Кафедральный собор святого станислава и святого владислава в Вильнюсе

Возвращение верующим

В 1985 году власти позволили еженедельные богослужения в соборе, остававшемся Картинной галереей. 5 февраля 1989 года состоялось освящение возвращенного церкви храма. 4 марта 1989 в собор были торжественно перенесены хранившиеся в костёле Святого Петра и Павла мощи святого Казимира. В октябре 1989 года храм был торжественно открыт для католиков.

В 1993 году были восстановлены скульптуры на фасаде собора (скульптор Станисловас Кузма). С 1993 году в торжествах инаугурации президента Литовской Республики после принесения присяги в Сейме и военного парада следует торжественное богослужение с участием вступающего в должность президента и его свиты и освящение Флага президента.

4 сентября 1993 года папа римский Иоанн Павел II молитвой в кафедральном соборе начал апостольский визит в Литву (4 сентября—8 сентября 1993).

Современное состояние

В 1998 году при митрополите Виленском и Литовском Хризостоме собор был отреставрирован. В настоящее время в Пречистенском Кафедральном соборе служит один клирик: настоятель прот. Евгений Руденко.

В храме действует воскресная школа, состоящая из нескольких классов. Изучается Закон Божий, история Церкви, история России, церковное пение. Трое преподавателей воскресной школы в 2005 году удостоены ордена свт. Иннокентия Московского 3-й степени.

В храме проводятся концерты русской духовной музыки; с конца 1990-х годов здесь проходят выступления участников международного фестиваля русской духовной музыки ( — 21 июня 2009 года уже XI Международный фестиваль русской духовной музыки.

Интересные факты

Как и любое старинное здание, Кафедральный собор хранит свою тайну и все, кто пытается проникнуть в нее, караются. Надпись на одной из часовен гласит: «Кто осквернит святое место, тот будет несчастлив». В жизни это предсказание сбывается: все, кто руководил раскопками, вскоре умирали. Среди причин называют особые микробы, проклятье господа и просто совпадения. В любом случае кафедральный собор в Вильнюсе хранит в себе тайну, разбираться в которой все опасаются.
На площади одна из плит имеет надпись Stebuklas, что в переводе с литовского означает «чудо», автор идеи – литовский художник Гитянис Умбрасис. Существует поверье, что если встать на эту плиту и загадать желание, а затем три раза повернуться вокруг себя, то желание обязательно исполнится.
Считается, что именно от этой плиты в 1989 году выстроилась живая цепь длиной около 600 километров

Два миллиона жителей Литвы, Латвии и Эстонии, взявшись за руки, образовали самую длинную в мире живую цепь, пытаясь таким образом обратить внимание на события, происходящие в Прибалтике.
Коричневая полоса на площади указывает границу старинной оборонительной стены.
Ранее на Кафедральной площади находился сквер, который неофициально назывался Телячьим. Сад был благоустроен к 100-летию А.С

Пушкина в 1899 году, в нем находился памятник поэту и сквер назывался Пушкинским.

История

Считается, что в дохристианские времена, Балтийский языческий бог Перкунас поклонялись на месте собора. Он также предположил , что литовский король Миндаугас заказал строительство оригинального собора в 1251 году после и назначение епископа в Литву. Остатки архаического квадратичного церкви с тремя нефами и массивными контрфорсами были обнаружены под текущую структуру в конце 20 — го века. После смерти Миндаугаса в 1263 году , первый собор снова стал местом языческого поклонения.

В 1387 году , в год , в котором Литва была официально преобразована в христианство , началось строительство второй готического собора с пятью приделами. Это второй собор, однако, сгорел в 1419 году во время подготовки к его 1429 коронации короля Литвы , Витаутас построил значительно больший готический собор на своем месте. Несмотря на то, коронация не состоялась, стены и колонны этого третьего собора сохранились и по сей день. Третий собор имел три нефа и четыре круглых башен по углам, и фламандский путешественник Жильбер де Ланнуо заметил его сходство с Фрауэнбургом собора. В 1522 году собор был восстановлен, и колокольня была построена на вершине Нижнего замка оборонительной башни. После очередного пожара в 1530 году, он был восстановлен снова и между 1534 — 1557 были добавлены еще часовен и склепов. В соборе приобрел архитектурные особенности , связанные с эпохой Возрождения .

В 1529 году, наследный принц и будущий король Польши Сигизмунд II Август, был коронован великим князем литовским в соборе. После очередного пожара в 1610 году, собор был снова восстановлен, и были добавлены две передние башни. Собор был вновь поврежден в 1655 году , когда Вильнюс упал на российские войска в русско-польской войне 1654-1667 гг . Он был реконструирован и реконструирован еще несколько раз.

Между 1623 — 1636, по инициативе Сигизмунда III Васа , а затем завершил его сын Владислав IV, то барочный стиль Санкт — Казимир часовня по королевским архитектором Константино Тенцалле был построен из шведского песчаника . Его интерьер был реконструирован в 1691-1692 и украшен фресками Микеланджело Паллони , алтарь и лепкой по Пьетро Перти . Эта часовня содержит скульптурные уставы ягеллонов царей и эпитафию с сердцем Владислава IV в. Больше всего в соборе эта часовня символизирует славу польско-литовского союза и общей истории.

