Колизей в риме

Колизей, которого нет

После кончины тирана на трон взошел военачальник Тит Флавий Веспасиан, основатель династии Флавиев, правивших римской империей 27 лет. Он приказал разрушить дворец Нерона и заложить здесь фундамент для будущего Колизея – амфитеатра, предназначенного для развлечения народа Рима.

Веспасиан хотел преподнести гражданам Рима подарок и показать, что новая императорская династия заботится о них. Люди, помня о страшных годах правления Нерона, обрадовались и уверовали в нового императора.

Строительство Колизея

В 72 году на месте пруда Золотого дома Нерона заложили амфитеатр, на строительство которого привели 100 тысяч рабов, захваченных в войне с Иудеей. После 8 лет изнурительных круглосуточных работ в 80 году Колизей освещен сыном Веспасиана, императором Титом.

Рабы выполняли тяжелую работу, не требующую знаний – добывали травертин (ценный мрамор для строительства), доставляли на место, обрабатывали и поднимали наверх. Над оформлением Колизея трудились скульпторы, художники, инженеры, декораторы.

Помимо травертина использовали кирпич, бетон, вулканический туф. Кирпич и бетон – для внутренних перекрытий и перегородок, туф – для возведения верхних ярусов.

Конструкция здания

Колизей сооружен в форме гигантского эллипса, два полукольца, соединенные в форме овала, дали зданию название «двойной амфитеатр». Площадь арены 85 на 53 м. Здание амфитеатра поражает размерами. Сооружение 50 м в высоту (12-этажный дом), 189 м в длину и 156 м в ширину, площадь которого сопоставима с размерами 3 футбольных полей, – огромнейший амфитеатр античности.

Гениальное инженерное решение: фундамент толщиной 13 метров держит на себе арочную конструкцию из 240 арок, придающих зданию воздушный, легкий вид. Над арками нижнего яруса – арки среднего и верхнего ярусов по 7 метров каждая. Пролеты арок, расположенных в три яруса по окружности эллипса, украшались статуями и полуколоннами. Стены – из бетона и кирпича из терракота, которого потребовалось один миллион штук.

Каркас Колизея – из 80 пересекающихся стен, которые отходят во все стороны от арены. Над стенами – зрительные ряды. Над верхними рядами – навес по периметру амфитеатра с 240 мачтами и канатами, с помощью которых несколько тысяч обученных матросов натягивали громадный тент (веларий), заменявший потолок, защищая зрителей от дождя или палящего солнца. С внешней стороны театр Флавиев был облицован мрамором и украшен статуями.

Места для зрителей

По периметру сооружения – 80 равномерно расположенных входов, за счет чего зрители заполняли и покидали Колизей за 10 минут. Входы украшали мраморные статуи богов и знатных горожан. Четыре входа предназначались для знатных особ. Центральный вход – для императора и свиты. 76 лестниц и коридоров располагались так, что представители одного сословия не встречались с другим.

Натиск толпы, стремящейся попасть внутрь, сдерживали ограждения: граждан Рима пускали в Колизей бесплатно, поэтому зрители заполняли амфитеатр до отказа. Здесь же раздавали бесплатную еду – императорская власть хлебом и зрелищами поддерживала авторитет.

Зрители рассаживались на сидениях шириной 35 см, расположенных в три яруса, строго по социальному признаку. Специальное место, возвышающееся над всеми (подиум), отводилось для императора, восседающего на троне под балдахином. Здесь же сидели члены императорской семьи, весталки (жрицы) и сенаторы.

В первом ярусе – городские власти, знатные горожане, всадники (сословие в древнем Риме). На втором ярусе – места для римских граждан – мужчин. Третий ярус занимали бедняки.

Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали. Император Домициан построил четвертый ярус без мест для сидения. Здесь стояли бедные женщины и рабы. Актерам, могильщикам и бывшим гладиаторам запрещалось посещать Колизей.

