Банковский мост

Как назывался Большеохтинский мост

Путаницу с названиями вызвали восстановленные в позолоте четыре надписи «Мостъ Императора Петра Великаго», с вензелями, коронами и датами строительства уникального инженерного сооружения. Событие произошло в процессе масштабного ремонта путепровода во второй половине 1990-х гг. и сразу же стало предметом обсуждений среди петербуржцев. Многие надеялись, что объекту вернули историческое название, но обновлены были лишь надписи.

Восстановленная историческая надпись, Екатерина Борисова

После Октябрьской революции мост переименовали в Большеохтенский. С учетом корректировки правил орфографии, в 1956 г. букву «е» заменили на «и». С тех пор «Большеохтинский» прописывается во всех официальных документах, справочниках и энциклопедиях.

Интересные факты

Кашин мост в Санкт-Петербурге не может похвастаться какой-то особенной легендой, отличающей его от других мостов Северной столицы, но зато он знаменит тем, что удачно вписывается в неповторимый городской ландшафт, названный «Семимостье».

Необыкновенно красивой панорамой любуются туристы и гости, ищут вдохновение фотографы и художники. «Семимостье» находится на месте встречи двух голубых артерий города – Крюковского и Грибоедовского каналов и включает в себя следующие мосты:

  • Красногвардейский;
  • Ново-Никольский;
  • Старо-Никольский;
  • Смежный;
  • Могилевский;
  • Кашин;
  • Торговый.

Все шесть переправ хорошо просматриваются с Кашина моста в СПб. Местные жители приписывают «Семимостью» магические свойства, связанные с числом 7 (по числу мостов).

Существует поверье, что желание, загаданное на мистическом «Семимостье», непременно сбудется. Как же поспособствовать осуществлению желания? Для начала нужно найти Пикалов мост – место встречи двух водных артерий. На нём нужно занять такую позицию, чтобы видеть перед собой Красногвардейский мост, перекинутый через Грибоедовский канал, а за ним – Ново-Никольский.

При этом Старо-Никольский мост окажется справа, а за ним покажется переправа через Крюковский канал – Смежный мост. Затем необходимо повернуться так, чтобы Красногвардейский мост оказался за спиной, а впереди виднелся Могилевский. Справа можно будет рассмотреть Кашин мост, а за ним – Торговый.

Теперь нужно проговорить про себя сокровенное желание. Считается, что если загадать его 7-го числа, 7-го месяца в 7 утра или вечера, то оно сбудется с вероятностью 100%. Ещё одна легенда гласит, что если в районе «Семимостья» брачующаяся пара бросит в воды канала одного из семи мостов замок, их семью ждут долгие годы счастливой жизни.

Но даже если это всего лишь вымысел, побывать на Кашином мосту в Санкт-Петербурге стоит, ведь здесь можно сделать прекрасные фотографии, поскольку вид на город с него открывается изумительный. Это место славится тем, что здесь можно увидеть сразу пять Петербургских храмов, которые посещают паломники и верующие.

Упоминания в искусстве

Первое, что приходит на ум — это знаменитый фильм «Невероятные приключения итальянцев в России», где чудо-путешественники ищут клад, зарытый подо львом. Грифоны — это не львы в полноценном смысле слова, но, как можно вспомнить, в счёт шли все львы или создания, хотя бы похожие на них.

Другой фильм, в котором показывают Банковский мост в Спб, это «Волшебная сила». В самом конце третьей части «Волшебная сила искусства», известный актер Аркадий Райкин и несколько девушек, идущих следом, проходят именно по этому мосту.

Кроме того, Банковский мост вошёл в список тех памятников, которые находятся под защитой специального комитета по охране памятников культуры и истории Петербурга.

Каждый мост города имеет свою уникальную историю, и банковский мост в Спб не является исключением. Кроме того, количество легенд, которыми он окутан своевременно перекликается с витающими рядом приметами. Этот пешеходный мост является украшением Питера, а грифоны охраняют финансы каждого туриста и местного, кто хоть раз просил их о помощи.

