Монастырь святой екатерины

Немного снега для монахов

Туристы — в некотором смысле тоже местные жители Синая, и хотя их контингент ежедневно меняется, присутствуют они здесь постоянно. Сотни людей каждую ночь с одинаковым упорством поднимаются на вершину горы Хорив. Но лишь последние сто лет Египет стал таким доступным, а раньше, когда не было железных дорог и самолетов, паломничество на Синай было настоящим подвигом. Оно длилось долгие месяцы и даже годы.

Боголюбивые князья, которые не могли оставить семью и дела на такое время, финансировали путешественников из своей казны, чтобы послушать потом их рассказы о христианских святынях.

Первым свои заметки о путешествии на Синай оставил иеромонах Киево-Печерской лавры Варсонофий, пришедший в Египет пешком через Палестину в 1462 году. В своих записках он подробно описал монастырь святой Екатерины, гору Хорив, где святой пророк Моисей видел неопалимую купину и получил заповеди.

А у «златоструйного Нила» Варсонофий встретил «лютого зверя» — крокодила, который произвел на него сильное впечатление. Если бы инок оставил зарисовки, вышла бы на бумаге «водяная тварь с головой лягушки, хвостом сома, о четырех ногах и с человечьими глазами». Но первый иллюстрированный рассказ о паломничестве в Египет был издан только через триста лет. «В августе 1724 года в возрасте двадцати трех лет киевлянин Василий Григорович-Барский пошел пешком в Рим, — рассказывает Виктор Комиссаров, директор московского Музея путешествий и паломничества по святым местам, — затем он отправился на Корфу, Кефалонию, Зант, Хиос, Солун и Афон, потом в Палестину, Сирию и оттуда весной 1727 года пришел в Аравию на Синай».

Григорович-Барский путешествовал с попутчиком-эфиопом, и когда синаиты, боявшиеся иноплеменников, увидели их вместе, то приняли за бедуинских лазутчиков и не пустили внутрь монастыря-крепости. Только когда эфиоп ушел ночевать в горы, монахи открыли для европейца подземный ход. Греки показали гостю монастырские святыни, разрешили сделать обмеры древних икон и зарисовки местности. Как мы узнали из его «путника» — путевого дневника, Василий поднимался на гору Святой Екатерины.

В тот год на вершине выпал снег, и Василий принес для монахов немного в своей котомке. На прощание синаиты подарили Григоровичу-Барскому осла и припасы для дальнейшего путешествия.

«Василий вернулся в Киев только в возрасте сорока шести лет, — говорит Виктор Комиссаров. — Он странничал половину жизни и принес из своего хождения множество рисунков, планов и схем, чтобы издать в Киеве книгу о святых местах. В то время тексты Священного Писания были у всех на слуху, но мало кто мог представить, как выглядит пустыня, по которой Моисей водил евреев, и что за куст такой неопалимая купина? Поэтому иллюстрированный “путник” Григоровича-Барского пользовался большой популярностью, был семейной настольной книгой и несколько раз переиздавался. В наше время все наоборот: люди много путешествуют, видят христианские святыни своими глазами, но, увы, редкий паломник хотя бы раз читал Ветхий Завет с начала до конца».

Русский след

Рассказы путешественников разных лет о подвигах первых монахов-пустынников поразили воображение русских людей. Они полюбили далекий Синай и святую великомученицу Екатерину. Милостыня из России потекла в Египет рекой. Жертвовали все: и знатные люди, и простые. Дважды посылал на Синай дары царь Иван Грозный.

В первый раз в 1558 году в ответ на прошение Александрийского патриарха о милостыне на восстановление монастыря, доставленной тремя синайскими старцами, царь написал: «Ты бы, отче, в Синайской горе велел молить Бога о нашем здравии» — и отправил на Синай «рухляди» на тысячи золотых: церковную утварь, облачения, собольи шубы на бархате, шелковый, золотом шитый покров на мощи святой Екатерины, иконы и еще сотни золотых рублей.

Второй раз Иван Грозный посылал милостыню на Синай в 1582 году об упокоении своего сына: «Пять сот рублей денег в Синайскую гору на сооружение церкви великомученицы Екатерины». На эти деньги был построен каменный храм на вершине горы, где были найдены мощи святой. Этот храм стоит там до сих пор. От постоянного ветра разрушились стены и купол. Храм святой великомученицы больше был похожим на землянку, и входом в него служила дыра в крыше. Но в 2005 году русские ребята-паломники вместе с монахами и с помощью бедуинов отремонтировали крышу церкви великомученицы Екатерины.

