Храмовый комплекс прамбанан

Рассвет на Боробудуре, где ночевать, отзыв

Практически Восьмое чудо света, как часто называют древний буддийский храмовый комплекс Боробудур. Гигантские ступы привлекают миллионы людей и комплекс входит в тройку самых крутых храмов Юго-Восточной Азии наравне с  храмом Баган в Бирме и храмом Ангкор Ват в Камбодже.

Чтобы посмотреть Боробудур,  есть два  популярных варианта ночлега. Первый – Джокьякарта, оттуда покупать экскурсионный трансфер за 20 баксов  или добираться на перекладных с местной автостанции. Второй вариант – остановиться на ночлег в самом храмовом комплексе.

Выбор ночлега в Боробудуре невелик – на территории есть один отель —  Manohara Resort.

Это лучший вариант потому, что в стоимость проживания входит бесплатное посещение храмового комплекса Боробудур, которое для всех остальных обойдется в копеечку, те же 18 долларов США.

Второй плюс – сам отель очень уютный и ухоженный, ресторан, вид на Боробудур и красивая территория, цена немного дороже чем в Джогье или окрестностях Боробудура.

В третьих,  мы хотели подняться на Боробудур на рассвете, в 4 утра и удобнее, потому что ближе,  делать это прямо из отеля Manohara Resort. Кроме того, гостям отеля предоставляется скидка на посещение храма на рассвете.  Да, подняться на храм и встретить там рассвет, это стоит отдельных денег – примерно 14 долларов для жителей гостиницы и 18 баксов для всех остальных. Рекомендую останавливаться именно в этом отеле.

Днем храм выполняет в основном роль красивого древнего фона для групповых фотографий девушек или селфи серии «я на фоне…»

Рассвет на Боробудуре —  главное зрелище  той поездки, звенящая тишина, даже  туристы говорили шепотом, восторженно глядя на полную луну, выглядывающую из-за туч сквозь предрассветный туман. 

Все очень таинственно и нереально красиво. Гигантские ступы, холодный взгляд сохранившихся каменных истуканов и мрачный силуэт вулкана Мерапи, который похоронил Боробудур под свои пеплом в 1006 году. Откопали комплекс в начале 19 века, а реставрацию закончили уже в начале 20-го.

На Яве до сих пор полно тех кто не хочет видеть туристов на Боробудуре, в 1985 году храм был слегка поврежден бомбой исламских экстремистов.  

Боробудур днем и ночью – это два разных храма, днем его стены украшают туристы всех мастей, ночью – группа романтиков, обычно до 30 человек. Самого никто на территорию не пустит, все организовано через кассу того же отеля Манохара на территории храма, примерно 4 утра специальный чувак ведет группу встречать рассвет на верхушке храма.  Элемент пакетного туризма присутствует, но без него на Боробудур утром не попадешь, приходится терпеть. Неудобство компенсируется атмосферой и потрясающе красивыми видами на окрестности.

Подробно про Боробудур советую почитать: Как я встречал рассвет в БоробудуреСтоит подняться в парк, который находится немного выше храма, с него хорошо видна верхушка, сам парк тоже понравится любителям тишины. Туристы сюда как правило не доходят и спешат по своим автобусам.

Внизу есть небольшой зоопарк… пару оленей, косули … можно подурачиться как минимум 🙂

Аэропорт Джокьякарта

Аэропорт Джокьякарта — шумный, суетливый и не очень уютный. Хоть и называется международным, но вся его международность ограничена рейсами в Куала Лумпур и Сингапур, а нам дальше пока  и не нужно.

Традиционно нас встречает свора таксистов, которые больше напоминают койотов и  с широкой улыбкой приглашает отвезти нас хоть на край света. Мы уже на краю света, отшучиваемся и прицениваемся. Стоимость проезда нам известна и торгуемся для виду. Курс доллара в аэропорту традиционно занижен примерно на 1 тыс. рупий, много денег менять не стоит.

Главные точки интереса Джокьякарта – Прамбанан – Боробудур если посмотреть на карту составляют неправильный треугольник. Наиболее удален от города Боробудур и мы начинаем знакомство с яванскими храмами именно с него. Расчет простой, сначала смотрим то, что подальше, затем подбираемся ближе к точке вылета, чтобы не тратить много времени на обратный путь и покидаем Яву.

С одним «койотом» удалось договориться о проезде к храмовому комплексу Боробудур за 200 000 рупий, это примерно 18 долларов США. Ехать 40 км, по времени примерно 1 час на такси.