Инновационные решения в Колизее: взгляд глазами современников

Согласно мировой истории, Колизей в Риме является инновационным сооружением во всех смыслах слова. Свидетельством этому выступают следующие факторы:

  • Стройка осуществлялась без использования строительного раствора: каменные блоки соединяли между собой при помощи стержней из металла.
  • Сеть из 80 входов, коридоров была максимально грамотно продумана, равномерно распределяя тысячи людей без давки и паники.
  • Предусмотрена специальная защита зрителей от солнца и дождя в виде текстильного занавеса, который перемещался моряками по 320 деревянным балкам.
  • Когда был построен Колизей, то были сконструированы и введены в эксплуатацию первые в мире лифты, предназначенные для подъема на арену гладиаторов, животных.
  • Оборудование уникальной гидравлической системой позволяло на месте арены создавать огромный бассейн для имитации морских сражений.

Чтобы побывать на одной из величайших арен мира, сегодня вам понадобятся билеты в Колизей, которые можно приобрести разными способами.

Грандиозный амфитеатр античности

Когда смотришь на эту достопримечательность, попросту перехватывает дух: она до того огромна, что её размеры не могут не поражать. А потому понимаешь: амфитеатр Флавия действительно является новым чудом света.

Расположена эта грандиозная достопримечательность в столице Италии, в Риме, между Палатниским, Цилиевским и Эсквилинским холмами (точно узнать, где находится Колизей, можно сверившись с картой города). Возведён Колизей был неподалёку от Золотого дворца Нерона, вместо озера, в котором некогда плавали лебеди.

Появление

История Колизея в Риме, самого настоящего храма смерти, начинается в шестьдесят восьмом году, когда один из самых жестоких правителей древнего мира, Нерон, покончил с собой, вследствие чего началась Гражданская война, длившаяся около двух лет, в результате которой императором стал Тит Флавий Веспасиан.

Сделать это почти удалось: остался лишь дворец бывшего правителя, площадь которого вместе с находящимся возле него парком занимала около 120 га – и вопрос с ним надо было как-то решать. Это было сделано довольно оригинальным способом: в самом здании Веспасиан решил разместить различные учреждения, а пруд, находящийся возле дворца, приказал засыпать, и на его месте возвести уникальную достопримечательность – амфитеатр невиданных в свете размеров.

Хотя его задум народ воспринял на «ура», память о Нероне искоренить все же не удалось: несмотря на то, что официально новая арена именовалась амфитеатром Флавия, народ назвал его Колизей (от лат. слова громадный, колоссальный) – в честь огромной 35-ти метровой бронзовой статуи, которая при жизни Нерона находилась в вестибюле Золотого дворца, а потом была установлена недалеко от построенного храма смерти.

Возведение архитектурного памятника

Около восьми лет длился основной строительный процесс, и в 80-х годах первого столетия Колизей распахнулся для посетителей. На тот момент, на престол взошёл наследник Веспасиана Тит. Однако и он не смог завершить работы, начатые отцом.

Колизей, Рим, Италия (David Ohmer / flickr.com)

Домициан – второй потомок Веспасиана, который довёл дело до конца. Ему удалось завершить все работы с помощью дополнительных средств, полученных от продажи рабов и разграбления Иерусалима.

Архитектура данной достопримечательности впечатляет не меньше её масштабности. Строение состоит из трёх ярусов монументальных арок.

Колизей в Риме имеет около восьмидесяти входов со всех сторон, а четыре из них, находящиеся севернее, были доступны лишь императорской свите. При этом расположение мест предусматривало классовое различие зрителей.

Так, сенаторы и знать могли присутствовать на арене, находясь в отдельных от остальных граждан секторах. На выходе и входе люди из разных классов встретиться практически не могли, так как система коридоров не предоставляла им такой возможности.

Как известно из истории, древняя достопримечательная арена предназначалась для демонстрации массовых зрелищ. Крылатая фраза «Хлеба и зрелищ!» пришла к нам с тех времён.

