Собор св. марка

История и описание

За половину тысячелетия украшательства базилика Святого Климента превратилась в настоящую шкатулку с драгоценностями. Богаче её в Риме только собор Святого Петра (Basilica di San Pietro). Но это не все, чем удивительна эта церковь в Риме. Благодаря любознательности приора церкви Джозефа Маури, в середине XIX века начались археологические раскопки, которые позволили обнаружить элементы раннехристианской базилики под средневековыми строениями.

Любите Италию? Приглашаем подписаться на наш Instagram, а также скачать лучшее приложение для телефона с советами перед поездкой в Италию. Ждём вас в стране солнца и вина, Артур и Яна.

Храм Святого Климента — уникальнейшее сакральное место. По данным современных археологов стало известно, что структура здания — это своеобразная пирамида, содержащая три яруса построек:

  • нижний (I — III века н. э.);
  • средний (IV век н.э.);
  • верхний (XII — наши дни).

Нижний уровень

Был раскопан храм Митры, относящийся к III веку. От него остался триклиний – длинный грот со сводчатым потолком, каменными скамьями для адептов и алтарем, где изображена Митра – древнее божество, олицетворяющее солнечный свет, согласие и дружбу.

После отведения воды от фундамента удалось докопаться до руин гражданских зданий, сожженных Нероном в 64-м году. Удалось выяснить, что одно из зданий принадлежало римскому консулу Титу Флавию Клименту. Он был тайным христианином и был казнен в период правления императора Домициана. Возможно, что именно его имя было рассмотрено строителями раннехристианской базилики как некий сакральный знак для увековечивания памяти святого Климента, четвертого Папы римского.

На гробнице святого Климента, находящейся в нижней церкви этого необыкновенного культового сооружения, нарисован якорь. Это символ орудия его казни – он был утоплен по приказу императора Трояна за проповедь христианства на каторге, куда был отправлен из Рима за отказ выполнять языческие требы.

Средний уровень

Примечательно, что прилегающая к базилике Святого Климента улица носит название Via dei Normanni. Разрушенный храм был засыпан, а все что удалось сохранить перенесли в новостройку. Во время раскопок были обнаружены великолепно сохранившиеся фрески. Одна из них рассказывает о злоключениях римского префекта Сизиния, жена которого дала обет целомудрия по подсказке Святого Климента.

Можно сказать, что эта фреска – средневековый комикс. Фразы, принадлежащие изображенным героям, практически нецензурные. Одна из них, самая лояльная, гласит: «Trahite, fili de puta!» («тащите, сукины дети»), – так Сизиний приказывает слугам изгнать Климента из его дома. Эти надписи стали материальным подтверждением существования раннего итальянского языка и являются лингвистическим памятником.

В IX веке базилика Сан-Клементе наконец-то стала хранилищем мощей святителя, который дал ей имя. Православные святые Кирилл и Мифодий сумели найти останки на территории Крыма и доставили их в итальянскую столицу. Понтифик Адриан II принял священный дар и поместил его в саркофаг, хранящийся в среднем ярусе базилики. Зимой 869 года Кирилл умер в Риме и по настоянию Папы был похоронен в Сан-Клементе.

Гробница равноапостольного Кирилла находится слева от алтаря (к югу). Это место превратили в «славянский уголок», где сербы, хорваты, болгары, русские, украинцы установили памятные доски в благодарность своему просветителю.

