Музей в. в. набокова (museum of vladimir nabokov)

История

Здание на ул. Большой Морской, 47 было построено еще в 40-ые гг. XVIII в. для советника государственной коллеги, члена Соляной конторы Я. А. Маслова. Изначально дом был одноэтажным, но из-за частой смены владельцев он регулярно перестраивался и надстраивался. Так, между 1793 и 1810-ми гг. его перестроили, появился II этаж, а фасад был оформлен в стиле высокого классицизма.

Этот дом стал набоковским в 1897 г., когда он был приобретен на имя Елены Рукавишниковой ее отцом, золотопромышленником И.В. Рукавишниковым накануне ее венчания с сыном министра юстиции Д. Н Набокова — В. Д. Набоковым.

В 1901-1902 гг. его отремонтировали, перестроили главный фасад, надстроили III этаж лицевого корпуса, переделана парадная лестница, во дворе дома был построен флигель. В 1904 г. владельцем дома стал В. Д. Набоков. Вероятно, это было сделано для прохождения имущественного ценза на выборах в Государственную Думу.

В 1899 г. в семье Набоковых появился сын Владимир, будущий русский и американский классик литературы. Набоковы были чудесной семьей, в доме всегда царила атмосфера любви и взаимоуважения. Помимо сына Владимира у Елены Ивановны и Владимира Дмитриевича Набоковых были двое сыновей — Сергей и Кирилл — и двое дочерей — Ольга и Елена. Дома общались на английском, русском и французском языках.

На первом этаже находились общие комнаты. Именно там сейчас находится музей В. В. Набокова. На втором этаже были комнаты родителей, а на третьем — детские. Лестничные окна были украшены витражами во вкусе начала XX в.

Их дом был оборудован лифтом, проведена телефонная связь. Истинные англоманы, они следили за техническими новинками и очень любили их. Детям выписывали английские детские журналы. Часто ездили в Рождествено — имение, которое в наследство от своего дяди писатель Владимир Набоков получил после его смерти. Вот только в права владения он вступить не успел — началась революция.

Осенью 1917 г. семья Набоковых оставила дом на Большой Морской и уехала в Крым, а затем, спасаясь от Гражданской войны, в 1919 г. навсегда покинула Россию. Этот дом на всю жизнь остался для В. В. Набокова “единственным домом в мире”: он никогда более не имел собственного жилья, всегда жил в съемном.


Сотрудники Датской телеграфной компании в Зеленой гостиной

Во время Гражданской войны в здании располагался Военный комиссариат Адмиралтейского района. В 1922-1935 гг. его передали Датской телеграфной компании. В 1948-1959 гг. — Ленинградский филиал Всероссийской академии архитектуры. Был значительно перепланирован лицевой корпус, особенно II и III этаж.

Затем I этаж заняло Управление по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, в чью юрисдикцию, по иронии судьбы, попадала цензура литературы, а II и III этажи — Правлению бытового обслуживания населения. В 1990-ых в здании располагались редакция газеты “Невское время” и Комитет по организации книжных ярмарок. Музей В. В. Набокова открыли в его родном доме только в апреле 1998 г.

Реставрация Зеленой гостиной

При Набоковых стены зеленой гостиной, находящейся на первом этаже, были обтянуты зеленым шелком. Плафон потолка и 3 десюдепорта дверных порталов были расписаны масляными красками, резные деревянные элементы покрывало зеленое масло, под потолком была лепнина с растительными мотивами, покрытая зеленой краской и позолотой. Двери и дверные порталы гостиной также были расписаны и имели позолоченные элементы. Основным мотивом росписи был растительный. На плафоне же, по воспоминаниям самого В. В. Набокова, были написаны “бледно-зеленые облака”.

Пробная расчистка с выявлением количества слоев малярных красок.

В советское время дом Набоковых использовался под нужды административных учреждений, великолепные интерьеры дома были побелены. В Зеленой гостиной была возведена перегородка, поделившая зал на 2 неравные части. Шелк со стен был снят, а вся поверхность гостиной была покрыта малярными красками, число слоев которых доходит до семи на отдельных фрагментах.

Начиная с 2011 года реставрация Зеленой гостиной передана в ведение студентов-реставраторов СПбГУ. Реставрационным советом определена только техническая реставрация, то есть студенты занимаются только расчисткой объекта от поздних закрасок и укреплением авторского красочного слоя. Будет ли проведена художественная реставрация пока не понятно. На данный момент уже снесена перегородка, раскрыт плафон потолка, на котором можно увидеть ласточку — часто встречающийся в произведениях В. В. Набокова мотив. Раскрыты все 3 десюдепорта, в процессе реставрации находятся дверные порталы и сохранившаяся часть лепного фриза. Удаление малярных закрасок производится при помощи скальпеля послойно.

