Дамасские ворота

Мусульманский квартал, он же Арабский

Это самый большой квартал, занявший северо-восток Старого города. Вход — из трех ворот: Дамасских, Львиных и Иродовых. Описать это место можно двумя словами: восточный базар. Сплошь. Везде. И со всеми плюсами и минусами истинного восточного базара: здесь можно вовсю торговаться, сбивая цену на товар втрое, можно найти потрясающие эксклюзивные вещички и вкусную еду — но толкотня, гвалт, навязчивость торговцев и неизбежная грязь прилагаются. К тому же, этот квартал самый населенный — более 20 000 жителей.

Чтобы увидеть именно мусульманское «лицо» квартала, нужно пройтись по Цепной улице. Она — продолжение улицы Давида.

Христианских святынь здесь достаточно: церковь св. Анны и монастырь св. Иоакима и Анны (родителей Девы Марии), Вифезда, монастырь Бичевания в месте, где Ему досталось от римских солдат, арка EcceHomo (нет, Пилата тут не стояло!) и, собственно, Via Dolorosa, Путь Христа, начинающийся в Мусульманском квартале. Все остановки Христа на Крестном пути обозначены — но днем знаки могут быть, натурально, завешаны продающимися вещами. Подробно о главных достопримечательностях и других интересностях Мусульманского квартала — в статье о нем.

Ворота святого Стефана (Львиные ворота)

Ворота святого Стефана названы в честь христианского первомученика, по преданию, забитого возле них камнями. Это не единственное название. Второе название ворот – Львиные – дано по барельефам с изображением льва. Лев был символом мамлюкского султана Бейбарса (1260 год) и использовался в качестве герба Сулейманом II. Легенда гласит, что это львы, угрожавшие съесть сулатана Селима I, отца Сулеймана и первого оттоманского султана, если он разрушит Иерусалим. Сулейман дал им название Баб аль-Гор (Ворота Долины). Крестоносцы называли их ворота Воротами Иосафата.

В наши дни на восточной стороне Старого города это единственные открытые ворота. От них начинается путь по Виа Долороза. Через них легче всего добраться до Масличной горы из города.

Храмовая гора в Иерусалиме: посещение

Далеко не всем туристам удается побывать на Храмовой горе, так как доступ к ней жестко регламентируется по времени, дням и религиозным канонам. Сегодня на входе присутствует строгий контроль. Мусульман могут попросить прочесть наизусть самые важные выдержки из Корана, а тех, кто откажется по какой-либо причине, развернут в обратную сторону. Нескромно одетых посетителей ждет та же участь. С собой обязательно нужно иметь паспорт, так как требование предъявить документы звучит достаточно часто.

Евреям не разрешается брать с собой религиозную атрибутику, молитвенники и священные книги, а группы ортодоксальных иудеев, проходящих по периметру горы, сопровождаются усиленной охраной. Им строго запрещено произносить молитвы даже беззвучным шевелением губ и совершать поклоны, повернувшись лицом к Святая святых. За малейшее нарушение вся группа выдворяется за пределы территории.

Входить в мечети Храмовой горы разрешено только мусульманам.

Посетить религиозно-исторический комплекс «неверным» разрешается с понедельника по четверг в определенное время:

  • летом — с 08:30 до 11:30 и час после 13:30;
  • зимой — с 07:30 до 10:30 и час после 12:30.

В пятницу и субботу доступ отсутствует. Бывают случаи, когда в оговоренные часы посещения ворота остаются закрытыми, причем — без предварительного уведомления.

Вход для мусульман временными рамками не ограничивается.

Пешеходный мост к воротам Гигель (Муграби), Juozas Šalna

В каждой из стен присутствует несколько ворот, часть из которых замурована. На сегодня насчитывается 11 действующих порталов, 10 из которых предназначены исключительно для входа мусульман. Ворота Муграби, расположенные в южной трети Западной стены со стороны Еврейского квартала, были открыты для немусульман в 1967 году. С 2016 года они переименованы в ворота Гигель.

Храмовая гора: значение

Прямоугольная площадь холма является священным местом у иудеев, исламистов и христиан.