Правящая элита имела возможность заручиться поддержкой простолюдинов, организуя различные представления и развлечения для толпы. Среди них были бои гладиаторов, охота на разных животных и водные сражения.

В Колизее бывали представители всех слоёв населения, однако, единственным условием для пропуска вовнутрь была личная свобода.

Интересные факты о Колизее в Риме

Об Амфитеатре Флавиев ходит немало слухов, легенд и мифов. Есть мнение, что такого древнеримского строения изначально не существовало, и появилось оно уже в эпоху позднего Средневековья. Возможно такая версия и имеет право на существование, но найти какие-либо подтверждения этому пока еще никому не удавалось. Да и труды древнеримских историков свидетельствуют в пользу строительства Колизея в I веке.

Арочные проемы Амфитеатра, Екатерина

Официальное название достопримечательности долгое время звучало как Амфитеатр Флавиев. Именно оно указано на монументальной каменной плите, размещенной со стороны фасада. По одной из версий, сооружение стало именоваться Колизеем по причине установленного рядом с ним огромного Колосса Нерона. Бронзовую статую переместили сюда с территории уничтоженного Веспасианом Золотого дома Нерона. Для избавления от ассоциаций, связанных с образом ненавистного императора-тирана, на Колоссе заменили голову и добавили к ней солнечную корону. Таким образом, гигантское бронзовое изваяние предстало перед римлянами в виде мифологического солнечного божества Гелиоса. В первой половине II века статую водрузили на постамент, который частично сохранился до наших дней.

В хронологических документах зафиксировано, что Колосс Нерона в 354 году еще находился на постаменте. Историки склонны думать, что он был разрушен варварами при разграблении Рима в 410 году, хотя факт землетрясения ученые не исключают.

Еще одна версия о названии достопримечательности связана языческим идолопоклонничеством. В течение долгого времени объект служил местом сборищ представителей магических сект. Каждому при входе в Колизей задавался вопрос — «Colis Eum?», что означало «Служите ли вы ему (дьяволу)?».

Сложно представить, что такое масштабное каменное сооружение возвели всего за 8 лет. Вырубка травертина за несколько миль от Колизея, перевозка огромных глыб на большое расстояние, их подъем на громадную высоту, строительство подземных коридоров. Но все трудности были успешно преодолены, и Амфитеатр Флавиев перешел в дар народу.

Колизей — это самая красивая из руин — там все дышит величием древнего Рима — Стендаль.

Спасение амфитеатра

От полного разрушения Колизей спас Папа Бенедикт XIV, освятивший древний амфитеатр в память о ранних христианах, погибших здесь мученической смертью. Тогда же на стене Колизея появился крест, выбитый в камне, а в центре арены установили алтари. Реставрация амфитеатра началась с середины XVIII века. Колизей восстанавливали столько же времени, сколько потребовалось для строительства.

По традиции на Страстную пятницу в 9 часов вечера в римском Колизее начинается богослужение «Крестного пути» в память о страданиях крестного пути Иисуса Христа. Возглавляемое Папой богослужение в виде факельного шествия состоит из 14 стояний – эпизодов земной жизни последнего дня Христа от осуждения на смерть до погребения. Во время каждого стояния произносится молитва.

История создания амфитеатра

Самый знаменитый памятник Италии, подлинное сокровище исторического наследия для всего мира, удивительный, мистически очаровательный, пугающе огромный и необычайно много повидавший Колизей (Colosseo). Это самый большой из амфитеатров, когда-либо возводимых в Римской Империи. Построен он был на заре становления новой эры – всего 80 лет спустя после Рождения Христова явился Колизей восторженным взорам местной публики. Начинал его строительство еще сам легендарный император Веспасиан в 72 году. Но закончить свой масштабный проект он так и не успел. Его наследие принял сын – Тит, который и завершил постройку огромного зала для одного из важнейших развлечений древних римлян – зрелищ.