О том куда не ходят туристы на острове Ява

90% туристической жизни в этой части острова Ява проходит в треугольнике Боробудур-Прамбанан-Джогьякарта. Мы отказались от желания поселится в Джогье и выбрали окрестности города Каласан, возле храмового комплекса Прамбанан.  В Каласане как и везде в Азии без проблем можно взять напрокат мотобайк или велосипед и отправиться куда глаза глядят. Выбираем велосипед, как наиболее экологичный вид транспорта, берем карту местности на ресепшне и отправляемся на изучение окрестностей.

В окрестностях много чего интересного, несколько храмов эпохи индуизма поменьше чем Прамбанан, колоритные деревни и рисовые поля. Поверьте, несколько часов мини путешествия по индонезийской глубинке доставят  намного больше удовольствия чем пыльная и вонючая Джокьякарта с ее индусами-торговцами,  табунами мотоциклистов и постоянной звуковой нагрузкой. Даже те кто любят города,  не выдержат это больше одного дня, а мы больше любим природу и мне сложно представить человека получающего удовольствие от таких городов как индонезийская Джогья или, скажем, филиппинский Себу. 

После того как видишь невероятно тяжелый труд индонезийских крестьян начинаешь больше ценить свой уютный офис, а после жилищных условий в которых живут многие яванцы, любая киевская хрущевка с горячей водой и бытовыми удобствами покажется хоромами. Велосипед в таком климате превращает тебя в бурлака на Волге, неизвестно кто кого везет.  Это очень тяжело, особенно в городах, где вместе с жарой в пакете идет влажность, приправленная угарными газами и пылью дорог. Съезжаешь в поля и понемногу привыкаешь, хотя  40 км. за день — расстояние небольшое по нашим меркам, но в Азии смело можно применять поправочный коэффициент примерно 2,5 тогда получится велосотня. 

Рис – главное занятие крестьян, никаких тракторов или комбайнов.  Они там не пройдут, пол метра воды и грязь – типичное рисовое поле, которое сверху кажется очень даже красивым. Волы, они для крестьян выполняют роль тракторов, комбайнов и тягловой силы. На Яве мы впервые увидели этих животных у которых неимоверная силища.

Конечная цель рисоводов — на фото внизу. Сушат рис прямо на земле, подстелив кусок ткани, а иногда без нее. Главное развлечение у детей –ловить рыбку в местных канавах, которые используют для стока воды. В них же стирают белье, ловят рыбу и справляют нужду. Воды в Индонезии очень много, и если ей не управлять – то страна давно превратилась бы в новую Атлантиду и никакие боги воды не помогут. 

Сеть узких каналов используют для регулирования уровня воды на рисовых полях, а мини плотина – для общей регулировки уровня воды в случае угрозы затопления. Мы вышли на нее случайно, когда бродили по окрестностям.

По сути, все жители Явы долгие века живут между «двух огней» — с одной стороны обилие воды с неба и угроза цунами с моря, с другой – постоянная опасность в виде вулканов, которых на острове как спичек в коробке.

В общем, достопримечательности Явы и музеи это замечательно, но настоящая жизнь другая, намного сложнее и интереснее. Мы провели в трех деревнях округи практически весь день и немного следующего перед вылетом.  Нас, конечно, в дом не приглашали, вином не угощали  – это вам не Грузия, но практически все с удовольствием общались, позировали и дарили улыбки.

Как эти школьники, например. У каждого нашивка с именем, видите самая улыбчивая – это Азиза. 

Самые щедрые на эмоции конечно дети и старики. Первые ничего еще не знают о своей будущей сложной  судьбе, вторые уже многое  пережили и ничего не боятся.

После прогулки по рисовым полям, на рис я больше смотреть не могу – сразу перед глазами картинка с волами и сморщенной старухой.  Обедаем фруктами в большом количестве и ассортименте, купленными на местном рынке в Каласане за пару долларов. Когда покупали, сразу  представил стоимость всего этого в нашем супермаркете и купил еще парочку красных dragon fruit. Фрукт-дракон — самое вкусное из того,  что есть во фруктовом азиатском царстве. Я вам серьезно говорю. Они бывают розовые и белые внутри, вкуснотища неимоверная.    

Про султана Джогьякарты.