В 1748 году в Киеве открылось синайское подворье, но паломников из России не прибавилось: слишком трудным был путь через пустыню. «Ситуация резко изменилась, — говорит Виктор Комиссаров, — после того как созданное в 1856 году Русское общество пароходства и торговли организовало круговую пароходную линию Одесса—Константинополь—Яффа—Александрия.

В первый же год русские пароходы совершили по этому маршруту сорок два рейса и перевезли двенадцать с половиной тысяч пассажиров, преимущественно это были паломники». Путешественник Александр Елисеев, бывший на Синае в 1881 году, так описывал русских паломников, которых он встречал на пути: «Странно было видеть вятских крестьян на берегу Красного моря в своих национальных костюмах, больших сапогах, красных рубахах, зипунах, фуражках, с котомками за плечами и синайскими ветвями (ветками неопалимой купины. — Авт.) в руках». По словам Елисеева, русских паломников отличали крепкая вера в Бога, презрение к лишениям и простота.

Современных же путешественников отличает желание «взять паломничество» количеством. «Они хотят все посетить, приложиться ко всем святыням, подать везде записки и подняться на все горы, — рассказывает Александра Черненко, составитель и организатор маршрутов на Синай в паломнической службе “Радонеж”. — Вырвавшись на неделю по горящей путевке, паломники не успевают все до конца осмыслить. Они копят впечатления, фотографируют, чтобы когда-нибудь потом обдумать и осознать, где были и что видели

А ведь так важно остановиться в этой туристической гонке, постоять на службе, погулять по монастырю не торопясь, в одиночестве, помолиться, посмотреть на величественные горы и запомнить их»

Церкви

Церковь Успения Пресвятой Богородицы


Спас Эмануил (фреска в «старой церкви»)

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Старая церковь — рум. Biserica veche) — построена при основании монастыря в 1695 году. До середины XIX века когда была построена новая церковь являлась кафоликоном монастыря (кроме неё существовала небольшая церковь в старом братском корпусе).

Фрески, украшающие церковь, выполнены в 1795 году при её реставрации после пожара во время осады монастыря в ходе Русско-турецкой войны 1735—1739 годов. Фресками украшены не только внутренние стены церкви, но и крыльцо, на своде которого изображен Спас Эммануил. Внешняя стена с дверью, ведущей в церковь, украшена фресками со сценами Страшного суда.

Кафоликон

Троицкая церковь (Новая церковь — рум. Biserica nouă), кафоликон монастыря — построена в —1846 годы, после реконструкции —1903 годов здание церкви приобрело современный вид. Для сохранения архитектурного ансамбля монастыря церковь была выполнена в том же архитектурном стиле «брынковенеск», что и его более ранние постройки.

Внутреннее убранство выполнено в неовизантийском стиле, по периметру центральной части установлены дубовые стасидии. Среди прочих церковь украшают две иконы: Николая Чудотворца и Сергия Радонежского, подаренные в 1903 году российским императором Николаем II, по случаю рождения у Фердинанда I сына Николая.

В притворе церкви имеются изображения:

  • основатель монастыря — Михай Кантакузино;
  • ктиторы кафаликона — король Карл I, его супруга Елизавета с дочерью Марией, умершей в раннем возрасте;
  • митрополит Иосиф, возглавлявший в 1903 году церемонию освящения церкви после реконструкции.

Церковь стала первой в Румынии, получившей электрическое освещение.

Великая церковь

Под руководством игуменов Иоасафа и Паисий, строительство Великой церкви началось в 1842 году с использованием средств, выделенных в монастыре и была завершена в 1846. Эта маленькая структура была расширена Советом гражданских больниц в период с 1897 по 1903. Эти усилия дал зданию внешнего вида она имеет сегодня.

Текущий внешний вид

Созданный по проекту архитектора Джорджа Mandrea , структура использует и стиль Brâncovenesc из Валахии . Говорят , что ремень из трех зеленых линий эмали , которые окружают здание представляют собой единство Святой Троицы в едином Боге и единство трех румынских королевств в одной стране.

