Музей кунсткамера в санкт-петербурге: фото, режим работы, адрес

История

Первые кунсткамеры

Первые кунсткамеры зародились в Западной и Центральной Европе в XV столетии. В собрания входили так называемые naturalia – образцы экзотической фауны и флоры, останки ископаемых животных, самородки и минералы, анатомические аномалии живых существ, в том числе человека. Коллекционеры зачастую приобретали редкости за баснословную плату. Например, покупали рог единорога. За этот мифический артефакт обычно принимали рог носорога или нарвала.

cute_iryunita

aleksey_by_by

nikole_korolewa13

maria__prosto__maria

missisjuls

melgenel_

sveta_shoo

Самой знаменитой коллекцией обладал австрийский эрцгерцог Рудольф II Габсбург. В конце XVI – начале XVII столетий она хранилась в Праге. И этот город именовали не иначе как сокровищницей Европы.

Название – что означает слово

Дословный перевод слова Кунсткамера – кабинет искусств. Правда, под искусством понимается не шедевры мировой живописи или, например, скульптуры, а неординарные вещи.

Год основания


Прямого императорского указа об устройстве Кунсткамера до наших дней не дошло. Вероятно, его не существовало вовсе. Но дата создания музея известна – 1714 год.

Основание заведения связывают с распоряжением отправить из Москвы в город на Неве личную императорскую коллекцию и библиотеку, а также собрание Аптекарской канцелярии. Среди них были экспонаты, привезенные Петром из Европы.


Для экспонирования и хранения коллекции в столице приспособили палаты Кикина. Но уже к 1718 году собрание стало настолько обширным, что для него на набережной Васильевского острова заложили грандиозное трехэтажное строение, увенчанное башней. Именно этому месту суждено было стать надолго центром российской науки.

Организацией прародителя всех русских музеев занимался лично государь. Основой для коллекции Куриозетов, монстров и раритетов стали анатомические экземпляры, принадлежащие ученому Рюйшу.

Время работы кунсткамеры в СПб

  • ПН — выходной;
  • ВТ-ВС с 10 утра до 6 вечера.

Последний вторник каждого месяца — санитарный день.

Приобрести билет можно в кассе, которая работает до 17:00 или же купить онлайн на официальном сайте. В этом случае вам не придется стоять в очереди. Стоимость для граждан России — 300 рублей.

Часто родители задают вопрос — «Со скольких лет можно посещать Кунсткамеру?». Официально ограничений нет, пускают даже дошкольников. Помню меня в детстве водили в этот музей, не скажу, что было противно, мерзко или страшно.

Скорее всего, могу описать свои чувства как скука. Разглядывание причудливых экспонатов быстро надоедает ребенку. Дети начинают бегать, прыгать, плакать и ныть, что давайте побыстрее пойдем в другое место, в свое время я так «испортила» родителям посещение музея. По достоинству оценить Кунсткамеру смогла только после 18 лет.

Если собираетесь пойти с ребенком, то советую взять экскурсии, предназначенные для детей.

Идолы во дворе Кунсткамеры

Дворик музея хоть и неприметный, но таинственный. В нем находятся идолы, которые словно пронзают вас свирепым взглядом, привезенные из Южной Колумбии.

Во дворик  можно попасть бесплатно. Просто обойдите музей с любой стороны. Ходят легенды, что в этом дворе нельзя врать, иначе вас будет преследовать тяжкая кара. В одно время скульптуры решили переместить и разом завяли все растения вокруг, чтобы не злить древних богов, их вернули на прежнее место.

Статуи были перевезены в конце XIX века. Во время перевозки случился сильный шторм и лишь малую часть экспонатов удалось спасти. Сотрудники музея отказались ставить их в залы и вынесли на улицу. Бытует мнение, что благодаря магической силе они не пострадали во время войны.