Губернатор Джокьякарты, он же султан не просто политик – он связующее звено между народом Джогьи и потусторонним миром. Дело в том, что по поверью султан женат на русалке Ньяри Роро Кидул, которая владеет и управляет силами моря. Местный пляж Парангритис – как раз и есть вход в ее царство, говорят поэтому там запрещено купаться. Мы туда не поехали, не потому что испугались —  просто после балийских пляжей тамошний не очень вдохновлял, да и таксисты попадались очень несговорчивые и лукавые.

Говорят на том пляже очень много утопленников, те кто не верит и лезет в воду, составляют им компанию. По крайней мере, так рассказывал нам индонезиец, сидящий рядом со мной в автобусе. Причем начал он с украинской политики, а закончил русалками и потусторонними силами.

На эту тему написан известный роман – бестселлер на фольклорную тематику автора  Буди Сарджоно «Ньяи Роро Кидул — богиня Южных морей»

Так вот султан как раз своего рода связующее звено между широкой общественностью и  божествами  воды и огня, океана и вулкана, потустороннего мира и общества живых. Под божеством огня подразумевается дух вулкана Мерапи, который  лучше не гневить.  Как султан «разруливает» противоречия, не знаю, говорят, вступает в контакт с духами и нечистой силой. В противном случае, по поверью, силы воды и огня давно похоронили бы Джогьякарту под слоем вулканического пепла или залили бы водой.

Так это или нет не важно, важно то что местные жители в эти легенды верят и то, что Индонезия поменяла за последние 25 лет трех президентов, а султан все тот же, незыблемо охраняет покой жителей Джогьи и ее гостей. Мы возвращаемся из Джогьи в переполненном автобусе Транс Джогья, сидячих мест нет, зато стоя у меня роскошный обзор горизонта над головами местных жителей

Кстати, билеты в автобус продает кондуктор, который всегда стоит на входе-выходе, он же помогает иностранцам консультациями с остановками.  На конечной станции, например, в Каласане, посадка происходит на автобусной станции через турникет, очень цивильно без давки и прочих удовольствий. Остановки в городах похожи на наши, в часы пик народу очень много и автобуса можно ждать от 5 до 20 минут

Мы возвращаемся из Джогьи в переполненном автобусе Транс Джогья, сидячих мест нет, зато стоя у меня роскошный обзор горизонта над головами местных жителей. Кстати, билеты в автобус продает кондуктор, который всегда стоит на входе-выходе, он же помогает иностранцам консультациями с остановками.  На конечной станции, например, в Каласане, посадка происходит на автобусной станции через турникет, очень цивильно без давки и прочих удовольствий. Остановки в городах похожи на наши, в часы пик народу очень много и автобуса можно ждать от 5 до 20 минут.

Про таксистов и людей на Яве вообще

Люди на Яве делятся, как наверное и везде, на два типа. На тех, кто связан с тур бизнесом и на нормальных простых местных жителей. Судить по кучке наглых таксистов  о всех жителях Явы не стоит, точно также как не стоит судить о всех  украинцах по тем стрёмным личностям, которые предлагают «комнату недорого » возле киевского вокзала или «такси недорого» возле а/п Борисполь.  

Все кто так или иначе связан с тур бизнесом видят в белом человеке из Европы только деньги и мечтает о том чтобы как можно большая часть этих денег стала его собственностью. Это правило, исключения бывают, но редко. Судите сами, за все время путешествия нам встретился один порядочный таксист и одна девушка – порядочный работник гостиницы возле храма Прамбанан, в которой мы жили. Улыбка яванца, который обращается к вам,  очень часто означает, что он задумал что-то такое на чем  хочет заработать с вашей помощью, например, продать вам картину в технике батик, какой-нибудь тур к древним развалинам или просто сдать комнату или пачку сигарет втридорога. Ценников в магазинах нет – всегда спрашивайте сколько стоит.  Расслабляться не стоит, но и видеть мошенников в каждом встречном тоже ни к чему. Простые яванцы не будут просто так улыбаться, они далеко не такие улыбчивые как, например, тайцы. Это, конечно, не относится к детям – дети всего мира одинаково искренние и улыбчивые.

Краткая история Прамбанана

Прамбанан или Прамбананг — очень старый комплекс храмов буддийской и индуистской направленности в 18 км на восток от Джокьякарты. Храм построен в X веке во времена государства Матарам, а реставрирован в 1918-1953 гг. голландцами. В 1991 г включен в список Всемирного наследия Юнеско.

