Московские триумфальные ворота

История

Одержав победы над персами и турками в 1826 – 1829 годах, подавив в 1831 году восстание в Польше, Николай I повелел установить на въезде в Санкт-Петербург триумфальные ворота.

В 1831 году принято постановление о возведении Московских Триумфальных ворот. Портал спроектировал в 1832–1833 годах В. В. Стасов, член Петербургской Академии художеств, известный архитектор XIX века. Как образец он использовал Пропилеи Акрополя в Афинах.


Стасов предложил чугун для изготовления компонентов ворот. Русские умельцы в точности литья к тому времени достигли высокого уровня.

В феврале 1834 года по чертежам Стасова на избранном месте построили макет в натуральную величину. Деревянный щит с четко выраженными архитектурными деталями за 20 дней изготовила артель Григорьева. На Литейном заводе подготовили модель колонны высотой в 7 саженей. Определили масштаб постройки. 20 апреля 1834 года представили императору Николаю I будущий чугунный памятник шириной почти 17 саженей и высотой 11 саженей.


В августе 1834 года заложили фундамент, и сооружение памятника началось. 14 сентября 1834 года совершился ритуал закладки Московских ворот.

Во время церемонии в основание ворот по традиции заложили камни с именами архитектора Стасова и особ императорской фамилии. В котлован бросили золотые и серебряные монеты. Закрыли плитой с начертанным указом Николая I и датой закладки.

Триумфальные ворота сооружали 4 года. 16 октября 1838 года при большом стечении публики торжественно открыли мемориал. Главные участники – гвардейские полки, выигравшие кампании в Персии и Турции. В честь завершения стройки отчеканили памятную медаль.

Николай I написал посвящение:

Арка стояла плотно с постройками по сторонам проспекта. Гужевой транспорт проезжал под наиболее широким центральным проемом между колоннами. В крайних проемах до наших дней сохранились ступени для пешеходов.


Сто лет Московские Триумфальные ворота охраняли границы Санкт-Петербурга

В 1936 году появилось решение о реконструкции Московского района. Ворота разобрали. Из них планировали сделать парадный вход в новый парк культуры и отдыха. Декоративные элементы отвезли в Академию Художеств. Колонны попали на склад. Чугунные части ворот во время Отечественной войны использовали на танкоопасном направлении.

В 1961 году полностью завершили реставрацию. И снова они, как в прежние времена, принимают желанных гостей города.

Краткое описание

Двенадцать колонн поддерживают аттик с Гениями Славы. Фигуры древнерусских витязей в нишах протягивают воинам лавровые венки. Памятник увенчивает шестерка коней, влекущая колесницу богини Победы с пальмовой ветвью.

Высота сооружения – 30 метров, ширина – 28 метров. В центре аттика посвящение золотом:

У подножия монумента мостовая окрашена красным цветом. Это напоминание о Кровавом воскресенье – отряд конных гренадер 9 января 1905 года расстрелял здесь шествие рабочих к Зимнему дворцу.

Нарвские Ворота – это и памятник воинской славе, и доступный посетителям музей. Тематические экспозиции занимают верхнее помещение.

Фото и описание

В честь победы в русско-турецкой войне в Санкт-Петербурге в 1834-38 гг. были возведены Московские Триумфальные ворота. Этот памятник архитектуры расположен на перекрестке двух проспектов: Лиговского и Московского. Авторство проекта принадлежит В.П. Стасову.

В начале 18 века отсюда начиналась дорога на Москву и находилась городская застава. В 1773 году появилась идея установить здесь каменные ворота, проект которых был представлен архитекторами Э. Фальконе и К. Клериссо. Однако работа не начиналась. И лишь спустя почти 40 лет, после победоносных действий русской армии в войнах с Персией и Турцией, император Николай I приказал воздвигнуть Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге.