Интересные экспонаты

Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:

  1. Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
  2. Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
  3. Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
  4. Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
  5. Анатомическая коллекция Рюйша — коллекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Кунсткамера

Координаты: 59.941499, 30.304535

Ближайшие станции: Адмиралтейская, Василеостровская, Горьковская

Время работы: смотрите здесь

Как добраться

На общественном транспорте

От ст. метро Адмиралтейская. Автобусы: 7, 24, 191.

От ст. метро Невский проспект. Автобусы: 7, 24, 191.

От ст. метро Василеостровская. Автобус №24.

От ст. метро Спортивная. Автобусы: 191, 10.

Пешком

От ст. метро Адмиралтейская. При выходе из метро налево до ул. Малая Морская. Потом направо до Невского пр. Далее налево до Дворцовой пл. и далее до Дворцового моста. Через мост на Университетскую наб. Пешком примерно 15 мин.

От ст. метро Василеостровская. При выходе из метро направо по 7-ой линии до Университетской наб. И налево по набережной до дома №3. Пешком примерно 25 мин.

От ст. метро Горьковская. При выходе из метро налево через Александровский парк до Кронверкской наб. Далее направо по набережной до моста. Через мост на Биржевую площадь и далее на Университетскую наб. Пешком примерно 30 мин.

Описание

Кунсткамера (полное название — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН) — уникальный музей в Санкт-Петербурге, в коллекции которого собраны редкие анатомические аномалии и предметы старины, связанные с историей быта разных народов мира.

Является самым первым музеем в России. Основал музей сам Петр I, впечатленный музеями европейских стран после нескольких зарубежных поездок.

Как добраться до Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Ближайшая к музею станция метро — «Адмиралтейская». Пеший маршрут от нее до здания музея через Дворцовый мост — чуть больше километра. Либо можно проехать всего две остановки на троллейбусах (№ 1, 10, 11) или автобусах (№ 3М, 7, 24) до остановки «Университетская набережная д.1». Для этого нужно пройти от метро на противоположную сторону Невского проспекта, ожидать перечисленный транспорт на остановке «Малая Морская улица».

Интерактивная карта метро Санкт-Петербурга

Эти же автобусы и троллейбусы подойдут для тех, кто добирается до Кунсткамеры от Московского вокзала (посадка на остановке «Ст. метро „Пл. Восстания“»).

Если вы плохо ориентируетесь в незнакомом городе, удобнее всего взять до нужного места такси. В городе действуют известные мобильные приложения, такие как Uber, Яндекс Такси, Gett Taxi, Максим и другие.

Остановка общественного транспорта около здания Кунсткамеры — панорама Яндекс Карты

О месте Кунсткамера

Здание Кунсткамеры расположено на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга. С начала XVIII века оно является символом Российской академии наук. Музей был здесь основан по указу Петра I. Впервые посетители увидели уникальную экспозицию в 1714 году. Целью создания такого музея было собирание и исследование раритетов, которые создавала природа или человек. Полным названием Кунсткамеры является музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. Это на сегодняшний день один из самых интересных музеев в мире с самой полной коллекцией. Здесь более миллиона экспонатов, которые отражают многообразие культуры каждого  народа Старого и Нового Света. Кроме того Музей Кунсткамера всегда был и остается крупнейшим исследовательским центром по изучению культурного наследия человека, здесь  продолжают традиции этнографов и антропологов России XVIII-XX веков. Экспозиция музея располагается в двух зданиях: в доме Кунсткамеры и в Музейном флигеле, пристроенном в 1887 году. Здание Кунсткамеры выстроено в стиле петровского барокко, и оно  является первым музейным строением в России и, наверное, старейшим зданием в мире, возведенным специально под нужды музея. Здание увенчано башней с армиллярной сферой, которая символизирует модель Солнечной системы. Говорят, что место для будущего музея выбирал сам Петр I. Оно пригляделось ему благодаря необычной сосне, диковинная часть которой и сегодня имеется в музее. Проектировал здание архитектор Андреас Шлютер. На основании его чертежей строение разрабатывал Г. Маттарнови при участии Петра I. Затем работами руководили Н. Гербель и Г. Киавери. Полностью работы был завершен к 1734 году архитектором М. Земцовым. В 1747 году, после пожара в музее Кунсткамера, выполнялась декоративная отделка некоторых залов. Тогда на потолке в зале второго этажа появился  лепной узор, сделанный  художником Д. Джанни в 1757 году. Скульптор М. Павлов в 1770-х годах создал два горельефа, называемые «Празднующая Европа» и «Триумф России». Сгоревшая деревянная башня была восстановлена спустя 200 лет, когда ее увенчала армиллярная сфера. Санкт-Петербург славится историческим и музейным наследием, уникальными предметами и объектами. Информация о самых интересных и необычных из них и они сами  собраны в музее Кунсткамера, в центре исследования этнографии и антропологии. В 1948 году здание Кунсткамеры было приведено к первоначальному облику после реконструкции.