В иудаизме Храмовая гора считается избранным Богом местом, поэтому относится к самому священному месту на Земле. Тут стоял Первый храм (Соломонов), затем был построен Второй храм (Иерусалимский), а после схождения Мессии, по преданиям, появился вечный Третий храм. Предполагается, что на Краеугольном камне горы Всевышний начал Сотворение мира. Тут был установлен жертвенник, Иакову приснился здесь сон, давший понять о «присутствии на месте сём Господа», а в Первом храме находился Ковчег Завета и Святая святых. Понятие святости места подтверждает тот факт, что иудеи в мольбе обращают свой взор к Израилю — Иерусалиму — Храмовой горе.

В пророческих писаниях есть упоминания других названий святыни — гора Мория, гора Храма (или Дома), гора Сион (до I века, ныне — другой холм).

В исламе Храмовая гора признается третьей по значимости, уступая две первые позиции находящимся в Саудовской Аравии Мекке и Медине. По приданию, это — одно из первых мест поклонения Аллаху. Именно отсюда пророк Мухаммед совершил Мирадж — вознесся к небесам вместе с ангелом Джабраилом.

У христиан Храмовая гора связана с введением 3-летней Марии, будущей Богородицы, в Святая святых, куда мог входить лишь раз в год первосвященник, и с ее воспитанием в благочестии при Иерусалимском храме до 12 лет.

Сегодня на огороженной территории присутствуют только исламские святыни и ни один проект «совмещения» их со святынями других религиозных конфессий даже не рассматривается.

Мозаика на фасаде Купола Скалы, Ирина Пенясова

Краеугольный камень

С точки зрения религиозных представлений, Камень Основания считается местом, где Бог начал процесс Сотворения мира и где в дальнейшем проводились обряды жертвоприношения. По мнению исследователей, Краеугольный камень изначально лежал в Святая святых Соломонова храма, а позже мусульмане накрыли его Куполом Скалы.

Сегодня Священный камень размером 17,7×13,5 м, поднимающийся на высоту до двух метров, во избежание прикосновений огорожен позолоченной решеткой и контролируется мусульманами. Однако истинность этого участка скалы ставится некоторыми исследователями под сомнение, так как в первом письменном тексте религиозных предписаний ортодоксального иудаизма Мишне упоминается о камне, поднимающемся над поверхностью лишь на три пальца.

О месте Ворота Ирода

Цветочные ворота или ворота Ирода являются одними из ворот великого Иерусалима. Расположены в северной части стены города. Арабы называют ворота Захра – Bab Al.История возникновения
Цветочные ворота в Иерусалиме построены более 1600 лет назад. Город стал активно развиваться, численность жителей увеличиваться. Людям становилось тесно в своих кварталах. Так , например, на месте Цветочных ворот была небольшая калитка, которую в последствие расширили до величины огромных ворот. Они стали служить входом в Мусульманский квартал. Строительство их датировано 1539 годом по распоряжению Сулеймана Великолепного, хранителя Османской империи. Как и все ворота Старого города Иерусалима, ворота Ирода имеют поворот налево для усложнения проникновения врага. Своим названием ворота Ирода в Иерусалиме обязаны легенде, которая гласит, что рядом с ними стоял дом Ирода Антипы. А второе название, Цветочные ворота, присвоили им из-за цветочного орнамента, расположенного выше ворот. Или, согласно другой легенде, что рядом именно с этим местом росло много цветов. Хотя, многие учённые считают такое суждение ошибочным, так как в тот период цветами были в округе украшены практически все действующие ворота. До начала 19 века ворота были засыпаны камнями, но благодаря просьбам жителей уже к концу века ворота снова открыли свои двери. Практически с тех пор каждый желающий может пройти через них в мусульманский квартал.Архитектура
Цветочные ворота, как и все стены Старого города, выложены из больших, тёсаных, песочного цвета блоков. Высота составляет 750 метров над уровнем моря. Начиная с конца 90-х годов прошлого столетия были произведены раскопки в восточной направления, начиная от ворот Ирода. Была обнаружена стена византийской эпохи и некоторая часть оборонительной конструкции. Также были найдены слои ещё с железного века до нашей эры. Археологические  раскопки показали стратегическую слабость обороны города с северной стороны.Окрестности
За воротами Ирода в Иерусалиме располагается кладбище, из-за которого эти ворота получили среди арабов название – Ворота Лунатиков. Напротив Цветочных ворот расположился музей Рокфеллера. Также туристы могут увидеть пещеру пророка Иеремии, находясь в которой он написал гибельные предсказания для Иерусалима. Для этого нужно выйти за ворота и повернуть в сторону Шхемских ворот. Если следовать по направлению  к  Дамасским воротам, то туристы могут увидеть акведукский канал. Историки считают, что возникновение гончарного трубопровода приходится на конец третьего века. Немного дальше перед взором гостей предстанет стена, имеющая вогнутость вовнутрь. Это Каменоломня Соломона. Каждый угол Старого города Иерусалима поведает  гостям свою памятную историю.Туристу на заметку
В этом районе Иерусалима расположен комфортабельный отель National Hotel Jerusalem 4* , который находится в арабском районе, здесь приятная обстановка и довольно безопасно. Неплохой ресторан в отеле для обеда и ужина. Из его окон открывается панорамный вид на Масличную гору. Что касается питания — в окружении ворот Ирода имеются небольшие ресторанчики азиатской кухни. А на самом базаре есть выносные палатки, где вы можете попробовать местную выпечку, приготовленную здесь же. Также вы сможете приобрести сувенирную продукцию у местных торговцев.
Добраться до ворот Ирода можно автобусными линиями от центрального автовокзала Иерусалима, автобусами: 1, 6, 13А, 20 и 60(от Биньяней ха-Ума до Шаар Яффо). Территория для парковки рядом.