храм Прамбанан

Первые индуистские храмы (чанди) на территории комплекса появились раньше, в конце XVIII — середине IX вв. Лучше всех сохранились Каласан, Сари, Севу и Плаосан. Главный и самый знаменитый храм называется Лара Джонгранг (на яванском «Стройная Дева»), построенное в 10-ом веке. Самое монументальное здание, посвященное Шиве, состоит из четырех ярусов с четырьмя стенами и воротами.

храм Прамбанан

Всего же во всем комплексе 224 храма. Вокруг храма Шивы расположены еще 2: Храм Брахмы и Храм Вишну. Рядом 3 чади поменьше, связанные с их транспортными животными: Нанди (бык) — это для Шивы, Ангса (гусь) — для Брахмы и Гаруда (орел) — для Вишну.

В храме Вишну высечены изображения из истории Крешнаяны, а в храме Брахмы — сюжет из Рамаяны.

Прамбанан Явасюжет из Рамаянысюжет из Рамаяны

Легенда о Ларе Джонгранг

По преданию, принц Бандунг Бондовоссо попросил руки Джонгранг, но она отказала, так как считала, что он — убийца ее отца. При этом она дала ему один, практически, нулевой шанс: если построит храм из 1000 статуй за одну ночь — она выйдет за него.

храм Прамбанан

Он было преуспел и было закончено 999 статуй, но она с помощью местных жителей, которые развели костры в округе, сымитировала рассвет. Принц понял, что его надули, обиделся и проклял Джонгранг. Та превратилась в статую, завершив грандиозное ночное статуе-возведение. Но Шива позаботился, чтобы эта статуя стала почитаема и теперь находится в серверной части Храма Шивы.

охранные животные в Прамбанане

Как добраться до храма Прамбанан

В отличии от Боробудура, вам не придется ехать на каком-то специальном автобусе, он легко достижим общественным транспортом Транс Джоджья (Trans Jogja), номер маршрута — 1А. Стоимость единая и не зависит от расстояния, так что просто платите 4000 индонезийских рупий с любой остановки в центре и едете до конечной остановки. Оплату нужно производить при входе, с помощью карточки, которую нужно купить там же, у сотрудников. На карточке уже будет лежать сколько-то денег, а если потратите их, можно пополнить карту, но не на любую сумму, на определенную, то ли 20000 рупий, то ли 30000. Именно по этой причине мы в этот раз, в Джокьякарте, карту покупать не стали, в тихую проходили в кабинку для ожидания автобусов с выхода и ничего не платили либо платили, но прямо на руки, кондуктору. Может они делали для нас исключения (скорее всего), а может, так тоже можно. В Джакарте мы уже имели дело с системой Транс Джакарта, собственно в Джакарте и обожглись на том, что не можем пополнить на определенную, небольшую сумму, а вынуждены класть довольно большую сумму, которую потратить не успеем.

Советы

На одной из площадок храмового комплекса открыта сцена для представлений яванской балетной труппы. Зрелище, основанное на индуистском эпосе, в котором принимают участие около двухсот танцоров, можно увидеть во время сухого сезона (с мая по октябрь) в театре под открытым небом. Двухчасовые спектакли начинаются в 19:30. Даты представлений можно уточнить на сайте Prambanan. Стоимость билетов колеблется от 100000 IDR (~$0,0) до 350000 IDR (~$0,0); цена для студентов — 30000 IDR (~$0,0). С ноября по апрель спектакли проводятся на крытой площадке; в этом случае билеты обойдутся от 100000 IDR (~$0,0) до 200000 IDR (~$0,0).

По территории Прамбанана курсируют бесплатные шаттлы для туристов.

В Джокьякарте, помимо Прамбанана, можно посетить огромный дворцовый комплекс Султан-Кратон (XVIII в.) с «водным замком» Таман-Сари, ремесленный центр и художественный институт «Агастья», музеи Соно-Бадойо и Бентенг-Вредебург.

Древний храмовый комплекс Прамбанан

Это сейчас население острова Ява в большинстве своем исповедует ислам, а когда-то в этих местах люди поклонялись индуистским божествам и оставили после себя замечательные памятники, показывающие насколько все-таки велик (но одновременно и ничтожен) человек.

Прамбанан возвели, как считается в 10 веке нашей эры, хотя точного времени ученые назвать не могу, и посвящен он трем индуистским божествам:  Брахме, Вишну и Шиве. Это крупнейший в Индонезии храмовый комплекс с более чем 200 храмами. Близость активного и по сей день вулкана Мерапи дала о себе знать — большая часть построек в настоящее время разрушена многочисленными землетрясениями, а часть погребена под слоем вулканического пепла.

