Храм гроба господня church of the holy sepulchre

Фото и описание

Храм Гроба Господня – одна из величайших святынь христианского мира. Предание гласит: именно на этом месте был распят и погребён Спаситель, здесь произошло Его Воскресение.

Место казни и погребения Иисуса почитали ещё первые поколения христиан. В 135 году римляне возвели тут языческий храм. Первый император-христианин Константин I в 325 году заменил его огромной церковью. Во время строительства мать Константина Елена провела раскопки, в ходе которых были обнаружены Гроб Господень, три креста и несколько гвоздей с места казни.

Комплекс, воздвигнутый Константином, был великолепен. Под куполом храма-мавзолея Анастасис (по-гречески – «Воскресение») покоился Гроб Господень. Рядом высилась базилика под шестигранным куполом, её крипта отмечала место обретения Креста. Интерьеры были богато украшены мозаикой, драгоценным литьём, мрамором.

До наших дней дошла лишь часть комплекса. В 614 году, при персидском шахе Хосрове II, здания сильно пострадали. Жена Хосрова, христианка Мария, убедила мужа восстановить святыню. Однако в 1009 году халиф Аль-Хаким би-Амруллах приказал полностью разрушить базилику. Византийский император Константин VIII выторговал право восстановить её, но былой блеск храма был утрачен. Слух о разрушении Гроба Господня стал одной из причин Крестовых походов. Крестоносцы отстроили храм в романском стиле, добавив колокольню (после землетрясения 1545 года от неё сохранилась лишь часть). В 1808 году сгорел деревянный купол над Анастасисом. Во второй половине XX века здание реставрировали.

Сегодня комплекс включает в себя древнюю ротонду, в которой находится Кувуклия (часовня с Гробом Господним), Голгофу с местом Распятия, соборный храм Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, множество часовен, несколько монастырей. Храм поделен между шестью церквами: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. У каждой – свой придел, свои часы для служб и молитв.

На протяжении столетий тесно соседствующие конфессии конфликтовали между собой. В XVIII веке султан Абдул Гамид установил разделение собственности («статус-кво»), соблюдаемое и поныне: ни одна конфессия не вправе ничего менять в храме без согласия остальных. Символ статус-кво – деревянная лестница каменщика, неподвижно стоящая на одном и том же месте с 1757 года. Входящие во двор храма видят её у правого арочного окна. Ключи от храма со времён Саладина и Ричарда Львиное Сердце хранятся в мусульманской семье – это позволяет избежать споров вокруг церковных врат.

Вступив под своды храма, турист прежде всего замечает Камень Миропомазания – предание говорит, что на нём лежало тело Иисуса после снятия с Креста. Справа уходят вверх ступени, ведущие к Голгофе. Налево – вход в ротонду, где высится Кувуклия с Гробом Господним. Из центрального отверстия огромного купола в полутьму падает луч света. К Кувуклии всегда тянется очередь паломников, желающих прикоснуться к святыне. Именно здесь православные ждут появления пасхального Благодатного огня.

Внутреннее убранство храма

Храм находится в совместном владении и управлении нескольких конфессий. В управлении католиков:

  • Алтарь Гвоздей.
  • Церковь явления воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии.
  • Северная часть 2го яруса Ротонды и галерея.
  • Южный придел Голгофы.
  • Престол Магдалины.
  • Часовня обретения Животворящего Креста.
  • Францинканский монастырь.

Армянам принадлежат:

  • Храм святой Елены.
  • 8 колонн Ротоны и южная часть ее второго яруса.
  • Престол Жен-мироносиц.
  • Придел Трех Марий.
  • Часовня Вардана.
  • Могила Иосифа Аримафейского.

Западный алтарь Кулуквии принадлежит коптам.

Эфиопы владеют:

  • Церковью Четырех апостольских животных.
  • Монастырем на вершине храма святой Елены.

Сирийцам дано право проводить службы в праздники и выходные в армянском приделе Никодима. Православной церкви Иерусалима принадлежит общее руководство храмом, Кулуквией и Католиконом. Поочередно все конфессии проводят службы у Гроба Господня.

Кувуклия – «опочивальня Господа»

Кувуклия в переводе с греческого языка обозначает «опочивальня», то есть «опочивальня Господа». Здесь устроена часовня, малая церковь, где находится главная православная Гроб Господень.

Внутреннее убранство часовни торжественно: отделка из желтого и розового мрамора с украшениями по стенам и куполом посредине. По периметру (8 на 6 метров) – неугасимые свечи, лампады и вазы с живыми цветами. На стенах – тексты Пасхальных песнопений. По карнизам – драгоценные старинные иконы. Внутри – два придела: придел Ангела и придел Гроба Господня с каменным ложем.

