Малый мраморный дворец

Интерьеры и внутреннее убранство

Войдя во дворец, бросается в глаза шикарная мраморная Парадная лестница. Изначально друг напротив друга располагались пять окон в виде арок и пять зеркал такой же формы. Лестница построена в стиле Людовика XIV. Поднявшись по лестнице на следующий этаж можно было попасть в Белый зал для танцев и Золотой зал. Обустроены залы в том же стиле, что и лестница. На потолок Белого двухсветного зала нанесена картина «Смерть похищает Поэта».

Покрытие пола декорировано перламутром. Рядом с Танцевальным залом находился большой Кабинет, который являлся воспроизведением кабинета Карла V в Бельгии. Там держалась целое собрание снаряжения рыцарей. На этом же этаже была Бильярдная. На потолке был витраж из стекла, который служил освещением помещения.  Гостиная выполнена из саксонского фарфора. Каждый зал отличался стилем от ренессанса до рококо.

Пристройки были соединены с самим дворцом Курительной Турецкой комнатой и Галереей. В пристройках тоже были шикарно отделанные залы. Отдельно отметим Зимний сад, в котором стоял великолепный фонтан. Пройдя сквер можно попасть в Пименовскую галерею и насладиться скульптурами Пименова «Преображение Господне» и «Воскресение». Далее следовала Елизаветинская зала, исполненная в барокко. Немного в стороне большая библиотека с дубовой мебелью и Театральный флигель.

На главной лестнице она установила шкуру медведя, некогда сраженного Александром II. Пименовскую галерею Юрьевская перестроила в церковь с иконостасом мужа. Предметы, связанные с его памятью позже были перевезены во Францию, а ещё позднее в Ниццу.

Во дворце установлено много скульптур. Здесь можно увидеть различные статуи, лепные украшения и кашпо. Ещё Николай Александрович Кушелев-Безбородко украсил интерьеры дворца огромной коллекцией картин. Позже их передали в Эрмитаж.

Мраморный дворец в наши дни

В настоящее момент существует постоянная экспозиция. Здесь регулярно проводятся временные выставки современного искусства.

В 2002 г. журналистам был представлен Белый зал, открывшийся после ремонта. В том же году тут состоялась встреча представителей Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и России: была подписана хартия Шанхайской региональной организации сотрудничества.

Нередко открывает свои двери для венчающихся: свадьба здесь станет одним из самых ярких и запоминающихся событий.

Праздник, а также церемонию регистрации брака, можно организовать в Белом зале – его вместимость насчитывает до 250 гостей. Либо провести торжество в Мраморном зале, который вмещает намного меньше – до 80 человек.

Описание

Памятник Александру III перед восточным фасадом дворца

Мраморный дворец — первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем. Архитектор А. Ринальди при строительстве использовал различные сорта мрамора, особенно эффектно смотрелся розово-красный тивдийский камень, но от времени он потускнел. Аттик главного входа украшен скульптурами Ф. И. Шубина.

Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой на гранитных столбах с мраморными вазами. Ограда соединяет дворец со служебным флигелем, построенным архитектором П. Е. Егоровым в 1780—1787 гг. Флигель перестраивался архитектором А. П. Брюлловым в 1844—1847 гг. Со стороны двора служебный флигель украшен рельефным фризом «Служение лошади человеку» П. К. Клодта. Сейчас в бывшем служебном флигеле размещается Северо-Западный государственный заочный технический университет (ул. Миллионная, д.5).

Мрамор использовался и для внутренней отделки дворца. Один из красивейших интерьеров — Мраморный зал (открыт после реставрации в мае 2010 г.), стены которого облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом.

Парадная лестница Мраморного дворца выполнена по проекту Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков. Скульптурное убранство лестницы выполнено Федотом Шубиным: в нишах размещены мраморные скульптуры: «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», Осеннее и Весеннее равноденствие. Скульптор изваял для Парадной лестницы из белого греческого мрамора барельефы, трофеи и орлов с фестонами в клюве, а также барельеф с портретом Антонио Ринальди, установленный на стене парадного вестибюля дворца.

