Флоренция (италия): самый полный путеводитель для отличного отдыха

Полезная информация

Расположена базилика на одноименной площади.

Адрес: Piazza Santa Croce, 16

Расположение на карте:

2.2. Как добраться

Легче всего на автобусе – С3 идет до остановки Magliabechi, а это буквально напротив церкви.

Туристический автобус Hop-On/Hop-Off тоже останавливается рядом с церковью – остановка Santa Croce.

Можно попасть к площади вместе с экскурсией по самым знаменитым местам Флоренции. Стоит 20 евро, каждый день начинается от центрального вокзала в 15:00. Длится 2 часа. Очень интересная экскурсия, в ходе которой вы увидите практически все самые знаковые места Флоренции, узнаете культуру и историю, а также сможете задать практические вопросу гиду.

Смотрите, есть интересный тур по району Санта Кроче. Окажитесь на площади и узнаете ее историческое прошлое. Цена экскурсии 140 евро, могут принять участие до 8 человек. Выгодно, если путешествуете семьей или с друзьями.

Очень просто дойти пешком из центра. Выходите на площадь Синьории, прямо за Палаццо Веккьо проходит улица Via dei Gondi – идите по ней все время прямо, выйдете прямо на площадь перед Санта Кроче.

Кстати, посещение церкви и гробниц входит в тур «По стопам Галилео Галилея». Отличная возможность узнать о жизни ученого и посетить значимые для него места. Осмотрите церковь, гробницы, музей Санта Кроче. Стоит 82 евро, длится 4 часа.

Часы работы:

  • Понедельник – суббота с 9:30 до 17:30;
  • Воскресенье и праздники (религиозные) с 14:00 до 17:00.

2.4. Стоимость

  • Взрослый билет 8 EUR;
  • Дети до 11 лет – бесплатно;
  • От 11 до 17 лет – 6 EUR;
  • Аудиогид — 1,50 EUR.

Билет можно купить на месте или заранее онлайн. Можно, например, взять сразу комплексную экскурсию (Понте Веккьо, Дуомо и Санта Кроче), вместе с билетами такая экскурсия обойдется в 32 евро. Отзывы смотрим здесь.

Купить билет можно в кассе:

Еще можно войти по Firenze Card – это туристическая карта на 72 часа, которая дает право посещать почти все музеи города. Стоит 85 евро.

Архитектурные особенности

Церковь Санта Кроче построена в готическом стиле. Над розой на главном фасаде очень неожиданно для христианской церкви изображена звезда Давида, не сомневайтесь, это именно она. Облицовка фасада выполнена мрамором, мода на это пришла во второй половине XIX века. В то время для работ нанимали разных мастеров и фасад Санта Кроче достался архитектору-еврею по имени Матас, он то и протащил звезду в качестве элемента декора. Выглядит фасад довольно лаконично, не перегружено. Вы не встретите здесь обилия скульптур, витражей или фресок, лишь изображения на тему животворящего креста над тремя арочными пролетами.

Фасад базилики, Светлана

Если обогнуть церковь слева, то вы сразу наткнетесь на фигуру Данте. Умер и похоронен Данте в Равенне, а гробница в Санта Кроче — это кенотаф, то есть памятник без погребённого.

Статуя Данте, Игорь Герман

Санта Кроче состоит из трех нефов, разделена внутри двумя рядами массивных колонн, на которых расположены готические полуарки, соседствующие с деревянными расписными перекрытиями. Главный неф имеет длину 115 метров. Сама церковь построена в форме Т-образного креста с трансептом шириной 73 метра.

Внутреннее убранство, Frederik Verbeke

За внутреннее оформление Санта Кроче отвечал знаменитый итальянский архитектор Джорджо Вазари. По его замыслу центральный неф церкви располагается таким образом, чтобы благодаря большому количеству витражных окон, освещаться со всех сторон солнцем. Стоит отметить, что самым старинным витражам (окна главного алтаря) уже больше семи столетий. Главный алтарь церкви был расписан фресками Аньоло Гадди на тему обретения Креста Господня приблизительно в конце XIV века. Его же руке принадлежат витражи на окнах алтаря. Судя по всему, Санта Кроче с самого начала была пантеоном — некоторые старинные надгробия расположены прямо на полу, а имена на них уже не читаются.

Однако знаменитые люди захоронены как правило в стенах церкви. С некоторыми надгробиями связаны интересные истории. Так например роскошный памятник Галилео Галилея появился лишь спустя сто лет после его смерти. Изначально папа римский запретил какие-либо почести на могиле еретика. А скульптура на могиле поэта Никколини поразительно напоминает Статую Свободы. При этом выполнена она была на 8 лет раньше нью-йорской, так что есть основания полагать, что именно эта скульптура стала прототипом знаменитой на весь мир статуи.

Гробницы, расположенные в полу базилики, George Koshy

Фотообзор Санта Кроче

Пора пройтись по базилике и посмотреть, как она выглядит за фасадом. Думаю, вы удивитесь!

