Гомельский дворцово-парковый ансамбль в 2020

Дворец Румянцевых и Паскевичей сегодня

В наше время бывшая резиденция аристократов в Гомеле – один их интереснейших и наиболее посещаемых музеев Беларуси, крупный историко-культурный и просветительский центр.

Первый этаж центральной части дворца – историческая реконструкция помещений дворянского имения. Как и в давние времена, здесь расположены Колонный зал, Белая гостиная, Красная гостиная, зал торжественных приемов (бывшая «золотая столовая»).

Сегодня эти залы – не только часть экспозиции, но и место проведения балов и концертов, встреч и переговоров с участием первых лиц государств. В Гомельском дворце часто проходят выставки (картин и других предметов искусства, фотографий), интересные образовательные проекты.

Собрание музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля – одно из богатейших в Беларуси: археологическая, этнографическая, нумизматическая коллекции, собрания картин, рукописных и старопечатных книг, икон и культовых предметов, морских организмов, мемориальные комплексы выдающихся людей (авиаконструктора Павла Сухого, министра иностранных дел Андрея Громыко)…

В башне, перестроенной по замыслу Ивана Фёдоровича Паскевича, размещена экспозиция «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи». В ней представлены подлинные картины, скульптуры, оружие и личные вещи князей.

В 2012 году Гомельский дворцово-парковый ансамбль Румянцевых и Паскевичей получил Гран-при прошедшего впервые конкурса «Музеи Беларуси – третьему тысячелетию».

История дворца Румянцевых и Паскевичей

В конце ХVІІІ века белорусские земли находились в составе Российской империи, а Гомель императрица Екатерина II подарила своему фавориту – генералу-фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому за выдающиеся победы в войне с Турцией.

На берегу реки Сож уже стоял некогда принадлежавший канцлеру ВКЛ Михаилу Чарторыйскому деревянный замок, который полководец Румянцев приказал снести, а на его месте возвести новый.

В 1777 году при участии видных архитекторов того времени Алексеева, Бланка, Фельтена, Мосцепанова началось строительства дворца в стиле раннего классицизма.

Имя автора проекта гомельского дворца доподлинно не установлено, однако ученые полагают, что им мог быть талантливый архитектор Иван Старов, по проектам которого построены многие знаменитые здания Санкт-Петербурга.

В наследство от Петра Румянцева дворец получил его старший сын Николай Петрович Румянцев – канцлер Российского государства, меценат, покровитель науки и искусств.

В 1834  году новым владельцем имения стал крупный военачальник – генерал-фельдмаршал Иван Фёдорович Паскевич, который продолжил формирование дворцово-паркового ансамбля.

В XIX – начале XX вв. в богато убранных парадных залах дворца хозяева устраивали пышные приёмы, балы, торжественные мероприятия.

Неоднократно в усадьбу Румянцевых и Паскевичей приезжали члены императорской семьи Романовых.

Последней владелицей гомельского имения была княгиня Ирина Паскевич – благотворительница и меценат, переводчик. Именно она – автор первого перевода романа Л.Толстого «Война и мир» на французский язык.

Позже резиденция, богатые собрания и редкие коллекции князей стали основой для создания Художественно-исторического музея, открытого в 1919 году.

Дворец несколько раз подвергался разрушению и восстанавливался: особенно сильно пострадал во время мятежа (1919) и в годы Великой Отечественной войны.

На протяжении истории помещения ансамбля использовались для различных нужд. Здесь находились телефонная станция, библиотека, кукольный театр, Дворец пионеров, музей.

Ссылка на основную публикацию