Происхождение названия

Кроме основного, широко используются названия «Львиный мостик» и «Мост о четырёх львах». Из последнего со временем был убран союз «о», и оно закрепилось в народе. Такие грозные имена были получены благодаря четырём каменным львам, находящимся на его углах.

Автором этих чугунных королей животного мира является Павел Петрович Соколов — знаменитый русский скульптор эпохи классицизма, являющийся, также, автором скульптур грифонов другого мостика, известного, как Банковский! А модель, для создания образов этих хищников, была предоставлена президентом Академии художеств — Олениным Алексеем Николаевичем.

Конструкция моста

Мост представляет собой однопролетную арочную конструкцию длиной 43 м и шириной 23,4 м. У входа на мост установлены гранитные тумбы, на них расположены фонари, украшенные множеством кованых элементов. В нижней части находятся щиты с изображением Медузы Горгоны, за ними — две перекрещивающиеся сабли. Вверх направлено несколько пик, рядом с которыми подвешен фонарь. На самом верху расположен гербовый двуглавый орел, в когтях он держит лавровый венок. Тротуары моста покрыты каменными плитами, а проезжая часть — асфальтом, их разделяет высокий бордюр.

Фонарь моста,  Alex ‘Florstein’ Fedorov

Чугунные секции перил украшают детали художественного литья военной тематики: топорики, пики, щиты. Под разделяющими столбиками расположены морды львов. Ограждение окрашено в зеленый цвет. В оформлении элементов моста широко использовано сусальное золото и бронзировка, например, на наконечниках пик, головах медуз и львов, лавровых венках, поверхностях фонарей и решеток. Тематика оформления передает величие российского государства и мощь его армии.

На ограждении перед входом установлены кованые таблички с названием конструкции. Со стороны реки висит знак огрничивающий скорость для всех плавсредств. С Пантелеймоновского моста открывается чудесный вид на реку Фонтанку и улицы со старинными домами. Здесь можно сделать красивые снимки и понаблюдать за проплывающими внизу прогулочными теплоходами.

В темное время суток включается декоративная подсветка, которая делает мост более нарядным и торжественным. Она была установлена в 2000 году в рамках проекта «Светлый город».

Теплоход проплывает под мостом,  GAlexandrova

История Пантелеймоновского моста в Санкт-Петербурге

Первоначально на месте Пантелеймоновского моста находился деревянный акведук без названия.

В 1823 году царь распорядился построить через Фонтанку цепной мост. Проект составлялся инженером Треттером. Все кованые и чугунные части конструкции были изготовлены на чугунолитейном заводе Берда в Санкт-Петербурге. Акведук собрали по частям всего за восемнадцать дней. Готовый мост открылся в 1824 году, в архивных документах сказано, что он назывался как «Большой цепной мост через р. Фонтанку». У конструкции был один существенный недостаток — при движении или сильном ветре она начинала раскачиваться. До 1851 года мост называли Пантелеймоновским цепным, позже стали использовать современное название.

Имя конструкция, так же, как и прилегающая к нему улица, получила от расположенной поблизости Пантелеймоновской церкви.

Пантелеймоновский мост упоминается в сатирическом стихотворении А. К. Толстого «Сон Попова».

В 1890-х годах в городе появились автомобили, интенсивность движения увеличилась, поэтому возникла необходимость перестроить конструкцию и увеличить ее пропускную способность. Было разработано несколько проектов. Была выбрана работа инженера А. П. Пшеницкого. В результате новый мост был открыт в 1908 году. Первое время на нем стояли перила из дерева. Архитектурное оформление моста разработал архитектор Л. А. Ильин. Все элементы были изготовлены в соответствии со стилем соседних Инженерных мостов и ограды Летнего сада.

Перила Пантелеймоновского моста,  Alex ‘Florstein’ Fedorov

Декорирование сооружения производилось заводом «Карл Винклер» с 1912 по 1914 годы.

В октябре 1923 года мост вместе с улицей были переименованы в честь декабриста П. И. Пестеля, который жил неподалеку. Прежнее название мосту было возвращено в 1991 году.

Где находится Кашин мост и как до него добраться?