Верхний уровень

Войдя через дверь базилики, посетители попадают в царство великолепия раннего барокко (сейченто). Построенная по стандартному проекту – длинный узкий неф со сводом на столбах, эта церковь украшена со всей возможной пышностью. Великолепные барельефы, картины, фрески, мраморный мозаичный пол

В апсиде базилики привлекает внимание мозаичное панно XII века, изображающее древо жизни: райских птиц, оленей на водопое, небесный Иерусалим

Полы храма украшены великолепной мозаикой в стиле косматеско, а потолки отделаны кессонными плитками с рисунками (XVIII в.). Стены Сан-Клементе украшает цикл из 10 фресок, посвященных деяниям равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, а также Игнатия Богословца и Святого Климента. Основным украшением апсиды базилики является фреска «Крест — дерево жизни». На ней изображен Иисус Христос на распятии, окруженный птицами, цветами, виноградной лозой (XII в.). Красота исполнения и многогранный символизм росписей завораживают и производят глубочайшее впечатление.

Остров Мурано

Рекомендовать место

14

2

Мурано – 5 небольших островков Венецианского архипелага, где все подчинено одной древней страсти – изготовлению прекрасного стекла, которое весь мир знает под именем муранского. Исторически сложилось так, что всё стеклодувное производство некогда было перенесено сюда из Венеции.

По большому счету смотреть здесь имеет смысл только на сами стекольные мастерские, на собственно изготовление хрупких шедевров и на готовый продукт. Здесь оно есть в изобилии и на все вкусы. Считается, что на острове царит «особая атмосфера», вне которой такое же прекрасное стекло, как сделанное на Мурано, не получится. Эти и другие подробности можно узнать, посетив Музей стекольного искусства – хранилище грандиозной коллекции невероятных стеклянных вещей, или просто пообщавшись с мастеровыми во время прогулки.

О месте Церковь Святого Георгия Великого

Церковь Святого Георгия Великого, построенная   в Венеции еще в 10 веке,  является частью одноименного монастыря. Церковь имеет многовековую историю и хранит в своих стенах бесценные реликвии. Расположена она на одном из островов Венеции Сан-Джорджо, в ближайшем соседстве с одноэтажными домами похожей архитектуры. Главный вид на церковь Святого Георгия Великого раскрывается с вод Гранд-канала. Путешествуя водными видами транспорта можно сделать остановку у главного фасада здания церкви. Общая площадь собора относительно небольшая, также она включает в себя действующие, по сей день, здание колокольни, излюбленное место туристов.История возникновения. На месте современного здания церкви Святого Георгия Великого  в Венеции в 982 году был построен первый храм Святого Георгия. Он просуществовал несколько сотен лет, прежде чем на его месте было воздвигнуто нынешнее сооружение, спроектированное Андреа Палладио — великим итальянским архитектором эпохи ренессанса. Известный также своей работой на соседнем остове Джудека, где им построена средневековая церковь. Работы над храмом Святого Георгия Великого начались еще в 1565 году, велись они поэтапно, мастеру требовалось время, чтобы совместить первоначально задуманную отделку стен с ее многочисленными колоннами и современным, на то время, внешним классическим фасадом. При этом приходилось учитывать все требования традиционной итальянской церкви. Окончательные работы были завершены лишь в 1610 году.Архитектура. Талантливый аржитектор Андреа  Палладио смог добиться безукоризненного результата: весь интерьер церкви Святого Георгия Великого в Венеции отличается своей величественностью с его белоснежными поверхностями, колоннами внутри главного зала, а главное вызывает восхитительное ощущение нарядного убранства стен без единого украшения.  Следует отметить еще одну не маловажную достопримечательность церкви Святого Георгия Великого-  колокольная башня возвышается над главным зданием и выделяется среди невысоких одноэтажных домиков вокруг. Высота ее составляет 75 метров, отделка фасада из темного камня, имеется окно с изысканной решеткой для внешнего обозрения венецианской лагуны. Заплатив 3 евро ее можно посетить, поднявшись на вершину, плата для студентов составляет 2 евро с человека. По воскресеньям, чтя многовековые традиции, в 11 утра собираются монахи- бенедиктинцы, для проведения месс.Туристу на заметку. Сегодня, на территории церкви Святого Георгия Великого хранятся произведения искусства, многие из которых представляют большой интерес. В их числе такие картины как работа Себастьяно Риччи «Мадонна на троне со святыми», Якобо Тинторетто «Тайная вечеря» и «Сбор Манна» и многие другие выдающиеся работы Якобо Бассано и Доменико Тинторетто. В число интересных церквей, признанных памятников архитектуры входят также Церковь Сан Франческо делла Вилья, Церковь Санта Мария Ассунта, Церковь Санта Мария дей Кармини, Церковь Санта Мария дель Джильо, Церковь Санта Мария дель Розарио и другие.Окрестности. Неподалеку от церкови Святого Георгия Великого в Венеции находятся также не менее интересные достопримечательности: Музей морской истории, Венецианский арсенал, Церковь Св. Георгия Великого, Джиардини Публици, Дворец Дожей, Национальная библиотека Св. Марка, Галерея Стампалия, Старая  и Новая прокурации, Национальный музей Коррер, Часовня и Базилика Св. Марка, Базилика Святых Иоанна и Петра Латеранских. Все они расположены на рассотянии не более 1 км.