Сегодня, конечно, трудно представить, каким он был – прошлый Колизей . За годы своего существования этой удивительной достопримечательности довелось побывать и в роли арены для проведения публичных казней, гладиаторских боев, спортивных состязаний, и в статусе легендарного памятника древних традиций, и в малоприятной позиции каменоломни. В своем первоначальном состоянии Колизей простоял всего до 8 века. Именно в этом время глава ватиканской церкви, Папа Павел третий официально разрешил своему племяннику обратить Колизей в груду камней, чтобы использовать их для строительства дворца. С этим связана одна из самых увлекательных историй о Колизее . Папа не просто разрешил использовать камни строения, он поставил ограничение: племянник его мог забрать ровно столько камней и плит, сколько он успеет вынести с территории амфитеатра за короткие 12 часов. По внешнему виду сегодняшнего Колизея сложно представить, насколько много усилий пришлось приложить знатному племяннику, чтобы вписать частицу Колизея в свой дворец.
Впрочем, на этом разлом легендарного строения не закончился: на протяжении многих лет предпринимали знатные жители города попытки снести Колизей , чтобы использовать его материал для строительства своих резиденций. Как случилось так, что он сумел отстоять все эти невзгоды, доподлинно не известно. Зато известно, насколько важен сегодня этот памятник истории для всей Италии и мира.

Достопримечательности Рима

Некоторые достопримечательности Рима настолько известны и популярны что к ним образовывается длинная очередь. Что бы не выстаивать всё эти очереди стоит купить билеты заранее ведь большинство из них позволяет пройти без долгого ожидания. Ниже подборка основных билетов, развлечений и экскурсий в Риме.

  1. без очереди — 18€.
  2. без очереди — 34€.
  3. (проездной + музеи + скидки) — 29€.
  4. — 25€.
  5.  в формате Hop-On Hop-Off — 18€.
  6.  (Castel Sant’Angelo) — 21€.
  7.  — 10€.
  8. — 20€.

Если показывать все достопримечательности Рима на карте, то это будет сплошное большое пятно, ниже карта того что удалось увидеть осмотрев Рим за 1 день.

Римские гладиаторы

Киноиндустрия тесно связала гладиаторские бои с Колизеем. Но оказывается, о подобных схватках меченосцев было известно намного раньше появления Амфитеатра Флавиев. У этрусков сражение входило в погребальный обряд, а участвовали в нем даже знатные и уважаемые особы. Позднее гладиаторы переместились на Форумы и арены Цирков, затем — в амфитеатры. Со временем действо превратилось в любимейшее народное развлечение, а Колизей стал популярным местом проведения боев.

О датах сражений в Амфитеатре Флавиев сообщалось заранее. На видных местах выставлялись своеобразные рекламные щиты, на которых указывались: день, время и порядок выхода гладиаторов на арену. Глашатаи громко оповещали римлян о предстоящем событии на людных площадях и городских рынках. До начала смертельных игр бойцам предоставлялась возможность закончить все дела и оставить весточку своим близким. Кроме того, в предшествующий зрелищу вечер для участников устраивали «прощальный ужин».

В 315 году Константином I, считающимся первым христианским императором, было запрещено приводить в исполнение смертные приговоры на арене Колизея. Последний поединок здесь состоялся в 439 году.

Существовал еще один гладиаторской ритуал, связанный с античным фонтаном Мета суданс. Предположительно он был построен в I веке при императоре Домициане, являвшемся младшим сыном основателя Колизея — Веспасиана Флавия. Строение располагалось между аркой Константина и Колоссом Нерона. Оно представляло собой высокий конус с 5-метровым основанием в диаметре. Легенды гласят, что именно сюда приходили гладиаторы искупаться и набраться магических сил перед боем.