Направления работ Кунсткамеры

Сейчас в залах музея находится более миллиона образцов, расположенных, в различных тематических залах. За период существования Кунсткамеры созданы многие музеи, в которые перемещены отдельные экспонаты.

Благодаря идеям Петра, родились Минералогический, Зоологический, Ботанический, Азиатский музеи. Основными предложениями посетителям являются невероятные уродства, человеческие мутации, созданные природой, экспонаты, рассказывающие об историческом прошлом разных народов планеты.

На пятом этаже находится уникальный экспонат, называемый Глобус. Диаметр в 3,11 м, позволил создать в нём первый планетарий ещё 300 лет назад. Сгоревший во время пожара первый вариант глобуса полностью восстановлен.

Залы:

  1. Анатомический театр. В шкафах расположены препараты, полученные в результате работы учёных.
  2. Зал с анатомической коллекцией Рюйша. В шкафах хранились препараты органов человека. Между ними стояли скелеты.
  3. Залы с минералами, привезёнными с провинций России. Гербарии Г. Стеллера, Рюша, созданные по системе Турнефора, коллекции И. Гмелина, семена лекарственных трав.
  4. В четырёх отделениях под названием «Кабинет Петра» хранились его личные вещи. Это одежда, шпага, книги, станки, на которых он работал, знаменитая фигура царя, сделанная из воска. Кстати, многочисленные восковые фигуры размещены на галереях.

Все залы музея построены по анфиладному типу, позволяющему легко перейти из одного в другой.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге, потребовала изменений методов обучения, введения современных способов. С этой целью проводятся многочисленные тематические экскурсии:

  • «Мифы звёздного неба»
  • «От астрологии к астрономии»
  • «В гости к Готторпскому глобусу»
  • «Первобытное общество глазами этнографа»

Мультимедийный гид, сенсорные киоски, современные экраны для просмотра программ, тематические игры представляют интерес детям разных возрастов. Самых маленьких сопровождает по петербургской кунсткамере весёлый, добрый Глоболок.

Будущее развитие по проекту «Кунсткамера  III тысячелетия: от базы знаний к диалогу знаний», создание виртуального музея удалённого доступа к фондам музея, обеспечение возможности он-лайн общения с сотрудниками, продолжит великое дело Петра I современными методами получения образования в России.

В музее представлено большое количество экспонатов с генными мутациями. Многие бояться идти в музей, поскольку думают, что младенцев умерщвляли специально. На самом деле, такие отклонения несовместимы с жизнью и ребеночек уже рождался мертвым. Также на фоне современной жизни была очень слаба развита медицина, многие рождались недоношенными и в то время еще не могли помочь таким деткам.

Экспонаты

В коллекцию кабинета искусств входят антропологические, этнографические и археологические экспонаты. Это и старейшая анатомическая коллекция Рюйша, и собрание монстров петровской эпохи, и материалы, привезенные из более поздних экспедиций со всего света.  Коллекция интереснейшая, рассказывать о ней можно бесконечно долго.  Вот подборка экспонатов, которые вызывают наибольшее любопытство, удивление и даже страх у посетителей.