Дорога к Прамбанану

То, что можно увидеть сейчас, отреставрировали в начале 20 века голландские ученые (Индонезия какое-то время была колонией Голландии). Самый большой интерес представляют три главных храма, которые видно издалека, и где проводят время все туристы.

Эти храмы украшены узорами из сюжетов древнеиндийского эпоса «Рамаяна», можно ходить и рассматривать очень долго. Все-таки поражаешься, насколько талантливые и трудолюбивые люди такое создали! Это же надо — больше 10 веков стоит такое великолепие и восхищает уже не одно поколение. А с другой стороны, природа и время неумолимо поглощают все творения человека, насколько бы великими они не были…

Барельефы на стенах

Украшения на стенах

Храмы огромные, и в каждый можно подняться по лестнице и зайти в каждый из 4 входов.

Кроме главного комплекса в Прамбанане есть еще несколько групп храмов, но они больше представляют собой руины и их никто особо не посещает, разве что историки. Можно взять напрокат велосипеды и кататься по территории, хотя она небольшая — можно гулять и пешком.

Небольшой вольер с оленями, для детей

Лучшее время для посещения Прамбанана — это ранее утро и поздний вечер на закате. В остальное время здесь довольно много народу, и атмосфера как-то теряется. Правда, чтобы приехать рано, придется взять такси, потому что рейсовый транспорт идет около часа, и утром не всегда его можно дождаться. Я вот немного проспал, потом пока долго добирался, уже и солнце припекать стало, и автобусы с экскурсиями приехали.

Стоимость посещения Прамбанана

На момент моего визита в марте 2016, стоимость входа в Прамбанан была 234000 рупий или 18$ на взрослого, в два раза дешевле для школьников и студентов, а для местных вроде 60000 рупий. Немало, хотя на все объекты всемирного наследия ЮНЕСКО обычно высокая плата.

Стоимость посещения Боробудур еще выше — 20$, но существует единый билет на оба комплекса за 30$, так что если планируете побывать и там,  и там, обзаведитесь им и сэкономите.

Можно взять англоговорящего гида на всю группу за 75000 рупий за часовую экскурсию. Также с ноября по апрель по определенным дням на открытой площадке в комплексе можно увидеть традиционные танцы «Ramayana Ballet», стоимость на них от 100 до 350 тыс. рупий в зависимости от места.

Храмовый комплекс Боробудур

Храмовый  комплекс Боробудур находится в 50 км от Храмового комплекса Прамбанан. Мы на байке ехали около 2 часов до Боробудура. В принципе, эти два храма можно посетить и за 1 одень, если выехать в 9-10 утра из Джокьярты в Прамбанан.

Карта

Приехали к пункту назначения, оставили байк на парковке за 5000IDR = 30 центов, купили в кассе билеты, стоимостью 320000 = 25USD. Как я уже говорила выше — билеты можно купить и в агентствах рядом с храмом, там они будут дешевле на 5-7 USD.

Храмовый комплекс Боробудур  — это самый большой буддийский храм-ступа в мире. Построен был в IX веке.

Боробудур / Borobudur

Храм веками прятался под вулканическим пеплом  и зарослями джунглей. И только в 1814, когда Ява находилась под британской администрацией, большой интерес к острову проявил назначенный губернатор, генерал-лейтенант Томмас Стэмфорд Раффлз. Узнав о большом памятнике в глубине джунглей возле деревни Бумисегоро, он немедля послал туда своего голландского исследователя Корнелиуса. Через 2 месяца Корнелиус и его 200 человек вырубили деревья, сожгли растительность и откопали храм из-под земли. С тех времен храм претерпел огромное количество реставраций и уже в 1991 году после завершения реконструкция храм был причислен к обьектам Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Боробудур с разных сторон

Боробудур построен как одна большая ступа и, если смотреть сверху, он принимает форму гигантской тантрической буддистской мандалы . Оригинальный фундамент — квадрат, приблизительно 118 метров (387 футов) с каждой стороны. Он имеет девять платформ, из которых нижние шесть являются квадратными, а три верхние — круглыми .  Три уровня храма символизируют три сферы буддийской космологии: Камадхату (мир желаний), Рупадхату (мир форм) и Арупадхату (бесформенный мир).