В 1769 году южная башня, построенная во время реконструкции 1666 рухнула, разрушив своды соседней часовни и убийство 6 человек. После повреждения, епископ Вильнюсского Игнация Якуб Massalski заказал реконструкцию собора. Работы начались в 1779 году и было завершено в 1783 году, а интерьер был завершен в 1801 году собор был перестроен в его нынешнем виде в соответствии с конструкцией Лауринаса Гуцявичюс в неоклассическом стиле; церковь приобрела строгую четырехугольную форму , общие для местных общественных зданий. Главный фасад был украшен скульптурами четырех евангелистов итальянским скульптором Томазо Righi . Некоторые ученые указывают на архитектурное сходство собора к работам Андреа Палладио или увидеть влияние воспитателя Гуцявичюс в Леду . Влияние Палладио архитектуры проявляется в боковых фасадах здания. Отсутствие «чистоты» в классической архитектуре, из — за включение барокко скульптуры стиля и других элементов, позднее было раскритиковано академическими архитекторами, в частности Подчашинского .

Между 1786 и 1792 три скульптуры Казимир Ельский были размещены на крыше собора — святого Казимира на южной стороне, Saint Stanislaus на севере, и Святой Елены в центре. Эти скульптуры были сняты в 1950 году и восстановлены в 1997 году , предположительно, скульптуры Святого Казимира первоначально символизировала Литва, что Святой Станислав символизировала Польшу, и что Святой Елены держит крест представляет истинный крест.

В 2002 году работа официально начал восстанавливать Королевский дворец Литвы за собором. Вновь возводимое здание дворца значительно изменить контекст собора.

Собор и колокольня были полностью отремонтированы с 2006 по 2008 Фасады были покрыты свежим многоцветной ЛКП, значительно увеличивая внешний вид зданий. Это был первый ремонт после восстановления независимости Литвы в 1990 году.

История

Сооружён киевскими зодчими по образцу собора Святой Софии в Киеве и в 1348 году освящён епископом Владимирским Алексием, митрополитом Киевский и всея Руси, приглашённым великим князем литовским Олгердом. При Витовте Великом, добивавшемся Литовской православной митрополии, отдельной от митрополии Киевской и всея Руси и с избранием в особого Митрополита Киевского и Литовского (рукоположен ) Григория Цамблака собор получил статус и наименование кафедрального митрополичьего собора.

Юзеф Чехович. Реконструкция Пречистенского собора

Позднее пришёл в упадок и был отстроен заботами и на средства покровителя православия в Великом княжестве Литовском, великого гетмана литовского князя Константина Ивановича Острожского (—). С 1609 года принадлежал униатам. Страдал от пожаров, перестраивался, утрачивая черты прежнего облика. В 1748 году здание пострадало от пожара и было заброшено. Богослужения не совершались, здание меняло владельцев и назначение.

В здание было продано Виленскому университету. В радикально перестроенном архитектором Михалом Шульцем в духе классицизма здании были оборудованы анатомикум (анатомический театр; ), учебные аудитории, библиотека. С упразднением виленской Медико-хирургической академии () вновь начались смены владельцев и назначения здания: здесь располагались казармы, архив, торговые и хозяйственные помещения, частные жилые помещения, кузница.

Пречистенский собор 1873 г.

По инициативе генерал-губернатора М. Н. Муравьёва и его брата А. Н. Муравьёва в с высочайшего соизволения был начат всероссийский сбор пожертвований на восстановление храма. В — храм был восстановлен по проекту А. И. Резанова и Н. М. Чагина. Освящён в октябре (в ноябре по григорианскому стилю) 1868 года. Пятиярусный иконостас с 73 иконами (святая Евфросиния Полоцкая, святой Александр Невский и другие святые, имевшие отношение к западнорусским землям) выполнен художником И. П. Трутневым, бывшим в течение двух десятилетий старостой храма.

В 1946 году постоянных прихожан собора насчитывалось 424. Приход был официально зарегистрирован в 1948 году. В и 1957 годах храм капитально ремонтировался, реставрирован в 1980 году.

Архитектура

В наши дни Кафедральный собор Святого Станислава и Святого Владислава представляет собой пример классического стиля в архитектуре. Собор украшают величественные колонны, а на крыше возвышаются три восхитительные статуи: Святого Станислава, Святого Казимира и Святой Елены с крестом в руках. Первые созданные фигуры были разрушены в 1950 году, но в 1993 году были установлены новые, котрые можно наблюдать в настоящее время.

В нишах фасада базилики можно увидеть фигуры четырех апостолов с животными, а над ними — барельефы со сценами их деяний. По обе стороны от скульптур нашли свои места статуи пророков Авраама и Моисея.