Кашин мост находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Он примыкает к Никольской площади, тянется над Крюковым каналом и опускается на его набережную. Проспект Римского-Корсакова в СПб пролегает прямо по Кашину мосту.

До объекта можно доехать на автобусах №2, №27, №3, а также на маршрутных такси № 19, №2. Проезжая по проспекту Римского-Корсакова, необходимо выйти на остановке «Никольская площадь». Кашин мост можно увидеть сразу при выходе из автобуса.

Легко добраться до объекта и на Питерском метрополитене. Для этого необходимо выйти на станции «Садовая». На машине из Москвы до моста можно добраться по Митрофановскому шоссе, затем свернуть на набережную Обводного канала, а с него – на Лермонтовский проспект, в который упирается проспект Римского-Корсакова.

Где находится

Мост расположен между Исаакиевской площадью, Вознесенским проспектом и переулком Антоненко. В непосредственной близости находится Исаакиевский собор, памятник Николаю I, Всероссийский Институт Растениеводства и его библиотеки, а так же Дом Композитора. 

Адрес

Переулок Антоненко, 5

Метро

  • Адмиралтейская
  • Садовая
  • Сенная площадь
  • Невский проспект

Как добраться

  • Если вас интересует, как добраться от станции Адмиралтейской, знайте, что лучше всего пройти пешком. Путь займет менее километра, при этом идти предстоит по исторически знаковым местам города. Вам нужно выйти в Кирпичный переулок, повернуть направо, дойти до его пересечения с Большой морской улицей, снова повернуть направо и идти до Исаакиевской площади. Если идти пешком вы не хотите, то можете сесть на остановке Метро Адмиралтейская на автобус № 10 и доехать до Исаакиевской площади.
  • От станций метро Садовая и Сенная площадь путь будет один. Вам нужно выйти на переулок Гривцова и двигаться прямо по нему. Вы перейдете канал Грибоедова до Демидову мосту. Когда дойдете до реки Мойки, поверните налево и пройдите буквально несколько метров. Следуя этим путем, вы зайдете на мост с другой стороны. Вся дорога будет чуть менее километра. От остановки Сенная площадь вы можете доехать на маршрутном такси № 169 или на автобусе № 71 до остановки Исаакиевская площадь и пройти около 100 метров до Синего моста.
  • Если вы вышли на станции Невский проспект, пешком до Синего моста будет почти 1.5 километра. Вам нужно перейти дорогу, повернуть направо и идти до набережной реки Мойки. Там еще раз поворачиваете направо и идете по берегу, пока не дойдете до Синего моста. По пути справа от вас окажется Красный мост. Если же вы сядете у Казанского собора на маршрутное такси № 306, то сможете доехать до остановки Большая Морская, откуда до Синего моста будет около полукилометра. От остановки Метро Невский проспект можно доехать до остановки Исаакиевский собор на автобусах № 3, 22, 27 или на троллейбусе № 22 и пройти пешком примерно столько же.

А где припарковаться на автомобиле? Все очень просто – прямо на территории Синего моста, а так же рядом с ним со стороны переулка Антоненко есть бесплатная парковка. В самом переулке возле дома № 6 есть парковочные места для инвалидов.

Общественный транспорт до Банковский Мост в Санкт-Петербурге

Не знаете, как доехать до Банковский Мост в Санкт-Петербурге, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Банковский Мост от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.

Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Банковский Мост с учетом данных Реального Времени.

Ищете остановку или станцию около Банковский Мост? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения:
Казанский Собор; Апраксин Двор; Апраксин Пер.Театр Приют Комедианта; Пер. Апраксин; Ст. Метро »Невский Проспект».

Вы можете доехать до Банковский Мост на автобусе, метро, маршрутке или троллейбусе. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости:
(Автобус) , , , , , , (Метро) , (Троллейбус)

Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Банковский Мост с помощью приложения или сайте Moovit.

Грифоны на Банковском мосту в Санкт-Петербурге: легенды и поверья

Вокруг Банковского моста в Питере ходит немало легенд. Первая рассказывает о причине, по которой грифоны были установлены по обеим сторонам моста. Подобные создания с древних времён считались стражами богатств. А поскольку Банковский мост в Спб вел в здание банка, то грифоны выполняли свою прямую миссию – защиту финансового благополучия Российской империи.