Яффские ворота

Я»ффские ворота — одни из наиболее оживленных ворот Старого города в Иерусалиме, рядом с ними проходят транспортные городские потоки. Ворота были построены в 1538 году при Сулеймане Великолепном, правителе Османской империи.

Яффские ворота обращены на запад и от них начинался древний путь к средиземноморскому порту Яффе. Также ворота служат главным входом в христианский и армянский квартала.

Справа от ворот отсутствует часть стены, она была разобрана в конце XIX века, чтобы освободить дорогу экипажу императора Германии Вильгельма II. Эта брешь в городской стене до сих пор осуществляет автомобильное сообщение между Старым городом и новым.

Купол Скалы (город Иерусалим): описание, кого пускают, как добраться

Купол Скалы – мечеть, в которой находится Камень основания – именно с этого камня пророк Мухаммед поднялся на небеса. Поэтому Купол Скалы является одной из главных мусульманских святынь и достопримечательностей. Камень священен так же для иудеев: на его поверхности Авраам выполнял волю Божью и хотел принести своего сына в жертву, а царь Соломон возвел храм, где хранился Ковчег Завета.

Огромный золотой купол мечети является визитной карточкой Иерусалима.

Локация: Харам аш-Шариф (Храмовая гора), Старый город, Иерусалим, Израиль.

Кого пускают:

Попасть на Храмовую гору, где находится Купол Скалы туристам можно:

    — апрель-сентябрь: с 8:30 до 11:30 и с 13:30 до 14:30;

    — октябрь-август: с 7:30 до 10:30 и с 12:30 до 13:30.

Важно: расписание может измениться в любое время по политическим причинам. Вход на Храмовую гору немусульманам закрыт по пятницам, субботам и во время исламских праздников

Пускают представителей других религий только через Марокканские (Магрибские) ворота, где нужно выстоять огромную очередь, так что придите ко входу намного заранее. Будьте готовы к досмотрам: проверяют при входе в Храмовую гору как в аэропорту. И не забудьте паспорт. Вход на Храмовую гору свободный

Вход на Храмовую гору немусульманам закрыт по пятницам, субботам и во время исламских праздников. Пускают представителей других религий только через Марокканские (Магрибские) ворота, где нужно выстоять огромную очередь, так что придите ко входу намного заранее. Будьте готовы к досмотрам: проверяют при входе в Храмовую гору как в аэропорту. И не забудьте паспорт. Вход на Храмовую гору свободный.

Попасть в саму мечеть Купол Скалы могут только представители мусульманской конфессии. Проверяют вероисповедание просто: просят прочитать суру из Корана. Остальные смогут рассмотреть Купол снаружи и сделать много фотографий. 

Стоимость: за 40 шекелей вы покупаете единый билет для посещения мечети Купола Скалы, мечети Аль-Акса и музея мусульманского искусства.

Как добраться:

До Купола Скалы придется идти пешком по Старому городу от остановок.