Состояние северо-восточного дверного портала на данный момент

Администрация СПбГУ, а именно в ведении этого университета находится музей-квартира В. В. Набокова, не заинтересована в музее и его деятельности. В морозы реставраторы работают в мастерской в куртках, потому что в музее нет соблюдения температурно-влажностного режима, напрямую влияющий на сохранность памятника. Точных сроков окончания реставрации и открытия Зеленой гостиной для посетителей на настоящий момент нет.

Интересные факты

  • Владимир Владимирович Набоков увлекался не только литературой, также его привлекала энтомология — наука о бабочках. Им было открыто несколько видов бабочек, в честь него названы больше 30-ти видов этих насекомых.
  • Великий писатель был синестетиком, как и некоторые члены его семьи. Это означает, что восприятие органами чувств у него смешивалось. Владимир Набоков буквально слышал цвет, видел запах и чувствовал звук.
  • Дом, где сейчас располагается музей В. В. Набокова — действительно единственный дом Набокова. Больше никогда в своей жизни он нигде не был прописан и не имел жилья в собственном владении.
  • Музей Набокова неоднократно подвергался нападениям казаков-вандалов, как и усадьба в Рождествено. Свои действия они оправдывали тем, что писатель в своих произведениях пропагандируют педофилию, а потому все его наследие должно быть уничтожено.

Открытие музея

Открытие музея В.В. Набокова состоялось летом 1998 года. Ныне он располагается только на I этаже набоковского особняка. Когда-то это был «общесемейный» этаж. Сейчас 2 верхних этажа («родительский» и «детский») заняты редакцией газеты «Невское время».

Прежде на первом этаже была телефонная комната, столовая, зеленая гостиная, библиотека, комитетская комната, в которой собиралось руководство Кадетской партии, буфет и кухня. От внутреннего убранства этих помещений мало что сохранилось: мебель, богатейшая библиотека, художественные коллекции, – все это было утеряно в годы после революции, или рассеяно по другим музейным коллекциям. Сейчас музей прикладывает огромные усилия к сохранению и реставрации уникальных интерьеров дома Набоковых, а также пополнению музейной коллекции.

Собрание музея В.В. Набокова формировалось в необычных условиях. После того, как в 1917 году дом и имущество семьи Набоковых было национализировано, наиболее ценные предметы художественного собрания и книжной коллекции были переданы в библиотеки и музеи России, включая Российскую Национальную Библиотеку, Русский Музей, Эрмитаж. Большая часть фотографий и документов оказалась в зарубежных частных коллекциях родственников Владимира Набокова. Некоторые предметы быта из набоковского дома были сохранены в семьях петербуржцев, которые работали в этом доме.

В 1998 году, когда музей формировался, в доме почти ничего не осталось. Музейное собрание начало активно создаваться в 1999 году, когда местное население собирало и приносило в дар музею редкие вещи и материалы, связанные с домом Набокова и историей его семьи. Бесценную помощь и вклад в это нелегкое дело внесли Н.И. Толстая, М.В. Ледковская, Л. Мацкевич, А. Колосов, С.А. Кроленко, Е. Филаретова и многие другие дарители.

Кроме того, большую часть музейного собрания сейчас составляют личные вещи, рукописи Владимира Владимировича Набокова и представителей его семьи, которые поступили от зарубежных дарителей. Дмитрием Владимировичем Набоковым были переданы предметы писательской деятельности своего отца: карандаши, пенсне, рукописи с рабочими карточками, игра «Скрэббл» с автографами писателя и сачок для ловли бабочек. Брайан Бойд подарил музею личные вещи В.В. Набокова: куртка, пиджак, ботинки, – которые отдала ему вдова писателя – Вера Евсеевна Набокова. Также в музей из частной коллекции американца Терри Майерса поступило уникальное собрание первых изданий произведений В.В. Набокова (включая и издания в периодике). Помимо этого ценной частью коллекции набоковского музея является единственное в нашей стране собрание бабочек В.В. Набокова, которое поступило от Н.А. Формозова из Москвы (зоолог, профессор МГУ). Эту интереснейшую коллекцию Формозов получил от американского музея Сравнительной Зоологии Гарвардского университета, где Владимир Набоков в течение 7-ми лет работал куратором.

Набоковский музей – это не только экспонаты и дом, связанные с жизнью и творческой деятельностью Набокова, но и место, где организована научно-исследовательская библиотека для ученых, где проводятся различные мероприятия: чтения произведений В.В. Набокова и тех, от кого он был в восхищении (например, А.П. Чехов и Д. Джойс), международные лекции и конференции (например, «Набоков и Россия», «Набоков и Франция», «Набоков и Англия» и т.д.), международная летняя школа Набокова, проводящаяся ежегодно, выставки экспонатов, связанных с Набоковым.

