Погребальный храм хатшепсут

Карнакский Храм

Около города Луксор находится Храм Амон Ра – Бога Солнца. Когда-то Храм могли посещать только великие мира сего – фараоны и жрецы. Теперь за символическую плату он гостеприимно открывает «двери» перед каждым посетителем.

Возводили Карнакский Храм не одно столетие, причем каждый последующий правитель считал своим долгом внести свою лепту в строительство. Стоящее на 30 гектарах земли, строение поражает своими величественными формами. Один только вход внутрь чего стоит. Как вам ворота 100 метровой длины и в высоту 45 метров?

Через входные пилоны человек попадает в огромный (5 000 кв.м.) колонный зал, высотой 24 метра. Огромные в несколько обхватов колонны украшают искусные барельефы, изображающие богов и фараонов.

К Храму примыкает Священное озеро с грунтовыми водами, по которому древние египтяне пускали большую ладью. На ней устанавливали три статуи:

  • Статую Амона (Бог Солнца);
  • Статую его жены Мут (Богиня Неба);
  • Статую их сына Хонсу (Бог Луны).

Внутренние части Храма тоже посвящены трем богам: Амону, Мут и Хонсу. Внутри находятся святилища богов и фараонов: Аменхотепа II, Рамзеса II и Рамзеса III.

СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА

Сама Хатшепсут назвала возводимый ею храм «Джесер джесеру» — «Священнейший из священных», что исчерпывающе объясняет его основную сакральную концепцию.

Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н.э., 1479-1458 или 1504-1482 гг. до н.э.), женщина-фараон XVIII династии Нового царства, посвятила свой поминальный (заупокойный) храм верховному богу Древнего Египта Амону-Ра. Сохранился папирус, в котором она при начале строительства называет бога своим отцом. Когда храм был построен, она стала его верховной жрицей с титулом «супруга Амона». Главным архитектором храма, непосредственно руководившим и всеми работами на месте, был Сененмут (Сенмуг) — доверенное лицо и, по некоторым сведениям, близкий личный друг вдовствующей царицы.

Храм был задуман им как величайшее строение, этот план был осуществлен в полной мере и блестяще. Сегодня он предстает перед нами уже не полностью в своем первозданном виде: сыграли свою роль катастрофические катаклизмы минувших эпох, конечно. Но началось все гораздо раньше, с одной сугубо семейной драматической истории. Хатшепсут стала фараоном после смерти своего супруга и брата Тутмоса II в 1490 г. до н.э. Двенадцатилетний Тутмос III (сын фараона от наложницы Исиды) был провозглашен «единоличным» фараоном, а Хатшепсут — регентом при нем. Через полтора года жрецы провозгласили Хатшепсут полноправным фараоном. Когда Тутмос подрос и после смерти Хатшепсут вернулся на трон, он стал жестоко мстить мачехе — узурпатору власти, как он полагал. Уничтожались все ее изображения или стирались лица на них и все упоминания о царице на картушах, ее имя заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III.

Голова Хатшепсут из расписанного песчаника. Фрагмент статуи великой женщины-фараона в облике Осириса из верхнего портика храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.

Это самая распространенная версия поведения Тугмоса III. Есть и альтернативное мнение историков на этот счет: юноша Тутмос мстил не по собственной инициативе, а был марионеткой в руках интриганов- чиновников, считавших легитимной только власть мужчины, хотя и до Хатшепсут в истории Египта были женщины-фараоны. Но столь влиятельной и блестящей правительницы, совершенно точно, не было: Египет при ней процветал. Храм царицы — лучшее воплощение этого факта. Чтобы представить, каким он был, мало видеть его, надо и включить воображение. Это позволяют сделать исследования археологов, продолжающиеся и по сей день.

Небхепетра Ментухотеп II (2056/2046-2005/1995 гг. до н.э.) — фараон X I династии, основатель Среднего царства. Его красная корона символизирует Нижний Египет, белое одеяние — высшую власть фараона. Статуя из царского кенотафа (ложной гробницы) храма Ментухотепа в Дейр эль-Бахри.

Начинался храм от пилона, за которым шла дорога процессий, по бокам которой стояли раскрашенные статуи сфинксов. У стен храма зеленел и цвел сад из деревьев и кустарников, привезенных царицей в кадках из страны Пунт. Среди деревьев были вырыты два бассейна Т-образной конфигурации. Сам храм был вырублен в скалистой стене, словно вырастая из нее. Основа его конструкции — три огромные террасы, ступенями расположенные одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые гипостильные помещения — портики, за ними находились уходящие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединяли пологие площадки-пандусы для въезда колесниц. Всего в храме было установлено около 200 статуй, 140 из них — в образе сфинксов. Царица представала и сфинксом, и в «осирическом» облике, и как фараон — в белом мужском одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых держала царские скипетры, на подбородке у нее была узкая полоска накладной бородки, какую носили фараоны-мужчины.

Фараон XVIII династии Тутмос III, правивший приблизительно в 1479-1425 гг. до н.э. Фрагмент рельефного портрета этого фараона в короне «атеф» из храма Тутмоса в Дейр эль-Бахри.

Рельефные композиции первого яруса представляют многофигурные красочные сцены из истории объединения египетских земель. Второй ярус посвящен личности действующего правителя, Хатшепсут, ее высокому происхождению и взаимоотношениям с богами, разумеется, относящимися к ней с покровительственной благосклонностью, что сулило дальнейшее развитие государства и благоденствие всех его подданных. Там присутствовал кардинально важный для царицы мифический сюжет: Амон входит в покои Яхмес, матери Хатшепсут, в облике ее земного мужа, следовательно, она, Хатшепсут, — действительно дочь самого Амона.