Придел Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова, хранит фрагмент отваленного от Гроба Христа камня, который возвышается на пьедестале в мраморной вазе.15 лампад в 3 ряда освещают слева изображение Жен-мироносиц, а справа – простирающего к ним руку архангела Гавриила. Надпись по-гречески вверху портала гласит: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес»!

Вход в придел Гроба Господня – низкий и узкий, высота 112 см и ширина 72 см. Пещера также мала – одновременно перед гробом могут стоять только три человека. Верх Гроба покрывает мраморная доска, служащая во время Литургии жертвенником, на котором готовятся Святые Дары для Евхаристии. Ввиду особого благоговения к святыне молящиеся выходят из пещеры спиной вперед и лицом к гробу.

Здесь, в маленькой пещере, бездыханный и безжизненный, лежал тот, кто дает жизнь всему творению, кто был создателем всего мира. Здесь Христос одержал победу над дьяволом, добро восторжествовало над злом, здесь Христос воскрес.

В великую пятницу совершается Чин погребения Плащаницы. Покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания. Камень Помазания – место, где праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Иисуса, снятое с креста, помазали благовониями и обвили Плащаницей. После литии у Камня плащаницу торжественно переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь Кафоликона.

Святыня в руках завоевателей

византийским императором Ираклием

Впоследствии и город и сам храм несколько раз подвергался нападениям разных завоевателей. Однако уже в 1050 году по велению императора Константина Мономаха храм был восстановлен. Теперь здание храма стало гораздо более скромным.

Иерусалим был завоёван Орденом КрестоносцевСтолпами Елены

Впоследствии храм ещё несколько раз переходил в руки к мусульманским завоевателям, однако при этом ни разу не пострадал. Однако сильные разрушения храм получил во время двух землетрясений и пожара. Уже в XX веке храм укрепили металлическими опорными конструкциями, тогда же было добавлено несколько новых фресок.

Режим работы храма

  • С апреля по сентябрь храм открыт каждый день с 5:00 до 20:00. После расписание несколько сдвигается, и с октября по март храм работает с 4:30 до 19:00, хотя опытные туристы и паломники утверждают, что закрывается он всегда несколько позже установленного времени. Помните, что этот храм – одна из самых почитаемых святынь для всех христиан; здесь всегда людно и в обычные дни, а если вы захотите посетить святыню во время какого-либо христианского праздника, будьте готовы к тому, что окажетесь в самой настоящей толпе. Вообще, лучше всего приходить в храм за несколько часов до закрытия: в это время паломников и туристов здесь ощутимо меньше, чем на протяжении всего дня.
  • Посещение храма абсолютно .
  • Хоть Израиль – страна довольно жаркая, при посещении храма о шортах и майках, как и о коротких юбках, придется забыть. Позаботьтесь о том, чтоб в вашем багаже нашлась скромная одежда, обязательно прикрывающая руки и ноги.
  • Посетить службы, которые проходят в храме, могут все желающие, обязующиеся вести себя подобающе церковному богослужению.
  • Хорошая новость для фотографов, обладателей цифровых мыльниц и любителей выкладывать фото в Instagram: фотосъемка в храме разрешена, более того, бесплатна, таким образом, храм Гроба Господня в Иерусалиме запечатлеть на фото могут как жители Израиля, так и иностранные туристы.

История Храма Гроба Господня в Иерусалиме

Место, где сегодня располагается храм, пользовалось особым почтением ещё в те времена, когда самые первые христиане подвергались гонениям за свою веру.

  1. В 70 годы нашей эры город Иерусалим был полностью разорён римской армией. Однако даже в это тяжёлое время христиане не забывали о своей святыне. В те времена здесь ещё не было никаких храмовых построек.
  2. В 135 году по приказу римского императора Адриана на этом месте были возведены святилища в честь языческих римских богов.
  3. Когда власть перешла в руки византийскому императору Константину, он сделал христианскую религию государственной. Мать нового императора, Елена, разделявшая с ним власть, приняла христианскую веру и отправилась в паломничество к Иерусалиму. В то время она уже была в преклонном возрасте. По преданию, во сне императрице Елене во сне явился сам господь и повелел ей совершить эту поездку, чтобы освободить святое место от языческих построек и явить его всем верующим.
  4. На месте святилища языческих богов были произведены раскопки. Руководство над ними осуществляли сама Елена и епископ Макарий Иерусалимский. В время проводимых работ обнаружена пещера, где был захоронен Иисус, а также Животворящий крест, несколько гвоздей и табличка с надписью «Иисус Назаритянин, царь Иудейский».
  5. Существует предание, согласно которому Еленой были обнаружены три креста. Чтобы определить, какой же из них подлинный, она прикасалась этими крестами к гробу, где лежал недавно умерший человек. Как только к телу был приложен подлинный крест, человек мгновенно воскрес.
  6. в месте обнаружения этих реликвий и был заложен Храм Гроба Господня. Вначале была построена Ротонда Воскресения (Анастасис), сад Иосифа Аримафейского и базилика Мартириум. В 335 годы Храм был освящён в присутствии самого императора и его семьи. Приглашено было также духовенство из разных стран.