В оформлении интерьеров дворца участвовали: живописец Стефано Торелли (плафон «Свадьба Купидона и Психеи» 1775 г. для Мраморного зала), скульпторы М. И. Козловский и Ф. И. Шубин (барельефы и скульптурные портреты для Мраморного и Орловского залов), лепщики И. Фохт и А. Бернаскони, художник-миниатюрист Ф. Данилов, столяр А. Мейер. В 1803—1811 гг. интерьеры дворца были переделаны под руководством архитектора А. Н. Воронихина.

Визит в Мраморный дворец

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге я хотела посмотреть давно. Но каждый раз почему-то не хватало времени. В последнюю мою поездку в Питер я решила, что он будет первым местом, куда я пойду. Утром я отправилась сразу к Мраморному дворцу.

Дорога к Мраморному дворцуМраморный дворец расположен на Дворцовой набережной, недалёко от Эрминажа, напротив, через реку Неву, находится Петропавловская крепость. Место очень красивое, я прошла дворцовую площадь и вышла на набережную, народу практически не было, прекрасный день, небольшой ветерок, шикарные виды. Так пройдя приличную часть набережной я свернула в сквер ко дворцу.

Мраморный дворец

Мраморный дворец должен был быть весь мраморный, так я решила сначала. Но внешне от сделан из серого камня, может конечно это серый мрамор. Здание довольно внушительное, но не прозводит, впечатления дворца в котором, долгие годы жили члены царской семьи. Удивительно, ведь дворец строился при Екатерине II, но может быть у архитектора была своя задумка.

Перед дворцом скульптура всадника, довольна внушительная. Во дворец никто не заходил, хотя я простояла долго, разглядывая дворец и скульптуру. Подойти ближе, я все-таки заметила мраморные розоватые колонны на фасаде дворца и стены, действительно были из серого мрамора. Если бы конечно было солнце, то дворец бы заиграл. Но серое питерское утро, абсолютно не украсило дворец. Над дворцом была небольшая надстройка с часами. Немного постояв у двери, я все таки решила войти.

Посещение Мраморного дворца

Дворец был открыт, только посетителей не было. Купив билет я отправилась смотреть интерьеры дворца. Лестница и холл были шикарны, все в мраморе со скульптурами, все выглядело очень монументальным.

Поднявшись на второй этаж я пошла гулять по залам, небольшие комнаты были интересно обставлены, но их было не так много.

И вот я вошла в Мраморный зал, изюминку дворца. Зал восстановлен относительно недавно, каждая деталь продумана.

Великолепный камин, мраморная отделка стен, росписное панно на потолке, все создавало картину полного погружения в сказку.

Народу никого не было, я прошла немного по залу и вернулась в небольшие комнаты с вопросом к служащей, где продолжение экспозиции. Пожилая женщина оказалось настоящей любительницей дворца. Она ещё раз провела меня по всем комнатам, рассказав про каждый комод и столик, которые там представлены. Экспонаты были из коллекции двух братьев, фамилию которых, я к сожалению, не запомнила. Они всю жизнь реставрировали предметы, найденные в ужасном состоянии в самых разных местах Санкт-Петербурга. Больше пятидесяти предметов, были завещены ими в дар музею. Было довольно интересно, но мне хотелось понять, где продолжение дворцовых помещений. Отправив меня на третий этаж и сказав, что там находится выставка, но интерьеров больше, к сожалению, в музее нет.

Летящий ангел

Выставка на третьем этаже, была в абсолютно современных квадратных комнатах, на стенах висели современные черно белые рисунки. Интереса у меня это не вызвало, но тут появилась ещё одна пожилая женщина и, радостно воскликнув, » Вы пришли посмотреть летящего ангела», повела меня по залам. Ангел был правда летящий.

Немного посмотрев на ангела, я отправилась вниз, планирую куда пойти дальше.

  • Мраморный зал;
  • Служащие энтузиасты.

Очень маленькая экспозиция.

Советы:

Кому интересно это место, можно посетить.

