Исаакиевский собор

Памятник Николаю I

Открытие памятника Николаю I состоялось в 1859 году
после смерти российского самодержца. Он создан архитектором Монфераном, который
построил Исаакиевский собор. На одной оси с памятником Николаю I стоит
знаменитый Медный всадник. Они разделены Исаакиевским собором.

Единственной опорой шестнадцатиметровой статуи служат
задние ноги лошади. На императоре надета парадная форма, которую носили в
Кавалергардском полку.

Украшением пьедестала служат фигуры, символизирующие Правосудие, Веру, Силу и Мудрость.

Существует легенда, связанная с ними, в которой говорится, что эти фигуры лепили с жены и трех дочерей царя, позировавших скульптору. Пьедестал также оформлен горельефами с изображением основных событий эпохи Николая I.

О месте Государственный музей-памятник Исаакиевский собор

Легендарный Исаакий – символ Санкт-Петербурга, без осмотра и посещения которого не обходится ни одна обзорная экскурсия по городу. За годы своего существования Исаакиевский Собор стал не только музеем с постоянным приходом православной церкви, но и площадкой для проведения множества культурных событий мирового значения.

Как добраться?

Быстрее всего добираться до Исаакиевского собора на метро, но выходить нужно не на «Невском проспекте», как советует большинство путеводителей, а на новой станции «Адмиралтейская». Выйдя из вестибюля нужно пройти до перекрёстка Кирпичного переулка с Малой Морской улицей и повернуть налево, после чего идти прямо, пока с правой стороны увидите южный фасад Исаакия с одноимённым сквером и памятником Николаю I напротив.

Интересные факты

  • Официально собор строился с 1816 по 1858 годы, но первое упоминание об Исаакиевской церкви зафиксировано в 1706 году, когда Пётр I распорядился построить первых храм в зарождающемся городе.
  • Высота здания вместе с куполом – 101 метр, и до 1985-го года храм-музей находился на втором месте самых высоких построек Санкт-Петербурга, уступая лишь Петропавловскому собору.
  • Несущие конструкции Исаакия удерживаются благодаря 112 монолитным колоннам из гранита, а на балюстраде расположилось 24 скульптуры ангелов и библейских персонажей.
  • Смотровая площадка у основания купола появилась только в 1950-х годах, через несколько лет после присвоения собору статуса музея.

Советы туристам

  • Обязательно поднимитесь на смотровую площадку – это уникальный шанс увидеть исторический центр Петербурга с высоты птичьего полёта, а именно – с 43 метров.
  • Оказавшись в городе в летний сезон белых ночей, не пропустите уникальную вечернюю программу, которая в Исаакиевском соборе, а также в Спасе-на-Крови и других близлежащих достопримечательностях обновляется ежегодно.
  • Если хотите увидеть Исаакий с другой стороны, сходите на один из концертов хоровой музыки, которые тут проводятся несколько раз в месяц.
  • Православный приход собора организует службы дважды в день – в 8:00 и 16:00, при желании, можно посетить и их, но не забывайте, что на это время экскурсии не проводятся.

Другие достопримечательности Санкт-Петербурга, Россия

Храм Спаса на Крови

6 отзывов

Государственный Эрмитаж

4 отзыва

Большой Дворец

3 отзыва

Государственный музей-памятник Исаакиевский собор

3 отзыва

Дворцовая Площадь

5 отзывов

Екатерининский дворец и парк

3 отзыва

Петергоф

11 отзывов

Петропавловский Собор

7 отзывов

Невский проспект

3 отзыва

Казанский кафедральный собор

3 отзыва

Государственный Русский музей

3 отзыва

Гранд Макет Россия

3 отзыва

Музей Фаберже

Юсуповский Дворец на Мойке

Никольский Морской собор в Кронштадте

Государственный Музей-Заповедник

Государственный академический Мариинский театр

Набережные Невы

Дворцовый мост

2 отзыва

Аничков мост

Правила поведения в соборе

В помещениях собора и на колоннаде запрещено:

  • находиться в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, громоздкие сумки и рюкзаки;
  • передвигаться на роликовых коньках и кроссовках с колесами, велосипеде, самокате, скейтборде;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки и витрины храма;
  • оказывать услуги коммерческого и экскурсионного характера;
  • слушать музыку, петь и шуметь;
  • курить и мусорить;
  • приходить с животными;
  • производить профессиональную фото-и видеосъемку, а также съемку со вспышкой во время экскурсии.