Святыни Собора святого Георгия

В церкви много реликвий более раннего периода, чем дата ее постройки. Подробно с расположением святынь в храме можно ознакомиться на схеме.

Обозначения на схеме:

  1. Египетский подсвечник 18 в.
  2. Патриарший Трон
  3. Синтронон (мраморный патриарший тронс 11 другими тронами)
  4. Пюпитр Иоанна Златоуста
  5. Канонники из монастыря Пресвятой Богородицы
  6. Иконостас 18 в.
  7. Икона Паммакаристос, Икона св. Иоанна Крестителя, Икона Пресвятой Богородицы Фонеромени
  8. Мощи святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  9. Мощи святых великомучениц Евфимии, Феофании и Святой Соломонии
  10. Столб бичевания Христа.

Патриарший престол

Трон патриарха высотой в четыре метра из дерева грецкого ореха, инкрустированный слоновой костью, датируется обычно временем патриаршества архиепископа св. Иоанна Златоуста (398-404). При этом отдельные элементы на нем относятся к более позднему периоду — например, определено, что надпись на карнизах относятся к 1577 году.

Интересные факты о Латеранской базилике

Самые интересные факты о Латеранской базилике неразрывно связаны с историей папства и католичества:

  1. Собор на Латеранском холме хранит сразу несколько реликвий. «Святая лестница» (или «Лестница Пилата») — главная из них. В 326 году ее привезла из дворца Понтия Пилата в Иерусалиме святая царица Елена. Согласно преданию, по этой лестнице несколько раз проходил Иисус, чтобы попасть на суд. В XVI веке реликвию установили около капеллы Святая Святых. Там она стоит и по сей день. Другие реликвии собора: часть Ризы Богородицы и часть испачканной кровью губки, которую использовали для того, чтобы напоить Христа уксусом.
  2. По приказу Сикста V обветшавшая Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано была снесена с целью постройки на ее месте еще более красивого собора. Вновь выстроенный храм несколько раз подвергался масштабным переделкам, что придало его облику стилистическую эклектичность. К одной из реконструкций был привлечен знаменитый архитектор Доменико Фонтане. Затем по просьбе Иннокентия X над базиликой потрудился не менее известный Франческо Борромини, придав ей барочные черты. В двенадцать ниш, созданных по его архитектурному замыслу, позже были установлены фигуры апостолов. А гигантские скульптуры в неоклассическом стиле, украшающие фасад, созданы Алессандро Галилеем. Фото Латеранской базилики в ее сегодняшнем состоянии можно легко найти на различных интернет-ресурсах.
  3. Апсида собора украшена мозаиками, относящимися к византийскому стилю. Их выполнили в 1288–1292 годах. На изображениях присутствуют Франциск Ассизский и Антоний Падуанский.
  4. Среди украшающих собор произведений искусства особенно выделяется работа Джотто ди Бондоне. Она изображает момент, когда Бонифаций VIII отметил 1300 год как Юбилейный. Для иудаизма это особый год, который наступал один раз в 50 лет и подразумевал прощение всех временных наказаний за грехи.
  5. Собор Святого Иоанна Латеранского (так его тоже иногда называют) имеет пять дверей. Крайняя правая является «юбилейной». Это значит, что открыть ее можно только с наступлением Юбилейного года.
  6. Во время Второй мировой войны Базилика Святого Иоанна Латеранского в Риме использовалась как убежище для большого количества евреев, прятавшихся от нацистов и их итальянских сторонников.
  7. В архазилике похоронено шесть пап.