  • Голова Марии Гамильтон, камер-фрейлины Екатерины I и фаворитки Петра Великого. Необычна судьба этого жутковатого экспоната. Обвиненная императрицей в краже драгоценностей, а впоследствии – в детоубийстве леди Гамильтон получила смертный приговор. Вскоре его привели в исполнение. И только через полвека в подвале Академии наук обнаружился стеклянный сосуд с двумя заспиртованными человеческими головами, принадлежавшие Марии Гамильтон и Виллиму Монсу, рассказ о котором будет далее. История экспоната завершилась не менее странно: он исчез при весьма странных обстоятельствах, а в краже обвинили английских моряков. Подробности этой загадочной истории рассказывают посетителям хранители Кунсткамеры.
  • Восковые фигуры. Петр I всегда интересовался аномалиями человеческой природы и их причинами, поддерживал связи с зарубежными анатомами и приобретал разнообразные натуральные экспонаты. А если приобрести их не удавалось, выполнялись восковые копии. Так в России научились делать восковые фигуры. Яркие образцы обязательно стоит рассмотреть в музее.
  • Кабинет М.В. Ломоносова в башне Кунсткамеры – это единственное сохранившееся в Санкт-Петербурге помещение, помнящее звук шагов великого ученого. К слову, его вклад в развитие музея огромен. Ломоносов занимался описанием и систематизацией экспонатов. Сегодня очень любопытно взглянуть на арсенал инструментов ученого XVIII столетия: книжные фолианты, реторты, глобус. Атмосфера эпохи воссоздана в мельчайших деталях.
  • Животные. В коллекции Кунсткамеры собрано множество различных животных. Многие из них так же, как и человеческие экспонаты, демонстрируют различные уродства и аномалии.
  • Готторпский глобус – один из символов Кунсткамеры. Это точная копия глобуса, который Петр I получил в подарок от гольштейнского герцога Карла Фридриха и который сгорел во время пожара в 1747 году. Чем так примечателен этот экспонат? Его размеры таковы, что внутри установлен стол, а на стоящей рядом скамье могут одновременно уместиться 12 человек. Внешняя сторона шара представляет собой физическую карту миру, а внутри него можно наблюдать карту звездного неба.
  • Голова Хаджи Мурата – еще один жутковатый предмет в анатомическом отделе Кунсткамеры. Попал он в музей в середине ХХ века из Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Голову горского воина, бывшего ближайшим сподвижником имама Шамиля во время Кавказской войны, неизвестные отсекли после его гибели и отправили в северную столицу.
  • Голова Виллима Монса, приближенного к царской семье фаворита, как и Мария Гамильтон. Его казнили по приказу Петра за любовную связь с императрицей Екатериной I. Голову можно увидеть в экспозиции.
  • Уроды. Центральное место музея занимает первая естественнонаучная коллекция, куда и стремится попасть большинство туристов. Осмотреть ее можно на втором этаже Кунсткамеры. А вот сфотографировать на память не получится, фотосъемка здесь строго запрещена. Что может здесь заинтересовать? Аномалии человеческого тела: великанов и карликов, близнецов, сросшихся животами, головами, спиной, тазом, двуликих уродов, людей с одной ногой, заячьей губой, не разделенным головным мозгом и так далее. Во времена Петра Великого, который и сам увлекался анатомией и хирургией и даже проводил несложные операции, монстров изучали анатомы. Для этого в нижнем этаже Кунсткамеры был создан Анатомический театр.
  • Дети-уродцы – заспиртованные и забальзамированные тела новорожденных, имеющие аномалии развития. Собранным в одной из комнат Кабинета редкостей эмбрионам с двумя головами, хвостами, несколькими пупами почти триста лет. И все это время эмоциональный отклик посетителей не ослабевает.