Татьяна Лискер

Предсказание

По преданию, один ясновидец предсказал Монферрану, что тот умрет вскоре после окончания строительства, поэтому зодчий не торопился. На самом деле масштабный проект был настолько уникален, что требован нестандартных решений. Архитектор никуда не спешил и несколько раз исправлял собственные ошибки.

Каким бы ни абсурдным казалось мистическое предсказание, но оно сбылось. Буквально через месяц после освящения собора зодчий умер. Причиной смерти стал острый приступ хронической болезни, который случился после сильного воспаления легких.

Внутри Исаакиевского собора

По завещанию архитектора должны были похоронить в новом соборе. Но это так и не сделали. Дело в том, что Монферран исповедовал католическую веру, а Исаакий построили, как православный храм. Гроб трижды обнесли вокруг церкви, отслужили литургию, и вдова увезла тело покойного на родину – во Францию. Зодчего, столько лет отдавшего России, похоронили на парижском кладбище в районе Монмартр.

Гостиницы

Наслаждаться видом Исаакиевского собора и архитектурного ансамбля площади можно из окна отелей расположенных в шаговой доступности:

  • Адажио
  • Англетер
  • Софитель

При этом гостиница с уровнем обслуживания пять звёзд Англетер, возведённая в 1991 году, в точности повторяет здание гостиницы, построенной на этом месте в 1846 году. Именно в нём бывали Антон Павлович Чехов, Айседора Дункан. Здесь были написаны строки «До свиданья, друг мой, до свиданья…» Сергея Есенина и, спустя какое-то время, найдено его бездыханное тело.

Захватывающий вид на Исаакиевский собор открывается с открытой террасы отеля Софитель. А удобное расположение гостиницы Адажио позволит гостям города не только любоваться восхитительными видами Ансамбля Исаакиевкой площади, но и не менее увлекательными достопримечательностями в округе.

Сидя же за столиком и наслаждаясь ароматным кофе в кафе, с тёплым названием Счастье, можно наблюдать за шумными туристическими группами, собирающимися перед Исаакиевким собором.


Гостиница «Астория» получила название в память о фешенебельных отелях Нью-Йорка, которыми владели братья Асторы

Исаакий сегодня

В XIX столетии собор находился в собственности Министерства внутренних дел. С самого начала в храме проходили различные выставки. Кроме того, храмовое здание использовали для церковных служб.

Сегодня величественный Исаакий – выдающийся архитектурный памятник классицизма. В качестве музея он работает с 1948 года. Многие туристы приходят сюда, чтобы подняться на смотровую площадку и полюбоваться грандиозным видом на историческую застройку, который открывается с высоты.

В 1990 году здесь возобновили богослужения, и в наши дни службы идут каждый день. В то же время собор продолжает принимать туристов. Многие путешественники оплачивают экскурсию и с удовольствием слушают рассказ гида об истории долгого строительства и судьбе зодчих, которые возводили Исаакий.

Посетителям показывают художественное убранство и редкие музейные экспонаты. Они могут увидеть красивые мозаики, масштабные настенные росписи, витражи, а также колонны и детали интерьера, сделанные из лазурита, порфира, малахита и разноцветного мрамора.

Колонны и купол

Первое, чем привлекает Исаакиевский собор — гранитные колонны. На нижнем ярусе установили 48 штук (по 12 на портик): каждая весит 114 тонн и имеет высоту 17 метров. Колонны ставили на основание с помощью специально выстроенных лесов. И никак не закрепили — они держатся только силой тяготения. Большая часть колонн ставилась до возведения стен. Поскольку технологий, позволяющих их ставить после, тогда не существовало.

Гигантские цилиндры выбили из карельского гранита в каменоломне под Выборгом. И затем на баржах доставляли в Санкт-Петербург

На верхнем ярусе собора установлено 24 гранитные колонн существенно меньшего веса: «всего» по 64 тонны!

Сегодня для посещения доступна лишь одна колоннада  — ее высота 42 метра. Некогда посетители поднимались и выше — винтовую лестницу на открытую анфиладу можно увидеть.

Купол Исаакиевского собора, видимый из множества мест Старого города Санкт-Петербурга, позолотили лишь раз. И с тех пор он не требовал подновления. Причина кроется в технологии — покрытие осуществлялось амальгамированием, то есть растворением золота в ртути и затем выпариванием последней. Способ стоил жизни нескольким десяткам позолотчиков. Их не спасли даже стеклянные шары, надевавшиеся на голову.