Санта Кроче занимает довольно большую площадь, на территории расположено несколько разных помещений, но ориентироваться легко, есть указатели:

Внутренний дворик:

Вход в Санта Кроче:

Расписание мероприятий и информация о благотворительности:

Разные благотворительные программы:

Территория действительно большая, а здания монументальные:

Базилика Санта Кроче популярна у европейских самостоятельных туристов:

Идем в ризницу (Сакристия):

Еще один дворик:

Вид на старинную капеллу, у входа — туристическая группа:

Так выглядит капелла с другой стороны:

Информация о знаменитом флорентийце:

3.1. Внутреннее оформление

Внутри много интересных архитектурных деталей – деревянные элементы соседствуют с готическими каменными арками, например.

Обратите внимание на фрески собора – над ними работали самые известные мастера. Например, Джотто и Джамболонья

Можно сказать, что Санта Кроче – огромный музей.

Украшения алтарной части собора выполнены Донателло. Увидите и барельефы в честь Франциска Ассизского. Их выполнил Бенедетто де Майано.

Смотрите, как здесь красиво:

Главный алтарь:

Вид на другую часть базилики:

Статуя в основном здании:

Рассматривать можно часами:

Переход в музей:

Часовня Медичи:

Совершенно неожиданно я попала в старинный коридор и обнаружила зарядники usb (видите шкафчик рядом со скамейкой?), и это церковь 13 века:

3.2. Капеллы

Страшный пожар 1493 года разрушил часть церкви. Знаменитые семьи Флоренции решили вместе обновить ее. Тогда Брунеллески строит капеллу Пацци.

Она названа в честь одного из главных донаторов – Андреа Пацци. Он заключил договор с церковью, по которому будет иметь право разместить внутри капеллы гробницы своей семьи.

Брунеллески стремился добавить в архитектуру капеллы Пацци черты греческого храма. Расположение окон в куполе создает интересный эффект игры света и тени, он хорошо освещен, хотя самих окон не видно.

Капелла отделана изнутри серым камнем, это подчеркивает четкие геометрические формы помещения. Автор стремился создать единое оформление внутреннего и внешнего пространства.

Капелла Пацци считается самой красивой и оригинальной из всех 16 капелл церкви. Каждая из капелл – отдельная пристройка, выполненная в оригинальном стиле

Кроме того, стоит обратить внимание на:

  • Капеллу Медичи;
  • Барончелли;
  • Барди;
  • Кастеллани;
  • Маджоре;
  • Ринуччини.

Знаменитые гробницы:

3.3. Музей

Небольшая экспозиция. Здесь хранятся фрески Джотто. Особый интерес представляет зал, который раньше был трапезной монастыря. Увидите фреску «Дерево жизни». А еще – версию «Тайной вечери». Выполнены Таддео Гадди.

Кроме того, в музее находится статуя Донателло – «Святой Людовик».

Вариант «Тайной вечери» Джорджо Вазари:

Примечательно, что картина была восстановлена совсем недавно. Реставраторы трудились почти 6 лет, чтобы вернуть миру знаменитую работу Вазари, пострадавшую в результате самого масштабного наводнения во Флоренции 1966 года.

Фреска «Древо жизни» сохранилась не очень хорошо, большая часть выцвела:

3.4. Знаменитые гробницы

Оказывается, в Санта Кроче похоронен целый род Галилеев, а не только сам ученый Галилео. Могилу ученого вы узнаете сразу – ее украшают статуи Геометрии и Астрономии.

Еще запомнилась гробница Никколини — она украшена статуей, которая очень напоминает статую Свободы. При этом, она была установлена на 6 лет раньше, чем Статуя Свободы в Нью-Йорке.

Гробницу Микеланджело украшает статуя Живописи, выполненная Баттиста Лоренци. Он же выполнил и бюст великого скульптора.

А над саркофагом Никколо Макиавелли установлена скульптура Дипломатии:

Кенотаф Данте Алигьери (настоящая могила поэта находится в Равенне):

Гробница Микеланджело:

Гробница скульптора Лоренцо Бартолини:

Многие саркофаги установлены прямо под Базиликой, а надгробные плиты заменяют пол:

Еще одно помещение в подвалах Санта Кроче, довольно мрачное (ощущения там, как в подвалах Собора Дуомо в Милане):

Капеллы Санта Кроче

Каждая капелла (часовня), представляет собой отдельную пристройку, между которыми вы можете свободно перемещаться, рассматривая произведения искусства и архитектуры мастеров того времени. Всего в Санта Кроче 16 капелл. Расположены они в трансептах и носят фамилии знатных итальянских семей, которые вложили свои средства в строительство базилики. Рассмотрим самые интересные из них:

Самая большая и богатая — капелла Пацци, построена по проекту Филиппо Брунелески. Занимательно, что все остальные здания, связанные с этой семьей, были разграблены до последнего камешка, а вот капеллу оставили, потому что красивая.