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом — галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Кому принадлежит храм Гроба Господня в Иерусалиме?

  • На самом деле, этот вопрос долгое время был одним из самых болезненных для представителей всех христианских конфессий. За всю историю храма конфликты между представителями разных религий и конфессий вспыхивали с завидной регулярностью. В качестве напоминания об этом у входа в храм стоит Рассеченная колонна, некогда расколотая молнией надвое прямо во время спора представителей православной и армянской церкви о том, кто же удостоится чести первым провести службу в день схождения Благодатного огня. Говорят, что спорщики тут же пришли к согласию, а Рассеченную колонну оставили в качестве безмолвного, но красноречивого напоминания.
  • Сегодня во избежание конфликтов ключи от храма отданы в вечное хранение семье арабов по фамилии Джуди, а право открывать двери храма – семье Нусейба. Семьи необычайно гордятся дарованными им правами и на протяжении многих столетий передают эту честь от отца к сыну в качестве фамильного достояния.
  • Сам же храм находится в общем владении нескольких христианских конфессий: католической, греко-православной, армянской, эфиопской, коптской и сирийской церквей. Каждой конфессии принадлежит своя часть храма, а службы проводятся в строгой очередности, установленной много столетий назад. Интересно, что внешний облик храма не может быть ни на йоту изменен без единогласного решения представителей всех конфессий. Напоминает об этом Недвижимая лестница – обычная деревянная лесенка, когда-то приставленная к стене храма для удовлетворения каких-то хозяйственных нужд и так и оставленная в качестве символа нерушимости status quo.

Голгофа

Место распятия Христа обозначено серебряной окружностью, оно находится под православным алтарем. Опустив ладонь в отверстие, можно даже прикоснуться к поверхности Голгофы.

Здесь же можно увидеть места крестов разбойников, которых распяли вместе с Иисусом, они обозначены темными кругами.

Согласно преданиям, под Голгофой, где сейчас возвышается храм Гроба Господнего, похоронен Адам – первый человек, изгнанный из Рая за совершенный грех. В память нашему прародителю выстроена часовня. Кровь Спасителя вместе с потоком дождевой воды через расщелину проникла вглубь земли и омыла Адамов череп.

Здесь же, на Голгофе, расположен Алтарь Богоматери. Матерь Божья изображена со стрелой, прошедшей через сердце. Образ скорбящей Богородицы при распятии Сына можно увидеть между православным и католическим престолами.

Схождение Благодатного Огня

Церемония схождения Благодатного Огня символизирует собой чудесное Христово Воскресение

Схождение Благодатного Огня происходит в закрытой часовне, затем наружу выносят лучину, от которой зажигают связки свечей тысячи паломников. Каждая связка содержит ровно 33 свечи, что символизирует число лет земной жизни Христа. Это событие широко транслируется в прямом эфире по всему миру и запись схождения благодатного огня можно найти на многих сайтах в интернете. По преданию, если Благодатный огонь не сойдёт на землю, это будет последний год существования человечества.