Ольга Канунникова

Бесплатные церкви

Я упоминала, что в Венеции около 150 церквей. Десятая часть из них входит в список Хорус. Что же с другими?

Большинство из них бесплатные, и тоже хранят шедевры венецианских мастеров. Некоторые из них  поразительные.

Каждая церковь снабжена табличкой, где, помимо названия церкви и времени ее основания, перечислены художники, чьими работами она украшена.

Вот табличка на церкви Святого Пантелеймона

Обратите внимание на перечень художников

Страховка от COVID-19

Посмотрите на знаменитый свод церкви Сан-Панталоне. Художник Фумиани на плоской поверхности потолка создал эффект большого объема, распахнутого ввысь. Этот свод он расписывал 24 года. В самом конце, когда работа была почти закончена, художник сорвался с лесов и разбился. Вот такая судьба!

Фрески на потолке в церкви Святого Пантелеймона

Так что, если нет лишних денег на Хорус-пасс или мало времени, для первого раза вполне можно ограничиться бесплатными церквями.

Вот какие из бесплатных церквей я порекомендовала бы посетить:

В первую очередь – собор Святого Марка. Да, он абсолютно бесплатен, но тут надо подстраиваться под службы. Вход в собор то с левого портала, то с неприметной дверцы за левым углом. Некоторые охранники пускают посетителей и во время службы. Если при вас рюкзачок, то его надо будет сдать (охранник укажет, куда).

А что за большая очередь к центральному входу в собор Сан-Марко? А это на Лоджию Кавалли, открытую верхнюю галерею собора (там, где стоит квадрига) и в музей собора. То есть сразу от центрального портала идет подъем по крутой лестнице на галерею (а вовсе не в сам собор). По дороге вас обилечивают (вход на галерею и в музей стоит 5 евро), и вы выходите наружу, к медным коням.

Безусловно, побывать там стоит. С лоджии открывается замечательный вид на площадь Сан-Марко. Можно вблизи рассмотреть мозаики над порталами.

Музей небольшой. К тому же вы увидите собор сверху.

Собор Сан-Марко с верхней галереи

Так что при случае сходите. Тем не менее, кто-то вполне может удовольствоваться посещением только собора, без музея и галереи. Особенно если на галерею большая очередь.

Церковь Сан-Заккария. Ослепительно прекрасна. Единственная в своем роде. Стены ее расписаны с пола до потолка — вы словно оказываетесь внутри богато украшенного ларца.

Впрочем, здесь тоже есть платная часть – за полтора евро вы можете посмотреть еще две часовни (самые ранние) и спуститься в крипту, где находятся захоронения 8-ми дожей. Сходите.

Купол одной из часовень

Однако главное богатство церкви – шедевр Джованни Беллини «Мадонна с младенцем» — выставлен на всеобщее обозрение (с левой стороны, по центру).

Церковь Мадонна дель Орто. Находится в стороне от туристических троп, в районе Каннареджо, но советую ее все же отыскать.

Красивый внешний облик – красный кирпич словно обвязан по контуру белым кружевом.

Внутри — великолепные, полные экспрессии и внутреннего напряжения работы Тинторетто.

«Введение Девы Марии во храм» Тинторетто

В этой церкви Тинторетто был крещен, в ней он и похоронен.

