  • Самсон
  • Сара
  • Семья сэра Балтазара Гербье
  • Силен
  • Смерть Дидоны
  • Смерть Ипполита
  • суд Париса
  • Сусанна и старцы
  • Сусанна Фоурмент
  • Терей
  • Томирис
  • Три грации
  • тринадцатый подвиг Гераклоа
  • Фетида
  • Филемон и Бавкида
  • Филомела
  • Филопемен
  • Храм Януса
  • Царь Ирод
  • Церера
  • Шекспир
  • шпалера
  • Шпалера «Святая Елена и истинный крест»
  • Эвридика
  • Эос
  • Юдифь
  • Юпитер
  • Ян Гаспар Гевертс

Строительство собственного дома

Дом Рубенса

В  году, во время пребывания в Антверпене, Рубенс женился на Изабелле Брант. Хорошо сложилась здесь и его карьера, он был принят на службу в наместники испанского короля во Фландрии с правом проживания при дворе своих меценатов. На волне стабильного материального успеха в году он и начал строительство собственного дома, что переводило теоретическую заинтересованность к архитектуре в реальную плоскость.

Он приобрёл дом с участком земли (ныне улица Wapper, 9-11), который перестроил по своему вкусу с учётом итальянского опыта и архитектуры дворцов барокко, особенно Генуи. Фасад на улицу оставлен в привычных формах богатого бюргерского дома. Перестройки были осуществлены на фасадах парадного двора и на фасаде мастерской. Участок земли был распланирован как небольшой сад с пышной, декоративной аркой в стилистике фламандского барокко.

Дом наполнялся коллекциями художника, где были:

  • античная скульптура
  • гобелены и произведения прикладного искусства
  • собственные картины, которые не подлежали продаже
  • картины художников-предшественников
  • сборник картин современных мастеров
  • мебель XVII века и так далее.

Рубенс жил здесь до своей смерти. Сохранена и часовня семьи Рубенс в церкви Св. Иакова в Антверпене.

Завещание и аукцион

Рубенс составил завещание незадолго смерти, по которому художественная коллекция подлежала распродаже и разделу полученных денег между второй женой художника и детьми. Описание коллекции зафиксировало наличие —

  • 17 картин Адриана Брауэра,
  • Натюрмортов Виллема Хеди, а также произведений, среди которых —
  • Ян ван Эйк
  • Тициан
  • Лука Лейденский
  • Тинторетто
  • Ганс Гольбейн-младший
  • Адам Эльсхаймер
  • Перуджино
  • Хосе де Рибера
  • Якоб Йорданс

Свою коллекцию античных мраморных скульптур он продал англичанину герцогу Букингему. Ради новых памятников античного искусства Рубенс отдал часть своих картин и гобелены собственного собрания.

Картины с обнаженной натурой после смерти мужа вторая жена Рубенса пыталась сжечь, но её уговорили продать их. После смерти художника коллекция была распродана и перешла к владельцам в разные страны.

Одни из самых масштабных европейских гравюр

Франсуа Ланго (оригинал Антониса ван Дейка). Поругание Христа. Увенчание тернием. Офорт, резец, с девяти досок. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Ирбит, Свердловская область

Антонис ван Дейк. Коронования терновым венцом. 1618–1620. Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания

В 1976 году ГМИИ им. Пушкина передал в Ирбитский музей более 500 листов графики и оригинальных рисунков, многие из них нуждались в реставрации. Они были настолько в плохом состоянии, что едва удавалось рассмотреть рисунок.

Поль Дево (оригинал Питера Пауля Рубенса). Тайная вечеря. Офорт, резец, с девяти досок. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Ирбит, Свердловская область

Среди листов оказались одни из самых больших европейских гравюр — «Поругание Христа» Франсуа Ланго и «Тайная вечеря» Поля Дево, сделанные с живописных оригиналов Антониса ван Дейка и Рубенса. Французские граверы Ланго и Дево работали примерно в 1660–1670 годах в одной мастерской — их учителем был Пьер Ландри, который и заказал гравюры.