    — Остановка «Jaffa Gate» –  автобус №1, 3, 51, 104, 115, 117, 124, 125, 231, 232, 234, 284, 480, 755;

    — Остановка «Sultan Suleiman/Damascus Gate» — автобус №1, 3, 51, 203, 204, 231, 232, 234.

Стоимость проезда на автобусе 5,9 шекелей.

остановка «Damascus Gate» возле Дамасских ворот или «City Hall» возле Новых ворот. Стоимость: 5,9 шекелей.

Одежда: скромная, никаких открытых рук и ног.

История главного христианского храма

Святое место за пределами древнего Иерусалима, связанное с Иисусом Христом, почиталось ранними христианами даже после разрушения города римским императором Титом в 70 г. и создания в 135 г. императором Адрианом римской колонии Элия Капитолина в границах нынешнего Старого города. В тот период в числе других строений был возведен храм Венеры, оказавшийся над пещерой Гроба Господня.

Первая христианская церковь появилась на предполагаемом месте Голгофы благодаря стараниям матери Константина I Великого — Елене. Будучи уже в достаточно преклонном возрасте, она решила отправиться из Рима в Иерусалим, уверяя, что имела видение «о закрытых нечестивыми божественных местах, которые ей велено вывести на свет». По преданиям, найти пещеру Гроба Господня, а также обрести Животворящий крест и другие святыни помог Елене местный житель.

Голгофа и Гроб Господень, Yupi666

Построенный при Константине I Великом храм Воскресения освятили в 335 г. Богато украшенный комплекс включал:

  • храм-мавзолей Анастасис с размещенным в центре под шатровым навесом Гробом Господним;
  • Великую базилику с алтарем, обращенным к Анастасису, и криптой (подземное сводчатое помещение), сооруженной на месте обретения Животворящего креста.

Сооружения простояли в неизменном виде почти три века, до захвата Иерусалима персами в 614 г. Существенно поврежденные ими здания удалось восстановить при участии византийского императора к 629 г., а через 8 лет город был вынужденно сдан войску Праведного халифата на условии сохранения христианских святынь. Четыре века спустя фатимидский халиф нарушил договор и инициировал разрушение христианских храмов, сопровождавшееся массовыми убийствами верующих. В результате базилика оказалась безвозвратно утраченной.

Следующий этап в истории храма Гроба Господня случился в первой половине XI в., после того как византийскому императору Константину VIII удалось в обмен на возведение мечети в Константинополе договориться с очередным мусульманским правителем о восстановлении в Иерусалиме христианской святыни. В тот период было построено несколько отдельных часовен и церковь Воскресения в виде ротонды — сооружения цилиндрической формы, покрытого куполом.

Внешний вид и отделка вновь построенного комплекса разительно отличались от великолепия первого храма. Данную несправедливость исправили крестоносцы в середине XII в. Они возвели величественное здание, объединившее святые места. Его освятили в 1149 г. Также была установлена пятиярусная колокольня, просевшая до современного уровня в результате землетрясения 1545 г.

В конце XII в., после изгнания крестоносцев из Иерусалима, султан Саладин отдал право на хранение ключей от храма Гроба Господня и его открытие/закрытие двум разным мусульманским семьям арабского происхождения. Это помогло прекратить споры глав христианских конфессий о том, кто же первым должен открывать Святую дверь. Традиция жива до сих пор — представитель мужского пола семьи Джудех хранит ключи, а семьи Нусейбе — открывает/закрывает храм. Полномочия передаются исключительно по наследству.

Во время пожара 1808 г. пострадала Кувуклия и шатер над Анастасисом. Восстановлением занималась многонациональная группа архитекторов. Деревянный купол Ротонды заменили металлическим, придав ему первоначальный образ.

Существенную реконструкцию планировали выполнить в середине прошлого века, но из-за начавшейся Второй мировой войны работы отодвинули на более поздние сроки. Они начались в 1959-м, продолжились в 1990-х и 2010-х. В 2013 г. звонница пополнилась отлитым в России колоколом.

Беспрецедентный шаг главами христианских конфессий был сделан в феврале 2018 г. В знак протеста против решения израильских властей о взимании с церковной недвижимости городского налога и переводе части церковных земель во владение государству, храм Гроба Господня закрыли на неопределенный срок. Вопрос был урегулирован в течение трех дней, после чего святыни вновь открыли для паломников.

Ссылка на основную публикацию