Картины

Картины мозаики золота были созданы датского художника Оге Экснером в типичном нео-византийском стиле. Основные иллюстрации показывают пять человек:

  • Иосиф Gheorghian Mitropolit примать — он вновь открыл свои двери в здание в 1903 году
  • Carol I Румынии — показали , одетый как офицер, с правой стороны на рок — столб с отсутствующей части. Это символизирует недостающие румынские территории в то время
  • Елизавета Вида — Королева консорт Румынии, известная в литературном мире , как Кармен Сылва
  • Принцесса Мария из Румынии — единственный ребенок королевы Elisabeta, который умер в раннем возрасте
  • Михаил Кантакузино — строитель Старой Церкви

Мебель

Мебель была сделана из дерева (явор, клен, дуб) Константином Бабич и его студентов в Бухаресте художественной школе ( Ṣcoala де Арте си Meserii ). Столец показывает королевскую эмблему и девиз Nihil синусоидальной Deo (Nothing без Бога). Трон Королевы выбит с буквами ED Оба троны позолочены.

Две русские иконы, из Санкт — Serghei и святителя Николая , были подарком от царя Николая II в России в 1903 году они были представлены на игумена Нифон Arhimandritul для крещения князя Nicholae , сын короля Фердинанда .

Замечательный кусок украшает монастырь является Epitaphios Анны Roth, изготовленный из шелка и золота на хлопковую базе. Прошло три года (с 1897 по 1900 г.) , чтобы закончить.

Полторы тысячи лет

«До моего скита водопровод из монастыря не проложен, слишком высоко, — пожилой монах бодро шагает по крутым ступенькам в гору и отвечает на вопросы запыхавшихся попутчиков. — Поэтому воды у меня мало, только дождевая. Но хватает. Есть даже небольшой садик!» — «Как часто в пустыне бывают дожди?» — «Не очень-то часто, — отец Моисей заулыбался сквозь свою седую бороду.— Но Бог видит, когда мне нужна вода, и дает ее мне, так что я и вас могу чаем напоить! Слава Богу за все!»

Отец Моисей на Синае уже двадцать лет, половину из которых он живет в монастырском скиту высоко в горах. Таких скитов по склонам вокруг монастыря много, но они пустуют — трудно жить без воды в суровом климате. Днем на Синае жарко, а ночью, когда солнце садится, горы остывают и покрываются инеем. Внутри скита, где живет отец Моисей, устроена маленькая келейка с кроватью и письменным столом.

В соседней комнате крошечный храм, буквально на двух человек: один служит, другой молится. Рядом гостевая келья и кухонька. Все двери выходят на небольшую террасу с видом на горы. На стенах репродукции икон и фотография старца Паисия Святогорца в рамочке. Оказывается, раньше он жил в этом скиту, а отец Моисей тогда жил в другом, поближе к монастырю. В скитах на Синае принято жить по одному. Отец Моисей монах, не священник, по праздникам и воскресным дням он спускается в монастырь, чтобы исповедоваться и причаститься, а иногда кто-то из иеромонахов поднимается послужить к нему в скит.

Сейчас в монастыре святой Екатерины насельников всего тридцать. Управляет монастырем и духовно руководит братией архиепископ Синайский Дамиан. «Раньше на Синае было очень много монахов, — продолжает отец Моисей, — больше пяти тысяч! Хотя были в истории и такие периоды, как теперь, когда монахов мало. Но, знаете, ведь никогда здесь не пропускали ни одной литургии. Только представьте — полторы тысячи лет! Хотя бы один иеромонах был в монастыре, и он обязательно служил».

«Непременно ходите в храм на службу, — посоветовала тем, кто еще только собирается на Синай, Александра Черненко. — Не пугайтесь, что поют по-гречески, я уверяю вас — вы все поймете! Узнать Синай, полюбить его и почувствовать святость этих мест можно, только участвуя в богослужении!»

Прочие строения

Гробница Ионеску

Братский корпус

В старом братском корпусе монастыря сохранилась небольшая церковь (в настоящее время недействующая). Постройка церкви относится ко времени основания монастыря. Стены украшены фресками на евангельские сюжеты (хорошо сохранился цикл фресок, посвященных Страстям Христовым).

Музей

Является первым в Румынии музеем церковного искусства. Открыт в 1895 году в рамках празднования 200-летия «Старой церкви». В экспозиции богатая коллекция икон, церковной утвари, книг. В музее хранится первая Библия, переведённая на румынский язык.

Гробница Ионеску

В монастыре похоронен румынский политик Таке Ионеску (министр иностранных дел Румынии в 20-х годах XX века). Гробница расположена в часовне, примыкающей к старому братскому корпусу. Надгробие выполнено из белого мрамора, апсида часовни украшена мозаикой с изображением Богородицы.