В 1831 г. комитетом строения был разработан и утвержден проект новой площади. Первым из проектов Триумфальных ворот была работа А.К. Кавоса. По его замыслу ворота должны были входить в крупный архитектурный ансамбль из 2 пирамид и трехпролетной колоннады. Стоимость этого проекта была фантастической. Тогда создать более экономичный вариант попросили известного архитектора Василия Петровича Стасова. К 1832 году он разработал два варианта, а в 1833 – эскизы фасада.

Московские ворота было решено отлить из чугуна. В 1834 году окончательно определились с местом их установки и на предполагаемом месте возвели их макет в полную величину. В качестве непосредственных исполнителей проекта были выбраны мастера артели подрядчика Григорьева, который за 20 дней смог изготовить щит с видом ворот. Его и представили императору Николаю I, который, детально ознакомившись, внес некоторые свои коррективы. Кроме того, на Литейном заводе была изготовлена еще одна модель — одна из колонн в натуральную величину.

В апреле 1834 г. Стасов представил окончательный вариант проекта Триумфальных ворот и кордегардий. В августе началась закладка фундамента из 569 блоков, которые укладывали в два ряда. Затем уложили 4-хметровый слой тосненских плит. Церемония торжественной закладки состоялась 14 сентября того же года. Под будущие Триумфальные ворота уложили плиты с именами и инициалами архитектора Стасова, присутствовавших высокопоставленных особ, золотые, серебряные и платиновые монеты.

Непосредственно работами на строительной площадке руководил архитектор Е.И. Диммерт. Общий вес чугунных изделий – колонн и капителей Московских ворот – составил более 51000 пудов, медных – 1000, железных – 5000. В 1836 году Триумфальные ворота начали собирать воедино. Работой руководил мастер Забурдин. Скульптуры Московских Триумфальных ворот созданы Б.И. Орловским.

Император Николай I лично составил памятную надпись на триумфальных воротах: «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах».

Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге – самое крупное в мире архитектурное сооружение, собранное их чугунных элементов. Их высота — 24 м, длина — 36 м. Стоимость работ по их возведению составила порядка 1 миллиона 180 тысяч рублей. Открытие Триумфальных ворот состоялось 16 октября 1838 года.

В 1936 году из-за перестройки Московского проспекта Триумфальные ворота разобрали. Их планировалось перенести в парк Победы. Этим планам не суждено было сбыться. С началом Великой Отечественной войны чугунные детали ворот передали на спецсклад, элементы декора – в музеи города. Детали Московских ворот использовали в противотанковых заграждениях.

После окончания войны, ворота решено было восстановить. В мастерской Ленпроекта под руководством И.Г. Капцюга и Е.Н. Петровой был создан проект их восстановления в первоначальном виде. К тому моменту из 108 оригинальных частей колонн сохранилось лишь 65. Из скульптур отреставрировать можно было 13, а остальные предстояло воспроизвести заново. В 1961 году Московские Триумфальные ворота были полностью восстановлены.

Архитектурные особенности

Сооружение представляет собой однопролетную арку, опорой которой служат 2 пилона, вокруг них располагается 12 чугунных колонн. Благодаря этому арка имеет величественный и фундаментальный вид. В нишах между колоннами можно увидеть фигуры воинов в доспехах, на карнизе размещены гербы губерний, принимавших участие в войне с французами. На вершине Триумфальных ворот располагается крылатая богиня победы Ника, управляющая колесницей, в которую запряжено 6 лошадей.

Внимания также заслуживают горельефы с точной проработкой деталей. Один из них называется «Изгнание французов», он изображает бой между русскими и французскими воинами на фоне кремлевской стены. Русские воины ожесточенно сражаются с врагом, обращая его в бегство, композиция символизирует силу отечественной армии, одержавшей победу над завоевателями. Композиция впечатляет своей выразительностью, тем, как застывшая форма передает динамику и накал борьбы. Другой горельеф «Освобожденная Москва» изображает полулежащую женщину, которая опирается на щит с изображением Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Она олицетворяет Москву, ее окружают мифологические боги и простые люди. Правая рука ее тянется к Александру I, это знак благодарности ему за освобождение города.