Согласно продолжению легенды, улучшить свое материальное состояние может любой желающий. Для этого нужно совершить несколько простых действий:

  • под лапу любого из четырех грифонов кладут монетку, говорят желание, потирают лапу, а затем целуют место над хвостом создания;
  • другой распространенный способ — прогуляться по мосту с горстью мелочи в кармане, звонко брякая во время пути. Либо, чтобы не привлекать большого внимания, можно просто держать в руке бумажные деньги и думать о будущем благополучии, совершая переход с одного берега на другой.

После того, как на месте банка появился институт экономики, грифоны стали приносить удачу и студентам. Для успешной сдачи сессии необходимо перед экзаменом обратиться к грифонам за помощью и потереть лапу.


Заключительное в этом списке волшебных свойств грифонов поверье об исполнении желаний. Чтобы исполнилось заветное, его пишут на бумажке, которую просовывают под лапу того из грифонов, что ближе всего к Казанскому собору. А затем эту лапу потирают, как бы призывая крылатого льва на помощь.

Ремонт

Первый ремонт Львиный мост пережил в 1880 году. Успешным его назвать сложно. Фигуры львов окрасили темной краской, вместо прежнего ограждения появились не слишком красивые кованые решетки. Мост лишился фонарей, находившихся в его центральной части.

Уже в начале 50-х годов XX века за ремонт подвесного моста взялся инженер М. Яновский. Он спроектировал замену деревянного настила стальными балками. Основательной реставрацией моста занялись в 1954 году. Тогда архитектор А. Ротач спроектировал восстановление первоначального декора моста:

  • вернулись торшеры с фонарями
  • восстановили литую решетку
  • фигуры львов снова обрели белый цвет
  • деревянные детали заменили металлическими конструкциями


Капитально Львиный мост отремонтировали в самом начале нынешнего века – в 2000 году, работы выполнил институт «Стройпроект»

Для моста было изготовлено новое пролетное строение, его сварили из двух стальных балок. Под балками поместили распределительную полосу, она связана с цепной системой подвесного моста. Железобетонные монолиты были установлены под пьедесталами для скульптур львов. Был выложен деревянный настил в качестве мостового полотна. Это позволило сохранить исторический вид моста.

Перед горожанами предстали обновленные чугунные львы в своем первоначальном цвете – белом с добавлением охры, имеющем сходство с каррарским мрамором. Реставраторы отметили, что внутри скульптуры хорошо сохранились после реставрации в 2000 году. Теперь перед покраской чугунных львов покрыли специальным защитным слоем.


В хорошем состоянии скульптуры должны сохраниться около 20 лет

Ремонт

За период с XIX по ХХ столетие Синий мост неоднократно реставрировался. Первый серьезный ремонт состоялся после того, как в 1925 году в чугунных коробах появились трещины. Тогда было принято решение: арки из чугуна заменить на арки из железобетона, при этом ограду моста не тронули и оставили без изменений. В 1938 году заменили покрытие моста – оно стало асфальтобетонным.

В начале 2000-х годов выяснилось, что вскоре мосту потребуется серьезная реставрация. В апреле 2013 года был начат капитальный ремонт, который длился практически 1.5 года – до сентября 2014. Проект реконструкции был разработан компанией ЗАО Институт Стройпроект, а подрядчиком оказалась компания ЗАО Пилон. Во время ремонта укрепили железобетонный свод, над чугунной частью моста был сооружен дополнительный железобетонный свод, призванный взять на себя основную нагрузку. Так же были отреставрированы ограждения и элементы декора.

Во время ремонта:

  • воссоздали силовое ограждение и торшеры
  • отремонтировали опоры и тюбинги
  • укрепили дно реки
  • заменили гидроизоляцию и освещение
  • была нарисована разметка с островками безопасности

Работы были распланированы таким образом, что на время столь длительного ремонта мост не закрывался и продолжал функционировать. Сначала ремонтировали низовую часть, затем – верх, а уже после этого занялись подмостовой частью. 