Схема Боробудура

На верхней платформе расположены 72 маленькие ступы, окружающие одну большую центральную ступу. Каждая ступа колоколообразная и пронизана многочисленными декоративными отверстиями. Статуи Будды сидят внутри этих маленьких ступ.

72 ступы на БоробудуреЦентральная ступа Боробудура72 ступы на Боробудуре

Барельефы в Боробудуре изображают множество сцен из повседневной жизни древней Явы 8-9 веков — от дворцовой жизни до садовников в садах. Изображения храмов, рынков, флоры и фауны, а также местной народной архитектуры.  Рельефы также изображают мифических существ из буддийских верований, таких как асуры, бодхисаттвы, киннары, гандхарвы и апсары.

Барельефы БоробудураБарельефы БоробудураБарельефы БоробудураБарельефы Боробудура

До сих пор Боробудур является местом паломничества и молитв. Паломники проходят семь раз по часовой стрелке на каждом уровне. Прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, согласно повериям, приносит счастье.

 Энергетика колоссальная! Места безумной красоты и вдохновения!

Пейзажи вокруг Боробудура

На этом наше путешествие по Храмовому комплексу Боробудур было закончено.

Потрясающие храмы! Вся величественность и история здесь!

Далее по нашему маршруту следовало Восхождение на вулкан Мерапи  — наше открытие грандиозного мира вулканов на острове Ява. О восхождении на вулкан Мераппи — читайте здесь>>>

Остров Ява удивителен! Красота, а главное сила природы кругом, во множестве ее вулканов, в гармонии с такими могущественными храмами и таким простым и милым народом! Индонезия, одна из тех стран, куда  хочется возвращаться.

Итог бюджета (всего тура по о.Ява):

Авиабилеты: Бангкок-Джакарта 70 USD AirAsia, Джакарта-Джогкьяра 27 USD LionAir, Джакарта-Куала-Лумпур  50 USD LionAir,  Куала-Лумпур — Бангкок  57 USD AirAsia. = 408 USD

Жилье в Джокьярте — 120000IDR x 2 = 240000IDR = 18USD

Аренда байка — 75000IDR x 2 = 150000IDR = 11USD

Билеты в Прамбанан — 320000IDR x 2 = 640000IDR = 50USD

Билеты в Боробудур — 320000IDR x 2 = 640000IDR = 50USD

Автобус от Джокьярты до Джакарты — 185000IDR x 2 = 370000IDR = 28USD

Автобус от аэропорта Джокьярты до центра — 35000 x 2 = 7000 = 50cent

Гест хаус у подножья вулкана (Selo): 9 USD х 3 = 27 USD

Всего: 592 USD на двоих человек за прекрасное путешествие на о.Ява с восхождением на действующий вулкан MERAPY.

Где жить в Джокьякарте?

Джогья большой перевалочный пункт для самостоятельных путешественников. Отсюда отправляются бродяги всех мастей исследовать остров Ява, из Джогьякарты  уезжают группы на экскурсии в храмы Боробудур или Прамбанан, отсюда же стартуют многодневные туры по яванским вулканам. Туристы, бэкпэкеры и одинокие странники непонятной ориентации обычно останавливаются в районе улицы Prawirotoman, ее знают все таксисты, так что проблем с трансфером не будет. В районе этой улицы самое популярное жилье в Джогьякарте. Первоначально именно там мы планировали бросить якорь на три-четыре дня. Планы поменялись, но координаты остались чем и делюсь.

Мы изначально планировали гест хаус Via Via на ул. Правиротаман, Agung Inn нам рекомендовали друзья еще на Бали.  Кроме этих двух мест жилье можно поискать прямо на месте, но хороших вариантов может не быть, кроме этого потратите кучу времени. Цены в пределах $15 — $30.

Найти и забронировать/проверить цены жилье в Джокьякарта на Booking.com ⇒

Покупаем напоследок каких-то сладостей, которые продаются на развес и завернуты в целлофан. Похоже на какой-то густой сироп, который варят до густой консистенции, режут на маленькие колбаски и продают. В принципе, даром потраченные деньги, ничего замечательного, похоже на то что у нас еще в советские времена продавали первые кооперативы и цыгане.

Ценников в магазинах нет, чтобы не платить лишних денег  всегда спрашивайте цену.  Это же правило работает в такси и автобусах. Тот кто так не делает автоматически переходит в статус добычи для жадных индонезийцев и платит за свою небрежность.