Время посещения дворца заняло у меня 20 минут. Конечно, Мраморный зал очень неплохой, но, есть гораздо более насыщенные экспозиции.

История создания Мраморного дворца в Петербурге

Не секрет, что у Екатерины Второй была бурная и насыщенная личная жизнь. Главным фаворитом монаршей особы всегда был Григорий Орлов. Именно для него царица приказала строить Мраморный дворец. Целый дворец должен был быть презентован, как подарок любимому.

До начала строительство дворца на данном месте возвышался Почтовый двор, архитектором которого был Трезини. Позже до 1737 года на месте двора действовал манеж. Уже в 1769 году императрица отдала приказ убрать остатки манежа, от которого осталось одно пепелище, чтобы заложить там фундамент прекрасного подарка фавориту.

Антонио Ринальди был выбран зодчим этого строительства. Поскольку Орлов трепетно относился к Екатерине, он решил сделать ей ответный презент. Он подарил императрице особый бриллиант за 460 тысяч рублей (в те времена огромные деньги). Говорят, что на возведение Мраморного здания ушло немного больше.

Мраморные плиты и куски мрамора везли к этой стройке из Италии, Греции, а также из каменоломен России. В строительстве были задействованы примерно 300 человек.

Некоторые историки считают, что эскиз дворца набросала сама Екатерина. Она следила за ходом работ очень скрупулезно. Проверяла все этапы от фундамента до крыши здания.

Турецкая баня, часовня, кабинеты, залы, библиотека, гостевые и гостиные, спальни и бальная комната – все это входило в инфраструктуру дворца изначально.

По иронии судьбы граф Орлов скончался, не увидев окончания стройки. Перед смертью он уже не являлся фаворитом императрицы. Поэтому вопрос о том, кому бы достался дворец, останься Орлов в живых, является спорным.

Далее дворцом владел Константин Романов. После переворота ценности здания были отданы Эрмитажу. Время от времени дворец менял владельцев. Там работал Наркомат просвещения, были бюро Краеведения и управление музеями. В 1992 году дворцовые площади были отданы для нужд Русского музея.

Краткая история

В месте, где сейчас стоит Малый Мраморный дворец в Петербурге, в XVIII столетии, располагались прачечные императора и домики слуг при дворе. В 1770х годах территорией завладел князь Сергей Петрович Трубецкой. А ближе к концу XVIII столетия на территории нынешнего дворца был построен из камня 2-хэтажный дом. Построил его Д. Образцов.

Далее, в 30-40-х годах XIX столетия здание передано во владения графа А. Г. Кушелева-Безбородко, а в 1855 году достался по наследству его сыну, знаменитому коллекционеру художественных предметов, Николаю Александровичу. Николай являлся штаб-ротмистром в Кавалергардском полку.

С момента заселения Николая Константиновича, особняк стал называться Малым Мраморным дворцом. Мраморный из-за облицовки, а Малый – в связи с тем, что в центре города уже существовал Мраморный дворец.

Говорят, что князь Николай воровал из Мраморного дворца и его даже какой-то период времени держали арестованным в своём же имении. В 1874 году Александром II был заключён указ о болезни Николая Константиновича, вскоре после чего он был выслан из города.

После кончины Александра II, его наследник, Александр III исполнил желание родителя и выкупил дворец для вдовы умершего монарха, государыни Екатерины Долгорукой (Юрьевской). Усадьба обошлась в 600 тысяч рублей. Эти же деньги раньше были предложены французским посольством за Малый Мраморный дворец. Екатерина поселилась с детьми в особняке в 1881 году.

Залы Мраморного дворца

Лаковый зал – отделан деревом, а стены его украшают резные панно с картинами подвигов Александра Великого. Ранее потолок был украшен плафоном «Суд Париса», который создал И. Крис, но позднее его перенесли к парадной лестнице.

Истинным шедевром является Мраморный зал с его потрясающим скульптурным убранством.

Стены поделены четырнадцатью парами каннелированных пилястр из тивдийского красного мрамора. Их венчают позолоченные капители и базы. На гирляндах, сидят белые каменные орлы.