История моста

Банковский мост – выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Один из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге (наряду с Львиным и Почтамтским мостами). Названный по расположенному рядом Ассигнационному банку, мост был открыт для пешеходного движения 24 июля (5 августа н.с.) 1826 года, и по нему в тот день прошли свыше 9 тысяч человек.  Мост предназначен для пропуска пешеходов и является одним из шести висячих мостов, построенных в 1823-1826 годах.

Первый висячий мост (ныне не существует) был построен по проекту инженера П.П. Базена в 1823 году в парке «Екатерингоф», а остальные 5 мостов (два транспортных: Египетский и Пантелеймоновский — ныне оба перестроены, 2 пешеходных: Почтамтский и Львиный — ныне оба перестроены, и Банковский, тоже пешеходный) были построены по проектам инженера Г.М. Треттера.

Конструкция пешеходных висячих мостов не отличалась от аналогичных систем, принятых для транспортных мостов. В качестве несущих и поддерживающих настил элементов также были приняты металлические цепи. Но в отличие от транспортных, где опорами служили портальные рампы, то в пешеходных мостах такую роль играют заделанные в фундаменты металлические каркасы.

Особую известность мосту принесли угловые скульптуры крылатых львов (часто ошибочно именуемых грифонами) работы скульптора П. П. Соколова. Мифические крылатые львы, изображения которых ранее встречались только в отделке мебели и архитектурных деталях, впервые были отлиты в огромных размерах и украсили улицу. Фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе, крылья вычеканены из листовой меди и покрыты сусальным золотом

Пролетное строение на Банковском мосту состоит из 2-х цепей, подвесок и деревянного полотна. Роль пилонов выполняют чугунные рампы (каркасы), прикрепленные болтами через кладку к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которому прикреплены несущие цепи.

К концу XIX века решетки на мосту были заменены металлическими простого рисунка, а фонари на головах крылатых львов были уничтожены.

В 1952 году были произведены реставрационные работы по возвращению мосту его первоначального облика. Были восстановлены: перильное ограждение по проекту инженера А.Л. Ротача, торшеры с фонарями и возобновлена первоначальная свинцовая окраска чугунных, металлических и деревянных частей моста. В 1967 году была восстановлена позолота архитектурных деталей моста.

В 1976 году заменены деревянные прогоны на металлические.

В 1988 году была обновлена позолота сусальным золотом декоративных элементов моста.

В 1997 г. выполнен ремонт чугунных грифонов, реставрация перильной решетки, ремонт электроосвещения.

13 января 2017 года начались работы по реставрации грифонов Банковского моста. Грифонам планируют вернуть тот вид, который они имели до реставрации 1950-х годов. Они будут не зелеными, а темными, цвета патинированной бронзы. В перспективе — реконструкция пролетного строения моста. Проект предусматривает также ремонт перил и декора переправы. Летом 2018 года Главгосэкспертиза согласовала стоимость проекта.

История возникновения и технические характеристики

Вид конструкции Висячий
Тип Пешеходный
Основная длина 22,44 м
Длина по карнизу 27,8 м
Ширина между перилами 2,28 м
Интервал оси цепей 2,42 м
Прохожая часть Дощатый настил

Строительство этого прекрасного Питерского мостика было начато в 20-х годах XIX века, а официальное открытые для горожан произошло в 1826 году. Его построили в Адмиралтейском районе для соединения улицы Малой Подьяческой с Львиным переулком.

Новая переправа в день своего открытия имела колоссальный успех – в первые пару часов через мост перешло более 2700 человек! Целью его постройки было облегчение способа пересечения через канал. Он соединяет Казанский остров со Спасским, и считается одним из трёх цепных мостов, помимо Почтамтского и Банковского, сохранившихся в старом Ленинграде.

Легенды и интересные факты

С необычным памятником связано много городских легенд и традиций. Самая известная из них очень популярна у туристов — считается, что если загадать желание и бросить монетку так, чтобы она осталась на постаменте, то оно обязательно сбудется. Когда в Санкт-Петербурге начинается туристический сезон, то у памятника практически всегда собирается много людей, испытывающих удачу. Самые опытные даже дают рекомендации- какие монетки лучше. Дело это непростое, поскольку площадь постамента небольшая, то монеты чаще всего отскакивают и улетают в воду.