Церемония схождения благодатного огня

О месте Храм Гроба Господня

Иерусалимским храмом Воскресения Христова или храмом Гроба Господня называют святыню, стоящую на месте распятия, погребения и воскрешения Иисуса Христоса. Так говорится в Святом Писании. Каждый год множество паломников со всех стран съезжаются сюда, чтобы увидеть схождение Благодатного огня. Главным образом храм находится во владении Иерусалимского патриархата.История возникновения Иисус был распят вне Иерусалимских стен. Уже тогда это место было почитаемо его приверженцами. Даже когда город разрушил Тит (70 год), о нём не забыли. В 135-м году здесь возникли стены языческого храма Венеры. С лёгкой руки царицы Елены началось первое строительство храма Гроба Господня, руководимое Макарием Иерусалимским. В храмовый комплекс также вошла предполагаемая Голгофа. В мавзолее, в тени шестигранного навеса, находится Гроб Господень. Немного дальше посетитель сможет найти Великую Церковь. Известно, что освящение храма состоялось 13.09.335 г. Во время церемонии присутствовал император Константин. В 614 г. Иерусалим разрушил персидский царь Хосров, повредив при этом и храм. Позже император Ираклий и его жена Хосрова выделили средства на восстановление святыни. Процессом руководил инок Модест. Осада 637-го, стараниями патриарха Софрония, не отразилась на комплексе, но в 1009-м активная деятельность халифа Аль Хакима способствовала массовым разрушениям оплотов христианской веры. Базилику не вышло заново отстроить. Константину Восьмому удалось начать восстановительные работы Храма Гроба Господня. Было создано много новых сооружений, но они не смогли сравниться с утраченными. В 12 веке церковь превратилась в здание романского стиля благодаря крестоносцам. В 13-м столетии храм попал в руки императора Фридриха Второго. После землетрясения 1545-го колокольня стала значительно ниже. В следующем году монахами-францисканцами был расширен храмовый комплекс. Они также украсили кувуклию. В 1808-м она была повреждена пожаром. Следующие несколько лет её восстанавливали. Во 2-й половине столетия золотые руки строителей занимались созданием полусферического купола над ротондой. С 1959 по 1995 год здание храма Гроба Господня  в Иерусалиме претерпело глобальную реставрацию.Архитектура К архитектурному комплексу храма Гроба Господня в Иерусалиме относится Голгофа и место распятия Христа, ротонда с кувуклией. Также он дополнен Кафоликоном и подземным храмом Обретения Животворящего Креста, храмом Св.Елены и несколькими приделами. Территория Храма занята монастырями, галереями, различными дополнительными вспомогательными пристройками. Комплекс Гроба Господня в Иерусалиме разделяют между собой 6 концессий, что нередко порождало конфликты. Дабы минимизировать подобные ситуации, было решено передать право хранения ключей, открытия-закрытия дверей двум разным мусульманским семьям. Этот обычай 1192 года действует и поныне.Окрестности Неподалеку от комплекса Храма Гроба Господня в Иерусалиме можно посетителем Русские раскопки(археологическо- архитектурный комплекс) или пройтись к Яффским вратам, отстроенным ещё при Сулеймане Великолепном. А в немецкой лютеранской церкви Христа Искупителя у вас будет возможность принять участие в богослужении.Туристу на заметку Посещение Храма Гроба Господня в Иерусалиме совершенно бесплатно: весной и летом с 5:00 до 20:00; осенью и зимой с 4:30 до 19:00. У вас есть возможность попасть на какую-либо из трёх ежедневных литургий: для православных с 23:00 до 3:00; армян с 3:00 до 6:00; католиков с 3:00 до 6:00.

Придел Ангела

Придел Ангела — небольшое помещение внутри Кувуклии с востока. Согласно Евангелию, здесь, на камне, который отошёл от двери Гроба, сидел Ангел, который возвестил жёнам-мироносицам Воскресение Христа:

«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28:2-6).

Голгофа

На Голгофе Вы увидите католический и православный придел, под алтарем которого есть отверстие в земле. Тут стоял крест. Через отверстие, обозначенное серебряным кругом можно ладонью прикоснуться к Голгофе.

Два черных круга это места, где стояли кресты разбойников, казненных вместе с Иисусом.

К горе Голгофа (
№23) ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

По приданию под этой горой был похоронен
Адам, тот самый прародитель рода человеческого, потерявший бессмертие и изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность потомкам, то есть всему человеческому роду.

Гора Голгофа получила название от арамейского Гальголет — гора Череп.

На некоторых иконах изображен распятый на кресте Иисус, а под крестом череп Адама.

Как известно Иисус был распят в пятницу и в тот же день умер. Чтобы убедиться, что Христос мертв,
Лонгин протыкает его тело копьем. В этот миг начинается землетрясение и Голгофа раскалывается. Начавшийся дождь смывает кровь с тела распятого и эта кровь вместе с водой через расщелину устремляется в глубь норы. Кровь Иисуса омывает череп Адама, смывая первозданные грехи со всего человечества.

Прямо под горой Голгофа, под тем местом, где стоял крест, находится капелла Адама (
№21 на схеме). Расщелина, образовавшаяся при землетрясении и через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама, сохранилась. Вы увидите ее на стене закрытую стеклом. В находящейся рядом греко – православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

В часовне Адама трещина в скале, возникшая при землетрясении, закрыта стеклом.