Сфинкс

Огромная статуя высотой 20 метров и длиной 73 метра обращена «лицом» к Нилу, в сторону восходящего солнца. Сфинкс имеет тело и лапы льва, хвост быка, крылья орла и лицо женщины. Точно не установлено, что означает это существо. Само слово «сфинкс» переводится, как «душительница».

Загадка Сфинкса: кто, когда и зачем его установил. Время его возведения по одной версии – 7 000 год до нашей эры, по другой – 10 500 год д.н.э. В настоящее время лицо его «изуродовано», хотя по имеющимся записям древнего путешественника, буквально семьсот лет назад его прекрасный лик поразил очевидца.

Многие годы он был «похоронен» под песком. В начале XIX века Сфинкса очистили от песка, освободив голову и часть груди. А окончательно раскопали статую примерно через 100 лет. Принято считать, что каменный страж охраняет покой пирамид, но это так и осталось спорным вопросом. Интересный факт, что под одной его лапой находится тоннель, ведущий в сторону пирамид Хефрена.

МЕСТО ДЛЯ ДРУГОЙ ЖИЗНИ

Во всех поминальных храмах, что строили египетские фараоны, сразу за духовной составляющей следовали рациональный смысл и строгие инженерные расчеты вкупе с чисто эстетическими соображениями. Таков и храм Хатшепсут.

Место для храма Сененмут выбирал придирчиво, советуясь с математиками и землемерами. Результатом был выбор точки на условной оси, идущей от Большого храма Амона-Ра в Карнаке, что находится приблизительно в 2,5 км от Дейр эль-Бахри, и заканчивающейся в Долине Царей, где уже были заготовлена гробница Хатшепсут, а это совсем близко от храма.

Вид на храм Хатшепсут с воздуха.

При всей уникальности храма Хатшепсут его архитектурная концепция не была полностью оригинальной. Отчасти она дублирует конструкцию заупокойного храма Ментухотепа I, основателя XI династии, в правление которого в середине XXI в. до н.э. в стране был восстановлен порядок после 200 лет междоусобиц. От храма-предшественника мало что сохранилось, но по рисункам-реконструкциям археологов начала XX в. можно видеть, что оба храма имеют между собой нечто общее: например, те же ступенчатые террасы, крытые колоннады, и пандусы, да и общие пропорции сходны. Правда, над храмом Ментухотепа было еще и пирамидальное навершие. Некоторые исследователи находят в храме Хатшепсут аллюзии на террасный заупокойный храм царицы Яхмес-Нефертари в Абидосе. Эти факты лишний раз доказывают: даже заимствованная идея, оплодотворенная вдохновением творца (а Сененмут был творцом большого масштаба), может превзойти взятый для подражания образец.

Основная ось храма была установлена по азимуту 116°. В дни зимнего солнцестояния ось выравнивается с точкой восхода. Солнечный свет проникает через отверстие на крыше святилища Амона к задней стене часовни, после чего движется вправо, падая на одну из статуй Осириса, стоящих с двух сторон у дверей. Потом он перебегает на изображение Амона, а после него — на стоящую на коленях фигуру Тутмоса III, заканчивает сноп света свой путь на фигуре бога Нила Хапи. И еще: в течение 41 дня до и 41 дня после солнцестояния солнечный свет достигает внутренней камеры святилища.

Пандусы храма, выглядящие на первый взгляд как декоративные элементы, делили террасы на северную и южную части, создавая тем самым и дополнительный жесткий элемент каркаса здания: землетрясения в ущелье отнюдь не невозможны.

План храма Хатшепсут.

Строгая иерархия соблюдалась и в том списке богов и людей, которым был посвящен храм. Амон-Ра, его «дочь» и «жена» Хатшепсут, обожествленный реальный отец Хатшепсут фараон Тут- мос I, проводник в загробный мир Анубис, божество с головой шакала и телом человека, и Хатхор-Иментет — имя которой (Хатхор) означает «обитель Хора». Хор — «солнечный» сокол и бог порядка. Хатхор считалась женой Хора, была богиней неба, любви, женственности, веселья и еще защитницей некрополя Фив. Иментет — это Запад, так у древних египтян символически именовался вход в царство мертвых. Хатхор-Иментет встречала умершего у дверей иного мира на Западе, заботилась о нем и не давала в обиду. Изображалась в образе «небесной коровы» — женщины с коровьими рогами на голове. Словом, загробная, другая жизнь Хатшепсут при столь могущественных покровителях обещала быть безмятежной. На террасах храма хоронили верховных жрецов Амона и Монту — покровителя Фив. В греко-римское время в храме рядом с образами Амона были вырезаны изображения двух обожествленных персон — архитектора и целителя Имхотепа и архитектора Аменхотепа, сына Хапу. И к стенам храма за надеждами на исцеление и защитой стали тянуться люди. На стенах храма сохранились надписи с мольбами об избавлении от страданий хотя бы в загробной жизни.

Монастырь Святой Екатерины

К Синайской горе Хорив подошел когда-то пророк Моисей, куда указал ему Бог привести людей Израилевых, чтобы они уверовали в Господа. На этом самом месте построена была в IV веке Святая обитель, которая изначально называлась монастырем Преображения. В VI веке синайские монахи приобрели мощи Святой великомученицы Екатерины. В IX веке монастырь был переименован в честь Святой Екатерины.

Сегодня женский монастырь включает в себя Храм, 12 часовень, трапезную, сад. Монастырская библиотека по количеству рукописей уступает разве что Ватиканской библиотеке. В VI веке в монастыре была укрепленная крепость, благодаря чему его не разорили и не разрушили. Сегодня недалеко от монастыря Святой Екатерины построен город Сен-Катрин с инфраструктурой для туристов и паломников.

Ссылка на основную публикацию