Как смотреть Прамбанан. Стоимость билета

Стоимость билета — 20$ для иностранцев, что весьма дорого для Индонезии. Если купите билет сразу в два храма: Прамбанан и Боробудур, то будет скидка 10$ в совокупности.

Можно посмотреть храм и бесплатно — перелезть через забор, пройдя с правой стороны от входа, вдоль дороги и деревни, около 1 км.

Прамбанан на Яве

Как мы добрались и смотрели Прамбанан

Мы доехали до храмового комплекса автостопом, практически от нашего временного дома в Джокье, из южного пригорода. Мужчина остановился, подобрал нас и довез до самого храма, ибо нам было по пути, оказывается, он где-то жил неподалеку.

Прамбанан на Яве

Уже в дороге стало понятно, что смотреть нам храм в дождь. Он подвез нас дальше входа вдоль забор и высадил недалеко от крыши какого-то дома. Мы подождали минут 10, дождь и не собирается кончатсяЮ и мы полезли через забор прямо на глазах у местных, постоянно кто-то проезжал мимо на мопеде, велосипеде или машине или же выходил из дома. Перемахнув (для Насти это не было так уж просто, ведь забор был был метра 1,5, с шипами), нужно еще было перепрыгнуть через небольшой ров с водой. Ров не был уж очень большой, но в воду свалиться совсем не хотелось, пока искали, где прыгать, промокли в высокой и мокрой траве.

храм Прамбанан на Яве

Первый же храм оказался довольно красивым — храм Севу с большими красивыми статуями охраняющих храм животных.

храм Севу (Прамбанан)

Посмотрев остальные храмы, по пути мы вышли к основным, никем незамеченные и спокойно остались до заката, с наступлением которого нас уже вытолкала охрана.

закат в Прамбанане

Дождь, правда, сильно усилился с наступлением темноты, перейдя в настоящий тропический ливень, и мы вынуждены были ждать почти час под навесом. Сотрудники комплекса предложили нам стулья, чай и с радостью порасспрашивали нас о жизни в России, в меру знания английского. В город мы вернулись уже довольно поздно, мокрые, но довольные. Осмотр храмов состоялся.

Джокьякарта

У нас был целый день, который мы посвятили самому приятному городу острова Ява. Именно так пишут о нем путеводители. Культурная столица и наиболее атмосферный город острова Ява, очень любим туристами. Это тоже примерная фраза из путеводителя. Что на самом деле?

На самом деле это типичный азиатский город, очень сильно загазованный и очень сильно многолюдный. Немного лучше Манилы, но сильно уступает Бангкоку или например,  Чианг Маю, если говорить о Таиланде. Джогьякарта или Джогья – это десяток достопримечательностей, пару интересных улиц и концентрация всего того к чему мы привыкли в Азии. Нужно сильно любить Азию чтобы называть Джогью атмосферным «городом». Но будучи в тех краях и не посетить Джокьякарту, если и не преступление, то серьезное ущемление своего кругозора путешественника.

Это как если перед вами стоит кусок вкусного торта, а вы сожрали весь крем и отдали остальное бездомным. Джокьякарта  цементирует все впечатления, полученные от посещения Прамбанана и Боробудура, наполняя их запахами, азиатской суетой и «белым шумом», в общем, теми компонентами, без которых блюдо под названием Азия не может называться полноценным. 

Вылет из Джокьякарты

Утром вылет и я скорее для ликвидации информационного вакуума спрашиваю на ресепшн, сколько стоит заказать такси в отель – почти 30 долларов!!! Вы офигели!? Топаем пешком до автостанции, 10 минут по утреннему поселку, садимся на знакомый автобус Транс Джогджа и за 25 центов (3 000 рупий) доезжаем до аэропорта, при этом получаем удовольствие в виде новой порции коммуникаций с местным дядечкой.  

В аэропорту все те же тиранозавры – таксисты терзают очередную партию прибывших туристов, я не удерживаюсь и даю совет молодой паре с рюкзаками как проехать в город на автобусе и мы идем на посадку.

Путешествие продолжается. Впереди небоскребы Куала Лумпур и по настоящему вкусная азиатская еда. Обо всем этом почитать можно в отчете: Куала Лумпур: идеальный азиатский транзит

Где обедать возле храма Прамбанан?

Мы часто обедаем в местных забегаловках, в том же городе Каласан при выходе из храмового комплекса Прамбанан есть прекрасная столовка где за пару долларов на двоих мы обедали. Выглядит она примерно так.