Колизей и фонтан Мета суданс — между 1880 и 1890 гг., Detroit Publishing

Остатки фонтана Мета суданс были снесены при устройстве транспортной развязки вокруг Колизея лишь в 30-е годы прошлого столетия. Сегодня наземный конус, как и Колосс Нерона, можно увидеть в визуальных видео- и фото-реконструкциях. На площади перед Колизеем остались лишь очертания фундаментов античных сооружений.

Архитектура Колизея

Амфитеатр построен в форме эллипса, его большая ось составляет 188, а малая – 166 метров, длина окружности — 527 метров. Размер арены – 86 на 56 метров, высота стел от 48 до 50 метров, а секрет прочности сооружения состоит в его 13-ти метровом фундаменте.

Стены строения выполнены из блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который привозили из окрестностей города Тиволи.

Чтобы солнечный свет или дождь не мешали зрителям, пространство между стенами амфитеатра затягивали специальным полотном, которое моряки натягивали с помощью специальных механизмов.

Колизей имел 80 входов, из них четыре были предназначены для знати, что позволяло заполнить трибуны за 15 минут, а выйти зрители на улицу могли за пять минут.

Около каждой арки красовалась античная статуя. Скамейки для зрителей отделялись от арены высоким парапетом, чтобы животные не могли напасть на людей.

Первый нижний ряд занимали император и его семья, сенаторы и весталки, причем у императора было возвышенное сиденье.  Далее располагались три яруса для остальной публики. На первом ярусе, состоящем из 20 рядов размещались представители городской власти и привилегированного сословия Рима – всадников. На втором ярусе 16 рядов занимали все те, кто имел права римского гражданства.

Третий ярус отделялся от второго высокой стеной, а чтобы зрители могли наблюдать за представлением, деревянные скамейки располагались на более крутой наклонной поверхности. Здесь сидели плебеи и женщины, а на самом верху – рабы и иностранцы.

Представление начинали клоуны и калеки, но они сражались не на смерть – без крови, иногда выступали женщины, они стреляли из лука. А затем на арену выходили гладиаторы и звери, которых для большего эффекта катапультировали из подвальных помещений.

Где находится Колизей и как туда добраться

Адрес Колизея — Piazza del Colosseo, 1. Это район Рима Celio. Рядом находится улица Via dei Fori Imperiali.

Если вы не знаете, как добраться до Колизея в Риме:

  • Лучшим вариантом будет метро, рядом с достопримечательностью расположена станция Colosseo («B» линии).
  • К Колизею также довезут автобусы №№ 60, 75, 85, 87, 271, 571, 175, 186, 810, 850, C3.
  • Электрический микроавтобус № 117.
  • А еще там проходит трамвайная линия № 3.

Время работы Колизея в Риме
С 2012 года в Колизее началась реконструкция, но объект не был закрыт для посещения. Дни работы знать не надо, так как он открыт ежедневно, кроме 1 января и 25 декабря, а вот график работы зависит от времени года. Ниже мы привели расписание, которое действует на момент написания статьи:

  • 8.30 – 16.30 (от 2 января до 15 февраля)
  • 8.30 – 17.00 (с 16 февраля по 15 марта
  • 8.30 – 17.30 (с 16 марта по последнюю субботу марта)
  • 8.30 – 19.15 (от последнего воскресенья марта по 31 августа)
  • 8.30 – 19.00 (с 1 сентября по 30 сентября)
  • 8.30 – 18.30 (с 1 октября по последнее воскресенье октября)
  • 8.30 – 16.30 (с последнего воскресенья октября по 31 декабря)

Часы работы кассы немного отличаются. Она не работает уже за час до закрытия Колизея.

Цена на вход в Колизей в Риме

  • Стоимость полного билета – 12 евро. Он дает право на посещение Колизея, Римского форума и Палатинского холма. За аудиогид придется заплатить отдельно.
  • Для европейцев (граждан государст-членов Европейского Союза) до 18 лет и от 65 лет вход бесплатный.
  • Для этой же категории туристов от 18 до 24 лет билет стоит 7,50 евро.