С монетами, попавшими в воду, также связано много забавных историй, в летнее время здесь неоднократно видели водолазов, собирающих деньги со дна Фонтанки, а зимой, когда река покрывается льдом, под Чижиком-Пыжиком собираются и другие бесстрашные, копающиеся в снегу и разбивающие лед в поисках добычи.

AleAlexander

Связь Чижика-Пыжика с алкогольными напитками также породила интересную свадебную традицию. Чтобы семейная жизнь была счастливой, жених должен чокнуться рюмкой водки с клювом бронзовой птички

Для этого рюмка привязывается на веревочку и осторожно опускается

Памятник Чижику-Пыжику считается самым воруемым в Санкт-Петербурге. С 1994 года маленькую птичку крали 7 раз! Не всегда воров вдохновляла история или эстетическая ценность памятника, чаще его похищали, чтобы банально сдать в пункт приема цветных металлов. Именно там Чижика и находили неравнодушные граждане. После последней кражи птицу так и не нашли, скульптуру отлили заново и закрепили так, что теперь ворам придется унести с собой и часть набережной.

Надежда Пивоварова

Как добраться?

Добраться до переправы и увидеть её своими глазами можно, сев на метро и доехав до одной из станций: «Садовая», «Спасская» или «Сенная площадь». Станция «Садовая» находится на линии номер пять — на Фрунзенско-Приморской линии, украшенной фиолетовым цветом.

Спасская станция расположена на четвёртой линии, которая носит оранжевый цвет и называется «Правобережная». Последней же из ближайших станций метро является станция «Сенная площадь», расположившаяся на второй ветке — на Московско-Петроградской линии синего цвета. Дальше на выбор даётся 2 варианта прокладки маршрута:

Поездка на автобусе от остановки «Сенная площадь» до остановки «Набережная канала Грибоедова» — доехать можно на маршрутках «К-124», «К-186» и «К-350». Ехать нужно в правом направлении, если стоять спиной к вывеске «Райффайзен банк». Далее по маршруту — 400 метровая прогулка по левой набережной канала.

Львиный мост на карте:

Фото и описание

Одним из трех висячих мостов, сохранившихся до наших дней в Санкт-Петербурге, является Банковский мост, соединяющий Спасский и Казанский острова через канал Грибоедова. Эта пешеходная переправа была построена для перехода через Екатерининский канал ко входу в Ассигнационный банк в 1825 году. Из-за «соседства» с находящимся рядом банком мост стал именоваться Банковским.

Инженеры В.А. Христианович и В.К. Треттер стали авторами проекта, увлёкшись, как и многие петербургские градостроители, созданием, так называемых цепных висячих мостов, удерживающихся над водой металлическими цепями. Применённые при строительстве Банковского моста цепи глубоко заделаны в пастях литых чугунных грифонов работы П.П. Соколова так, словно последние, сидя по углам переправы, стараются удержать мост.

Грифон представляет собой мифическое чудовище с телом льва, головой льва или орла, белоснежными крыльями и острыми когтями. Архитектурная расшифровка грифона – весьма символична: поскольку он изображается с туловищем льва, головой орла и когтистыми орлиными лапами, то такая комбинация символизирует соединение острого ума и недюжинной силы. Потому-то грифоны символически представляют Петербург. На Банковском мосту грифоны установили не случайно: древнегреческие мифы повествуют, что они слыли надежными стражами кладов, лучшими стражами золота. Поэтому именно грифоны были выбраны как главные элементы декоративной отделки моста у здания банка.

Кроме прекрасных грифонов Банковский мост «щеголял» красивой ажурной решеткой с рисунком из раскрытых вееров и пальмовых листьев. В итоге Банковский мост прослыл самым богато украшенным и оригинальным сооружением на том месте: окружающие его дома на берегах канала Грибоедова, выглядели намного проще. Своим оригинальным архитектурным оформлением мост «прославился» даже далеко за пределами города. Тем не менее мост органично вписался в окружающую его обстановку: богатый декор моста «компенсировался» его компактными размерами (чуть более 25-ти метров в длину и около 2-х метров в ширину).