Вся позолота внутри собора выполнялось куда более безопасным методом гальванопластики

Передача Исаакиевского собора РПЦ

В 1990 году, после многолетнего перерыва в соборе возобновлены церковные службы и примерно с этого же времени Русская Православная Церковь претендует на возвращение здания собора.

В январе 2017 года мэром Санкт-Петербурга Полтавченко было озвучено, что вопрос о возвращении Исаакиевского собора РПЦ решён, что вызвало неоднозначную реакцию общественности. В частности, высказывалось, что церковь не сможет поддерживать здание в надлежащем состоянии, а музейная функция будет ликвидирована.

Значительная часть общественности выступает против передачи Исаакиевского собора РПЦ, однако существует множество сторонников передачи собора.

Архитектурные особенности

Храм построен в традициях позднего классицизма и увенчан строгим пятиглавием. Большой купол имеет восьмиугольную форму. Фасады здания украшают выразительные портики коринфского ордера.

Исаакий знаменит не только безупречными классическими формами, которыми с удовольствием любуются жители города и туристы. Это самая высокая из всех построек, которые стоят на главных площадях города – Адмиралтейской, Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской. Высота здания с куполом 101,5 м. Собор достигает длины 111,3 м и ширины 97,6 м.

Вокруг храмового комплекса установлено 112 монументальных колонн из монолитного гранита, материал для которых добыли под Выборгом. На некоторых из них можно увидеть выбоины от разрывов снарядов, оставшиеся со времен войны.

Интерьер

Интерьер роскошен: мрамор и порфир, позолота, сложнейшие мозаичные картины. Большинство из которых потребовало скрупулезной работы мастеров в течение нескольких лет!

В отверстии в центральной части купола парит голубь, символ Святого Духа. В атеистическое советское время вместо голубя подвесили маятник Фуко, служивший наглядным доказательством вращения Земли. Сегодня он демонстрируется в одном из боковых приделов

Значительная часть фресок, покрывавших стены, со временем заменили мозаичными панно. Сделали это из-за ужасающей сырости, которую просто не выдерживала живопись на штукатурке.

Алтарную часть Исаакиевского собора украшают красивейшие малахитовые колонны высотой 9.5 метра и диаметром — 1 метр. Они кажутся цельными, хотя на самом деле сделаны из бронзового листа и снаружи оклеены тонкими (толщина 2.5 мм) пластинами малахита.

Купол расписывал знаменитый живописец Карл Брюллов (его эпический «Последний день Помпеи» можно увидеть в Русском музее). Подорвавший на этой кропотливой работе здоровье.

Дело в том, что работать художнику приходилось на большой высоте, в холоде и сырости, на постоянных сквозняках. Так он застудил легкие. И даже санаторный отпуск в Италии не помог —  Карл Брюллов умер в 1851 году, не дожив до освящения собора.

В годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор служил хранилищем для произведений искусства, доставленных из императорских дворцов в пригородах. Здание не отапливалось, в результате чего фрески на стенах буквально разложились — их восстановление затем заняло годы.

Сам собор не получил ни одного прямого попадания, несмотря на свою высоту и видимость далеко за пределами Санкт-Петербурга. Осколки, правда, повредили несколько колонн. Вы можете увидеть военные «шрамы» на восточном фасаде здания.

История

По планам своего основателя город возводился, прежде всего, как крепость и порт. В 1704 году, на левом берегу Невы, был заложен комплекс зданий Адмиралтейства. Работники верфей селились в его окрестности. Так образовалась Морская слобода.

По обычаю времени, каждая гильдия мастеровых строила свой храм. Приказ на возведение Исаакиевского храма, в заботе о своих подданных, выдал сам Петр Великий. Его назвали в честь преподобного Исаакия Долматского, в день памяти которого и родился Император всея Руси.

Первая деревянная Исаакиевская церковь появилась уже в 1710 году, дав одноимённое название окружающей её территории. Впоследствии это здание храма было разобрано. Но место до 1763 года так и сохраняло своё название. После переезда сюда Сената из здания Двенадцати коллегий, площадь стала именоваться Сенатской. Ныне здесь красуется памятник Петру Великому – Медный всадник.

Современная территория Исаакиевской площади, точнее, её часть между Большой Морской улицей и рекой Мойкой, служила торговле. А потому и название носила такое же — Торговая. Поговаривали, что здесь можно было купить даже работников для хозяйских нужд. Официально название площади было присвоено Решением «Комиссии о Санкт–Петербургском строении» в 1738 году.