 Адрес: улица Большая Морская, 47, Санкт-Петербург Телефон(ы): 8 (812) 315-47-13

История усадьбы «Рождествено»

В период правления Екатерины II село получает статус уездного города, которого, однако, впоследствии лишается по указу Павла I, взошедшего на престол. В 1797 году село пожаловали надворному советнику Николаю Ефремовичу Ефремову. Усадьба сменила нескольких владельцев, пока ее не приобрел в конце XIX века Иван Васильевич Рукавишников — дед Владимира Набокова по линии матери, весьма обеспеченный человек.

Рукавишниковы активно занимались благоустройством усадьбы, их стараниями был отремонтирован усадебный дом, на территории парка появились беседки и скульптуры, оранжереи, теннисный корт. После смерти Ивана Васильевича и его жены хозяином имения становится их сын Василий. Новый владелец значительную часть времени жил в Италии и много времени проводил в путешествиях. В силу этого его увлечения дом наполнился диковинными вещами, привезенными Василием из разных стран, к примеру, гости могли увидеть здесь египетский саркофаг.

Ольга Разумова

По соседству с Рождествено находилась деревня Батово, в которой была усадьба Набоковых — дедушки и бабушки будущего писателя. Их сын Владимир Дмитриевич познакомился с Еленой Ивановной Рукавишниковой на рыбалке, а сделал ей предложение во время велосипедной прогулки. В 1899 году у них родился первенец, мальчика назвали Владимиром. Его детство прошло в основном в Батово и Выре — это усадьба, которую его мать получила в качестве приданого. В Рождествено же подросший Владимир приезжал в гости к дяде, который его очень любил, после его смерти Владимир стал хозяином усадьбы.

Однако вследствие событий 1917 года семье пришлось эмигрировать, но образ Рождествено сохранился в воспоминаниях писателя, он с теплотой описывал эти места. После смены власти усадьбу национализировали, в доме организовали общежитие для студентов ветеринарного техникума. В годы Великой Отечественной войны здесь находилась немецкая инженерная часть. После войны в усадебном доме работала школа, а позднее сюда переехал краеведческий музей, экспозиция которого ранее располагалась в здании дома культуры.

С 1988 года музей стал рассказывать не только об истории села, но и о жизни его последнего владельца — писателя-эмигранта Владимира Набокова. В 1995 году случилось несчастье — в результате пожара было сильно разрушено здание усадебного дома, но благодаря работе реставраторов удалось его восстановить.

Михаил Рожков

Как добраться до усадьбы «Рождествено»

Удобнее всего добираться до Рождествено на машине, примерное расстояние из Санкт-Петербурга составляет 85 км.

Как доехать на машине до музея из Санкт-Петербурга

Есть несколько способов, как доехать до усадьбы на общественном транспорте. Можно сесть на Балтийском вокзале на электричку, проходящую через станцию «Сиверская» (Лужское направление), затем на автобусе № 500 или маршрутном такси № 121т добраться до остановки «Рождествено, музей».

Другой вариант — сесть у станции метро «Московская» на маршрутку № 100 и выйти на остановке «Гатчина. Варшавский вокзал», здесь пересесть на автобус № 531 и ехать до «Рождествено, музей». Есть также компания «Дилижанс», предоставляющая услуги трансфера от станций метро «Парк Победы» и «Московская», однако места нужно бронировать заранее.

Схема петербургского метрополитена

Можно воспользоваться приложениями вызова такси: Такси.Дешево, Оптимал, Яндекс.Такси, Таксовичкоф и другими.

Музей-усадьба «Рождествено», видео:

Архитектура

В начале XX в. дом подвергся капитальному ремонту: надстроен III этаж, изменено оформления фасада и построен внутренний флигель для съемных доходных квартир. Эта работа была выполнена гражданскими архитекторами М. Ф. Гейслером и Б. Ф. Гуслистым.

Архитектура дома писателя сейчас ассоциируется с ранним петербургским модерном. Его украшает мозаика, созданная одним из лучших мозаичных мастеров В. А. Фроловым и его учениками. Ему же принадлежат мозаика соседнего здания по адресу ул. Большая Морская, 38, где располагается Общество Поощрения Художеств, и мозаичное оформление храма Спаса на Крови. Металлический декор дома Набокова выпустил завод Карла Винклера, который также создал решетку, обрамляющую Михайловский сад.

Витражные окна дома Набоковых являются одной из его важнейших деталей. В десюдепорте входной двери располагается геометрический витраж, наполненный разноцветными ромбами. Этот элемент является характерным для раннего петербургского модерна. Разноцветные ромбы с витражей стали важным мотивом произведений В. В. Набокова, они неоднократно встречаются в его текстах. Выходящие во двор окна II этажа украшены витражами, выполненные рижским мастером Эрнестом Тоде.