Есть здесь картина Тициана «Товий и ангел».

«Товий и ангел» Тициана

Сан-Тровазо – эту церковь я бы выделила за «атмосферу» окружения. Прямо-таки кусочек деревни посреди города (заходить строго со стороны набережной Заттере)

Церковь Санта Мария делла Салюте – не скажу, что внутри она такая же потрясающая, как снаружи. Но ее трудно миновать. Эта восьмиугольная в плане церковь так монументально стоит в конце Гранд-Канала, что поневоле притягиваешься. При церкви есть музей (4 евро).

В церкви есть 4 картины Тициана

Фрагмент «Сошествие Святого Духа на апостолов» Тициана

Церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари

Рекомендовать место

2

Церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари — один из двух главных соборов Венеции. Церковь, строительство которой закончилось в первой половине XV века, уступает по своим размерам лишь собору святого Марка. Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари стала кафедральным собором ордена францисканцев, над ее созданием и оформлением трудились выдающиеся художники и скульпторы, среди которых — Николло Пизано, Тициан и Беллинни.

Первая постройка на этом месте в районе Сан-Поло появилась после того, как венецианский дож Тьеполо подарил ордену францисканцев небольшой надел земли. Братство быстро увеличивало количество приверженцев, остро ощущалась потребность в возведении большого храма. Тогда было начато строительство церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, что в переводе на русский язык означает «Собор Святейшей Богоматери братства францисканцев».

Огромный готический собор из красного кирпича был закончен в 1446 году. Тогда же была возведена величественная колокольня высотой 70 метров. Гигантские размеры храма позволили разделить внутреннее пространство на несколько частей – так, здесь в разное время появились часовня Распятия, часовня святого Петра, капелла архангела Михаила.

В соборе можно увидеть подлинные шедевры итальянского искусства. Над надгробиями венецианских дожей трудились лучшие скульпторы своего времени. Главный алтарь собора украшает огромная картина Тициана «Мадонна Пезаро», в апсиде размещен триптих великого венецианца – Джованни Беллинни, который специально для Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари написал «Мадонну с младенцем». Позднее в храме появилось надгробие выдающегося скульптора Антонио Кановы, под которым погребено его сердце.

Немного истории

Старинная базилика святого Амвросия в Милане была построена покровителем города, миланским епископом Амвросием Медиоланским в 379-386 гг. нашей эры. Причем изначально строилась даже не церковь, а скромная по размерам часовенка, где проходили службы по христианам, принявшим мученическую смерть за веру.

В частности, посвящена изначально часовня была двум христианским мученикам – Гервасию и Протасию, останки которых Амвросий нашел неподалеку от места, где позже была выстроена церковь.

Часовня была построена рядом с христианским кладбищем – местом захоронения христиан-мучеников. Поэтому часовне дали имя «Часовня мучеников».

Святой Амвросий служил в этой церкви почти 18 лет. После его смерти Церковь канонизировала его, приняв в ранг святых, и часовня была названа именем Амвросия. Останки его были помещены в самой церкви, и поклониться мощам святого потянулись паломники со всех регионов Италии.

Со временем люди стали приезжать и из других стран. Желающих поклониться мощам святого становилось все больше, и крохотная часовенка уже не могла вместить большое количество паломников. Поэтому в VIII веке властями Милана (или как его называли в те времена – Медиолана) было принято решение расширить и перестроить часовню.

Первым делом построили большой атриум, вмещавший большое количество народа. Атриум украшает колоннада с рельефом, который в красках повествует о борьбе Бога с дьяволом.

Позже, в конце IX века, была построена первая колокольня, которой дано было имя – Колокольня монахов (Монашеская). Спустя почти столетие, в 1099 году, церковь была почти достроена, и архитекторы придали ей черты романского стиля.