«Собранный зал» был посвящен Екатерине II. Бархатные стены венчают вензеля императрицы, а под резным балдахином находится её величавый портрет. Прямо перед ним располагается пьедестал с вазой, оформленной военными трофеями.

Примечателен также Китайский зал, который был оформлен в модном в те времена стиле шинуазри. Выполнял функцию парадной столовой: здесь нередко проходили всяческие важные приёмы.

Белоколонный зал – из названия понятно, что является главной его особенностью. Выглядит богато и утонченно, сейчас проводят торжественные мероприятия: корпоративы, юбилеи и свадьбы.

Внешнее оформление Мраморного дворца

Для облицовки привозили материал, добытый в карьерах около Ладожского и Онежского озёр. А белый мрамор доставляли из Италии. Это было дешевле, чем везти его с Алтая или Урала.

Екатерина II ценила мастерство выдающегося зодчего Ринальди, и по её распоряжению в нише при входе в здание установили скульптурный портрет великого зодчего.

Построенный дворец будто вырастал из гранита Невы. Серо-розовые гранитные и мраморные стены перекликаются с цветами питерского неба.

Над входом установлена надпись «Здание благодарности». Здание увенчано башенкой с часами. А по сторонам от башни — две фигуры, выполненные Ф.И. Шубиным: справа – «Верность» с печатью в руках, слева – «Щедрость» с рогом изобилия. В залах Мраморного дворца — почти 40 работ скульптора.

Центральный фасад декорирован мраморными рельефами с военной арматурой. Повсюду господствует камень и металл.

Антонио Ринальди сумел создать дворец, служивший городским домом и одновременно дворянской загородной усадьбой. Линии южного, западного и северного фасадов органично вошли в городскую застройку, а со стороны двора мы видим дворянскую усадьбу с парадным двором, садом и оградой.

Западная часть дворца имела тот же план, что и парадная сторона, но была закрыта фасадами зданий соседних улиц.

История

Литография по рисунку И. Шарлеманя

При Петре I на месте, где сейчас находится Мраморный дворец, располагался построенный в 1714 году Почтовый двор с пристанью. 24 марта 1716 года именно на этот Почтовый двор из Италии прибыли отец и сын Растрелли. Около этого места с 1714 года находился Зверовый двор, в котором был помещён первый петербургский слон, подаренный русскому царю персидским шахом Солтан Хусейном. После смерти слона 23 мая 1717 года из него сделали чучело и выставили на обозрение в Кунсткамере, а в «слоновом амбаре» разместили Готторпский глобус, находившийся здесь до 1726 года, когда он также был перенесен в Кунсткамеру.

Пожар 1737 года уничтожил Почтовый двор и находящееся перед ним здание слоновника. Выжженное место расчистили, а этот участок назвали «Верхней набережной площадью». Площадка, ставшая продолжением Марсова поля, довольно долго пустовала и лишь в 1768 году по велению Екатерины II на её территории приступили к строительству дворца предназначавшегося в качестве подарка её фавориту Григорию Григорьевичу Орлову.

Дворец построен в 1768—1785 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди. Григорий Орлов умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В том же году Екатерина II выкупила здание в казну у наследников графа, а в 1796 году пожаловала его своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания. В 1797—98 годах во дворце жил последний король Польши (и также бывший фаворит Екатерины) Станислав Понятовский, внезапно умерший здесь же в 1798 году.

В XIX—XX веках дворец был родовым домом великих князей династии Романовых из ветви Константиновичей[источник не указан 497 дней]. После смерти Константина Павловича в 1831 году, император Николай I передал Мраморный дворец во владение своему второму сыну, адмиралу и одному из организаторов крестьянской реформы, Константину Николаевичу. Здание, бывшее уже в аварийном состоянии, в 1840-х годах реставрировал и отделывал по своему проекту архитектор Александр Брюллов.