обзор

«Biserica Вече» (Старая церковь) в монастыре Синая

Расположенный в долине Прахова , монастырь дал название близлежащего города Синая . Монастырь состоит из двух внутренних дворов , окруженных невысокими зданиями. В центре каждого двора есть небольшая церковь , построенная в византийском стиле . Один из «Biserica самого по Вечу» (Старая церковь) -dates от 1695, в то время как более позднего «Biserica Mare» (Великая церковь) был построен в 1846 году.

Монахи обладают библиотекой , которая является хранилищем драгоценных камней , принадлежащих к семейству Кантакузина , а также самому раннему румынскому перевод Библии , датированные 1668.

Таке Ионеску , бывший премьер — министр Румынии, похоронен на основаниях.

Невеста Христова

Святая Екатерина никогда не бывала на Синае, но ее здесь почитают особо. Даже местные бедуины-кочевники любят святую великомученицу и, надеясь на ее помощь, называют в ее честь своих дочерей. Хотя большинство из них мусульмане, в день памяти святой бедуины надевают праздничные одежды и всей деревней, вместе с синайскими монахами и многочисленными паломниками, поднимаются на соседнюю со знаменитой горой Хорив вершину, где были найдены мощи великомученицы.

Святая Екатерина родилась в 294 году в восьмистах километрах от этого места, в Александрии. Она окончила языческую школу, изучала философию, риторику, поэзию, музыку, математику, астрономию и медицину. Умная, знатная и красивая, она не имела недостатка в женихах, но отвергала все предложения в поисках лучшего. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, Небесном Женихе души.

Святая Екатерина дала обет стать невестой Христовой. Тогда Господь явился ей и в знак своего согласия подарил обручальное кольцо. Во времена жестоких преследований христиан при императоре Максимилиане Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в том, что он приносит жертвы идолам. Максимилиан не мог ее переубедить сам и пригласил на помощь пятьдесят мудрецов, но все было тщетно.

Более того, святая Екатерина сама убедила мудрецов в истинности веры во Христа, цитируя при этом древнегреческих философов. Она смогла обратить в христианство даже членов семьи императора и часть римской аристократии. Максимилиан был в ярости и приказал убить упрямую царевну. После страшных пыток, колесования и мученической смерти тело святой исчезло. Ангелы перенесли ее мощи на вершину самой высокой горы на Синае, где их и нашли монахи через триста лет. Бывший здесь монастырь переименовали в честь святой великомученицы. С тех пор каждый день в двенадцать часов ее мощи выносят в серебряном ковчеге в центр главного храма — базилики Преображения, ставят на покрытый красным сукном стол, и паломники благоговейно прикладываются к ним. Всем, кто приходит помолиться к святой Екатерине, дарят серебряное колечко, освященное на ее мощах.

история

Принц (Spătarul) Михаил Кантакузино основал монастырь после его возвращения из паломничества в горе Синай . Первые здания были завершены между 1690 и 1695. Он был разработан , чтобы служить в качестве монастыря, а также неприступную крепость на пути из Брашова в Бухарест .

Первоначальный план был для монастыря , чтобы вместить 12 монахов, чтобы имитировать Двенадцать Апостолов , но со временем число монахов росло.

В самый разгар русско-турецкой войны 1735-1739 , прежде, чем дезертирство монастырь, монахи спрятали ценные вещи, хороня их в колокол. Во время боя, турки разгромили войска , расположенные в стенах монастыря. Османы сжигали область и пробили стену в двух местах.

До 1850 г. Синай состоял из чуть больше , чем в монастыре и группа хижин. В 1864 году, однако, монашеское имущество было передано на рассмотрение Совета гражданских больниц ( Eforia Spitalelor Civile ), который открыл больницу и несколько ванн , а также участвовал в разработке минеральных источников в Синае.

В 1948 году монастырь был поставлен под патронажем архиепархии Бухареста от Совета гражданских больниц. Румынский Патриарх , Юстиниан Марин , восстановил здание между годами 1951 и 1957 с деньгами от митрополии. В течение этого периода, весь монастырь был оборудован проточной водой, электричеством и природным газом. Благодаря усилиям короля Кароля I , Великая церковь монастыря стала первой церковью , чтобы использовать электрический свет в Румынии.

Ссылка на основную публикацию