Интересные факты о Кунскамере

  1. Наверняка вы знаете сказку «Принцесса на горошине». Когда девушку решили проверить, действительно ли она является принцессой. Взяли обычную горошину и положили на кровать, а сверху 20 пуховых перин. Обычный человек никогда не почувствует горошину, а вот настоящая принцесса — да. Повествование закончилось хорошо, принц взял в жены девушку, а горошину поместили в Кунскамеру.
  2. Свое название получила от немецкого слова «Kunst» — искусство. Изначально назывался, как «кабинет искусства» и только потом стал «кабинетом редкостей».
  3. Общая площадь экспозиционных залов 2 492 м2. Здесь можно увидеть 8 519 экспонатов музея.
  4. Петр I щедро одаривал тех, кто приносил уродов для его музея, а вот если скрывали их от государства, то ждал штраф, который в несколько раз превышал награждение.
  5. Прогуливаясь по Васильевскому острову император увидел причудливую сосну в виде кольца. Интересный фрагмент вырезали, а на месте построили музей, часть той сосны до сих пор храниться в нем.
  6. После открытия Кунскамеры вход был бесплатный, чтобы все слои граждан могли увидеть чудеса, которые он в себе таил.
  7. В музеи работал коротышка Фома — «живой экспонат», ростом был 126 см и имел всего по 2 пальца на руках и ногах.

https://www.youtube.com/watch?v=Rdn4v1IUhKQ

Архитектура

Монументальное, построенное в стиле петровского барокко здание музея располагается на Университетской набережной. Оно служит интереснейшим образцом новаторства в русском зодчестве начала XVIII столетия.

hemmphoto

kunstkameramuseum

kunstkameramuseum

kunstkameramuseum

kunstkameramuseum

kunstkameramuseum

kunstkameramuseum

kunstkameramuseum

kunstkameramuseum

kunstkameramuseum

Двор

Рассказ о Кунсткамере не был бы полным без описания дворика возле здания. В этом неприметном месте расположены удивительные экспонаты, познакомиться с которыми может К слову, многие посетители если не пугаются их, то точно не остаются равнодушными. Это каменные идолы индейских богов, привезенные на берега Балтики из Южной Колумбии.  


По легенде, каменные идолы наделены мистическими свойствами.

Башня

В центральной части здания возвышается восьмигранная башня высотой 38 метров. Ее венчает стеклянный купол глобуса огромных размеров. Диаметр его равен 3 метрам, а вес – 3,5 тоннам. Сложная архитектура и декоративная композиция башни главенствует в облике всего сооружения и делает его одной из доминант центральной части города.

Башня служит обсерваторией. Нижнюю ее часть украшают ниши со скульптурой, обрамляющие главный вход. Внутри располагается анатомический музей.

Музей антропологии и этнографии

Первые этнографические экспонаты император сам привез из Европы, а точнее из Копенгагена. Это были деревянная обувь и половина окаменелого хлеба, полученные в местном музее.

Одновременно так называемых монстров по указу императора было велено привозить в Петербург всем его подданным. По отзывам ученых мужей того времени, музей стал одним из лучших в мире. В нем проводили серьезные научные изыскания, собирали библиотеку. Увы, петровской Кунсткамере было суждено просуществовать недолго.

uncuoregentile

verakofein

verakofein

elenama7yk

luyksaar

kunstkameramuseum

nikole_korolewa13

kunstkameramuseum

kunstkameramuseum

kunstkameramuseum

В 1747 году во время пожара многие экспонаты сгорели. Но потомки императора продолжили его дело. Так что со временем был восстановлен и организован Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, правопреемник знаменитой Куншткамеры.

История музея

Впервые Петр I увидел «комнаты редкостей» в конце XVII столетия во время своей европейской дипломатической миссии. Они произвели на него огромное впечатление. Решив учредить такую «комнату» в своей стране, он начал закупать различные необычные коллекции. Приобретал он и отдельные «редкости» — как природные, так и рукотворные. Все эти приобретения императора стали основой музейной экспозиции.

Привезенные монархом коллекции и отдельные предметы некоторое время находились в одном из помещений на территории Летнего сада (до настоящего времени это помещение не сохранилось). Вскоре после того, как они были там размещены, экспозиция пополнилась новой коллекцией, ранее принадлежавшей аптекарю Альберту Себу (он продал ее российскому императору). В эту коллекцию входили минералы, растения, необычные морские раковины.