Серебряная памятная монета Банка России номиналом 25 рублей (2015)

В 1888 году владельцем дворца стал сын Константина Николаевича, президент Академии наук и поэт Великий князь Константин Константинович (К. Р.). После него хозяином Мраморного дворца был сын Константина Константиновича, князь императорской крови Иоанн Константинович, сброшенный большевиками в шахту в Алапаевске в 1918 году. Брат Иоанна, Гавриил Константинович, написал в эмиграции воспоминания, озаглавленные «В Мраморном дворце».

В 1919—36 годах в здании находилась Российская Академия истории материальной культуры, а после её ликвидации — филиал Центрального музея Ленина. Для размещения экспозиции дворец был переделан архитекторами Н. Е. Лансере и Д. А. Васильевым, что привело к утрате архитектурной отделки залов второго этажа.

С 1950-х до конца 1980-х перед дворцом на постаменте располагался бронеавтомобиль (с перерывом в 1970-х, когда он находился в вестибюле дворца), установленный в память о выступлении Ленина с похожего броневика по прибытии в Петроград 3 (16) апреля 1917 года. Затем броневик был передан в Артиллерийский музей, а освободившийся постамент в 1997 году занял памятник Александру III работы Паоло Трубецкого.

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. В залах Мраморного дворца разместилась постоянная экспозиция «Иностранные художники в России XVIII — первой половины XIX века», регулярно проходят временные выставки современных зарубежных и российских мастеров. В настоящее время дворец также используется для проведения различных конгрессов.

В 2015 году Банком России в серии «Архитектурные шедевры России» выпущена памятная монета, посвященная дворцу

Достопримечательности рядом

Мраморный дворец располагается в центре города, так что он окружён множеством интересных достопримечательностей:

  • Совсем рядом находиться Марсово поле, на котором произошло немало исторических событий;
  • Неподалёку располагается Летний сад, в котором собрано множество скульптур, а также симпатичный Чайный Домик. Особенно красиво весной и летом;
  • Рядом — Михайловский сад, а по другую сторону – Русский музей;
  • Неподалеку расположился Всероссийский музей А. С. Пушкина.

Мраморный дворецпережил длинную и интересную историю, чудом сохранив в себе исторические интерьеры и некоторые части фасадов. Удивительное и во многом уникальное архитектурное строение поражает своей изысканностью и разнообразием материалов и фасадов. Туристы со всего света съезжаются взглянуть на роскошь залов и богатство убранства. И не зря: исторических объектов остаётся всё меньше, ведь время берёт своё: необходимо стремиться застать эту первозданную красоту.

О месте Мраморный дворец

Мраморный дворец был возведен к 1785 году. Проектировщиком стал архитектор А. Ринальди. Первый владелец дворца Г.Г. Орлов, восхищавшийся талантом Ринальди, пожелал на стене напротив входа установить портрет зодчего. Мраморный дворец стал популярен в первую очередь благодаря тому, что при его облицовке и отделке стен, при изготовлении архитектурных деталей использовался естественный камень, что было впервые в строительной практике Санкт-Петербурга. Здесь можно насчитать не менее семи сортов мрамора, большинство из них с отечественных месторождений, открытых в 1760-х годах на берегах Ладожского и Онежского озер. На изготовление медных и железных оконных рам ушло 12 лет. Такое необычное решение было ново даже для европейской архитектуры. Императрица даже крышу распорядилась сделать медную, для чего пришлось создавать особое производство на Сестрорецких оружейных заводах, а котором и изготавливали нужное количество листовой меди. Мраморный дворец в Санкт-Петербурге поражает современников своей роскошью, ведь не случайно его называют шкатулкой с драгоценностями. Сам владелец дома Граф Григорий Орлов не жил здесь ни дня, ведь он скончался в 1783 году, когда не была еще завершена окончательная отделка интерьеров дворца. В 1832 году Мраморным дворцом овладел великий князь Константин Николаевич, сын Николая I, меценат и известный коллекционер. Многие экспонаты его живописных коллекций находятся сегодня в залах Русского музея. Великий князь был увлечен музыкой и литературой, потому в Мраморном дворце он устраивал балы и концерты с участием А.Г. Рубинштейна, М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, И. Штрауса. Вскоре вновь начинается капитальная реконструкция дворца, в ходе которой А.П. Брюллов занялся новым оформлением интерьеров залов в стилях позднего ренессанса, готики, рококо. С  1892 по 1915 года новым владельцем Мраморного дворца  становится Константин Константинович Романов. За время его жизни тут бывали многие известные поэты, композиторы и государственные деятели. Его наследники жили во дворце вплоть до 1917 года. После революции здесь разместилась Академия истории материальной культуры, а позже Государственный музейный фонд. В 1931 году была снята медная кровля дворца, которую направили на «нужды социалистической индустрии». С 1937 года в здании Мраморного дворца открыт Музей В.И. Ленина. Тогда же перед парадным фасадом установили броневик «Враг капитала». С 1992 года Мраморный дворец находится в составе Государственного Русского музея. Теперь тут не прекращаются работы по  реставрации и воссозданию исторических интерьеров дворца. На месте броневика установлена теперь конная статуя Александра III.