Крылья грифонов, удерживающих Банковский мост, были изготовлены из позолоченной меди. Это привлекло к мосту любителей лёгкой добычи, пытавшихся соскрести позолоту с решетки и со скульптур. А ведь нажиться на подобной «добыче» было невозможно — золото покрывали таким тонким слоем, что соскрести можно было только мельчайшую золотую пыль. Но «золотодобытчиков» это не смущало, и, в конце концов, грифоны и решётка Банковского моста пришли в полную негодность – были сильно исцарапаны или отломаны все их позолоченные элементы. В конце XIX века решётка была снята с моста на реставрацию, после чего её след бесследно исчез. Длительное время парапетом Банковского моста были обычные перила, заменившие утраченную художественную ограду.

В 1949 г. деревянное полотно моста было капитально отремонтировано. В 1952 г. по проекту А.Л. Ротача и Г.Ф. Перлиной чугунную ограду восстановили, вместе с ней – и фонари над головами грифонов.

Как появился Банковский мост?

История Банковского моста берет свое начало в 1820-х годах. В то время население островов, прилегающих к Екатерининскому каналу, возрастало, и требовались дополнительные переправы. В результате за 3 года, с 1823-1825, воплотились в жизнь разработки 6 навесных мостов. Среди них был и Банковский. Его открытие состоялось 5 августа 1826 года, за первые сутки мост перешли около 9000 человек.

Почти все висячие мосты, в том числе и Банковский, были возведены по эскизам архитектора Вильгельма фон Треттера. На его счету еще такие мосты, как Почтамтский, Львиный, Египетский и Пантелеймоновский. В данное время все пять мостов преобразованы в соответствии с новыми нагрузками.

Во всех мостах, построенных Треттером, прослеживалось повторение конструкций. Пролеты моста держались с помощью цепей, крепившихся сверху. А удерживали цепи специальные каркасы, которые были выполнены из металла и спрятаны в основания на островной части.

По бокам Банковский мост украсили крылатые львы, в Спб чаще именуемые грифонами (хотя это не совсем правильно). Обычно подобные скульптуры являлись отделочным элементом мебели или частью архитектурного ансамбля. По проекту П. Соколова они были отлиты в крупных размерах и стали визитной карточкой моста. Александровский чугунолитейный завод изготовил львов из чугуна, а крылья из меди. Крылья затем покрыли сусальным золотом.

За время жизни Банковский мост в Санкт-Петербурге сильно поизносился, кроме того любители лёгкой наживы пытались наскрести с крыльев львов золото. Поэтому в 1952 году мост отправился на реконструкцию. В ходе работ обновили краску на деталях моста, вернув чугунный цвет, установили фонари, а также вернули ограждение к своему первоначальному виду (проект инженера А. Ротача). А в 1967 году и позолота вернулась к своему первозданному виду.

Спустя ещё почти 20 лет, мост с грифонами в Санкт-Петербурге снова подвергся изменениям. В 1967 некоторые деревянные части заменили на металлические, а в 1988 снова пришлось «позолотить» крылья грифонов. Уже в конце 20 века, в 1997 году реконструкции подверглись и сами грифоны, а также перила и освещение. В ходе этого ремонта под лапами грифонов было найдено много монет и записок с пожеланиями, оставленными туристами.

Следующая масштабная реставрация началась на мосту зимой 2017 года. В планах обновить грифонов, а также отремонтировать сам пролет моста. Кроме того, возможно сами перила будут переделаны.

Внешний вид и конструкция

Львиный мост — чудо питерской архитектуры. Уникальность сооружения заключена в том, что он буквально закреплен «на нитках». Этот технически сложный проект выполнялся под руководством инженеров Вильгельма Треттера и Василия Христиановича, принимавших непосредственное участие в возведении всех висячих мостов Санкт-Петербурга.