Галина Еремина

История Триумфальной арки в Москве

Считается, что традиция возведения триумфальных ворот зародилась еще в Древнем Риме, на российскую почву ее перенес Петр I. По его приказу их возводили в честь крупных военных побед, в большинстве случаев они были деревянными, часть из них изначально были временными и их разбирали после торжеств, другие уничтожали пожары. Первой каменной постройкой такого типа были Красные ворота, возведенные на месте деревянной арки в период правления дочери Петра Елизаветы. Их разрушили в 1920-е годы в связи с расширением Садового кольца.

Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне также первоначально были деревянными, место для их возведения на Тверской Заставе было выбрано неслучайно — именно здесь обычно встречали императора местные власти и почетные представители высших сословий города. К слову, это не единственная арка, установленная в честь этой военной победы, в Санкт-Петербурге возвели Нарвские ворота, в Новочеркасске также построили две арки.

Деревянные ворота в Москве соорудили в 1814 году, позднее в связи с обветшанием их разобрали. Став императором, Николай I высказал идею возрождения памятника в более долговечной форме по примеру Нарвских ворот в Петербурге, которые были выстроены заново в камне. Работы возглавил известный архитектор того времени Осип Бове, подготовивший проект сооружения, возведение которого началось в 1829 году, строительство затянулось из-за нехватки средств и незаинтересованности местных властей, открытие ворот состоялось только в 1834 году.

Игорь Новиков

Пилоны арки изготовили из кирпича, чугунные скульптуры отливали в Тульской губернии на Мышечском заводе, для облицовки стен использовался белый камень, его добывали в селе Татарово, находившемся под Москвой. Монументальное сооружение изобиловало деталями, имеющими символическое значение и отдающими дань благодарности храбрости русских воинов. На фронтоне с обеих сторон (на русском и латинском языках) была установлена надпись в честь освободителя народа — Александра I. Справа и слева от ворот возвели кордегардии (помещения для караула).

В 1870-е годы под аркой запустили линию конки, в конце XIX века на смену ей пришел электрический трамвай. В канун празднования 100-летнего юбилея окончания Отечественной войны проводился косметический ремонт Триумфальной арки, уже при советской власти осуществлялись более масштабные работы по обновлению сооружения. В 1936 году в связи с реконструкцией Тверской Заставы ворота разбирают, перед этим сооружение измерили, создали подробные чертежи и сделали фотографии, ведь арку планировали отреставрировать и вернуть на прежнее место. Большая часть элементов хранилась в филиале музея архитектуры имени А. В. Щусева, который находился на территории Донского монастыря.

Ворота так и не установили — началась Великая Отечественная война, во время которой 11 из 12 чугунных колонн арки переплавили для военных нужд. На длительное время о Триумфальной арке забыли и только в 1965 году приняли решение о восстановлении этого значимого памятника. Так как многие элементы к тому времени пришли в негодность, ворота практически полностью воссоздали, среди подлинных деталей, установленных на сооружении — колесница Победы, фигуры воинов (символизирующие Твердость и Храбрость), летящие славы.

Были внесены и некоторые изменения — кирпичные пилоны заменили железобетонные, белый облицовочный камень — гранитом и серым крымским известняком. Надписи на фронтонах также подверглись корректировке, в них нет больше упоминания об императоре, что вполне объясняется советской идеологией, акцент в них сместился на похвалу народу, совершившему подвиг. Часть сохранившихся оригинальных элементов ворот можно увидеть в экспозиции Музея архитектуры, в Скульптурном дворике.