Лонгин, римский солдат, ударивший распятого Иисуса копьем под ребро, впоследствии проповедовал учение Христа и был убит по приказу Пилата. Придел святого Лонгина обозначен на плане
№14.

Тринадцатая остановка обозначена латинским алтарем. Снятие с креста.

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами.

Это место обозначенно на карте – схеме
№24 – над статуей скорбящей Девы Марии написано «Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая.

«… и Тебе Самой оружие пройдет душу…» Из пророчества Семеона Богоприимца (Лук.2.35) 

Камень миропомазания

Здесь Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на
Камень Миропомазания (№20) , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами. Они упоминают его как богатого, но доброго человека, принявшего веру Иисуса и после казни упросившего Пилата отдать ему тело Христа.

Гробница Иосифа Арифомейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского (
№6 на плане Храма) расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив придела коптов, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, сильно пострадавший во время пожара в Храме Гроба Господня в 1808 году. Справа от алтаря есть вход в маленькую пещеру. Это и есть место погребения Иосифа Аримафейского и Никодима.

Четырнадцатая остановка. Положение во гроб. На этом месте Иосиф Аримафейский положил тело Иисуса в принадлежащий ему новый, высеченный в скале гроб, а ко входу привалил камень.

Великое место Израиля

На месте, где располагался крест, на котором собственно и был распят Спаситель мира, в настоящее время в этом святилище Израиля возносится трон на четырех столбах, выполненных из мрамора. Данный престол предназначен для того, чтобы совершать на нем бескровные жертвы. Яма отмечена кругом, выполненным из серебра, и расположена сразу же под самим троном. А на месте крестов, на которых распяли разбойников, очерченных на полу святилища темными кругами. Третьей частью Храма Гроба Господня является величественное святилище Воскресения, которое прямо прилегает к церкви Гроба Господня. В святилище Воскресения возносится иконостас, который состоит из четырех рядов. Половина иконостаса святилища Воскресения, и иконы из серии «Тяготения Христовы» когда-то принес в жертву Храму российский император Александр 1. Другому русскому императору Николаю 1 удалось пожертвовать три паникадила, из которых один был отлит из самого чистого серебра, и именно по этой причине на царских вратах святилища есть возможность наблюдать двуглавого орла. В центральной части самого Храма Воскресения на полу из мрамора, расположен оригинальный постамент, выполненный из камня и который имеет на вершине вазу. Согласно традиции этот постамент почитается как «пуп земли».

В конце Храма Израиля, который имеет наименование предел Осквернения и Тернового венка сохранена святыня, которая является частью самого тернового венца, надетый когда-то на голову самого Иисуса Христа. Удлиненная лестница с широкими краями, идет к подземному храму. И именно в этом месте хоронится крест Господень. В этом же месте находится и капелла, принадлежащая армянскому народу, посвященная безгрешной Елене, а также безгрешному Константину. Матери императора Константина Елене удалось найти Крест Господень, на котором были забиты гвозди. Пройдя по тринадцати ступенькам, можно попасть в крипту, которая называется Обретением Креста. Высота крипа составляет 4,8 м, длина — 7,5, а ширина — 6 м.

Также к святым местам храма Израиля можно отнести и часовню раздела Риз. Часовня расположена в армянском храме. И в этом месте, согласно легенде, римлянские воины, которые стерегли распятого Иисуса, спорили, кому достанется его одежда. Святыми местами в Израиле святилища Гроба Господня считается часовня Смерть на Кресте, часовня Распятия, которая принадлежит эфиопской храму — это покойница Иосифа Арифамейского.

 

Кафоликон

Кафоликон – греческий придел, самая большая по площади и красивая часть храма Воскресения Христова, кафедральный собор. Внутренние размеры 22,3 метра в длину и 13,7 в ширину. Над Кафоликоном возвышается большой купол (Ротонда), украшенный разноцветной мозаикой. На куполе – необычайной красоты крест.

Резной иконостас украшают иконы в золотых окладах. Над центром храма висит огромное паникадило (светильник) с византийской символикой. Недалеко от входа в Кафоликон – Пуп Земли (ваза Омфал).

Ваза Омфал – каменная чаша в форме цветка из желтого мрамора, украшенная резьбой. В центре чаши – шар, символизирующий Землю и центр христианского мира. Для христиан символический центр Земли навсегда связан с местом вознесения Христа.

Доступ к чаше паломникам запрещен, за ее сохранностью следят монахи из местных обителей. Чаша настолько легкая, что пришлось сковать цепью, чтобы постоянно не сдвигалась.

Ссылка на основную публикацию