Градостроительную политику Петра I продолжила Анна Иоанновна. Своим указом от 1745 года императрица вменяла в обязанности купцам и прочему зажиточному населению строить в этом месте каменные дома. Так кроме казарм для солдат и матросов у деревянного Синего моста, построенных в 1742 году, стали появляться особняки и дворцы.


Дом Мятляевых считается здесь старейшим, сохранившимся без изменений, строением. Возведён он был неизвестным зодчим для царедворца Льва Нарышкина.

До начала строительства третьего Исаакиевского собора в 1768 году, Торговая и Исаакиевская площадь, практически, составляли одно целое. И только во время возведения новой церкви Исаакия Долматского, территорию между Конногвардейским бульваром и рекой Мойкой стали именовать Исаакиевской площадью. Событие это относится к 1793 году.

Однако в 1870 году пространство от Большой Морской улицы до Синего моста через реку, отошло к Мариинской площади. Последняя образовалась в 1844 году, как территория перед построенным на берегу Мойки дворцом для Марии Николаевны, дочери императора Николая I. В октябре 1923 года то, что осталось от Исаакиевской площади, было переименовано в площадь имени русского революционера Вацлава Воровского. В 1929 году, избавляясь от всех царских пережитков, Мариинскую площадь объединили в одно целое с Воровской. И лишь в январе 1944 года территория от кафедрального собора до дворца вновь приобрела название Исаакиевской площади.

История

Главные площади Санкт-Петербурга формировались столетиями, они неоднократно переименовывались и перестраивались. Исаакиевская площадь не является исключением. Изначально на участке за Сенатской площадью располагались торговые ряды, в связи с чем, эта территория получила название Торговой площади. После строительства Мариинского дворца, в 1849 году, площадь стала называться Мариинской.

В период царствования Екатерины II был издан указ о строительстве новой Исаакиевской церкви. Изначально храм находился на соседней Сенатской площади, но, из-за непрочного фундамента, церковь решили перестроить и перенести подальше от Невы. После возведения храма площадь обустроили. Однако, название «Исаакиевская» площадь получила лишь в 1793 году.

В дальнейшем площадь была расширена и в ее центре установили памятник Николаю I, в связи с чем название решили сменить на Николаевскую площадь. Но новое имя не прижилось и скоро исчезло из официальных документов. В 1923 году площадь назвали в честь революционера В. В. Воровского. Лишь в 1944 году Исаакиевская площадь вернула себе старое название.

Площадь хранит память о важных исторических событиях страны. В годы Октябрьской революции и в 1991 году здесь проходили массовые митинги. Также несколько раз Исаакиевская площадь переживала сильнейшие наводнения. В настоящее время здесь ежегодно проходит концерт в честь празднования Дня России, фестиваль света, а также митинги и демонстрации общественных движений, политических партий и др.

Николай Пермяков

Особенности архитектуры Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Храм является образцом позднего классицизма. Высота здания достигает 101,5 метров, а ширина — 97,6 метра. Собор имеет крестово-купольную форму, в нем располагаются три алтаря: Исаакию Далматскому, Великомученице Екатерине и Александру Невскому.

Пятиглавый храм имеет еще четыре небольшие главки с колокольнями. Венчает собор большой купол, наружный диаметр которого составляет 25,8 метров. В отличие от большинства православных храмов, собор не имеет восточного входа, главный вход располагается в западном портике. Стены и пол здания облицованы цветным мрамором и сланцем.

Здание украшено 112 гранитными колоннами разного размера. Работы по оформлению интерьера начались в 1841 году. Над украшением собора трудились знаменитые художники и скульпторы (Карл Брюллов, Пётр Клодт, Иван Бурухин, Николай Пименов и др.) Их работой руководил ректорат Петербургской Академии художеств, все эскизы проходили согласование в Синоде и у императора.

Главной техникой была выбрана масляная живопись по специальному грунту, образа писали тоже маслом на бронзовых досках. Самой большой композицией Исаакиевского собора является роспись купола, площадь ее составляет 800 кв. метров. Эту часть работы выполнил известный русский художник Карл Брюллов.