Сергей Архипкин

Установить арку на прежнем месте не получилось — она уже не вписывалась в изменившийся ансамбль площади, тогда выбрали место на Кутузовском проспекте. Почему именно это место? Рядом находилась панорама «Бородинская битва», тематически связанная с сооружением. Открытие воссозданной арки проходило в 1968 году. К площадке у ворот ведут подземные переходы. Со временем сооружению потребовалась реставрация, которую провели перед празднованием 200-летия окончания войны 1812 года. Помимо работ на самой арке были организованы меры по благоустройству прилегающей территории — появились новые цветники, изменения коснулись и системы художественной подсветки.

История

В 1814 году русская гвардия возвращалась из Европы. Французская армия разбита, Наполеон подписал отречение. Столица готовилась к торжественной встрече победителей. В течение месяца в Петербурге по чертежам Кваренги возвели триумфальные ворота.

Материалом для арки послужили дерево и алебастр. Строить начали у Нарвской заставы, на границе города. Украшением памятника стали колесница, управляемая крылатой богиней Победы и статуи античных воинов. Рядом устроили трибуны для военных оркестров.

В 1814 году русские полки 4 раза маршировали под сводом арки:

  • 30 июля
  • 8 сентября
  • 18 октября
  • 25 октября

Временные ворота быстро обветшали. Спустя 10 лет они уже не могли служить по назначению. Последовало высочайшее повеление построить новый памятник из гранита, меди и мрамора. Работы в 1825 году остановила смерть императора Александра I.

Торжество закладки мемориала совершилось 26 августа 1827 года, в 15-летие Бородинской битвы. Церемония продолжалась в присутствии тысяч ветеранов. Грудь солдат и офицеров украшали серебряные медали «3a взятие Парижа» на Андреевско-Георгиевской ленте.

Это событие было отмечено торжественным маршем. Перед российским императором под аркой прошли победоносные гвардейские полки.

Внутренний зал по плану принадлежал реликвиям Отечественной войны 1812 года. Этот замысел не поддержали, и в арке расположился караул Нарвской заставы. В конце XIX века здесь хранились документы архива Думы Петербурга.

В 1941 году с началом блокады памятник находился почти на оборонительной линии Ленинграда — от передовой по прямой всего шесть километров. Осколки снарядов сильно повредили монумент. На его медной обшивке насчитали больше 2 тысяч отметин.

В Ленинграде парад Победы прошел 8 июля 1945 года. С Нарвской стороны входила 45-я стрелковая дивизия. Героев снова встречали Нарвские Триумфальные ворота.

В 1952 году закончили реставрацию памятника.

1980 год – очередной ремонт:

  • возле арки выложили площадку
  • обновили коммуникации
  • появился гранитный поребрик
  • оборудовали под мостовой пешеходный переход

С 2003 года здесь проходят выставки и экскурсии. К выставочному залу подниматься нужно по винтовой лестнице. Она узкая, пройти может только один человек.

Перед 300-летием северной столицы Нарвские Триумфальные ворота капитально отремонтировали. Монументу восстановили оригинальный цвет.

Нынешние Нарвские Триумфальные ворота – уважение и почтение признательных потомков.

v.borschevsky

tk_kirovskiy

chistiv

my_saintpi

chernlju

anastasia_1325

ekaterina.stefanova87

retro_kir_spb

piter_i_love_

vasya812

Архитектурно-декоративная композиция

Архитектор В. В. Стасов построил Московские Триумфальные ворота в стиле неоклассицизма. На Казенном литейном заводе изготовили отдельные чугунные блоки. Из них смонтировали конструкцию ворот.

30 девушек несут щиты с гербами российских губерний. Рекруты из этих русских земель сражались с персидскими и турецкими войсками в 1826-1828 годах. Щиты – древний символ победы. Они усиливают триумфальный образ памятника.


Композиционно ворота завершают восемь рельефных трофеев. Декоративные элементы подчеркивают особую выразительность и торжественность всего сооружения. Все скульптуры изваял в 1835 году профессор Б. И. Орловский.

Ссылка на основную публикацию