В 1144 году была построена вторая колокольня, Башня каноников (окончательно она была достроена лишь в 1889 году). Такой большой разброс по времени получился из-за того, что до этого каноникам не разрешалось звонить в колокола.

Правда, при строительстве последней колокольни случился казус: при возведении колокольной башни рухнули купол базилики и крыша, пострадала часть внутренних построек. Все службы и торжества на время были прекращены, так как базилика играла в ту пору роль главного миланского собора.

Кафедру и своды восстановили довольно скоро, но епископ попросил архитектора Браманте о реставрации и укреплении здания храма, а также соседнего бенедиктинского монастыря, прилегающего к базилике.

Восстановительные и реставрационные работы базилики Сант Амброджо в Милане затянулись вплоть до середины XVII века. Правда, каждый архитектор добавлял базилике черты того стиля, который главенствовал в ту пору, поэтому получилась некая смесь романского стиля, готики и барокко.

Но результат всех переделок оказался весьма неустойчивым, и к середине XIX века было принято решение провести масштабную реставрацию. Во время реставрационных работ почти все наносные украшения были сбиты, и церкви вернули ее первоначальный романский стиль, укрепив здание.

В 1921 году при церкви Сант Амброджо в Милане (в здании бывшего монастыря католиков) был открыт католический университет, целью которого была популяризация католицизма в обществе. Университет существует и сегодня, из его стен выходят обычные светские специалисты.

В 1943 году Basilica Di Sant Ambrogio значительно пострадала при авиаударах – был частично разрушен купол и полностью крыльцо у главного входа.

Восстановление началось практически сразу после окончания войны, в середине 50-х годов, руководил работами архитектор Фердинандо Реджионе.

Скуола Гранде ди Сан-Джванни Еванджелиста

Большая Скуола Иоанна Богослова

Скуола Гранде ди Сан Джованни Еванджелиста основана в 1261 году. Создали Скуолу каменщики и строители дорог, объединённые преданностью святому Иоанну Богослову. Поначалу штаб-квартира Скуолы находилась в церкви Сан-Апонал, потом в Сан-Стин.

В 1396 году Скуола получила в дар фрагмент Истинного Креста, который стал её символом, и объектом особого почитания.

К XV веку Скуола обрела своё нынешнее здание в одном дворе с одноимённой церковью, которое было перестроено и отреставрировано. Став Большой Скуолой, руководимая Советом Десяти, она решила заняться укреплением собственной значимости, украсив свои залы произведениями искусства. Первые работы принадлежали кисти Якопо Беллини, но довольно быстро были утрачены.

В конце XV века руководители Скуолы решили использовать для изображения на холсте тему Истинного Креста, заказав серию больших картин лучшим художникам Венеции. Среди них были Витторе Карпаччо, Лаццаро Бастиани, Бенедетто Диана, были даже работы Перуджино, к сожалению, не сохранившиеся.

В более поздние времена к списку художников добавились имена Тициана, Джорджо Массари, Якопо Гуараны. Пятьсот пятьдесят лет Скуола существовала и процветала, пока в 1807 году по приказу Наполеона не была упразднена. Однако, в 1856 году двери её снова открылись.

Сегодня Скуола приглашает осмотреть собрание произведений искусства, которые располагаются не только в Главном зале и Капелле Креста, но и в трёх других залах. Среди работ художников, которых я упомянул чуть раньше, вы найдёте полотна Пальма-младшего, Джентиле Беллини. В зале первого этажа Скуолы выставлен прекрасный мрамор в виде колонн, который заслуживает вашего внимания. Пол Главного зала — шедевр искусства декорирования. На всякий случай, снимите обувь, когда войдёте в зал, и ходите по периметру.

Как добраться до Скуолы

Скуола Гранде ди Сан-Джованни Еванджелиста находится в районе Сан-Поло, совсем недалеко от Пьяццале Рома. Найти её, в общем-то, не так трудно, хотя с непривычки дело может показаться мудрёным.