Однако из-за климатических особенностей Санкт-Петербурга, со временем грунт портился и изображения приходилось переписывать, поэтому было принято решение декорировать собор мозаикой. Храм украшают более 350 скульптур, изображающих прославление и земную жизнь Иисуса Христа. Большой интерес представляют скульптурные барельефы портиков и дверей собора. Помимо скульптур храм украшают 150 панно и картин, а также витраж с изображением Воскресения Христа, площадью около 30 кв. метров.

Интерьер Исаакиевского собора на панораме Google:

Колоннада Исаакиевского собора располагается на высоте 43 метра. Чтобы подняться на нее необходимо преодолеть 2 винтовые лестницы из 200 ступеней. Колоннада состоит из 24 колонн, длиной 14 метров, и представляет собой смотровую площадку с круговым обзором.

Вид с колоннады Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге на панораме Google:

История создания Исаакиевского собора

Основан Исааакиевский собор в 1710 году, российским императором Петром Великим. По указу монарха в 1710 году был издан указ, по которому вблизи Санкт-Петербургского Адмиралтейства намечалось строительство храма в честь византийского канонизированного монаха Исаакия Далматского. Изначально на месте будущей святыни размещалась адмиралтейская чертёжная, которая была реконструирована и на её месте появилась рубленая церковь, ставшая оплотом будущего собора. В 1717 согласно указа Петра Первого проходило обустройство каменными храмами и церквями столицы государства Российского, новому плану обустройства подверглась и Исаакиевская церковь.

Так, через 10 лет завершилась «генеральная реконструкция» церкви, после чего она преобразилась в лучших чертах петровского барокко. Интересно заметить, что за всё время десятилетней модернизации руководили работами три разных архитектора.

В 1761 году по указу городского сената, была принято решение о необходимости переноса святыни (в то время он находился на месте площади, где сегодня воздвигнут памятник — «Медный всадник»). Причиной тому стало непрочное основание фундамента здания на подмываемых грунтах, вследствие чего ежегодно происходило частичное разрушение церкви, что вынуждало городские власти выделять значительные средства на его ремонт. Однако фактическое начало работ по строительству «третьей» Исаакиевской церкви произошло лишь в 1768 году с личного одобрения императрицы Екатерины Второй.

По изначальному проекту Исаакиевская церковь должна была стать роскошным собором с мраморным фасадом и пятью куполами с сусальным золотом. Сама же архитектурная концепция здания отличалась сложным и уникальным проектом, отличавшимся роскошью и изяществом характерных концу 18-го века. Из-за смерти императрицы и неожиданной смены архитектора верхняя часть собора была достроена в спешке. Что повлекло диссонанс внешнего облика здания, в виду плохого сочетания роскошного мраморного основания с великолепными узорами и грандиозными элементами фасада с простой кирпичной надстройкой и одним купольным возвышением (менее высоким, чем планировалось заранее), выполненной согласно упрощённого проекта нового архитектора.

Освящен храм был лишь в 1802 году, однако, неудовлетворительный внешний облик и плохое сочетание с общим архитектурным обликом столицы мотивировало власти на создание проекта реконструкции собора, который был составлен в 1809 году. Его создателем был французский архитектор О. Монферран, проект которого получил одобрение в 1818 году, длительность процесса одобрения объяснялась требованиями императора Александра Первого желавшего сохранить отдельные части собора, в частности алтарную зону. Также произошло значительное увеличение собора и изменение его внешних очертаний и общего стиля исполнения. В ходе строительства проект неоднократно подвергался различным видоизменениям, так появился огромный центральный купол с окружающими его четырьмя более мелкими куполами, вместо пяти одинаковых куполов. Однако, невзирая на это общий колорит здания и его архитектурный облик не потеряли своей уникальности, и в 1858 году состоялась новое освящение Исаакиевского собора.

Судьба храма после революции

До 1922 года Исаакиевский собор являлся кафедральным собором Русской Православной церкви, после чего этот статус был отменён, а в 1923 году его передали «обновленцам», поддерживающим советскую власть.

В июне 1928 года Исаакиевский собор закрыли для прихожан.

В 1931 году в его стенах был организован Государственный антирелигиозный музей, один из первых в стране.

С 1948 года работает как музей «Исаакиевский собор».

С 1990 года в Исаакиевском соборе проводятся церковные службы.