Капелла Пацци, Frederik Verbeke

  • Капелла Барончелли богато украшена витражами и фресками Таддео Гадди. С потрясающе красивым алтарем, статуями архангела Гавриила и Марии, а также изображение Мадонны с младенцем.
  • В капелле Медичи можно полюбоваться терракотовым барельефом с изображением Мадонны и произведениями художников эпохи Возрождения.
  • Капелла Ринуччини, в которой перед вашими глазами откроется полотно с изображениями Марии Магдалины и Богоматери — одна из лучших работ Джованни да Милано.
  • Капелла Барди, в которой находится распятие работы Донателло, выполненное из дерева — результат соревнования в мастерстве с Брунеллески. Также здесь на нескольких фресках изображены важные события из жизни Франциска Ассизского — работа Джотто.
  • Капелла Кастеллани и капелла Маджоре известны своими фресками, которые были выполнены сыном художника Таддео Гадди — Аньоло Гадди.

Внутреннее убранство

Церковь Санта Кроче является эталоном готического стиля. Внутренне устройство – 3 роскошных нефа, разделенных мощными колоннами. В свою очередь, колоннада украшена соединяющими арками. И все это декорировано великолепными архитектурными элементами. Такими как архивольты – эффектное оформление арочных дуг; лизены – плоские выступы на стенах; пилястры – изящные полуколонны.

Длина основного нефа 115 метров. Стрельчатые арки свободно пропускают свет сквозь витражные окна, что усиливает ощущение простора и величия. Высокий алтарь венчает знаменитое распятие Чимабуэ. После безжалостного наводнения 1966 года оно считается символом возрождения пострадавшей Флоренции. Также алтарь украшен уникальным полиптихом Мадонна со Святыми. В ризнице храма потрясают воображение фрески «Вознесение», «Воскресение», «Распятие», «Восхождение на Голгофу».

Во Флоренции чтят святого Франциска. Его изображения, скульптурные жизнеописания можно найти во многих базиликах города. Но именно в Санта Кроче находится самый красивый барельеф, на котором изображены сцены из жизни великого святого.

В оформлении 16 часовен церкви Святого Креста оставили свой исторический след знаменитые флорентийские семейства Барончелли, Перуцци, Альберти и другие. Декорирование фресками, скульптурами стало возможным благодаря их благородному участию.

Богатый купец Андреа Пацци тоже остался в памяти потомков. Благодаря ему на территории собора появилась уникальная Капелла Пацци. В 1423 году внутренняя площадь базилики пострадала от пожара. Впоследствии на этой территории была сооружена непревзойденная по стилевому и пространственному решению Капелла Пацци. Традиционные арки, колонны, пилястры использованы в декоре капеллы настолько виртуозно, что создают ощущение абсолютной естественности.

Исключительность собора состоит и в том, что он является своеобразной усыпальницей для многих великих людей. Здесь под мраморными плитами находится прах Микеланджело, а рядом – памятник, состоящий из аллегорических фигур Архитектуры, Живописи, Скульптуры.

Скорбные фигуры украшают памятник у саркофага Галилео Галилея. Не уступают в печальной монументальности скульптурные группы у мест захоронения Николо Макиавелли, Джоаккино Россини. Невольный трепет охватывает каждого, находящегося рядом с этими величественными саркофагами.

Церковь Святого Креста

Именно так переводится Basilica di Santa Croce. Выбор названия прост — по форме это сооружение напоминает крест. Своим появлением эта католическая святыня обязана самому Франциску Ассизскому. По преданию, церковь воздвигнута на месте скромной часовни, собственноручно построенной почитаемым святым. Зная о его мировоззрении, можно легко догадаться, что адепты создали строение, в сотни раз превосходящее прототип по красоте и богатству.

Святой Франциск тем и знаменит, что возвел бедность, аскетизм в светлый, даже радостный идеал. Осознанно отказавшись от материальных благ, он поменял обеспеченность и комфорт на путь миссионера, несущего людям идеи покаяния, мира и братства. Следуя примеру Христа, видел свое предназначение в сострадании и служении людям.

В 1228 году, через 2 года после смерти, Франциск Ассизский был канонизирован. В 1294 году на месте скромной часовни, на небольшой площади началось строительство великолепного храма. Его «отцом» считают знаменитого архитектора Арнольфо ди Камбио. На тот период он был capomaestro – руководителем строительства самых крупных объектов во Флоренции, в частности, Кафедрального собора.

Проект Санта Кроче предвосхитил архитектурные достижения эпохи Ренессанса. Его строгие, и в то же время пластичные, выразительные формы в буквальном смысле радуют глаз. Гармоничность – вот что завораживает уже при первом взгляде на это прекрасное сооружение. Хотя главный фасад церкви полностью декорирован лишь в XIX веке. Тогда же была сооружена и колокольня высотой 80 метров.

Постоянным переменам подвергалось внутренне убранство. Были и очень печальные изменения. Например, в 16 веке великолепные фрески на стенах были просто забелены: дело в том, что тогда во Флоренции свирепствовала чума, и церковные помещения использовали, как больничные. Каково же было изумление, радость реставраторов, обнаруживших под слоями извести знаменитые фрески Джотто!

В финансировании проекта строительства приняли участие самые знаменитые состоятельные семейные кланы Флоренции: след в истории, заслуживающий уважения.

Ссылка на основную публикацию