Кроме того, еще есть специальная карта, после приобретения которой можно побывать в нескольких достопримечательностях Рима. План такой экскурсии включает посещение Колизея, Римского форума, Палатинского Холма, Римского Национального музея, термы Каракаллы, виллы Квинтили и гробница Цецилии Метеллы на древней Аппиевой дороге.

  • Полная стоимость карты – 25 евро,
  • цена для льготных категорий – 15 евро.

Театр Колизей на карте Рима:

Пантеон

Пантеон – один из самых древних храмов в мире, сохранившихся почти в первозданном виде и работающих до сих пор. Он был построен почти 2000 лет назад как языческий храм всех римских богов, сейчас же Пантеон является католической церковью и здесь можно даже сыграть свадьбу.

Создавался Пантеон примерно в то же время, что и Колизей, и гениальности здесь ничуть не меньше, зато сохранился Пантеон куда лучше главной достопримечательности Рима. Поэтому особенно рекомендую к посещению.

Главная особенность Пантеона – это огромный неармированный бетонный купол, до 15 века он был самым большим в мире. Высота купола точно равна его длине – 43 метра, что визуально создаёт идеальный шар внутри.

Создать такой огромный идеальный купол в то время было просто гениальным инженерным решением, даже сейчас создать что-то подобное без стержней арматуры внутри задача не из лёгких.

Также в самом центре купола есть отверстие диаметром 9 метров, которое олицетворяет глаз Бога, следящего за посетителями храма. Это отверстие является единственным источником света, но при этом внутри храма очень светло.

  • Адрес: Piazza della Rotonda, 1
  • Вход бесплатный
  • Добраться можно на метро по линии А, остановка Barberini
  • Режим работы: понедельник-суббота – 09:30-19:30, воскресенье – 09:00-18:00

Визитная карточка «Вечного города»

Чтобы ощутить величие и несокрушимость легендарной столицы, прочувствовать до конца ее дух, непременно нужно прикоснуться к истории античного амфитеатра. Как невозможно представить Париж без Нотр-Дам-де-Пари и Эйфелевой башни, так и Рим невозможен без Колизея.Царственно пребывает он в гордом уединении. Огромные арки и скамьи укрыты цветами, высокие массивные стены обвиты молодым плющом. Здание, наполненное некогда многочисленными зрителями, окутано торжественной тишиной. Модных красавиц, отличавшихся пестрыми нарядами 18 столетий назад, заменили бабочки, а священную ложу императора заполонили ящерицы, греющиеся на щедром солнышке.Наслаждаясь прелестями современного города, кто-то может засомневаться в его былом непревзойденном величии, даже материалы исторических трудов не могут убедить так, как удается это сделать молчаливому свидетелю прежних времен с сильнейшей энергетикой — Колизею, бывшему главным амфитеатром Рима – владыки всего мира. Как много таят в себе стены… Прикоснувшись к ним, услышите нарастающий гул толпы, наблюдающей за боями гладиаторов. Еще Байрон писал о значимости грандиозного сооружения: «Великий Рим стоит неколебимо, но рухни Колизей – и рухнет Рим, и рухнет мир, когда не станет Рима»…