В Джогье кафешки для местных не вызвали энтузиазма, а вот  уличная еда замечательная,  можно спокойно пробовать – мы не отравились. Хотя если там жить – уверен можно найти подходящий вариант.

Есть кафе рестораны для туристов – там то же самое, например куриный суп или рис с курицей стоят в 5-6 раз дороже и за обед придется выложить  10-12 долларов на двоих. Никаких гастрономических открытий в этой стране, я имею ввиду остров Ява,  я не сделал. На том же Бали с едой дела обстоят куда лучше.

Как добраться в Джокьякарта и о местном транспорте

Из Каласана, это город в котором находится  храмовый комплекс  Прамбанан добраться можно на автобусе компании Trans Jogja. Стоит это всего 3000 рупий (около 25 центов), для сравнения такси обойдется в 15-20 долларов США.

Название этой транспортной компании стоит запомнить тем кто собрался на Яву, так она совершает все перевозки по самым популярным маршрутам.  Той же Trans Jogja можно добраться в Джокьякарту из аэропорта, гордо игнорируя навязчивых таксистов и сэкономив пару десятков баксов.

Из Каласана (Прамбанан) всего полчаса езды на автобусе и мы на главной туристической улице Джокьякарты – Малиоборо. Отсюда стартуют все городские маршруты по скудным достопримечательностям Джокьякарты. Их стоит выписать заранее  с адресами или взять карту города с интересными местами в отеле. Иначе может сложиться впечатление, что город состоит из трущоб, магазинов и мелких лавок.

Такси тоже не стоит игнорировать, иногда это выгоднее — не нужно тратить полдня на пересадки и дорогу. Просто стоит знать, что сколько стоит, кроме того примерно представлять расположение объектов – карты гугл на смартфоне в помощь. Также возьмите в своем гест-хаусе или отеле бумажную карту с интересными местами.

Количество знаний в путешествии обратно пропорционально связано  с количеством потраченных денег. Чем больше знаний – тем меньше денег вы потратите!

Садясь в такси можно попросить включить счетчик – почти всегда это дешевле чем договорная цена. Таксисты часто не включают вечером свет в надежде, что пассажир ошибется и перепутает купюры, например 10 000 и 100 000 рупий.

Храмы (7)

по алфавиту
   по популярности  

Храм Боробудур128

Боробудур – это храмовый комплекс, посвященный махаяне – одному из двух основных направлений в буддизме. Махаяна в переводе с санскрита, древнего литературного языка Индии, означает «великая колесница» и является сводом учений для буддистов, которые стремятся достичь Пробуждения во благо всех живых существ.

Храмовый комплекс Прамбанан40

Чанди Прамбанан – это храмовый индуистский комплекс, который находится в провинции Центральная Ява, и посвящен Тримурти — так называемой «индуистской троице», трем главным индуистским божествам – Брахме, Вишне и Шиве, которые представляют собой духовное начало – Брахман.

Храм Гебанг19

Храм Гебанг – это индуистский храм, или мандир (на санскрите «мандира» — это обиталище, жилище), который был построен в VIII веке. Храм находится на окраине города Джокьякарта и был сооружен во времена, когда существовало королевство Матарам, которое еще называлось королевством Меданг.

Храм Лара Джонгранг (Прамбанан)15

Выдающимся памятником династии Санджайя остается великолепный шиваитский храмовый комплекс Лара Джонгранг (в переводе означает «стройная дева»). Он расположен в Прамбанане, построен в начале X в. Индуистский храмовый комплекс Лара Джонгранг объединяет три больших храма, пять меньших святилищ и многочисленные часовни.

Храм Гедонг Сонго9

Храм Гедонг Сонго – это индуистский храм, который находится в провинции Центральная Ява. Более точное месторасположение – деревня Канди, у подножия горы Унгаран. Этот храм был построен в средневековье, в эпоху существования государства Матарам, которое контролировало провинцию Центральная Ява на протяжении VIII-IX веков.

Храм Суравана8

Храм Суравана – это индуистский храм империи Маджапахит, который находится в деревне Чанггу, провинция – Восточная Ява. Стоит упомянуть тот факт, что империя Маджапахит в Индонезии была последним индианизированным королевством в XIII-XVI веках.

Храм Самбисари7

Храм Самбисари — это индуистский храм, который находится в 8 км восточнее города Джокьякарта, недалеко от международного аэропорта Адисусипто. Храм был спрятан под землей на глубине 5 метров, при проведении раскопок была раскопана только часть храма.

Ссылка на основную публикацию