Фото и описание

Когда-то, еще в самом начале существования города, на том месте, где сейчас располагается Мраморный (Константиновский) дворец, был Питейный двор, в 1714 году переделанный в Почтовый двор с пристанью. История дворца началась в 1768 году, когда по заказу императрицы Екатерины II началось его строительство для её фаворита графа Григория Орлова. Автором проекта был итальянский архитектор Антонио Ринальди. Строительство дворца продолжалось 17 лет, вплоть до 1785 года, поэтому потенциальный его хозяин, умерший в 1783 году, так и не смог стать его реальным владельцем. Императрица выкупила это великолепное сооружение у наследников графа, а в 1796 году преподнесла его в дар своему внуку — великому князю Константину Павловичу ко дню его бракосочетания.

Мраморным дворец называется потому, что в отделке его фасада впервые в истории градостроительства Петербурга была использована облицовка естественным камнем. Гранит и более тридцати сортов мрамора различных цветов и оттенков украсили не только внешние стены дворца, но были применены для отделки внутренних его интерьеров. К примеру, стены одного из самых красивых залов — Мраморного, который в мае 2010 года был открыт после реставрации, облицованы прибайкальским лазуритом, карельским, уральским, итальянским, греческим мрамором.

А парадная лестница выполнена по задумке Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков. Лестницу украшают мраморные скульптуры «Осеннее равноденствие» и «Весеннее равноденствие», «Вечер», «Ночь», «Утро», «День», исполненные скульптором Федором Шубиным. Он же выполнил из белого греческого мрамора и остальное убранство лестницы, в том числе барельеф с портретом Антонио Ринальди.

В строительстве дворца Ринальди успешно реализовал два его назначения: городского дома и дворянской загородной усадьбы — северный, западный и южный фасады прекрасно вписались в городскую застройку, а со стороны двора перед нами предстаёт дворянская усадьба с парадным двором, садом и оградой, представляющей собой кованую решетку на гранитных столбах с мраморными вазами.

Над украшением интерьеров дворца трудились живописец Торелли, скульпторы Козловский и Шубин, художник-миниатюрист Данилов , столяр Мейер. А с 1803-1811 гг. интерьеры дворца оформлялись под руководством знаменитого архитектора Воронихина.

В главном помещении дворца — Мраморном зале расположены барельефы «Жертвоприношение», выполненные Антонио Ринальди для Исаакиевского собора. Рядом находятся Орловский и Екатерининский залы, призванные прославлять деятельность императрицы Екатерины II и братьев Орловых, далее были покои Григория Орлова. В юго-восточной части здания находилась картинная галерея, в которой насчитывалось более двухсот шедевров живописи, в том числе Рафаэля, Рембрандта, Тициана и т.д. В противоположной, юго-западной части размещались Греческая и Турецкая бани. Одним из последних владельцев дворца был великий князь Константин Константинович Романов, президент Академии наук и известный поэт, писавший под псевдонимом «К.Р.» Сейчас в бывших покоях великого князя в сохранившихся интерьерах того времени действует мемориальная экспозиция «Константин Романов — поэт Серебряного века».

Ссылка на основную публикацию