Истоки названия, предназначение античной постройки

Первым строителем театра прямо посреди города считается богатый житель Статилий Тавр, осуществивший постройку в 29 г. до н. э. После случившегося пожара повредившееся сооружение восстановил император Нерон. Увековечил его правитель Веспасиан со старшим сыном. Откуда произошло название? Согласно первому предположению, оно связано с огромнейшими размерами. Вторая гипотеза указывает на холм, Collis Iseum с храмом божественной Исиды. Следующая версия упоминает, что Колизей – искривленное понятие слов «colis eum», означающих в переводе «Ты ему поклоняешься». Рассказывается в одной легенде об использовании здания черной магией, хотя его предназначением было проведение гладиаторских боев.Имея эллипсоидную форму, длину 188 м и высоту 48, 5 м, оно было рассчитано на 50000 зрителей. Четыре сделанных входа, позволяли быстро пробраться на арену, а 80 арок помогали в течение 10 минут занять зрительные места. Ряды вверху предназначались рабам, управляющим лифтами, далее размещались городские власти и прочая публика, нижние отдавались императорской семье, сенаторам. Находившиеся вверху моряки, отвечали за холст, закрывающий людей от лучей палящего солнца. Поражала акустика: сидевшая внизу императорская семья, слышала речь, сказанную шепотом.Обучали гладиаторскому искусству школы. Чтобы пополнить ряды сражавшихся, принимали присягу, объявив себя «юридически мертвыми». Перед бойцом открывался мир, управляемый жестокими законами чести. Участникам перед поединком выдавали оружие, исход мог закончиться смертью одного из них, но восхищенная публика могла помиловать проигравшего. В единоборствах против вооруженных копьем людей выступали медведи, тигры, львы, пантеры, бои проходили и между животными, доставленными сюда с разных стран. Особенно интересны были состязания женщин-гладиаторов с мужчинами-карликами и водные сражения, когда арена заполнялась водой, подававшейся с помощью сложной гидравлической системы. Гладиаторские бои продолжались до V века нашей эры.Куда же девали тела убитых людей и животных? Их поглощали глубокие шахты, пробитые под зданием. Существовало предание, что трупы пожирало некое чудовище, привезенное из далекой Африки, ведь сооружение построено на месте огромнейшего искусственного озера. Давно затеряны выходы к зловещим глубинам, куда перестали поступать новые жертвы.

Использование Колизея в Средние века

В эти времена амфитеатр превращается в крепость баронов Франджипане, распродававшуюся по частям. Забыв пророческие слова о живительной силе Колизея для «Вечного города», римляне стали использовать громадное сооружение для собственных построек. Так продолжалось до 1750 года, пока это безобразие не прекратил папа Бенедикт XIV, посвятив арену Страстям Господним.Не уменьшается многочисленная толпа туристов, желающая прикоснуться к истокам Колизея, признанного вторым из семи Новых чудес света. Гоголь его называл «сеньор Колизей», а Рим – родиной своей души. И не только он, ведь этому городу удалось пронести свое величие через столетия.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Колизей в Древнем Риме

Амфитеатр Флавиев вызывает двоякие чувства. С одной стороны, Колизей считается олицетворением могущественной когда-то Римской империи. А с другой — является немым свидетелем и хранителем драматических событий о далеком прошлом. Началось все со времен строительства гигантского сооружения, когда десятки, а то и сотни тысяч плененных рабов высекали в каменных карьерах тонны травертина, продолжилось ликованиями толпы при виде кровавых схваток гладиаторов и закончилось 15-ти вековым забвением.

Тем не менее в Древнем Риме Колизей имел огромное значение. Он был местом сбора императоров, сенаторов и простолюдинов, плебеев и патрициев, горожан и сельских жителей. Здесь проходили не только смертоубийственные поединки, но и массовые увеселительные, спортивные мероприятия. По заверениям древнеримского историка Светония Транквилла, при освящении Колизея на его арене была устроена навма́хия — имитация морского сражения с участием небольшой флотилии кораблей. Но доказательств, что такое действо могло происходить в границах Амфитеатра Флавиев, нет. Возможно, речь идет об озере, располагавшемся ближе к Тибру.

Один из фасадов Колизея, Екатерина

Покуда Колизей неколебим,

Великий Рим стоит неколебимо,

Но рухни Колизей — и рухнет Рим,

И рухнет мир, когда не станет Рима — Д. Г. Байрон.

Строительство Колизея в 70–72 гг. начал римский император Веспасиан (9-79гг.), пришедший к власти вслед за четырьмя правителями, сменившими друг друга в течение одного года. Он являлся основателем императорской династии Флавиев, представители которой удержались на троне всего лишь 27 лет. Но, тем не менее, память о них увековечена на века в Амфитеатре Флавиев.