История дома-музея

Здание было построено в 30-х годах XVII века. На протяжении многих лет он переходил из рук в руки и неоднократно перестраивался. В начале 1800-х он стал двухэтажным, а деревянные интерьеры на первом и втором этажах появились после 1887 года. Спустя десять лет этот дом купила семья Набоковых и в апреле 1899-го здесь родился Владимир Владимирович. При них был достроен третий этаж и произведен капитальный ремонт.

С точки зрения архитектуры фасад дома Набокова крайне интересен. Ярким элементом является мозаика работы В. А. Фролова (мастера, работавшего над интерьерами Спаса на Крови). Также можно отметить витражные окна в стиле петербургского модерна.

После революции 1917 года Набоковы покинули свой дом и эмигрировали. А в здании разместился военный комиссариат. Впоследствии здесь находились другие службы и компании, а улица была переименована в Герцена. Историческое название ей вернули в 1993 году, а музей открылся в 1999-м, к столетию со дня рождения писателя. Сам Набоков после эмиграции в дом не возвращался.

Сегодня музей занимается не только выставочной деятельностью, СПбГУ использует помещение как филиал для проведения лекций, конференций, круглых столов. Ежегодно здесь проводятся Набоковские чтения. Анонсы мероприятий можно посмотреть на официальном сайте дома-музея В. В. Набокова.

Музей Набокова работает со вторника по пятницу с 11:00 по 18:00, в субботу с 12:00 до 17:00. Вход свободный.

Новости музея Набокова

Oleg Anisimov

История дома Набокова

Дом Набокова находится в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице, 47. Между 1897 и октябрьскими событиями 1917 года дом превратился в собственность семьи Набоковых, полученный ими в качестве приданого от матери В. Набокова – Елены Рукавишниковой. Именно здесь в 1899 году родился Владимир Владимирович Набоков. Он прожил в этом доме первые 18 лет. Но во время Октябрьской революции семья покинула Петроград и отправилась в изгнание. После этих событий родной дом продолжал жить в литературной деятельности Набокова, появляясь практически в каждом из его творений. Особенно подробное описание дома можно найти в автобиографическом произведении «Другие берега». Для Владимира Владимировича он навеки остался «единственным в мире домом». За долгое время проживания в Америке и Европе писатель жил в гостиницах, так никогда и не приобретя другого жилища.

Экспозиция

Знакомство с музеем начинается с архитектуры здания усадьбы, оно расположено на холме и многие, проезжая по трассе, отмечают его красоту и удачное расположение. Деревянный дом в стиле ампир был построен в конце XVIII века изначально как дом городничего, затем он стал особняком в усадебном комплексе. Посетители могут увидеть воссозданные интерьеры комнат — столовой, гостиной, женской комнаты. В подвале расположена кухня с большой печью и утварью для приготовления еды.

Музей знакомит с историей села, наиболее известными владельцами усадьбы — Рукавишниковыми и Набоковыми. На стенах можно увидеть портреты и фотографии членов семьи, узнать интересные факты из их биографии, некоторые из них размещены на информационных стендах. Отдельного рассказа заслуживает жизнь и творчество писателя Владимира Набокова, здесь можно узнать о его детских годах, жизни в эмиграции, творческом пути и увлечениях.

В экспозиции есть несколько подлинных вещей, принадлежавших Набокову и его семье. И хотя будущий писатель совсем не долго был владельцем Рождествено, с ней у него были связаны многие приятные воспоминания, к примеру, на балконе усадебного дома у него проходили встречи с девушкой, которая была его первой любовью. Описание усадьбы можно встретить и в произведениях писателя.

Музей регулярно организует и временные выставки.

alla38

Залы дома-музея

Учреждение занимает первый этаж дома. Здесь можно посмотреть сохранившиеся комнаты, где сотрудники постарались воссоздать утраченные интерьеры. Одно из помещений, которые хорошо сохранились — это библиотека. В ней представлена коллекция произведений Набокова, а также редкие книги писателей XIX века и несколько экземпляров из семейного собрания с экслибрисами.

Также для посетителей открыты Зеленая гостиная, Столовая, Комитетская, Будуар Елены Ивановны и Кабинет Владимира Дмитриевича.

Поскольку значительная часть помещений была перестроена в советский период, а интерьеры изменены, увидеть как выглядели комнаты в годы проживания здесь Набокова, можно только с помощью визуальной реконструкции, выполненной по сохранившимся чертежам, фотографиям и другим документам.

Alex_Bakharev

Ссылка на основную публикацию