Прочтите статью Где остановиться в Венеции и найдите описание пути от Пьяццале Рома до хостела «Domus Civica». От Пьяццале Рома через Джардини Пападополи вы проходите до хостела. Ориентиром вам будут такие объекты: справа здание хостела, перед вами и хостелом кафе, слева ещё одно кафе. Поворачивайте налево и идите прямо до поворота направо. Если идти прямо, то нужно будет подняться на мост, вам же на мост не нужно. Вы поворачиваете направо и смело шагаете, никуда не сворачивая. Проходите через тёмное и длинноватое соттопортего, и вот — вы уже во дворе церкви и Скуолы Сан-Джованни Еванджелиста. Справа церковь, слева — Скуола. Впереди — роскошный вход во двор: ворота с каменным орлом, символом святого Иоанна Богослова.

Вход в Скуолу стоит 6 евро.

Сокровища

Главная часовня кафедрального собора носит название королевской капеллы «Сокровища Святого Януария» (Reale cappella del tesoro di San Gennaro). Подобное название вполне оправдано, украшением капеллы занимались признанные гении итальянского возрождения. Расписной купол работы Доменикино (Domenichino), фрески работы Ланфранко (Giovanni Lanfranco) и Хосе де Риберы (José de Ribera). Однако в центре внимания остаются драгоценные церковные реликвии, иначе говоря — Сокровища Сан-Дженнаро.

Одним из центральных экспонатов сокровищницы покровителя Неаполя является золотой бюст Януария, выполненный тремя французскими мастерами в 14 веке. Убранный в торжественный наряд, лик священномученника на самом деле является реликварием, то есть вместилищем для мощей. В голове бюста хранятся останки черепа святого Януария. В 18 веке драгоценный ковчег увенчали головным убором, расшитым бриллиантами, изумрудами и рубинами. К окончанию того же столетия, Сан-Дженнаро получил еще одно подношение — ожерелье, созданное из 13 золотых цепей и 4-х крестов, инкрустированное драгоценными камнями.

Каждый из крестов — это королевский подарок от семей правящих монархов. Такое благоговение перед святым Януарием отнюдь не случайно, в 16 веке Неаполь пребывал в упадке, после затяжной войны с Францией и Испанией. В 17 веке к несчастьям добавилось мощное извержение Везувия, которое грозило затопить город горячей лавой. Искренняя вера в Януария и счастливое стечение обстоятельств оберегли жителей Неаполя от беды. С тех пор его авторитет непоколебим для любого католика и неаполитанца. А сокровищница святого растет с каждым годом, получая в свое распоряжение новые драгоценные предметы церковной утвари и украшения.  

Еще одна реликвия, которую столетиями хранит собор святого Януария — сосуд с его кровью. Заглянуть в храм особенно стоит тем, кто оказался в городе в первую субботу мая, 19 сентября или 16 декабря — это праздничные дни, когда священный сосуд демонстрируют паломникам. Неведомым образом кровь нем вскипает и заполняет собой всю емкость. Горожане в Неаполе верят, что если чудо не происходит, то город ожидают беды и несчастья. Одним из таких случаев стало землетрясение 1979 года, унесшее в Неаполе тысячи жизней.

Как добраться

Несмотря на то, что Равенна расположена недалеко от моря и связана с ним каналом, попасть сюда морским путем можно только на круизном судне или на яхте. Паромные переправы в настоящий момент не обслуживаются. Аэропорта возле города также нет, поэтому людям, которые летят в Италию самолетом, придется добираться с пересадками. На расстоянии 90 км от города есть три аэропорта, от которых в Равенну можно попасть автобусом, поездом, но удобнее всего машиной. Трансфер можно заказать на kiwitaxi.ru.

Если же будет принято решение добираться в Равенну поездом, расписание поездов можно осмотреть тут: www.trenitalia.com. Также сюда едут автобусы с разных городов Италии и Европы.