Продолжил возведение грандиозного сооружения сын Веспасиана — император Тит. Об этом Дион Кассий (155/164 — 230 гг.) упоминает в своем 80-томном труде «Римская история». Автору удалось настолько досконально проработать и структурировать доступные в ту пору документальные свидетельства прошлого, что его цитируют даже те, кто глубоко занимается исследованиями событий, связанных с периодом Древнего Рима.

По окончании строительства римского Колизея в 80-м году, на его арене в течение ста дней проводились гладиаторские бои и кровавая охота на глазах ликующих зрителей. За это время было забито несколько тысяч животных.

Римляне были в восторге от невиданной ранее масштабности, зрелищности и щедрости правителей. Площадку полностью засыпа́ли песком (в переводе с ит. — arena). Его предварительно подкрашивали, чтобы не пугать пришедших обилием разливающейся крови.

Ярусы Колизея, Елена Елякова

В 217 году Колизей серьезно пострадал вследствие сильнейшего пожара, но его удалось восстановить. Гладиаторские бои здесь проводились вплоть до середины V века, а звериные травли — до начала VI столетия. После этого Амфитеатр постепенно пришел в запустение.

Интересные факты

Некоторые занимательные факты о великом Колизее могут быть неизвестны даже опытным экскурсоводам:

Торжества в честь открытия Колизея длились 14 недель и включали спортивные состязания, бои гладиаторов и пышные театральные постановки. В 1-й день открытия в амфитеатре, по разным данным, были убиты от 5 до 9 тыс. диких животных.

Всего за время существования Колизея на арене погибли 300 тыс. человек и 10 млн. диких животных.

В Древнем Риме просто пойти и приобрести билеты в Колизей было невозможно, места бронировались за различными гильдиями, союзами, объединениями, либо требовалось специальное приглашение от влиятельного лица.

Парадная форма одежды была обязательной, например, мужчины должны были носить тоги. На трибунах запрещалось пить вино. Нарушить этот запрет мог разве всесильный император.

Судя по данным раскопок, в частности, проведенных и в Колизее, гладиаторы были вегетарианцами, но не из идеологических соображений.

Обильная растительная пища (ячменные лепешки, хлеб, бобы, овощи, корнеплоды) позволяли им нарастить жировую прослойку, служившую дополнительной защитой во время битв.

Ввиду далеко не блестящей сохранности, «дублером» Колизея в фильмах нередко выступает более миниатюрный, но куда лучше сохранившийся тунисский амфитеатр Эль Джем. Он «подменял» своего римского собрата в фильме «Гладиатор».

Колизей вошел в список 7-ми новых чудес света. В этом списке он единственный представитель европейской цивилизации.

Некогда залитый кровью, теперь Колизей воплощает гуманистические ценности новой Европы. Обычно его подсветка белая, но с 2000 г. порой меняется на желтую – это значит, что где-то в мире какому-то заключенному заменили смертную казнь иной мерой наказания.

В самой Италии смертная казнь не применялась с 1947 г., хотя официально отменили ее только в 2009 г. (в религиозном государстве Ватикане – в 1969 г., даже для тех, кто покушался на Папу).

Как добраться до Колизея?

Добраться до архитектурного памятника древности, развалины которого по-прежнему манят тысячи людей вот уже столько лет, несложно. Он расположен по адресу: Piazza del Colosseo, 1.

К району Целио, где он расположен, доехать возможно на метро, с последующей пересадкой на автобус или трамвай. Также не составит огромного труда добраться до Колизея, найдя его на карте и изучив схему проезда.

На метро: линия B (станция Colosseo), линия А (Manzoni), а затем на трамвай №3, идущий в южном направлении.

Автобусы: № 60,75,85,87,271,571,175,186,810,С3

https://youtube.com/watch?v=JoeAW4mHgRQ

Ссылка на основную публикацию