О месте Исаакиевский собор

Исаакиевский собор является  одним из лучших образцов русского культового искусства. Здание собора — красивейшее купольное сооружение в России и в мире. Грандиозные размеры храма уступают лишь масштабам римского собора Святого Петра, лондонского собора Святого Павла и  собора Святой Марии во Флоренции. В высоту храма достигает 101 с половиной метра, общий вес составляет 300 тысяч тонн, а площадь занимает 4000 кв. метра. Храм умещает до 12 тысяч человек. До 1917 года Исаакиевский собор являлся главным кафедральным собором Северной столицы. С 1937 года храм стал историко-художественным музеем. День рождения Петра I 30 мая и он совпал с днем византийского монаха святого Исаакия Далматского. В 1710 году в честь его и началось строительство деревянной церкви рядом с Адмиралтейством. В ней Петр  I повенчался с Екатериной. В 1717 году началось строительство каменной церкви, которую позже разобрали из-за оседания грунта. Приказ Екатерины II в 1768 году положил начало строительству очередного нового Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Проект разработал А. Ринальди. Возвели собор между площадями Исаакиевской и Сенатской, но все работы были завершены в 1800 году, уже после смерти Екатерины II.  Этот храм утратил свою красоту и пришелся императору «не ко двору». Спустя Отечественную войну 1812 года, Александр I задумал проектирование нового храма. Архитектор Монферран предположил проект, который предполагал использование части конструкции собора А. Ринальди. Монферран сохранил прежний алтарь и подкупольные пилоны, но разобрал колокольню, алтарные выступы и всю западную стену собора. Таким образом, изменилась длина собора, и здание приобрело прямоугольную форму. Высота сводов осталась прежней. По плану, с северной и южной сторон храма должны были появиться колонные портики. Помимо одного большого купола,  Монферран добавил по углам четыре малых. Императору пришелся по душе такой проект пятиглавого классического храма. Строительство началось в 1818 году, но затянулось на долгие 40 лет. В итоге Исаакиевский собор стал высочайшим купольным сооружением в мире. Главный купол собора состоит из нижней, средней и наружной частей. Диаметр наружного купола составляет 25 метров, а внутреннего – 22 метра. Вокруг барабана на портиках купола закреплены 72 гранитных колонны, вес которых 64-114 тонн. Чтобы позолотить главный купол и  купола пяти колоколен, понадобилось около 100 килограмм червонного золота. Купол увенчан фонариком с греческим золотым крестом. В 1848 году в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге был установлен главный колокол, вес которого не менее 30 тонн. Он украшен изображениями всех государей России.

Архитектурный ансамбль

В 1809 году в город на Неве прибыл с семьёй Антуан Франсуа Модюи. В 1810 году он был принят в Кабинет Его Императорского Величества в качестве архитектора. В этом же году, вдохновлённый проектами Модюи по застройке Васильевского острова и Петербургской стороны, император поручил зодчему проекты оформления территорий перед резиденцией Зимнего дворца, Адмиралтейского луга и Исаакиевкой площади. Однако одобренные уже проекты были отложены по причине политических перемен.

С 1812 по 1814 год Александр I предоставил французу Модюи отпуск. Но, создавая в 1816 году «Комитет по делам строений и гидравлических работ», российский император включил архитектора в его состав.

Только в 1826 году, когда Антуан Франсуа уже не состоял на русской службе, его проекты по обустройству территории площади возле кафедрального собора были рассмотрены и приняты к осуществлению. Но они весьма пригодились Огюсту Монферану, руководившему строительством четвёртого варианта Исаакиевского собора.

Карл Иванович Росси вносил весьма интересные предложения в планировку площади и даже разработал два собственных плана в 1847 году. Некоторые элементы из них воплотил в жизнь Монферан. Свои собственные проекты он представлял в 1820, 1825, 1844 годах. И, наконец, вариант обустройства Исаакиевкой площади, представленный в 1855 году, был утверждён императором Александром II в 1856 году. Практически в этом виде, с изменениями и дополнениями, её облик существует и поныне.

Исаакиевская площадь объединила в единый архитектурный ансамбль абсолютно разные по стилю, предназначению и времени возведения постройки:

  • Исаакиевский собор
  • Исаакиевский сквер
  • Памятник императору Николаю I
  • Мариинский дворец
  • Два здания Министерства государственных имуществ
  • Здание Германского посольства
  • Дом Мятлевых
  • Доходный дом Китнера
  • Особняк Зубова
  • Особняк Миллера
  • Конногвардейский манеж
  • Дом Лобанова–Ростовского
  • Доходный дом Шиля
  • Гостиница «Англетер»
  • Гостиница «Астория»

Ссылка на основную публикацию