Экспонатов в российской «комнате редкостей» становилось все больше. Вскоре возникла необходимость построить для них новое здание. Решено было строить его на восточной оконечности Васильевского острова. В здании должен был находиться не только музей, там предусматривались помещения для библиотеки. Часть помещений была отдана учреждениям Санкт-Петербургской академии наук.

Строительные работы продолжались около шестнадцати лет. Здание было достроено в 30-е годы XVIII столетия. Музей разместился в его восточной части, а академия — в западной. Средняя часть была занята анатомическим театром, а в башне находился огромный глобус (Готторпский), там же размещалась обсерватория. К сожалению, в 40-е годы XVIII века башня была полностью уничтожена пожаром, не удалось спасти и знаменитый глобус. В настоящее время он восстановлен и является одним из самых интересных экспонатов музея.

В 70-е годы XVIII столетия в интерьерах здания были произведены изменения: появились новые украшения — несколько аллегорических скульптурных групп, медальоны и бюсты великих ученых. В начале XIX века интерьеры были украшены росписями.

В 30-е годы XIX века ввиду огромного количества экспонатов решено было разделить экспозицию на четыре части. Так появилось несколько музеев: в одном из них была представлена зоологическая часть коллекции, в другом — минералогическая, в третьем — ботаническая, в четвертом (который и является сегодняшней Кунсткамерой) — этнографическая.

Музейные экспозиции

Расскажем подробно о тех экспозициях, которые сегодня можно увидеть в стенах музея:

— Осматривая экспозицию, посвященную культуре и быту североамериканских народов, вы как бы совершите путешествие во времени и пространстве. Вы будете двигаться из глубины веков к началу XIX столетия, в то же время продвигаясь и по Североамериканскому континенту — из его северной части в южную.

— Экспозиция, посвященная Японии, рассказывает не только о японской культуре, но и о быте и традициях айнов (этот народ также известен как айну или курильцы). В древности именно они населяли Японские острова. Большая часть экспозиции посвящена рыболовству, ведь именно это занятие долго было одним из основных промыслов японцев. Особое впечатление на посетителей обычно производят доспехи, которые в старину носили самураи. Посетители неизменно отмечают сложность конструкции этих доспехов и красоту их отделки.

— Тем, кто интересуется традициями и историей Африки, особое удовольствие доставит посещение «африканского» зала. Здесь вы увидите одежду, которую носили представители различных племен. Часть экспозиции посвящена земледелию

Обратите особое внимание на бенинские бронзовые таблички — они входят в число наиболее интересных экспонатов коллекции. На них изображены стилизованные фигуры африканских вельмож и воинов

Когда-то таблички принадлежали правителю Бенина и находились в его дворце.

— Экспозицию, рассказывающую о культуре и быте Китая, некоторые могут счесть слишком обобщенной, не раскрывающей многих деталей. Но когда в стране проживает около полусотни национальных меньшинств, очень трудно рассказать подробно о каждом из них. В «китайском» зале вы увидите деревянные, фарфоровые, каменные и костяные изделия. Рядом располагается экспозиция, посвященная монгольским культуре и быту. Здесь можно полюбоваться традиционным орнаментом, украшавшим как предметы одежды, так и орудия труда. Особый интерес посетителей обычно вызывает переносное каркасное жилище кочевников (юрта).