«Поругание Христа» Франсуа Ланго — это графическая интерпретация живописного полотна Ван Дейка «Коронование терновым венцом». Оригинал погиб в 1945 году во время бомбардировки Берлина. Офорт поступил в Ирбит в плохом состоянии — девять листов покрывали грязь и черная плесень. Во время реставрации выяснилось, что на стыковочных кромках и оборотах листов нет следов клея. Это означало, что с тех пор, как печатники сделали оттиски, никто не собирал листы воедино. Реставраторы работали над «Поруганием Христа» почти два с половиной года и смогли восстановить его. Впервые гравюру выставили в 1992 году. В мире известны только два экземпляра этого офорта — один размещен в художественном музее испанского города Касереса, второй хранится в частном собрании в Германии.

Питер Пауль Рубенс. Тайная вечеря. 1630–1631. Алтарная картина. Галерея Брера, Милан, Италия

Гравюру нельзя назвать точной копией Ван Дейка: Ланго внес в композицию несколько существенных изменений. Он повернул Христа лицом к зрителю и добавил сияние вокруг головы — так персонаж кажется отстраненным от боли, унижений и эмоций других героев. На гравюре изображены семь мучителей вместо пяти, нет двух зевак за решеткой претория и лающей собаки.

Автор второй масштабной гравюры, Поль Дево, создавал графический вариант «Тайной вечери» с живописного оригинала Питера Пауля Рубенса. Картина сегодня хранится в миланской Галерее Брера.

В основе сюжета офорта — тайная трапеза Иисуса Христа и его апостолов. Но, в отличие от Ланго, Дево не стал вносить существенных изменений в композицию Рубенса. Он разместил апостола Иоанна по правую руку от Христа, а лежащую под столом собаку заменил на кувшин. Особенность картины Рубенса и гравюры Дево в том, что Иуда — единственный из персонажей, кто смотрит не на Христа, а на зрителя.

Живые глаза Марии Магдалины: подлинник Рубенса

Питер Пауль Рубенс. Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой. 1618–1620. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Ирбит, Свердловская область

Питер Пауль Рубенс. Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой. Около 1620. Музей истории искусств, Вена, Австрия

Мария Магдалина и ее раскаяние — популярная тема в западноевропейском изобразительном искусстве. В отличие от православной традиции, в которой Магдалина — это жена-мироносица, в католическом образе смешались два персонажа священных текстов: безымянная блудница, омывшая ноги Христа миром и отершая их своими волосами, и евангельская Мария, сестра благочестивой Марфы и воскрешенного Лазаря. Так в католичестве появился сюжет, где блудница Мария Магдалина встретилась с Христом и раскаялась, оставила свое занятие и последовала за ним. Этот образ закрепился в западных гравюрах и полотнах на религиозные темы.

Свою версию сюжета Питер Пауль Рубенс написал в 1618–1620 годах. Сегодня картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» хранится в галерее венского Музея истории искусств, куда она попала в 1786 году.

Но существует еще одна «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Картины отличаются некоторыми деталями: у изображенных женщин по-разному написаны лица и волосы, на венской картине больше драгоценностей в сундучке и больше заднего плана, а красное покрывало выполнено менее детально.

«Кающуюся Магдалину» обнаружили только в конце XIX века. Где скрывалось почти двухметровое полотно раньше — пока установить не удалось. До 1917 года эта картина хранилась у известного хирурга Александра Якобсона. После Февральской революции и Гражданской войны полотно отправилось в торговую контору «Антиквариат», которую создали специально для продажи предметов искусства за границу. Его не успели продать, и в 1931 году картина попала в Эрмитаж. В Петербурге полотно приняли за копию картины Рубенса, несмотря на разницу в деталях, которую обычно не позволяли себе простые копиисты. «Кающаяся Мария Магдалина» отправилась в запасники на 45 лет. В 1976 году картина в числе других подаренных работ оказалась в Ирбитском художественном музее.

В 2012 году полотно отправили на реставрацию. Расчистив лицо Магдалины, специалисты увидели, что под несколькими слоями грязного лака скрывается подлинник работы Рубенса: когда Рубенс писал веки, он накладывал слой красной краски и по нему сверху писал тонким, полупрозрачным, телесным лессировочным слоем. Благодаря такой технике веки выглядели живыми и напряженными.

Исследовав краски, холст и грунт, специалисты подтвердили, что картина вышла из мастерской фламандца в XVII веке. Также удалось установить, что над ней работали и ученики Рубенса — Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс. Первый написал юбку Магдалины и лицо ее сестры Марфы, второй — скрещенные на животе руки, фигуру и одежду Марфы. Предполагают, что ирбитскую «Магдалину» Рубенс, Ван Дейк и Йорданс создали за год до венской.

Ссылка на основную публикацию