Создатели спрятали удерживающие цепи в скульптурах львов. Они выкрашены в белый цвет, который придает монументам вид чистого мрамора. По сравнению со своими помпезными братьями, решетка мостика украшена простым геометрическим узором. На ней отсутствуют увесистые вензеля, и это придает переправе особенную легкость и воздушность.

Львиный мостик несколько раз закрывали на реконструкцию: в 1948 и в 2000 годах. Последняя из них была приурочена к празднованию 300-летия СПб. Многие деревянные детали были заменены на металлические. Это укрепило мост. Самой конструкции вернули первоначальный вид: восстановили былой рисунок ограды, вернули осветительные фонари, и львы из серых снова превратились в белоснежно-белых.

История достопримечательности

Синий мост не столь известен широкой публике, как иные водные переправы Питера. Но он по праву считается одним из самых первых, появившихся в Петербурге. Его основная черта — невероятная ширина полотна. Она в три раза больше его длины. Мосты такой сложной конструкции встречаются крайне редко во всем мире.


фото Синего моста

За почти три столетия его неоднократно реконструировали, реставрировали, меняли форму и отделку. Основной причиной модификаций служили изменения в архитектурном строении Исаакиевской площади. Сейчас это неотъемлемая часть ансамбля.

А в 1737 году здесь был построен небольшой деревянный мост. Автором стал голландец по происхождению — Харман ван Болос. В 50-х годах 18-го столетия он был удлинен. Но все еще оставался из дерева.

Уже в начале XIX века Санкт-Петербург расцветал величием Столицы Империи и необходимо было соответствовать статусу. Находясь в самом центре города, мост должен отвечать не только функциональным требованиям, но стилистическим (а это грациозность, помпезность, возвышенность красоты).

Замена дерева на железо произошла в 1818 году. Автором проекта нового сооружения выступил архитектор В.И.Гесте. Переправа получилась однопролетнойым. Основной материал конструкции – чугун.

В таком виде мост простоял чуть больше двадцати лет. Причиной доработки послужила постройка Мариинского дворца. Для сохранения гармонии композиции требовалось внести изменения в общий архитектурный план площади и увеличить пропускную способность моста. Были добавлены арки по бокам, общая ширина теперь составляла невероятные 97,3 метра.


Синий мост в Спб

Иных кардинальных конструктивных изменений в истории моста не происходило. Его несколько раз закрывали на реконструкцию. Это связано было с тем, что воздействие влаги вызывало коррозию несущих конструкций.

Последняя реставрация состоялась в 2013-2014 годах. Мост не был перекрыт для движения полностью. Этого удалось добиться благодаря хорошей планировке.

Сначала производилась реставрация нижней части, затем верхней, после обще восстановительные работы и обновление декора сооружения. Улучшена гидроизоляция опор и механизмов. Восстановлена подсветка.

Откуда пошло название моста?

Во времена императорской России большое количество улиц и мостов в СПб именовались по находившимся неподалёку питейным заведениям, и Кашин мост тоже вошёл в это число. Рядом с ним располагался питейный дом купчихи Кашиной, нижегородской судовладелицы.

Мария Капитоновна известна тем, что после кончины мужа, взяла под своё руководство управление делами пароходства, которым он владел. В 1910 году в основу Горьковской пьесы «Васса Железнова» легли жизнь и семейное дело этой русской предпринимательницы.

Сегодня большинство исторических названий переправ, улочек, проездов в городе на Неве, к сожалению, не сохранилось. Ведь утрачивая старинные названия, мы теряем часть истории.

Архитекторы

Проект моста принадлежал двум инженерам – В. К. Треттеру (1788-1859) и В. А. Христиановичу (1803-1847). Треттер, потомственный инженер-строитель, был немцем, который много лет работал в России. Его считают родоначальником эры немецкой архитектуры в Санкт-Петербурге. Во многом именно с него в городе началось железное мостостроение. Особенно Треттер ратовал за строительство висячих мостов, которые были распространены в  Европе и Америке. Помогал гениальному немцу русский инженер Христианович. Они совместно построили не только Банковский, но и другие подвесные мосты Петербурга:

  • Львиный
  • Египетский
  • Почтамтский
  • Пантелеймоновский

Ссылка на основную публикацию