— Один из разделов музея посвящен культурным особенностям и быту народов Южной Азии. Коллекция, размещенная здесь, отличается богатством, в ней множество интересных экспонатов. Это и различные маски, и украшенное резьбой дерево, и костюмы, которые надевали актеры старинных театров во время представлений… Детям особенно понравятся марионетки — участницы спектаклей кукольного театра. Часть экспозиции рассказывает о театре теней

Особое внимание обратите на коллекцию крисов — кинжалов необычной формы. Их стальные лезвия напоминают застывшие языки пламени

— Экспозиция музея, посвященная анатомии, является, как уже было упомянуто выше, самой известной из всех его коллекций. Здесь можно увидеть множество природных редкостей. Немалую часть коллекции составляют экспонаты с различными анатомическими отклонениями от нормы. Например, тут можно увидеть ребенка-циклопа (с одним глазом) и ягненка с двумя головами. В XVIII столетии коллекция насчитывала около двух тысяч экземпляров. Она была приобретена первым российским императором в Нидерландах.

— Отдельная экспозиция посвящена истории музея и всей российской науки XVIII столетия. Собственно говоря, в этой части музея можно увидеть несколько экспозиций, объединенных сходной тематикой. Они известны также как «Музей Ломоносова». Первая из них рассказывает о деятельности академии наук; там же можно увидеть множество экспонатов, связанных с биографией Михаила Ломоносова. Вторая экспозиция посвящена обсерватории, а третья — огромному глобусу, уничтоженному пожаром в 40-е годы XVIII века и позже восстановленному.

История здания

Автор проекта здания — Георг Иоганн Маттарнови. Он же руководил первым этапом строительства. Позже руководство строительными работами было передано Николаю Гербелю. Он несколько изменил первоначальный проект здания. В частности, кровля с двумя скатами была заменена на четырехскатную, кроме того, она стала значительно выше; также более высокой стала башня, ее увенчал купол (в первоначальном проекте ее завершала балюстрада).

В первой половине 20-х годов XVIII века были завершены отделочные работы в помещениях. Тогда же в них было установлено специальное музейное оборудование. В этот период времени произошло неожиданное и трагическое событие — скончался архитектор, руководивший ходом работ и внесший изменения в проект здания.

Руководство строительством было передано Гаэтано Киавери. В уже возведенной части здания был обнаружен ряд дефектов, в связи с чем пришлось перестроить некоторые помещения.

В середине 30-х годов XVIII века строительные работы завершились: «последним штрихом» стали статуи, установленные в нишах фасадов. Нужно отметить, что музейные коллекции были перевезены в здание за несколько лет до окончания его строительства.

История создания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Пути распространения, получения знаний в обществе постоянно интересовали Петра I, где бы он ни находился. Совет немецкого учёного Лейбница, считавшего создание музеев, коллекционирование редкостей определяющим моментом в этом процессе, понравился царю, зародив желание реализации его в России.

Он выделил специальное помещение среди покоев Летнего дворца, ставшее кунсткамерой. Количество экспонатов росло быстро. Возникла необходимость строительства нового просторного здания для них.

Существует легенда, говорящая о том, что место было выбрано в результате появления аномальной сосны, которую увидел Пётр I во время прогулки. Одна ветка дерева странным образом вросла в общий ствол, образовав петлю, напоминающую кружку с ручкой.

Так, появилось первое монументальное сооружение на Стрелке Васильевского острова, ставшее научным центром, первой общественной библиотекой, анатомического музея, названной «Кунсткамера».

По приказу царя сюда свозятся необычные предметы искусства, книги, редкости. Среди них находилась коллекция «кунштов», состоящая из экспонатов по эмбриологии, анатомии, принадлежавшая голландскому профессору Фредерика Рюйша, занимающегося бальзамированием. В многочисленных стеклянных сосудах находились заспиртованные существа с анатомическими отклонениями.

Основной идеей обладания такой коллекцией являлось желание проникнуть в тайны человеческого организма, найти причины таких аномалий. Почти сразу царь издаёт указ «О принесении родившихся уродов». Вот кто основал кунсткамеру в Петербурге, дошедшую к нам сквозь века.

Экспонаты кунсткамеры представляют собой образцы, отличающиеся красотой, уродством, нетрадиционной формой, размерами, материалом.

Природные редкие артефакты флоры, фауны, магических элементов. Например, безоаровые камни, рог единорога, многие другие экспонаты музея, сохранившиеся с 18 века.

Ссылка на основную публикацию