Колоритное здание, которое невозможно не заметить на Кафедральной площади, всегда притягивает взгляд гостей города. Храм, безусловно, заслуживает того, чтобы его посетить. С первого взгляда может показаться, что это какой-нибудь музей или даже парламент, но такое величественное здание пренадлежит собору Святых Станислава и Владислава.

Romano Centorame

Колокольня

Серебряная памятная монета (2003 г.) 50 литов с Вильнюсским кафедральным собором.

Колокольня

Отдельно стоящая четырёхъярусная колокольня (XVI—XVIII веков) высотой 57 м (с крестом высотой в 2,8 м; без креста — 52 м) возведена на башне Нижнего замка. Толщина самых толстых стен первого этажа составляет от 2,8 м до почти 4 м. В начале XV века, по другим сведениям в начале XVI века на территории замка, на которой был выстроен кафедральный собор, одна из западных башен оборонительной стены была превращена в колокольню и таким образом была присоединена к храму. Её подземная четырехугольная часть является одним из древнейших образцов балтийской кладки в Литве. Она датируется XIII веком и возведена на дне прежнего русла реки Вильни. Остатки этой части уходят на 1,2 м ниже нынешнего уровня поверхности.

Нижняя округлая часть относится к готике, представляя собой реликт оборонительной башни Нижнего замка. В северной стене третьего этажа на высоте 7,1 м сохранился проём выхода на оборонительный мостик стены. Прежний вход в башню располагался на втором этаже со стороны замка. На трёх верхних этажах округлой части были бойницы, выходящие на внешнюю сторону замка.

В исторических источниках колокольня впервые упомянута в 1522 году, когда башне потребовался ремонт. При реконструкции были сужены окна и уничтожены бойницы, стены покрыты штукатуркой. В первой четверти XVI века итальянский архитектор Аннус (Annus) на оборонительной круглой башне выстроил два восьмиугольных яруса для колоколов. Верхний четвёртый ярус восьмистенной части колокольни был возведён в 1598 году и позднее приспособлен для часов. У двух средних ярусов есть черты барокко, четвёртый ярус в стиле классицизма. Внешние стены первых трёх ярусов выложены из булыжника. Каждые 3—4 ряда каменнной кладки чередуются узкой полосой кирпичной кладки в 1—2 кирпича. Верхний четвёртый ярус выстроен из кирпичей в готической кладке.

В XVII—XIX века колокольня из-за повреждений в войнах и пожарах неоднократно перестраивалась. Восстановлением пострадавшей при пожаре в 1610 году колокольни руководил архитектор Вильгельм Поль. Во второй половине XVII веке на башне было повешено несколько колоколов, отлитых Яном Деламарсом и установлены часы. В середине XVIII века мастер Густав Мёрк повесил на колокольне больше колоколов. Крыша колокольни была сформированная в 1893 году и до сих пор её форма менялась. Она покрыта жестью, венчающий её шпиль (8 м) — листовой медью. Верхушка шпиля оканчивается железным крестом (5 м) работы местных мастеров, в 1893 году закрепленным на позолоченном барабане.

Башенные часы изготовлены в конце XVII века и установлены на башне в 1672 году. Предполагается, что часовой механизм был изготовлен в Германии; имя мастера неизвестно. Механизм реконструировался в 1803 году. Эта дата вырезана в кованой раме часов. Занимался реконструкцией часового механизма староста виленского цеха часовщиков Юзеф Бергман. В конце XIX века рухнула башня с часами вильнюсской Ратуши и часы колокольни собора стали главными часами в городе.

Циферблаты из медного листа установлены на всех четырёх сторонах самого верхнего яруса. Циферблаты диаметром 2 м снабжены только часовой стрелкой. Обод циферблатов, римские цифры и стрелки покрыты позолотой. Тупой конец единственной стрелкой украшен полумесяцем, острие показывает часы.

Колокол, отбивающий часы, отлит в 1673 году литейных дел мастером Яном Деламарсом. Его высота — 58 см, диаметр — 107 см. Колокол опоясан латинской надписью, украшен рельефными фигурами Пресвятой Девы Марии, покровителей собора святого Казимира и святого Станислава. Меньший колокол, отбивающий четверти, отлит в 1758 году.. Фундаторами колокола были епископ виленский Николай Стефан Пац и Анджей Казимир Оссовский. Четверти часов отсчитывает колокол меньшего размера, отлитый в 1754 году литейщиком Густавом Мёрком. Молоточки бьют по нему каждые 15 минут: один удар — первая четверть часа, два удара отбивают полчаса, три удара — 45 минут. Новый час отмечают четыре удара колокола меньшего размера; после короткой паузы молоток большого колокола наносит удары по числу часов.

Колокольня ремонтировалась в 1965 году. В 1967 году на колокольне были установлены 17 колоколов разной величины, на которых вызванивали мелодии во время празднеств и полуденный сигнал литовского радио.

В колокольне размещался диспетчерский пункт Вильнюсского бюро путешествий и экскурсий.

Ссылка на основную публикацию