Самолетом

Ближе всех к Равенне, на расстоянии 40 км, находится аэропорт в Форли (Aeroporto di Forlì). Немного дальше – в Болонье (Bologna) и Римини (Rimini). Также есть аэропорт в Венеции (Venezia), но дорога от него до Равенны наземным транспортом займет от двух до трех с половиной часов.

От Aeroporto di Forlì в Равенну можно добраться машиной или автобусом. Автостанция находится в трех минутах ходьбы от аэропорта, на Via Carlo Seganti. Дорога в Равенну занимает около часа. С расписанием автобусов можно ознакомиться тут: www.startromagna.it.

Международный аэропорт имени Федерико Феллини (Aeroporto internazionale Federico Fellini), что находится в Римини, отделяет от Равенны 70 км. От аэропорта в нескольких минутах ходьбы расположена Aerostazione. Отсюда автобусом надо доехать до автостанции 4 Rimini Fs, что находится на Via Dante Alighieri. Затем надо пройтись пешком до железнодорожной станции Rimini или автобусного вокзала, что расположены на одной площади, на Piazzale Cesare Battisti. Отсюда час езды до Равенны поездом или автобусом. Также можно заказать трансфер от аэропорта на сайте kiwitaxi.ru

В шести километрах от Болоньи расположен Aeroporto Internazionale Guglielmo Marconi. От Равенны он находится на расстоянии 87 км. Это час езды машиной. Дорога автобусом и поездом займет два часа: сначала от аэропорта надо добраться на Piazza XX Settembre. Здесь находятся ж/д станция и автовокзал Bologna central bus station, от которых несколько раз в день в Равенну идет транспорт, в пути проводит 1 ч. 20 мин. С расписанием автобусов можно ознакомиться здесь: www.orari-pullman.it.

На поезде

Железнодорожный вокзал Равенны (Stazione Di Ravenna) находится на Piazza Luigi Carlo Farini,13, в десяти минутах ходьбы от центра. Сюда приходят поезда, что курсируют между городами Римини – Феррара (Rimini – Ferrara), Равенна – Фаенца (Ravenna – Faenza), Равенна – Кастель-Болоньезе (Ravenna – Castel Bolognese). Также есть поезда до Болоньи, Венеции (Venezia), Вероны (Verona).

Если путник едет из Рима (Roma), нужно учитывать, что прямой поезд едет лишь раз в день. Поэтому многие добираются с пересадкой в Болонье. От Милана (Milano) прямого сообщения с Равенной нет.

Автобусом

В Равенне есть три автобусные станции, куда приезжают пригородные, междугородние и международные автобусы. Поэтому предварительно надо уточнить, где именно остановится автобус, тем более что возможны остановки и в других местах. Конечная станция автобуса может быть на:

  • Piazzale Aldo Moro – с тыльной стороны ж/д вокзала;
  • Piazza и Viale Farini – находятся впритык друг к другу, напротив ж/д вокзала;
  • Via Trieste.

С расписанием автобусов можно ознакомиться тут: 

Морем

Порт Равенны (Porto di Ravenna) расположен на Via Antico Squero, 31. Он является одним из самых значимых портов Италии в плане грузовых перевозок. Но паромные переправы в настоящий момент не обслуживаются. Более детально про порт Равенны и его работу можно узнать тут: www.port.ravenna.it.

Но недалеко от Равенны, на побережье Адриатического моря, где в него впадают воды канала Кандиано, расположены два города Porto Corsini и Marina di Ravenna. Они отделены друг от друга каналом, перебраться через который можно паромом. В Порто Корсини есть Cruise Port, где останавливаются круизные судна, в том числе те, что идут в Грецию, Кипр, Турцию. В Marina di Ravenna есть возможность пришвартовываться яхтам. Отсюда до Равенны полчаса автобусом, но лучше заказать трансфер.

️ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ ️

Ссылка на основную публикацию